Цыганская история

Исход.
Давным давно, в 420 году до н.э. из Индии, в поисках лучшей доли отправился по белу свету поток людей, относящихся к касте танцоров, музыкантов. Эта каста считалась низшей. Назывались они "лури". Об этом факте впервые упоминает Фирдоуси в своей поэме "Шахнаме". Первое упоминание о нахождении цыган в России датируется 1501г., когда вожак Василь получил охранную грамоту от литовского князя Александра Каземировича.
Несколькими путями, и не сразу попадали первые цыгане в Россию, вынужденно принимая некоторые элементы языка и культуры тех народов, среди которых приходилось жить. Отсюда и появились различные диалекты. (Насчитывается более 30-ти!). Вместе со словами принимались и некоторые обычаи. По переписи населения 2010г. в России проживало 220 тысяч цыган. Точную цифру трудно установить.
Поскольку основное занятие предков было музыка, танцы, то и дальше это оставалось основным заработком. Однако, находились и другие способы: торговля лошадьми, кузнечное дело. Женщины, как более чувствительные, передавали своим дочерям способность к гаданию на картах, по руке, а также - целительству.
Из книги "Золотые мониста" Е. Друца, А. Гесслера, В. Савельева: "В одной из московских рукописей 17века можно прочитать: "Цыгане есть люди в Польши, а поидоша от немец, на татьбу и всякое зло хитры". Из цитаты видно, сколь наивными были представления об образе жизни цыган, кроме того, мы узнаём о маршруте, по которому цыгане пришли в центр и на север России. Со временем они образовали особую этногруппу так называемых "русских" или "северорусских" цыган. В их языке, в отличие от диалекта южных цыган, проникших в Россию непосредственно из Византии, было найдено немало слов немецкого и польского происхождения."
Изначально язык цыган был схож с санскритом.
Подчиняясь сложившейся веками традиции, чтобы сохранить свою культуру, цыгане продолжали кочевать. Не имея возможности при таком образе жизни учить детей, которые смогли бы потом занимать высокие должности и защитить, – становились изгоями.
Из книги И. Ром-Лебедева "От цыганского хора к театру "Ромэн", глава Нины Велеховой "Клад за семью печатями": "Приведу цитату из книги А. Баранникова: "В 1580 году в Германии был издан закон, согласно которому каждый цыган, не оставивший границу Германской империи, должен был подвергнуться бичеванию… Цыганы, возвратившиеся обратно… подлежали сожжению. В Европе цыганы… не считались за людей; их травили собаками и убивали, как диких зверей… Ещё в 1836г. в одном французском журнале появилась статья, автор которой утверждает, что "застрелить цыгана – дело столь же законное, как убить волка или лисицу…" В Турции убийство цыгана не считалось, согласно закону, преступлением".
И это делали те, кто считал своё общество цивилизованным! О какой человечности можно тут говорить? Винили, по сути, за то, что цыгане хотели заниматься именно любимым делом – песнями, танцами, музыкальными постановками, как того требовали законы касты прародины! Не всегда удавалось достаточно на этом заработать, и тогда вынужденно начинали попрошайничать. А в годы Великой отечественной войны вообще каждый цыган, попадавший в поле зрения фашистов, уничтожался. Расстреливали, закапывали заживо целыми таборами! Не все знают, что на средства театра "Ромэн", основанного в 1931г в Москве, (с 1977г им руководит Николай Алексеевич Сличенко), был построен бомбардировщик, названный "Ромэновец".
И сейчас цыгане продолжают многовековую традицию: по – прежнему занимаются музыкой и кочуют! Разве что теперь имеют постоянное жильё с регистрацией (пропиской), а табор на законных основаниях трансформируется в музыкальный коллектив на автоколёсах. Либо просто живут полуосёдло, часто меняя место жительства. Истинно кочевых таборов в настоящее время единицы.
Табор.
Что такое табор? Либо отдельная семья, либо соединение нескольких отдельных семей. Зависит от местности кочевья. Если место плотно населённое – больше людей в таборе. Малонаселённо – меньше. Выбирают для решения каких – то вопросов с властями самого уважаемого цыгана, и называют Баро (Большой). Среди своих суд, называемый сЭндо, доверяют вершить нескольким уважаемым цыганам. Решение обычно обжалованию не подлежит. Если не удаётся выяснить все обстоятельства дела, то каждая сторона даёт клятву перед иконой. Если клятва дана ложная, того человека с позором прогоняют, и он становится изгоем. Об этом очень быстро разносит "цыганская почта", поскольку, по традиции, если встретились хотя бы два цыгана – обязательно делятся новостями.
Список запретов для женщины весьма большой.
Детство. В это время не распространяются практически никакие ритуальные ограничения. Многое позволяется и мальчикам, и девочкам.
Юность. Девочки, которые становятся девушками, (начинаются женские циклы), обязаны уже осмотрительней общаться с юношами, беречь себя для будущего мужа. Могут быть сосватаны родителями ещё при рождении. (Молодые иногда видятся друг с другом первый раз перед самой свадьбой.) Не остаются наедине с парнем, не поворачиваются спиной, не сидят рядом на кровати. Одевают удлиненную юбку, повязывают на голову платок, или шарф, если находятся в больших компаниях цыган.
Первые годы замужества. Самые трудные. Безоговорочное подчинение мужу, свекрови, деверю, золовке. На плечи ложится вся чёрная работа по дому. В отличии от цыган православных, у цыган – мусульман жена должна закрывать ещё и низ лица платком. У обоих конфессий никто кроме мужа не должен видеть как молодая жена ложится спать и встаёт. Каждая вещь, над которой попал подол юбки, а тем более через которую переступила молодая женщина, считается "нечистой". Только по прошествии времени, когда жизнь "вошла в русло", и пара продолжает семейную жизнь, молодая жена приобщается к добыванию средств на пропитание. Такое положение постепенно меняется с рождением детей, с возрастом. В семье кто – то женится, выходит замуж, и новая молодуха принимает на себя работу по дому, а та уже сама становится добытчицей.
Старость. Женщина, дожившая до преклонных лет, считается много пережившей, повидавшей, и потому - достойной уважения. Цыганку "в возрасте" стараются обеспечить возможным комфортом, прислушиваются к её советам.
А что же мужчины? А у мужчин с юношеского возраста другие заботы. Им надлежит учиться общаться, "купить – продать - обменять", учиться производить впечатление удачливого человека, разбираться в лошадях. Конечно же, - петь, плясать, играть на каком – то традиционно "цыганском" музыкальном инструменте: гитаре, скрипке, или фортепиано.
Религия.
Что касается религии, то в основном цыгане – православные. Мусульманство приняла лишь часть их, особенно на юге России. Так же, как все христиане приносят и приводят в храм крестить ребятишек, венчаются. (Венчание обычно не входит в сценарий самой свадьбы. Делают это либо "до", либо "после" неё.) Празднуют Рождество, Пасху, Троицу, День Победы 9-го мая. Вместе с тем стойка вера в помощь амулетов, талисманов.
Свадьба русских цыган.
Зачастую родители договариваются между собой когда дети ещё совсем маленькие. Браки с "нецыганами" не одобрялись. В этом скрыта некая мудрость. Родители старались опередить события, пока повзрослевшие дети не нашли себе пару "на стороне" от цыганской общины, чтобы "не раствориться" в окружающих народностях.
Отец жениха, сам жених с сопровождающими наряжают "Дрэвце" (обычно – берёза) яркими лентами, монетами, бумажными деньгами. Стараются украсить побогаче, чтобы все видели удачливость будущего зятя. Приходят в дом к родителям невесты. Если сватам рады – принимается угощение от жениха, и накрывается стол. У русских цыган калыма не даётся, но родители невесты всё равно всегда стараются собрать хорошее приданое дочери.
Когда оговорено кто за что платит, - начинаются уже сами приготовления. За свадебный стол молодых сажают рядом, а гости: мужчины в одной стороне стола, женщины – в другой. Посреди праздника молодых отправляют в отдельное место. Потом выносится рубашка новобрачной. Если была невинной – свадьба продолжается, начинают одаривать молодых подарками. Если случался обман со стороны невесты, - ей подавали вино в дырявой кружке. Всё останавливалось, и гости расходились. На её голову, голову её родителей падал позор.
Иногда у молодых появлялись свои симпатии, и они были не согласны с выбором родителей. Тогда сбегали вдвоём, чтобы через некоторое время вернуться. Если побег удавался, – их вынужденно принимали уже как мужа и жену, свадьбу не играли. Если беглецов настигали, – не сносить головы!
Похороны.
Если умирает цыган, то собираются все. Садятся поминать, оставляя за столом "место" покойному со стопкой водки и хлебом. Веря, что человек всё равно остаётся где – то "там" живой – поют песни, чтобы облегчить его душу от горечи расставания. До конца не допивают, немного проливают на стол, чтобы выразить скорбь. Похоронив на кладбище, или просто у лесной дороги, - уходят не оглядываясь, что бы "не потянул за собой". Близкие родственники полгода, а то и год, не поют, не танцуют. По истечении срока траура находят человека, похожего фигурой на умершего, и покупают ему одежду: рубашку, пиджак, брюки, ботинки. Если женщина – кофту, юбку. Это как дань уважения умершему человеку.
Праздники.
Есть праздники "цыганские". 8-го апреля 1971г. в Лондоне состоялся 1-й Всемирный конгресс цыган. На нём был принят флаг и гимн. Флаг: полотно разделено горизонтально на зелёную и синюю половины. Это символизирует траву и небо. В центре – колесо красного цвета. Символизирует дорогу, жизнь, кровь пострадавших от геноцида цыган. Кроме того, напоминает о индоарийском происхождении: в этом есть сходство с флагом Индии. Гимном избрали народную песню "Джэлем, джэлем". Признано существование республики Романистан. (Др. назв.: Романестан, Ромастан, Романотхан, Роматхан). Она виртуальная. Её не существует ни на одной географической карте. Она незримо объединяет души и сердца всех цыган. В Польше в 1990-м году было принято решение 8-е апреля считать Всемирным национальным Днём цыган. Вечером выходят на улицу, зажигают свечи, веселятся. 2 августа – день памяти Кали Траш, что означает "Чёрный страх". В этот день вспоминают всех цыган, в разное время пострадавших от геноцида.
Цыганский дом.
Теперь - цыганский дом. На некоторых особенностях немного остановимся. В истинно цыганском доме практически нет мебели. Центр комнаты – совершенно пустой. В стороне стоит кровать, которую используют лишь для того, чтобы сложить перины, подушки, которые на ночь раскладывают на полу. Устраивают над спальным местом из обычных простыней что – то вроде палатки.
Посуда размещается в кухонной зоне на полках, закрытых занавесками. Готовят еду в доме в холодное время года, непогоду. Обычно это делается во дворе на костре, или небольшой металлической печке. Едят за низким столом, который на это время ставят посреди комнаты. (Потом он убирается к стене). Хлеб не режут, а делят руками на небольшие части. Отдаётся предпочтение пище со специями, как и в Индии. Продукты покупаются. Огородами большая часть цыган не занимается, хотя бы потому, что никогда не знают, уедут они скоро, или останутся на месте ещё на какое – то время. Гонения "по делу" и без "дела" приучила к мобильности. Стеклянные банки с "закрутками" – вещь в дороге довольно хрупкая… Сейчас многие цыгане живут осёдло, и обустраивают быт как общепринято в России.
Занятия.
Учатся цыганские дети чаще всего до третьего – пятого класса, рано взрослеют, и погружаются во взрослую жизнь: женятся, или выходят замуж, помогают зарабатывать. Если не связано с артистическим ремеслом, то это перепродажа вещей по деревням, на рынке, сбор цветмета, изготовление и продажа ювелирных изделий под золото, разведение лошадей, кузнечные работы, поделки из дерева, камня. Тем не менее, сейчас всё больше цыган доучиваются в школе, поступают дальше в учебные заведения. Единственное место, где цыган не много – армия. Никогда цыгане не горели желанием с кем либо воевать!
Очень глубоко заложенные в далёкое время гены продолжают побуждать к занятиям музыкой, выступать на сцене. Существуют неписаные рамки выбора другой работы. Цыган может быть водителем, трактористом, егерем, столяром, плотником, электриком, лётчиком, заниматься аудио-видео аппаратурой… Вряд ли когда - нибудь встретите, например, цыгана – сантехника.
Что же дальше будет?
Поставленные перед негласным ультиматумом "либо живите как все, либо уходите!", цыгане, всё – таки, выбирают сохранение своей самобытности. Без спору, для пропитания, зачастую, встают на незаконный путь. Это, вне всякого сомнения, очень плохо, но никак не оправдывает случаи принудительной стерилизации! А такие случаи уже известны! Невозможно согласиться с тем, что абсолютно все цыгане занимаются наркотиками! Это нонсенс.
Проблемы, которые стоят на сегодня перед цыганами очень сложные. Как, не нарушая закон, сохранять веками сложившиеся традиции, самобытную культуру? Куда идти изгнанным тысячам цыган, например, из той же Франции? Пока больше вопросов, чем ответов…



Источники:
"Золотые мониста" Сказки и песни цыган. Е, Друц, А. Гесслер, В. Савельев   Москва "Современник" 1992г.
"Народные песни русских цыган" Е. Друц, А. Гесслер  Москва "Советский композитор" 1988г.
"От цыганского хора к театру "Ромэн""  И. Ром – Лебедев   Москва "Искусство" 1990г.


Рецензии
Много раз приходилось быть рядом с цыганами. Видеть громадные палатки, пуховые подушки греющиеся на солнышке, перед тем как табору двигаться дальше. Пасущиеся на лугах спутанные лошади и закрытая интересная ,но не доступная для посторонних глаз жизнь. Был у нас хороший специалист по радио цыган- коммунист. Но с наступлением весеннего тепла внезапно исчезал, без всякого предупреждения. Начальство оформляло ему отпуск, дальше отпуск без содержания, так как знало, что обязательно вернётся великолепный специалист и бывший отчаянный фронтовик.
Грустные и отчаянно весёлые мелодии, песни заставляют задуматься о нелёгкой судьбе родившихся цыганами- такими яркими, красивыми, но со своим у с т а в о м.
Рада, что прочитала. Сколько интересного и пусть будет мир среди людей.
Спасибо. С уважением-Ада.

Ада Бабич   30.03.2020 14:59     Заявить о нарушении
Благодарю за столь тёплый отзыв.
Благополучия и здоровья вам!

Катерина Антонова   05.04.2020 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.