Наводнение в день Святой Люции - гл. 22
Россия, Мелитополь, лето…
Катя старательно разучивала романс. Текст его по-прежнему оставался для нее мертвым, но музыка Рахманинова глубоко волновала ее.
Маргарита же ясно слышала психологическую двойственность чувств, заложенных в романсе поэтом и композитором, что было так созвучно ее собственному состоянию.
… В этот день занятие проходило с большим воодушевлением обеих женщин. Катя была сосредоточена на музыкальном образе песни Грузии печальной, Маргарита находилась в плену образа воспоминаний о былом, пробужденных этой песней. Фактически они обменялись ролями, так как в романсе тема грузинской песни отдана партии фортепиано, а речитативы вокальной партии обращены к поющей красавице и раскрывают воспоминания лирического героя. (Романс был написан в начале 1893 года, в период сильных душевных страданий самого 19-летнего Рахманинова).
В уверенном исполнении Маргариты печальный грузинский мотив зазвучал в инструментальном вступлении, передающем наиболее характерные особенности песен народов Кавказа: секвенционное развитие мелодии, повторяющийся органный пункт в басу.
«Не пой, красавица, при мне…, - начала Катя с очень русской интонации-возгласа, где сразу возникает устремлённый ввысь малотерцовый мотив, который удивительно точно и естественно удавался Кате.
Маргарита вздрогнула – и начался страстный диалог голоса и инструмента.
"… Ты песен Грузии печальной…",- вывела Катя.
Хрупкую мелодию фортепианного вступления Маргарита теперь усиливает мерным, почти траурным звучанием аккордов сопровождения и скорбными секундовыми мотивами-подголосками.
Восточная песня становится исступленно-страстной, порождает всё более возбужденную вокальную речь декламационного плана. Непрерывно звучащая в партии фортепиано песня Грузии печальной, кажется, подчиняет себе партию голоса, перенимающего ее интонации:
«… Напоминают мне оне…»
Катя перенеслась в другую реальность.
«…Черты далёкой, бедной девы…»
Мысленным взором Катя увидела хрупкую и беззащитную молодую Маргариту, блуждающую с факелом в руке в мрачных подземельях средневекового замка в поисках прекрасного принца.
А вдруг она встретит здесь демона?!...
Смятенное звучание секундовых мотивов в фортепианной партии, размашистые восходящие квинтовые скачки в вокальной, устремлённость к самому высокому звуку и одновременно к остро повторяющемуся аккорду в фортепианной партии - всё устремляло романс к драматической вершине:
«Но ты поёшь — и предо мной
Его я вновь воображаю…»
В Катином голосе зазвучало страстное желание разрушить власть тягостных воспоминаний. И вокальная партия побеждает!
«Не пой, красавица, при мне…» - на пронзительно-нежный тон перешел голос Кати.
И тут произошло удивительное: Маргарита, как подстреленная на лету птица, камнем сорвалась с высоты и упала лицом на свои руки на рояле.
Пораженная Катя замолчала.
Маргарита рыдала.
О чем сокрушалась Маргарита? – Этого никто и никогда не узнает. Потому что умела она хранить свою тайну за семью печатями. И только однажды два гения – Пушкин и Рахманинов – явили ее страдания миру.
От удивления Катины глаза стали совершенно круглыми, как пуговицы. Эта особенность Катиной натуры впоследствии передалась ее потомкам. У тех, кто унаследовал ее гены, в минуты душевной тревоги – крайнего удивления или возмущения – глаза всегда становились такими: не просто «круглыми», очевидцам непременно приходило на ум именно - «как пуговицы».
Сердце Кати преисполнилось горячим сочувствием к несчастной Маргарите. Не зная, что предпринять, Катя положила свою руку ей на плечо. Жар Катиной руки мгновенно окутал Маргариту защитным,словно материнским, теплом. Маргарита поднялась.
- Прости! - сказала она Кате и быстро вышла из комнаты.
Когда через несколько минут фрау Маргарита вернулась успокоенная. Но от пережитого волнения обе женщины оказались не в состоянии продолжить урок.
- Пойдем, Кетхен, выпьем чаю. Знаешь, у англичан есть обычай в пять часов пить чай. Сейчас как раз время. И чай английский у меня есть.
Они пили чай на кухне и болтали, как две добрые соседки. Напряжение, прежде бывшее между ними, совершенно исчезло. Маргарита угощала Катю печеньем собственного приготовления и делилась с ней своим рецептом.
Когда чай был выпит, Маргарита без всякой заминки, просто и естественно сказала:
- Скоро у меня день рождения. Я хочу пригласить тебя, Катя, и твоих родителей к себе в гости. Мне будет очень приятно, если ты споешь для моих гостей романс. Ты сделаешь это для меня?
- Конечно, - также просто и естественно ответила Катя. – Я передам родителям Ваше приглашение.
- Ну, вот и славно, - мило улыбнулась фрау Маргарита.
… Катя возвращалась домой в хорошем настроении. Пережитое волнение словно очистило ее. У знакомой беседки в парке ее ожидал Петер.
- Почему ты так долго? – были первые его слова.
- Чай пили с твоей мамой. А ты как здесь? Я не знала, что ты приехал.
- Поздравь меня: обучение закончилось, я получил диплом.
- Поздравляю.
- И это еще не все, - с нескрываемой гордостью сказал Петер. - Мне предложили место в филиале Русско-азиатского банка в Молочанске.
- Ого! Далеко пойдешь, - с простодушным восхищением воскликнула Катя.
Ей вдруг совсем по-детски захотелось тоже чем-то удивить Петера.
- А мы купили автомобиль. Мои братья Гейнрих и Яков пригнали его из Харькова.
- А-а, я уже слышал об этом, - не без интереса ответил Петер. – А еще говорят, что вас посетил Его императорское высочество государь Николай II Александрович – император Всероссийский?
Катя потупила голову.
- Нам не велено распространять такие сведения, - твердо ответила она.
- Значит, это все же правда?
Катя склонила голову.
Наступившее молчание нарушил Петер:
- А мое письмо ты получила?
Катя покраснела, вспомнив «Твой Петер».
- Да. Спасибо. Очень познавательно.
- Знаешь, - воодушевился Петер, - я считаю, что ужасное наводнение, память о котором сохранится в твоем роду, это наводнение в день Святой Люции, произошедшее во Фризии.
Катя и Петер медленно шли по мелитопольскому парку.
- Что это «Фризия»? Я не знаю такого слова, - сказала Катя.
- Фризия – это часть побережья Северного моря, которое ты назвала «холодным, суровым».
Фризский язык пользуется латиницей с дополнительными буквами «;», «;»,
«;», «;», «;». Буква «y» считается вариантом буквы «i». Используются также
диграфы и триграфы.
Удвоенные гласные обозначают долготу гласного, удвоенные согласные —
краткость предшествующего гласного.
- Ах, эти сведения, скорее, касаются фамилии Клаассенов. Я дружу с их дочерью Хеленой, - сказала Катя. – Но сама я чувствую, что моему духу уютно на берегу холодного Северного моря. Возможно, там его родные края. Спасибо за напоминание о "родине печальной" - улыбнулась она.
Петер и Катя давно уже шли по улице города, приближаясь к дому Зудерманнов. Вдруг за их спиной раздался звук клаксона. Оставляя за собой клубы пыли к ним приближался автомобиль.
- Это наш автомобиль! – воскликнула Катя.
Машина остановилась. Из нее вышел Вилли. Катя представила мужчин друг другу. Вилли и Петер скрепили знакомство крепким рукопожатием.
- Ты куда едешь, Вилли? – спросила Катя.
- Утром я отвез отца и Якова на собрание правления. Сейчас еду их забирать. Хотите прокатиться?
- Поезжайте с Петером. А я пойду домой: и так сегодня задержалась, мама волноваться будет.
Петер сел рядом с Вилли. Машина рванулась вперед.
Свидетельство о публикации №212070100870