Зоопарк

– Папа, я никогда не был в зоопарке!
Олег Иванович с виноватой улыбкой посмотрел на сына и ответил:
– Сходим, Витя, обязательно. В субботу.
– Обещаешь?
– Обещаю. Сам уж не помню, когда был, очень любопытно посмотреть.
Когда наступило утро выходного дня, Витя проснулся раньше всех. Он долго не решался разбудить родителей, но глядя на часы, стрелки которых неумолимо двигались к десяти часам, не выдержал и постучал в дверь спальни. Папа вышел встревоженный и, протирая глаза, спросил:
– Что случилось?
– Ты что, папа, забыл?
– Ах, да!.. – вспомнил Олег Иванович. – Мы же с тобой собрались в зоопарк! Ну, иди в кухню. Позавтракаем и сразу отправимся.
Зоопарк в городе работал давно. Но будучи небольшим, он не претендовал на любимое место посещений горожан. Как и у многих других зоопарков,  у него имелись трудности с содержанием животных, поэтому на входе висел ящичек с надписью: «Для пожертвований». Папа достал кошелёк и отправил туда бумажную купюру. Вите тоже захотелось пожертвовать, но деньги у папы просить он не стал. У Вити была своя заначка. Он пошарил в карманах и нашёл несколько монеток. Когда со звоном они упали в ящик, Витя радостно вздохнул. Какое это счастье – пожертвовать на хорошее дело!
Много интересного было внутри зоопарка. Чуть дальше от входа посетителей встречал пожилой баянист; он, создавая атмосферу праздника, наигрывал знакомые мелодии. Взрослые гуляли по асфальтовым дорожкам между большими вольерами, останавливались, удивлённо открывали рты, а дети громко смеялись, показывая пальцем на необычных животных и их проделки. Детей особенно развлекали гримасы обезьянок. Одни животные дремали, греясь на солнышке, другие резвились, а третьи жевали кусочки лакомств, брошенные посетителями.
Стояли тут и несколько тесных, грязных клеток с хищными животными. Когда подошли к ним, весь Витин восторг быстро сменился на беспокойство. И было от чего. У всех заточённых в них зверей глаза были тусклые, грустные, – они вовсе не обращали внимания на людей.
– Папа, а разве их не выпускают гулять?
– Нельзя их выпускать. Они опасны для людей и для других животных, да и думают только, как сбежать.
– Но им же так плохо! Посмотри, они чуть не плачут!
– Ничего не поделаешь – такая у них судьба…
– Это же несправедливо: звери должны страдать, чтобы радовались люди?
Папа виновато улыбнулся, как будто за всех людей сразу, и положил руку на Витино плечо.
А когда они подошли к клетке с медведем, Витя невольно съёжился. То, что он увидел, поразило его. Огромный медведь – этот царь природы – метался в тесной клетке из угла в угол, и только иногда останавливался, чтобы куснуть железную решётку. В эти минуты показывались его жёлтые, обломанные зубы. Витя увидел, что рот медведя был в крови, и эта кровь местами окрашивала толстые прутья решётки. Но самое сильное, что поразило Витю – его глаза. Красные, как горящие угли, они казались очень злыми. Увидев, что Витя смотрит с затаённым дыханием и от волнения не может отвести взгляд, Олег Иванович поспешил сказать:
– Пойдём дальше. Посмотрим лучше лося.
– Нет, папа, подожди…
Витя не мог уйти. А медведь, будто бы подслушав разговор, вдруг остановился, встал на задние лапы и стал смотреть Вите прямо в глаза. Зверь открыл рот, зашевелил губами, и Витя по этим движениям, к своему огромному удивлению, стал отчётливо читать слова: «Витя, помоги мне! Выпусти меня отсюда! Я знаю, что ты добрый мальчик, только ты сможешь сделать это!»
Витя даже отшатнулся от перегородки.
– Что с тобой? – забеспокоился папа.
– Он мне сказал…
– Что сказал?.. Я ничего не слышал.
– Он мне сказал, чтобы я помог ему.
– Тебе показалось. Какой ты, однако, у меня впечатлительный!
– Нет, папа, не показалось…
Тут Олег Иванович взял его за руку и повёл дальше. Но сколько они ходили ещё, Витя уже не знал. Теперь в каждом новом звере, он видел только красные, горящие глаза, просящие о помощи.

Весь домашний вечер Витя был молчаливый, замкнутый. Он представлял этого медведя, который по-прежнему сейчас метается в клетке и грызёт железные прутья. Вите было очень совестно, что он ничего не успел пообещать в ответ.
Когда легли спать, Витя не мог уснуть и, ворочаясь в постели с боку на бок, размышлял: «Ну чем тебе, Мишка, я могу помочь? Как?» Потом закрыл глаза и стал придумывать план.
Вдруг его как будто озарило, в спальне даже стало светлее. Круглая, бледная луна явилась в окно и посмотрела прямо на него. Вите показалось, что она с упрёком шепнула: «Не спи, не спи, помоги Мишке, спаси его…» И – что было странно – сказав это, она тут же скрылась. Тени от предметов вытянулись, поползли по полу, по стене, и угасли совсем. «Надо фонарик найти!» – решил Витя. Он порылся в ящичках стола и обнаружил его; когда убедился, что фонарик горит, оделся и тайком бесшумно вышел на улицу. 
Непонятно каким образом, Витя сразу очутился у ворот зоопарка. Это было удивительно. А ещё он удивился тому, что не испытывал никакого страха; хотелось только поскорее добраться до клетки. Ворота конечно были закрыты, и ему пришлось думать, как попасть внутрь.
Витя прошёлся вдоль высокого железного забора из литых решёток, выбрал место, где проще было перелезть. Как только он оказался на территории зоопарка, сразу стал вспоминать, где находилась клетка с медведем.
Вокруг не слышалось ни единого звука; звери спали; на небе ярко горели звёзды и, казалось, они подмигивали, подбадривали.
Подойдя к знакомой клетке, Витя не услышал там никаких шагов, но когда осветил фонариком, то увидел Мишку, стоящего на задних лапах, – он словно ждал его:
– Я знал, что ты придёшь! – отчётливо послышался его голос.
Вите совсем не было страшно, он лишь удивлённо спросил:
– Ты умеешь говорить по-человечески?
– Умею. Только люди всё равно не слышат меня.
– Неправда! Я услышал тебя днём.
– Это потому, что у тебя доброе сердце.
– Если я выпущу тебя, ты не будешь опасным для всех? Папа мне говорил о тебе.
– Это не так, Витя. Люди давно стали угрозой нам, медведям.
– Я постараюсь вывести тебя за город, а там ты убежишь.
– Хорошо. Только как ты откроешь клетку? Засов скручен толстой проволокой.
Витя долго искал, чем можно скрутить проволоку. Недалеко он нашёл железный прут. Вставив его между душками засова, Витя, сколько было сил, стал вращать им. Проволока долго не поддавалась, но, наконец, звучно лопнула. Витя посмотрел вокруг, прислушался, потом осторожно отодвинул засов.
– Выходи, Мишаня.
– Спасибо, Витя.
Медведь осторожно ступил лапами на асфальт. Каким огромным и лохматым, он показался в темноте! Наедине с медведем и никого нет рядом – раньше Витя не смог бы и представить такое!
– Как же мы выйдем из зоопарка? – спросил медведь. – Ворота закрыты, а через высокую ограду я, пожалуй, перелезть не смогу. Староват я уже…
– Что-нибудь придумаем. Иди за мной, – и Витя, вспоминая дорогу к выходу, сделал шаг.

Не успели они пройти и десяток шагов, как услышали чей-то жалобный голос:
– Витя, открой и мою дверь. У меня на свободе осталась семья. Не дай мне погибнуть здесь.
Витя осветил фонариком клетку, откуда доносился голос и увидел там львицу. Он вспомнил, как подходил к ней днём и как поразили её грустные, большие, жёлтые глаза.
Витя открыл и эту клетку. Но как только львица, поблагодарив его, вышла, послышался ещё чей-то голос – такой же грустный, только писклявый:
– Витя, не проходи мимо. Выпусти меня. Не оставь здесь.
Это просила лиса. Пришлось Вите потрудиться ещё раз. От железа кожа на ладошках едва не стёрлась, было очень больно, но и её дверь он смог отворить.
Теперь предстояло главное – открыть ворота зоопарка. Когда они, тихо ступая, прошли мимо домика сторожа до главных ворот, то увидели на них большой замок.
– Подождите здесь. Спрячьтесь за кустами, – сказал Витя, подумав, – я быстро вернусь.
Он подкрался к домику сторожа. Настольная лампа освещала его изнутри. Витя осторожно глянул в окно и улыбнулся: сторож, облокотившись на стол, забавно храпел, и это походило на хрюканье. Витя высунулся смелее, осмотрел комнатку и увидел связку ключей на стене. «Это они! Но как их взять?» – тут он озадачился. Правда, ненадолго.
Он спрятался за пожарный ящик и бросил в окно камешек. Видно было, как на стекле сразу появилась тень. Обеспокоенный сторож выглянул на улицу, постоял немного, побурчал недовольно, и пошёл в направлении клеток, освещая себе путь фонариком. Как только он удалился из виду, Витя забежал в домик и снял с гвоздя ключи. Но какой из них был от замка? Пока Витя совал их один за другим в замочную скважину, раздался громкий свисток сторожа. Стало ясно – он обнаружил открытые клетки! Сейчас он побежит обратно! Ключи никак не подходили. И только когда фонарик сторожа светил уже совсем близко, наконец-то, замок открылся.
– Быстрее! – скомандовал Витя, открывая ворота.
Сторож, увидев хищных зверей, видимо сильно испугался и заскочил в свой домик. В окно было видно, как он схватился за телефон.

Это было странное зрелище. В темноте улиц, где не было ни машин, ни людей, бежали четверо: впереди Витя, за ним трое зверей, а последний из них, старый медведь Мишаня, всё кряхтел, охал и отставал. Бежали они, пока не заметили, как в начале улицы вдруг появилась полицейская машина с мигающим маячком. Машина неслась прямо навстречу им.
– Сюда, скорее! – скомандовал Витя, заметив рядом кирпичное ограждение с мусорными контейнерами в центре. – Спрячемся здесь!
Когда они оказались за этим укрытием, машина затормозила и будто бы специально остановилась напротив. Вскоре с другой стороны подъехала и остановилась другая машина. Из них вышли полицейские и начали между собою переговариваться. Доносились их слова:
– Звери не должны убежать далеко.
– Да, наверное, где-то рядом…
– Получен приказ применить оружие.
– Если они на кого-нибудь нападут, нам несдобровать! Мы должны найти их и уничтожить, во что бы то ни стало!
– А может, вызвать какие-нибудь ветеринарные службы, чтобы в них выстрелили снотворным?
– Какие, к чёрту, службы ночью! Пока мы тут рассуждаем, они кого-нибудь съедят!
Витя съёжился и прижался к стене, увидев над собой луч фонарика, который бегал по деревьям, по земле.
– Быстро по машинам! – скомандовал полицейский. – Не должно остаться ни одного квадратного метра не проверенным!
Когда машины отъехали, все облегчённо вздохнули. Но, немного погодя, мимо пронеслась другая машина с мигалкой.
– Добраться до леса будет сложно, – рассуждал Витя. – Надо что-то придумать.
– Витя! Какой опасности мы тебя подвергаем! –  с горечью вздохнул Мишаня, – Может быть, нам вернуться обратно?.. Столько лет прожили в клетках, и доживём как-нибудь…
– И я согласна вернуться, – грустно вымолвила львица.
– А я не думала, что это так опасно… – пропищала лисичка.
Витя решительно встал:
– Нет! Отступать на полпути нельзя! Я верю, друзья – всё у нас получиться!
После этих слов все снова насторожились, услышав нарастающий звук; это был звук мотора грузового автомобиля. Стало светло от его фар. Витя сначала присел, но потом, когда машина остановилась рядом, понял, что это был обыкновенный мусоровоз. Они иногда работают ночью.
«Это шанс!» – подумал Витя. К нему пришла не очень приятная, рискованная, но всё-таки идея:
– Как только погрузчик опрокинет последний контейнер и водитель направиться в кабину, мы сможем запрыгнуть в кузов. Нужно очень быстро. У нас будет несколько секунд.
Витино предложение звери приняли без особого восторга, они молчали.
– Знаю! Неприятно ехать на мешках с мусором. Ещё в дороге могут насыпать. Зато надёжно. Мусоровоз поедет на городскую свалку, а это как раз за городом, у леса! Или будем сидеть и ждать, что за нами пришлют лимузин? Ну, решайтесь!
Когда водитель закончил погрузку, он поспешил в кабину. Тут все разом кинулись из укрытия и подбежали к заднему борту. Львица запрыгнула легко, одним прыжком. Лису Вите пришлось подхватить руками. Потом он залез сам. Но всех подвёл Мишаня! Он ухватился за железные выступы борта, долго кряхтел, и никак не мог вскарабкаться  наверх. Попробовав несколько раз, он тяжело охнул и сел на асфальт.
– Не могу, друзья! Простите. Совсем я старый стал… Эх!..
– Ну, давай ещё раз! Мы поможем! – сказал Витя и протянул руку.
Львица подала лапу. Но и эта попытка закончилась безуспешно. Слишком тяжёлым оказался медведь – ведь не одну сотню килограммов весил он.
Машина громко зарычала и тронулась.
– Езжайте без меня! – сказал медведь, и его глаза, казалось, заблестели сильнее.
– Нет, мы не оставим, мы не бросим тебя! – почти в голос ответили все.
Машина ещё не успела набрать скорость, как Витя, львица и лиса благополучно выпрыгнули из кузова. Пришлось некоторое время снова прятаться в стороне от дороги и придумывать дальнейший план.
– Лиса, а тебе можно бежать одной, – посоветовал Витя. – Люди тебя не считают опасным хищником.
Но лиса обиделась:
– Нет, я буду с вами до конца! А вдруг понадобиться моя помощь?
Снова показалась полицейская машина... Навстречу ей пронеслась другая... Долго пришлось ждать, когда всё стихнет, и когда можно будет продолжить путь…

Витя сразу заметил этот большой джип на дороге, который то ехал, то останавливался, но нисколько не заинтересовался им. Только когда джип проехал мимо во второй и в третий раз, он на секунду задумался: «Точно такой, как у моего папы…» Тут Витя остановился и – спохватился: «А не папа ли это?»
Насмелившись, Витя выбежал близко к дороге. «А если это папа, как он отнесётся к моему поступку?» – думал теперь с надеждой и тревогой.
Наконец, показался знакомый силуэт. Машина, ослепляя фарами, приближалась. Витя уже мог отчётливо слышать, как из приоткрытого окна кто-то  кричал его имя. Машина резко затормозила, и из неё выскочил папа. Он обхватил Витины плечи и затряс их.
– Разве так можно поступать! Я сразу догадался! А ну, бегом в машину!
Когда сели, Вите трудно было рассказать обо всём, и он только спросил:
– А как ты догадался?
– Ну, это было не сложно. Я проснулся ночью и вышел в коридор. Когда включил свет, очень удивился, что нет твоих кроссовок. Сразу постучал к тебе в спальню, а там не обнаружил уже тебя. Сначала не мог понять, но потом вспомнил наш разговор в зоопарке – и догадался. Тут же побежал в гараж, взял машину и поехал в зоопарк. Расспросил сторожа, и тот подтвердил мою догадку.
– Папа… – осторожно заговорил Витя, стараясь не выказать дрожь, – помоги! Нужно увезти моих друзей до леса. Они ждут меня.
– Витя! Нельзя этого делать. Давай лучше увезём их обратно?
– Папа, ну посуди сам! Для них я тогда стану обыкновенным обманщиком и предателем! Разве это хорошо?
Папа на минуту задумался; потом, увидев, как на Витины глаза наворачиваются слёзы, вздохнул и махнул рукой.
– Эх!.. Толкаешь ты меня на большое преступление. Ладно, зови своих друзей!

Мишаня вскарабкался в багажник, львица вскочила на заднее сиденье, а лисичку Витя взял на руки и сел с ней вперёд. Мотор взревел, и машина помчалась за город.
Какими длинными казались километры, как медленно тянулось время! Навстречу иногда попадались полицейские машины. «Пригнитесь!» – подсказал Витя львице и Мишане.
И вот, наконец, показался загородный пустырь, а за ним чернел и долгожданный лес. Папа свернул на обочину, остановил машину и вышел, чтобы открыть двери.
– Ну, Витя, будем прощаться, – сказала львица. – Спасибо тебе! Ты настоящий друг!
Витя взял рукой её лапу, чтобы пожать, и тут же от неожиданности вздрогнул: он почувствовал на своей щеке шершавый язык. Львица благодарно лизнула его трижды.
– Прощай! – сказала она и скрылась в темноте.
Потом открыли дверь Мишане. Он как обычно кряхтел и охал, и непонятно было теперь – от старости или оттого, что грустно было расставаться.
– Прощай, друг!
Витя пожал ему лапу и стал смотреть, как он, неуклюже перебирая ноги, поплёлся восвояси.
– Лисичка! Мне так хочется, чтобы ты пожила у нас дома, – попросил Витя.
Но тут случилось непредвиденное и всё дальнейшее произошло очень быстро. Из-за темнеющего бугра, за которым пряталась дорога, молнией выскочила машина с мигалкой. Её фары освятили пустырь, и когда она поворачивала, свет упал точно на спину Мишане. Витя только успел крикнуть:
– Беги, беги скорее!
Машина, свернув на обочину, с шипением остановилась рядом, всего в нескольких шагах от джипа. Из неё выскочили двое полицейских. Один, который был водителем, держал в руке фонарик. Яркий, как у прожектора, луч лихорадочно забегал по полю и остановился на Мишане. До леса ему оставалось совсем недалеко. Тут Вите впервые стало страшно. Не хотелось верить своим глазам: второй полицейский достал из кобуры пистолет, вытянул руку и заводил ей, стараясь лучше прицелиться.
– Нельзя! Не стреляйте! – закричал Витя, как мог громко.
Лисичка в это мгновение рванула из его рук. Витя только видел, как пулей она летела на полицейского, как прыгнула ему прямо на грудь. От неожиданности тот выронил пистолет и упал. Пока он соображал, что это было, лиса, сделав своё дело, исчезла в темноте.
«Молодец! Всё-таки она пригодилась!» – мелькнула у Вити радостная мысль, и он уже вместе с папой бежал к машине полицейских. В ночной тишине, словно эхом, разносилось над полем, над лесом:
– Нельзя! Не стрелять! Не стрелять!..

Когда Витя открыл глаза, было уже утро. Он удивился, что лежит у себя в постели. «Это был сон? – пришла первая мысль, и от неё как будто стало холоднее. – Всё это мне приснилось?..»
Вите стало так грустно, горько, обидно, что он не выдержал и всхлипнул. «Не может быть!» – думал он и, ещё надеясь на что-то, посмотрел на руки. На них он не заметил никаких следов от ржавого железа, которым скручивал проволоку. Пошевелил пальцами – они нисколько не болели и были розовы и чисты.
Витя наспех позавтракал и сразу же побежал в зоопарк. Подойдя к клетке с медведем, он немного удивился: Мишаня не метался, как вчера, из угла в угол и глаза его не были красны. Он встал на задние лапы и приветливо помахал лапой. Витя виновато вздохнул:
– Извини, что не выручил тебя…
Медведь зашевелил губами, и Витя смог прочитать:
– Зато у меня появился друг! Теперь мне будет легче. Знаешь, жить без друзей очень скверно. Обещаешь, что будешь приходить?
– Обещаю! Но, может, я всё-таки придумаю, как помочь тебе…
Тут Витин взгляд упал на засов, который он открывал во сне. Теперь перед ним предстала настоящая картина: никакой проволоки не было, а висел большой гаражный замок. И другие двери запирались на такие же замки, и открыть их не представлялось возможным – никак.
Витя подошёл к клетке с львицей и попросил прощения. Он был уверен – львица поняла его. В ответ она приветливо кивнула головой и нежно прищурила глаза.
Лисичка тоже, увидев его, приветствовала дружелюбно. Она радостно, совсем по-детски запрыгала.
– Извините меня, – ещё раз  сказал им Витя, уже уходя из зоопарка. – Я буду приходить к вам часто!
Несмотря на то, что слёзы просились на глаза, Витя не испытывал одну только горечь, теперь в нём поселилось и светлое чувство.
– Зато я нашёл новых друзей!


Рецензии
Уважаемый Андрей Иванович.
Ваше произведение отобрано редколлегией литературного журнала "PS" и будет опубликовано в Августовском номере в разделе "Детский мир". Номер выйдет 25 августа.
С уважением, редколлегия литературного журнала "PS"

Пост Скриптум Литжурнал   23.08.2012 21:27     Заявить о нарушении
Спасибо, успехов Вам в новом проекте! Не успел сделать правки в этом рассказе. Ну, а если интересует юмор, заходите в "Золотая рыбка" и другие на моей страничке:
http://proza.ru/2012/08/23/957

Забайкалец   27.08.2012 03:42   Заявить о нарушении