Духовные сочетания Брейгеля

        Питер Брейгель – это не художник, это церковь, в которую нужно входить, снимая шляпу при этом. Купец Ионгелинг спас от гибели ценнейшую коллекцию из серии «Времен года» за стены собственного замка. В период сокрытия картин в Нидерландах еще по-прежнему царил протестантский произвол, направленный против произведений религиозного искусства. Статуям Богородицы отбивали головы, Христа замазывали грязью, чтобы скрыть мудрствование людей. Сжечь икону или сатанинские притчи художников, которые напротив поворачивали стрелы против дьявола, но не направляли их в небо, было долгом северных христиан, воплощавших этим образом известную Заповедь божию «Не сотвори себе кумира» (Втор. 5:8).
        В это время в Италии работают Микеланждело и Тициан. На Руси подводятся итоги правления Ивана III и Софьи Фоминичны Палеолог, которые перенесли из Византии двухглавого орла и устроили итальянскими руками известные башни и стены Московского Кремля, украсив их мерлонами или ласточкиным хвостом. В Ферапонтовом монастыре как уже с пол-века висят фрески – Дионисия и его сыновей. По истечение этого срока, когда Брейгелю исполняется 22 года, на русский трон восходит 16-летний Иван Васильевич Грозный, а «иконный пожар», произошедший в Москве в этот год (1547), уносит до 90 % древнейших построек и икон.
        Перед знаниями Брейгеля философа, мудреца и рассказчика в искусстве бледнеют источники. Предвосхитивший Шекспира в своем времени Брейгель «Мужицкий» за темы, которые исполняет подобно ковру, но только темперой на досках, раскрывая сотканные нитями аллегорий и знаков библейские притчи, совмещает их с несовместимыми греховными сценами из жизни крестьян. Вопреки модной тогда, царствовавшей в Европе живописи маслом, слияние светского стиля письма с иконописной манерой, позволяет ему добиться феноменальной цветовой гармонии с помощью прозрачности цвета. «Пути господни неисповедимы!» – думаешь, когда вспоминаешь, как целые полчища итальянских художников направлялись на родину других художников за 100 лет до появления Брейгеля, в Нидерланды, когда подходили к дверям мастерской, по распостранившемуся мнению изобретателей живописи маслом, великих живописцев-братьев Ван Эйков, чтобы узнать их секреты. Но тщетно возвращались обратно. Спустя 100 лет, их земляк Питер Брейгель приезжает наоборот, уже оттуда, в Италию и направляется в мастерскую к Микеланджело, где ведет с ним беседы о искусстве, чтобы учиться совершенства у итальянцев.
        На Руси тогда Иван Грозный уже успокоился от «пожара» и отдает приказ свести в Успенский собор Московского Кремля для централизации власти древние святыни, иконы из русских провинциальных городов: Новгорода, Пскова, Смоленска, Суздаля, Твери, которые можно частью увидеть сегодня, как рассыпанные грядки. В это время и происходит то невероятное количество духовных сочетаний, от которых сегодня раздвигаются едва ли не ушедшие в небытие шторы познания в искусстве. Русские иконописцы-псковичи Ян, Останя, Якушка и Высокий Глагол приезжают из Пскова по приглашению духовника Ивана Грозного – Сильвестра, делают подобие там брейгелианским картинам, свои новые неизвестные до селе Руси аллегоричесие иконы для Успенского и Благовещенского соборов, вместе с которыми в русские иконописные окна начинают входить иконы-аллегории, со сценами «живых суще».
        Между тем, в картинах Брейгеля повсюду чувствуются испанские углы, которые он тщательно прячет. Необходимо отдать должное и учителю художника Питеру Куку, имевшему образование редактора, очевидно снабжавшего ученика необходимо нужной информацией. Детская натура как пластилин, из которого можно слепить все что угодно. Учитывая, что до 18-ти лет человек принимает, а после отдает, становится очевидным кругозор и навыки Брейгеля, которому повезло не только по небесным причинам, но и по земным, когда тяжелая жизнь и бедное детство могут привести к счастливому итогу.

               
                / Октябрь 2008 г. /

 «Крестьянский танец» (деталь), П. Брейгель Старший, 1567-1569 гг. Из серии картин «Времена года». Музей истории искусств, Вена.


Рецензии