Факельный танец в Иванову ночь
Огромным язычковым светом
Рукой вздымает пламя-плеть
И озаряет тьму с рассветом.
Стрела моих лучей горит,
Луне танцуя жертву страсти;
Я разгораюсь в ритмах лих
И заклинаю небо счастьем.
Круги огромные летят
Вокруг меня восьмёркой яркой,
Я убыстряю ритмом мрак,
А он глотает капли красок.
Разбрызганы вокруг огни,
Я не одна в том быстром танце,
На землю падают дожди
Из капель огненного глянца.
Мой факел был зажжен в любви,
А он горит и мрак сжирает,
Но зритель пусть стоит вдали
И не заходит близко с краю.
Могу обжечь своим лучом,
Кругами нарезая счастье,
Протуберанец колесом
Очистит в ритуальном танце.
Свидетельство о публикации №212070201596
Смотреть же нужно, стоя не поодаль, а неравнодушным взглядом - http://www.proza.ru/avtor/10k537021&book=2#2
Юрий Казаков 16.03.2014 19:27 Заявить о нарушении
спокойной ночи...
Ольга Никитина-Абрамова 16.03.2014 20:22 Заявить о нарушении
Юрий Казаков 16.03.2014 20:28 Заявить о нарушении
Юрий Казаков 16.03.2014 20:30 Заявить о нарушении
"Мишень писателя - приблизить психологический тип своего персонажа к читателю и показать те этические цели, на которых держалась его деятельность и волевые устремления. Нет проблемы исторической достоверности текста, от прошлого остались документальные метки для научного исследования, не мешающие эстетическому наслаждению произведением. А вот, достоверность авторской художественной реконструкции ценна именно новым взглядом на документальные метки истории, высвечивая в парадоксальном свете «общепринятые» представления на события прошлого, и тем изменяя их. Акцентирую общественное мнение на авторском взгляде на события. Одни только бравурные марши, навязываемые Социумом своим ненасытным членам – не терпят возражений...
Личность в Социуме реализует не свои политические или эстетические взгляды на действительность, а свой психологический тип. В том постмодернистском мире, в который мы упали со всей жадностью ненасытного потребителя чуждой в идеологическом плане культуры после 1991 года, вообще не существует объективной реальности, как некой среды и как объекта исследования. История искажается в угоду текущего момента, и метки, на которые исследователь опирается в ее изучении – есть метки личностные и волевые. А потому исследование исторической достоверности в художественных произведениях и авторской позиции приближает не к общепринятой «объективной» точке зрения, а только к конечному историческому "продукту", годному для сиюминутного потребления, под конъюнктурный «заказ» постмодернистского общества.
Автор художественного произведения реализует свой психологический тип во враждебном ему Социуме.
© Copyright: Каринберг Всеволод Карлович, 2014."
Юрий Казаков 17.03.2014 08:27 Заявить о нарушении
вот скажите мне, Юрий ВАлентинович, откуда в ВАС столько снобизма, что просто и доходчиво не можете выражать свои мысли и не умеете переносный смысл видеть, броуновское движение, ХА ТРИ РАЗА!
ВСЕ! не хотите принять помощь, не надо!
Не мне доказывайте свою правоту,
а обществу, к тому же умело.
А умелости нет...
Ольга Никитина-Абрамова 17.03.2014 09:14 Заявить о нарушении
Итак, давайте, Ольга разбираться, что к чему у вас...
Юрий Казаков 17.03.2014 09:26 Заявить о нарушении
___________________________________________
В 1860 году внимание молодого Мусоргского привлекла драма его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков Г. Ф. Менгдена (1836—1902) «Ведьма» (не сохранилась). Он собирался написать вокально-сценическую композицию, в которой участвовали бы солисты, хор и оркестр, и даже начал набрасывать Хор ведьм. В письме Балакиреву от 26 сентября 1860 года он сообщает: «Еще я получил работу весьма интересную, которую надо приготовить к будущему лету. Работа эта есть полное действие на Лысой горе... шабаш ведьм, отдельные эпизоды колдунов, марш торжественный всей этой дряни, финал — слава шабашу, который у Менгдена олицетворен в повелителе всего праздника на Лысой горе. Либретто очень хорошее. Кое-какие материалы уже есть, может выйти вещь очень хорошая». Однако замысел был надолго отложен. Лишь через 7 лет композитор вернулся к нему, но уже в другом — чисто оркестровом варианте. В течение двенадцати дней 1867 года была написана набело партитура. На ее последней странице значилось: «Задумана в 1866 году. Начал писать на оркестр 12-го июня 1867 года, окончил работу в канун Иванова дня 23 июня 1867 года в Лужском уезде на мызе Минкино. Модест Мусоргский».
Мусоргский — лучшее в интернет-магазине OZON.ru
В письме к Римскому-Корсакову композитор сообщал: «23 июня, в канун Иванова дня, написана с Божьей помощью «Иванова ночь на Лысой горе» — музыкальная картинасо следующим содержанием: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане и 4. Шабаш. — Партитура писана прямо набело без черновых, — начало сделано в 10-х числах июня, а 23-го радость и ликование. — Сочинение посвящено Милию (Балакиреву. —Л. М) по собственному его требованию и, нечего говорить, с моей личной радостью. <...> На мой взгляд "Иванова ночь" из новых и на музыканта мыслящего должна производить удовлетворительное впечатление».
Сведения, заключенные в приведенном письме, дополняются другими, которые в то же время композитор сообщает профессору истории и литературы В.В. Никольскому: «С Вами я побеседую о моих ведьмах... Насколько меня память не надувает, ведьмы собирались на эту гору (Лысую...), сплетничали, шашничали и поджидали набольшего — Satan. По его приезде, они, т.е. ведьмы, образовывали круг около трона, на котором восседал, в виде козлища, набольший, и воспевали ему славу. — Когда сатана достаточно в ярость приходил от ведовской славы, то открывал своим приказом шабаш... Так я и сделал... Форма и характер моего сочинения российски и самобытны. — Тон его горячий и беспорядочный. — В сущности шабаш начинается с появления бесенят, п. ч. поганая слава входила по сказаниям в состав шабаша, но я назвал (в содержании) эпизоды отдельно для большей легкости запечатления музыкальной формы — так как она нова... <...> В Шабаше я сделал оркестр разбросанным различными партиями, что будет легко воспринять слушателю, так как колорита духовых и струнных составляют довольно ощутительные контрасты. — Думаю, что характер Шабаша именно таков, т.е. разбросанный в постоянной перекличке, до окончательного переплетения всей ведовской сволочи; так, по крайней мере, Шабаш носился в моем воображении...»
Таким образом, композитор тщательно продумал форму и оркестровку своего произведения, следуя подробной программе. Он понимал, что допущенные им композиционные новшества не всеми будут приняты и замечал не без горечи: «За это меня бы выгнали из консерватории...» Однако он был глубоко удовлетворен созданным и надеялся на понимание друзей. Тем тяжелее было разочарование, когда даже друзья-музыканты не оценили новое произведение своего собрата по достоинству.
_
Л. Михеева
Юрий Казаков 17.03.2014 09:29 Заявить о нарушении
В результате «Иванова ночь на Лысой горе» так и не была исполнена. Ее музыку композитор частично использовал для оперы-балета «Млада» — коллективного сочинения Римского-Корсакова, Бородина, Кюи и его самого, которое, впрочем, не было ими завершено. Позднее, работая над оперой «Сорочинская ярмарка», Мусоргский хотел ввести «Иванову ночь», также переработанную, в качестве фантастического Интермеццо между вторым и третьим действиями оперы. Незадолго до смерти он написал это Интермеццо в четырехручном варианте для фортепиано, введя в него тройной хор, солистов и балет.После смерти Мусоргского Римский-Корсаков сделал свою редакцию «Ночи на Лысой горе» — по-существу собственную фантазию на темы Мусоргского, настолько его вариант оказался далеким от авторского. Сам он писал об этом в «Летописи»: «Я решился создать из материала Мусоргского инструментальную пьесу, сохранив в ней все, что было лучшего и связного у автора и добавляя своего по возможности менее. Надо было создать форму, в которую уложились бы наилучшим образом мысли Мусоргского. Задача была трудная, разрешить которую мне не удавалось в течение двух лет... Не давались мне ни форма, ни модуляции, ни оркестровка, и пьеса лежала без движения до следующего (1884. — Л. М.) года». Лишь к сезону 1886—1887 годов работа была закончена. В редакции Римского-Корсакова «Ночь на Лысой горе» впервые прозвучала в первом концерте из цикла Русских симфонических концертов в Петербурге 15 октября 1886 года под его управлением. «Вещь эта... удалась как нельзя более и возбудила дружный bis», — констатировал музыкант в «Летописи». Опубликованной партитуре предпослан следующий текст:
«Фантазия или музыкальная картина "Ночь на Лысой горе" первоначально была написана М.П. Мусоргским для фортепиано с оркестром (партитура утрачена) в начале 60-х годов и вскоре переделана им же для одного оркестра. Впоследствии, с значительными изменениями и прибавкою хора, она предназначалась им для оперы "Млада". В последние годы жизни своей Мусоргский ввел в нее еще новые элементы, предназначая в виде сценической интермедии для оперы "Сорочин- ская ярмарка". Всякий раз это сочинение оставалось неотделанным. Принявшись за приведение его в порядок с целью сделать удобоисполнимую концертную пьесу, я взял из материалов, оставшихся после покойного композитора все, что считал лучшим и наиболее подходящим для придания связности и цельности сочинению.
Петербург, 1886 г.
Н. Римский-Корсаков "Ночь на Лысой горе" (Киев)
Содержание
Подземный гул нечеловеческих голосов. — Появление духов тьмы и, вслед за ними, Чернобога. — Величание Чернобогаи Черная служба. — Шабаш. — В самом разгаре шабаша раздаются отдаленные удары колокола деревенской церкви, они рассеивают духов тьмы. — Утро.
Собственноручная рукопись М.П. Мусоргского».
Поскольку в 1867 году композитор предлагал иную программу, остается предположить, что Римский-Корсаков, сделав сводную редакцию разных произведений, привел программу, относящуюся к «Младе», где Чернобог есть в числе действующих лиц.
В подлинном авторском виде «Ночь на Лысой горе» была впервые опубликована только в 1968 году. Первое исполнение авторской редакции состоялось в Англии в 1972 году под управлением Л.Д. Ллойд-Джонса.
Музыка
Авторский вариант. Мощно, на фортиссимо, начинается бурное движение струнных, рисующее полет ведьм. Пронзительно звучат трели флейт вместе с пикколо, у фаготов и литавр раздаются грузные «шаги», весь диапазон оркестра от флейты-пикколо до контрабасов охватывают краткие восходящие и нисходящие пассажи, триоли которых подчеркивают судорожность, агрессивность. Все прорезают отдельные сигна- лы-вскрики валторн, корнетов. Кажется, звучание на пределе, но оно все более усиливается в долбящих октавах медных, тремоло скрипок, трелях контрабасов. После отдельных разорванных аккордов-перекличек вновь начинается то же неистовое движение, приводящее, после взвизгов флейты- пикколо и резких всплесков струнных, к появлению первой оформленной темы — двутактового мотива сначала у гобоя, затем флейт и струнных («Вступление в 2 серии, сбор ведьм», — пишет Мусоргский). После генеральной паузы вступает большой барабан с ровными триолями, на фоне которых звучит двутактовый мотив в измененном виде, в разных тембрах и регистрах («тема d-moll с малым развитием — сплетни»). В мощном tutti, с переменным размером, сопровождающаяся ударами тарелок, визгом флейты-пикколо ширится, развивается все та же единственная тема. Этот эпизод заканчивается стремительным хроматическим нисходящим движением, переходящим в восходящее и обрывающимся трелью струнных. Следующий большой раздел — поезд Сатаны, в маршеобразном движении с пунктирным ритмом, с перекличками оркестровых групп, резкой сменой динамики («Тема поезда без развития с ответом в es-moll. Забулдыжный характер в es-moll презабавен»), после чего начинается ведьмовское славление — отрывистые аккорды деревянных инструментов в переменном размере, заканчивающиеся трелью. Снова, почти как в начале, звучат краткие восходящие и нисходящие пассажи, после генеральной паузы вступает тема сплетен, перемежаются различные мотивы. Все неистовее становится вихрь, в котором то и дело проносится тема сплетен, музыкальный материал варьируется, и, наконец, после бурно скатывающейся нисходящей хроматической гаммы у струнных наступает кульминация — шабаш. В перекличках оркестровых групп то возникает, то исчезает все та же ведьмовская тема; она изменяется, искажается, переходит в неистовый пляс. В конце шабаша появляются элементы вступительного раздела (сбора ведьм), возникает движение по целотонной гамме, аккорды-вскрики достигают немыслимой силы. В последнем вихревом взлете струнных исчезает нечисть.
Версия Римского-Корсакова очень сильно отличается от оригинальной. Прежде всего, в ней иной состав оркестра: отсутствуют корнеты, треугольник, бубен, малый барабан, но требуется колокол (по ремарке Римского-Корсакова при его отсутствии его партия опускается). Фантазия начинается тем же триольным движением, но у одних только скрипок пианиссимо, как бы издали. Так же тихо, в пиццикато низких струнных начинается движение басов, изменен ритмический рисунок пассажей. Более прозрачна оркестровка, быстрее достигается кульминация. Тема ведьмовских сплетен звучит контрапунктически в разных голосах оркестра, также быстро достигая кульминации в разделе Allegro feroce, после чего происходит внезапный срыв на пианиссимо и новое крещендо. Более четкие черты приобретает еще одна тема — в ровном движении восьмыми с вдалбливающим мотивом. Она также быстро доходит до кульминации. Разворачивающийся бесовский пляс достигает громадной силы. Торжествующе втаптываются тяжелые аккорды. Возвращается музыка начала фантазии, уже в оркестровом полнозвучии. Гигантского размаха достигает беснование нечисти, но бурное нисходящее хроматическое движение приводит к тихим ударам колокола (его поддерживают, а при отсутствии — заменяют выдержанные тоны деревянных духовых). После шести длительно тянущихся ударов начинается медленное движение у скрипок с сурдинами на фоне долгих звуков низких деревянных инструментов, валторн и виолончелей. Вступает арфа с замирающими арпеджио. После повторения этого краткого эпизода у кларнета соло возникает нежная светлая мелодия. Ее повторяет флейта. Растворяются в тиши затихающие арпеджио арф, легкие аккорды струнных diuisi поддержаны деревянными духовыми и валторнами, но все обрывается последним пиццикато альтов, виолончелей и контрабасов.
Л. Михеева
Юрий Казаков 17.03.2014 09:29 Заявить о нарушении
Юрий Казаков 17.03.2014 09:33 Заявить о нарушении
Юрий Казаков 17.03.2014 09:34 Заявить о нарушении
Юрий Казаков 17.03.2014 09:36 Заявить о нарушении
вот скажите мне, Юрий ВАлентинович, откуда в ВАС столько снобизма, что просто и доходчиво не можете выражать свои мысли и не умеете переносный смысл видеть, броуновское движение, ХА ТРИ РАЗА!
ВСЕ! не хотите принять помощь, не надо!
Не мне доказывайте свою правоту,
а обществу, к тому же умело.
А умелости нет...
Ольга Никитина-Абрамова 17.03.2014 09:14"
Я лично - пишу обществу... Пишу прозой. Стихи писать... поэты пишут пусть стихи. Вы пишете - о шабаше... Написано - талантливо... А смысл написанного дошёл ли до кого? Покрасоваться вы решили, так что ли? - Кто смог оценить? Меня упрекаете в снобизме... А кто из нас "сноб" больший?
Представьте, стоит толпа... Пусть не голодная, и не раздетая, но тем не менее, - толпа... Что нужно ей, этой
Юрий Казаков 17.03.2014 09:44 Заявить о нарушении
Юрий Казаков 17.03.2014 09:47 Заявить о нарушении
и стих прочитан и не раз в клубе. и выставлен на ютубе...
что ВАС так напугало? или заставило провести аналогию с ситуацией, где обсуждалась способ подачи статьи на политическую тему?
художественный стиль далек от политической публицистики.
Ольга Никитина-Абрамова 17.03.2014 09:53 Заявить о нарушении
Юрий Казаков 17.03.2014 09:53 Заявить о нарушении
А вы в бутылку, мол я - "сноб". Вот последний ваш комментарий, возьмите и добавьте в текст основной...
Пусть моя переписка здесь сумбурна, но вы точно поняли, что я хотел сказать...
Юрий Казаков 17.03.2014 09:57 Заявить о нарушении
ВСЕ мои поэты-земляки утверждают, что меня они понимают не сразу, но вот кто сразу понимает Гумилева, Бродского?
но у меня разные тексты... и простые есть...
я знаю много, что не знают многие на лит. сайтах... но мне это не мешает учиться...вот два дня назад учила деток писать деловое письмо личностного характера, а их много видов. пятиклассников описывать животных. Тяжело им без примеров, но когда сами - знаешь, что происходит, у них это надолго в голове остается.
Ольга Никитина-Абрамова 17.03.2014 10:02 Заявить о нарушении
Я же часто отклики пишу не по сути написанного написанного кем-то и мной прочитанного, а в виде ассоциаций, которые возникли в этот момент...
Юрий Казаков 17.03.2014 10:11 Заявить о нарушении
Ольга Никитина-Абрамова 17.03.2014 11:26 Заявить о нарушении
хоть я не священник, и говорить мне так не полагается, но очень хочется сказать - БЛАГОСЛАВЛЯЮ
Юрий Казаков 03.05.2014 20:16 Заявить о нарушении