Наводнение в день Святой Люции - гл. 22

романа «Опавшие листья».
               

Россия, Мелитополь, лето…

Катя старательно разучивала романс. Текст его по-прежнему оставался для нее мертвым, но музыка Рахманинова глубоко волновала ее.

Маргарита же ясно слышала психологическую двойственность чувств, заложенных в романсе поэтом и композитором, что было так созвучно ее собственному состоянию.

… В этот день занятие проходило  с большим воодушевлением обеих женщин. Катя была сосредоточена на музыкальном образе песни Грузии печальной, Маргарита находилась в плену образа воспоминаний о былом, пробужденных этой песней.  Фактически они обменялись ролями, так как в романсе тема грузинской песни отдана партии фортепиано, а речитативы вокальной партии обращены к поющей красавице и раскрывают  воспоминания лирического героя. (Романс был написан  в начале 1893 года, в период сильных душевных страданий  самого 19-летнего Рахманинова).

В уверенном исполнении Маргариты печальный грузинский мотив зазвучал в инструментальном  вступлении,  передающем наиболее характерные особенности песен народов Кавказа: секвенционное развитие мелодии, повторяющийся органный пункт в басу.

«Не пой, красавица, при мне…, - начала Катя с очень русской интонации-возгласа, где сразу возникает устремлённый ввысь малотерцовый мотив, который удивительно точно и естественно удавался  Кате.

Маргарита вздрогнула –  и начался страстный  диалог голоса и инструмента.

"… Ты песен Грузии печальной…",- вывела Катя.

Хрупкую мелодию фортепианного вступления Маргарита теперь усиливает мерным, почти траурным звучанием аккордов сопровождения и скорбными секундовыми мотивами-подголосками.
 
Восточная песня  становится исступленно-страстной, порождает всё более возбужденную вокальную речь декламационного плана. Непрерывно звучащая в партии фортепиано песня Грузии печальной, кажется,  подчиняет себе партию голоса, перенимающего ее интонации:

«… Напоминают мне оне…»

Катя перенеслась в другую реальность.

«…Черты далёкой, бедной девы…»

Мысленным взором Катя увидела хрупкую и беззащитную молодую Маргариту, блуждающую с факелом в руке в мрачных подземельях средневекового замка в поисках прекрасного принца.

А вдруг она встретит здесь демона?!...

Смятенное звучание секундовых мотивов в фортепианной партии, размашистые восходящие квинтовые скачки в вокальной, устремлённость к самому высокому звуку и одновременно к остро повторяющемуся аккорду в фортепианной партии - всё устремляло романс  к  драматической вершине:

«Но ты поёшь — и предо мной
 Его я вновь воображаю…»

В Катином голосе зазвучало  страстное желание разрушить власть тягостных  воспоминаний. И вокальная партия побеждает!

«Не пой, красавица, при мне…» - на  пронзительно-нежный тон перешел  голос Кати.
 
И тут произошло удивительное: Маргарита, как подстреленная на лету птица, камнем сорвалась с высоты и упала лицом на свои руки на рояле.
Пораженная Катя замолчала.
Маргарита рыдала.

О чем сокрушалась Маргарита? – Этого никто и никогда не узнает. Потому что умела она хранить свою тайну за семью печатями. И только однажды два гения – Пушкин и Рахманинов – явили ее страдания  миру.

От удивления Катины глаза стали совершенно круглыми, как пуговицы. Эта особенность Катиной натуры впоследствии передалась ее потомкам. У тех, кто унаследовал  ее гены, в минуты душевной тревоги – крайнего удивления или возмущения – глаза всегда становились такими: не просто «круглыми»,  очевидцам непременно приходило на ум именно - «как пуговицы».

Сердце Кати преисполнилось горячим сочувствием к несчастной Маргарите. Не зная, что предпринять, Катя положила свою руку ей на плечо. Жар Катиной  руки мгновенно окутал Маргариту защитным,словно материнским, теплом. Маргарита поднялась.

- Прости!  - сказала она Кате и быстро вышла из комнаты.

Когда через несколько минут фрау  Маргарита вернулась успокоенная. Но от пережитого волнения обе женщины оказались не в состоянии продолжить урок.

- Пойдем, Кетхен, выпьем чаю. Знаешь, у англичан есть обычай в пять часов пить чай. Сейчас как раз время. И чай английский у меня есть.

Они пили чай на кухне и болтали, как две добрые соседки. Напряжение, прежде бывшее между ними, совершенно исчезло. Маргарита угощала Катю печеньем собственного приготовления и делилась с ней своим рецептом.

Когда чай был выпит, Маргарита без всякой заминки, просто и естественно сказала:

- Скоро у меня день рождения. Я хочу пригласить тебя, Катя, и твоих родителей к себе в гости. Мне будет очень приятно, если ты споешь для моих гостей романс. Ты сделаешь это для меня?

- Конечно, - также просто и естественно ответила Катя. – Я передам родителям Ваше приглашение.

- Ну, вот и славно, -  мило улыбнулась фрау Маргарита.

… Катя возвращалась домой в хорошем настроении. Пережитое волнение словно очистило ее.  У знакомой беседки в парке ее ожидал Петер.

- Почему ты так долго? – были первые его слова.
- Чай пили с твоей мамой. А ты как здесь? Я не знала, что ты приехал.
- Поздравь меня: обучение закончилось, я получил диплом.
- Поздравляю.
- И это еще не все, - с нескрываемой  гордостью сказал Петер. -  Мне предложили место  в филиале Русско-азиатского банка в Молочанске.
- Ого! Далеко пойдешь, - с простодушным восхищением воскликнула Катя.

Ей вдруг совсем по-детски захотелось тоже чем-то удивить Петера.
- А мы купили автомобиль. Мои братья  Гейнрих и Яков пригнали его из Харькова.
- А-а, я уже слышал об этом, - не без интереса ответил Петер. – А еще говорят, что вас посетил Его императорское высочество государь Николай II Александрович – император Всероссийский?

Катя потупила голову.
- Нам не велено распространять такие сведения, - твердо ответила она.
- Значит, это все же правда?
Катя склонила голову.

Наступившее молчание нарушил Петер:
- А мое письмо ты получила?
Катя покраснела, вспомнив «Твой Петер».
- Да. Спасибо. Очень познавательно.
- Знаешь, - воодушевился Петер, - я считаю, что ужасное наводнение, память о котором сохранится  в твоем роду, это наводнение в день Святой Люции, произошедшее во Фризии.

Катя и Петер медленно шли  по мелитопольскому парку.

- Что это «Фризия»? Я не знаю такого слова, - сказала Катя.
- Фризия – это часть побережья Северного моря, которое ты назвала «холодным, суровым».

Фризский язык пользуется латиницей с дополнительными буквами «;», «;»,
«;», «;», «;». Буква «y» считается вариантом буквы «i». Используются также
диграфы и триграфы.
Удвоенные гласные обозначают долготу гласного, удвоенные согласные —
краткость предшествующего гласного.

- Ах, эти сведения, скорее, касаются фамилии Клаассенов. Я дружу с их дочерью Хеленой, - сказала Катя. – Но сама я чувствую, что моему духу уютно на берегу холодного Северного моря. Возможно, там его родные края. Спасибо за напоминание о "родине печальной" - улыбнулась она.

Петер и Катя давно уже шли по улице города, приближаясь к дому Зудерманнов. Вдруг за их спиной раздался звук клаксона. Оставляя за собой клубы пыли к ним приближался автомобиль.
- Это наш автомобиль! – воскликнула Катя.

Машина остановилась. Из нее вышел Вилли. Катя представила мужчин друг другу. Вилли и Петер скрепили знакомство крепким рукопожатием.
- Ты куда едешь, Вилли? – спросила Катя.
- Утром я отвез отца и Якова на собрание правления. Сейчас еду их забирать. Хотите прокатиться?
- Поезжайте с Петером. А я пойду домой: и так сегодня задержалась, мама волноваться будет.

Петер сел рядом с Вилли. Машина рванулась вперед.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.