Духовные сочетания Брейгеля
В это время в Италии работают Микеланждело и Тициан. На Руси подводятся итоги правления Ивана III и Софьи Фоминичны Палеолог, которые перенесли из Византии двухглавого орла и устроили итальянскими руками известные башни и стены Московского Кремля, украсив их мерлонами или ласточкиным хвостом. В Ферапонтовом монастыре как уже с пол-века висят фрески – Дионисия и его сыновей. По истечение этого срока, когда Брейгелю исполняется 22 года, на русский трон восходит 16-летний Иван Васильевич Грозный, а «иконный пожар», произошедший в Москве в этот год (1547), уносит до 90 % древнейших построек и икон.
Перед знаниями Брейгеля философа, мудреца и рассказчика в искусстве бледнеют источники. Предвосхитивший Шекспира в своем времени Брейгель «Мужицкий» за темы, которые исполняет подобно ковру, но только темперой на досках, раскрывая сотканные нитями аллегорий и знаков библейские притчи, совмещает их с несовместимыми греховными сценами из жизни крестьян. Вопреки модной тогда, царствовавшей в Европе живописи маслом, слияние светского стиля письма с иконописной манерой, позволяет ему добиться феноменальной цветовой гармонии с помощью прозрачности цвета. «Пути господни неисповедимы!» – думаешь, когда вспоминаешь, как целые полчища итальянских художников направлялись на родину других художников за 100 лет до появления Брейгеля, в Нидерланды, когда подходили к дверям мастерской, по распостранившемуся мнению изобретателей живописи маслом, великих живописцев-братьев Ван Эйков, чтобы узнать их секреты. Но тщетно возвращались обратно. Спустя 100 лет, их земляк Питер Брейгель приезжает наоборот, уже оттуда, в Италию и направляется в мастерскую к Микеланджело, где ведет с ним беседы о искусстве, чтобы учиться совершенства у итальянцев.
На Руси тогда Иван Грозный уже успокоился от «пожара» и отдает приказ свести в Успенский собор Московского Кремля для централизации власти древние святыни, иконы из русских провинциальных городов: Новгорода, Пскова, Смоленска, Суздаля, Твери, которые можно частью увидеть сегодня, как рассыпанные грядки. В это время и происходит то невероятное количество духовных сочетаний, от которых сегодня раздвигаются едва ли не ушедшие в небытие шторы познания в искусстве. Русские иконописцы-псковичи Ян, Останя, Якушка и Высокий Глагол приезжают из Пскова по приглашению духовника Ивана Грозного – Сильвестра, делают подобие там брейгелианским картинам, свои новые неизвестные до селе Руси аллегоричесие иконы для Успенского и Благовещенского соборов, вместе с которыми в русские иконописные окна начинают входить иконы-аллегории, со сценами «живых суще».
Между тем, в картинах Брейгеля повсюду чувствуются испанские углы, которые он тщательно прячет. Необходимо отдать должное и учителю художника Питеру Куку, имевшему образование редактора, очевидно снабжавшего ученика необходимо нужной информацией. Детская натура как пластилин, из которого можно слепить все что угодно. Учитывая, что до 18-ти лет человек принимает, а после отдает, становится очевидным кругозор и навыки Брейгеля, которому повезло не только по небесным причинам, но и по земным, когда тяжелая жизнь и бедное детство могут привести к счастливому итогу.
/ Октябрь 2008 г. /
«Крестьянский танец» (деталь), П. Брейгель Старший, 1567-1569 гг. Из серии картин «Времена года». Музей истории искусств, Вена.
Свидетельство о публикации №212070101598