Ода пятиборью

Помнится, пришёл как-то к нам в школу тренер по прыжкам в воду и такое рассказал, ну до того красиво, что мы всем классом пошли в его секцию. Правда, дело было зимой, а зимнего бассейна у нас не было, и мы как в том дурдоме, учились прыгать на матах. Всё шло хорошо, пока дело не дошло до сальто. Мы прыгали с гимнастического трамплина, а тренер страховал, подкручивая нас. Не на того напал! Пока он держал руки там, где я должен был пролететь, я, как крылатая ракета, просвистел у него под руками, над самыми матами, и стал на уши в самом конце дорожки матов.
- Ну что ж ты, - пожурил меня тренер, - надо прыгать повыше!
- Хорошо, - сказал я, и когда тренер ловил меня внизу, я по баллистической траектории взмыл к потолку и опять стал на уши. Я понял: это - не моё. И правда, за всю прошедшую жизнь мне ни разу не понадобилось сделать сальто.
Обычно меня хватало месяца на три, максимум на пол года, чтоб очередной вид спорта мне надоел и мне захотелось чего-то нового. Я ходил на баскетбол, бокс, все виды борьбы; нельзя сказать, чтобы это мне ничего не дало. Не только грамотный "прямой в челюсть", а сама уверенность, что ты его можешь дать, часто помогает в жизни. В секции самбо я был самым мелким, и эти гады очень любили отрабатывать на мне броски; ну что ж, зато я научился из любого положения выкручиваться и не падать на спину. Но больше всего в жизни мне пригодилось пятиборье.
Пятиборьем я занимался класса с восьмого и до конца школы. Время тогда было не такое, да и пятиборье тоже. Сейчас в секцию не принимают после двенадцати лет - тренер не успеет сделать из вас чемпиона! - а тогда до 18-ти разрешалось участвовать в соревнованиях только по трём видам, и это был мужской вид спорта. До 1948 года в пятиборье разрешалось выступать только офицерам. Сейчас для привлечения публики бег перенесли на стадион и совместили со стрельбой из пневматического пистолета; тогда же мы бегали три километра по пересечённой местности, а стреляли из "Марголина" - 5.6мм по силуэту. Конный кросс тоже заменили конкуром. Пятиборье стало шоу и перестало быть современным.
Тренер наш, Альберт Васильевич, был не только мастер; он был блестящий мужчина. А каких красавиц он иногда привозил с собой в конную школу! И как мы сидели в сёдлах, когда очередная его дама смотрела на нас чёрными глазами! Но об этом в другой раз, а сегодня я просто хотел рассказать, что мне дало пятиборье.
Фехтование, пожалуй, как таковое, мне в жизни и не пригодилось; но точный глаз, верная рука и быстрая реакция никому не мешали.
Про плавание и разговора нет. По-моему, плавать должен уметь любой человек.
Бег по молдавским холмам в тридцатиградусную жару дал мне выносливость и хорошее дыхание на всю жизнь. Так получилось, что работа моя была связана с ходьбой, и лет до сорока пяти меня не мог обогнать ни один человек.
Точный выстрел не раз обеспечивал нас рябчиком или гусём на обед.
Но в личной жизни ничто так не пригодилось, как общение с лошадьми.
Во-первых, надо определиться, чего ты хочешь от жизни: подрёмывать в телеге, запряжённой битюгом, или гарцевать на чистокровке. Только помни, что породистые лошади всегда с норовом, и покоя тебе не будет - держись в седле! Болен ли ты, устал, заморочки на работе - твои проблемы!
Породистую лошадь надо выбирать по крутому крупу и тонким бабкам.
Как-то, в начале занятий, я поехал через какие-то колдобины, и старший друг мне крикнул:
- Ты что, хочешь, чтоб она ноги переломала?
- А что она, сама не видит?
- Когда ты на ней едешь, ты смотришь, куда она идёт, а не она!
Вот и в жизни то же.
Когда ты скачешь к препятствию, вот тут-то она и считает, что самое время выкинуть какой-нибудь фортель: к примеру, отпрыгнуть резко в сторону, чтоб ты со всего маха пересел с седла верхом на бревно, причём самыми чувствительными частями. И надо следить не только за препятствием, но и за ней.
А когда мы просто ездили по кругу в манеже, всё хорошо и спокойно, тренер вдруг давал команду:
- Повод!
Это значило, что мы расслабились, и наши лошадки, почувствовав это, могут взбрыкнуть, и кое-кто вылетит из седла.
Эх, Альберт Васильевич, как иногда не хватало этой команды в жизни!


Рецензии