Слово деда Чемчука
- Стало быть – произнёс он, поводя трубкой, как указкой, - в человеческой жизни три точки отмеряно: родился, женился, помер. Как родился, не помнит, как помер – не знает. Одна вешка – как женился. Женился рано, как в яму завалился, всю жизнь выползать будет.
- Почему, дед, «выползать»?
- Ить, потому, голубок, што портки - то драные, а других нажить не успел, голь обнаковенная. Ишо наживёшь ли, вот вопрос?! Смекнул? Капитал-то, ить до женитьбы добывают.
- А если поздно женился?
- Коды поздно женился, всё проворонил. В позднем браке одни девки пойдут, для чужого дяди подарок. Потому в старые времена так и судили: коли сын родился, прибыль в хозяйстве, жену приведёт, а с ней и приданое. А за девкой в чужое хозяйство надо добро отдавать. Когда в доме одни девки, почитай гол, как сокол, всё нажитое на приданое раздал, сам с дыркой от бублика остался.
- Так ведь старики с молодыми остаются?
- Которым деваться некуда. Вспоминают стариков по нужде, когда самих припрёт или наследство есть, да ещё хорошие дети, совестливые. Чтобы хорошие дети были, родителям ума много надо. И к жизни приладить, и вертеться волчком, чтобы к делу пристроить. Так всегда было, есть и будет. Плохие дети – сам виноват, своего ума не нажил, чужого не вставишь, и винить некого. Молодые - родителей копия, какие родители, такие и дети. Дядя тут не при чём. Ты погляди на пенсионеров в очереди, и поймёшь, почему дети плохие. Говорят школа, мол, виновата. Школа што ль их народила?! Чей овощь-то, али фрукт? Нашенский! Вот с нас и спрос. Винить школу одинаково, што попа за проповедь. Его дело молитву править, а не разум вставлять.
Дед помолчал, почмокал, раскуривая трубку, затянулся. Уже не кашлял, «кочегарка» отладилась:
- А, бобылём прожил, одинаково как с плохой женой, скоро мужские болезни в могилу сведут. Природу не обманешь, в ней все по полкам разложено. Жена, бытно «хомут жизни». От него не удрать. И в «хомуте» худо, и без него тошно.
Помолчал, подумал и продолжал.
- Почему в прежние времена быстро не женились? Чтобы семья крепкая была. Выбрать надо, по себе, как обувь: шоб не жало и не болталось, а в самый раз. До свадьбы, голубок, бабку выбирай. Какая бабка, такая и внучка. Бабки нет, на деда погляди, тоже полезно, хотя и не совсем то. Карахтер он вместо ума даден. Ума нет, остаётся карахтер. С умом и карахтер не нужен. Если бабка гадюка, то и внучка змея. Бабка малина - внучка ягодка. Родни нет, невеста сирота, смотри, куда у неё глаза больше косят: коли, при тебе, на мужиков и на рюмку, не твоя она. Бабе пить и курить нельзя. На пьющей женился, свою жизнь угробил. Баба пьяная - …чужая. На курящей женился, свой род «выкосил»… Так-то, голубок.
- А почему, дед, курящая баба весь род «выкашивает»?
- Потому, голубок, што от женского здоровья зависит здоровье всего рода. У хилого семени не бывает здоровья. Против природы «лома» нет, она сама «лом». Правила эти ты можешь, конешно, не выполнять, тильки тоды на жись не гневайся. Она тебя «тряхнёт» за самовольство. В ней есть порядок и не нами придуман, всё, окромя природы, - забудь. Курят слабые.
- И ты, дед слабый?!
- И я, милок. Умный бы, смолоду бросил. Привык ить червей выкуривать.
- Каких червей, дед?
- А тех, милок, што человека с рождения грызут. Все болезни от них, от червей и тольки ить одна от курева.
- А какая болезнь от курева?
- Слабоумие, милок.
- О каких червях ты говоришь?
- Тех, что от природы и разума. К примеру, червь, по имени «Жадность», разных сортов бывает. Жадность к еде, обжорство. Жадность к вину, пьянство. Жадность к женщинам – распутство. Жадность к деньгам не меряна. Сколько бы в жизни не захватывал, больше чем бог послал, не взять. А жизнь упустил, второй не будет. Болезни скрутят, что детям оставишь? Ум оставишь, золото сами наживут, золото оставишь, все передерутся. Ума-то нет! И родные люди навек врагами сделаются, род пресечётся, жизнь понапрасну коптил.
- Ты, дед, говорил - «до свадьбы смотри», а как усмотришь? Человека узнавать надо уметь, а где, молодые научатся? Мудрые говорят: «слюбится, стерпится», «перемелется, мука будет».
- Мука-то конечно нужна, да ить всю жись «перемалываться», не стоит, когда жить-то? Приглядитесь сразу, свои вы али нет. Коли невеста тебя с первого дня учить начала, не жди хорошей жизни. Это она мужику свой ум вкладываить, вроде мол, выбрала полоумка, ошиблась, стало быть, потому и учит. Мужик должон достоинство иметь. С мужика жизнь людская идёт. Чьё семя-то? Вымрет мужик и человекам крышка. А какой он мужик, если в день свадьбы рылом в салате? Вот и смекай? Семейный лад от мужика начинается. Плохая жена? Сам виноват, знал, кого выбирал. А уж выбрал, подстраивай под себя, а не выходит – разводись до детей. Дитя нажил – сиди и не «дёргайся», «запрягла» тебя жизнь и жена тут не при чём, сам выбирал. Когда смолоду не слюбились, к старости кроме ворчания и сумрака ничего не будет, ни уважения, ни друзей, ни счастья. Одна только горькая жизнь да хлопоты. Жену не по личику, а по ручкам выбирай. Ручки, они всё скажут, всё смеряют: и карахтер, и ум, и надёжность.
- А как это дед, по «ручкам»?
- Больно умный! Всё захотел сразу узнать!
Дед принялся за дело. Разложил в деревянном корытце подвяленные, жирные, с зелёным отливом, большие листья табака и стал мелко рубить сечкой. Лучшего самосада во всей округе нет. Затянешься, откроешь рот, а закрыть невозможно, и кашля нет. Так, пучеглазым и побежишь куда-то горло водой полоскать, да на кашель исходить. Маята!!
- Так как дед по ручке невесту выбирать, а?
- То, милок, как-нибудь в другой раз расскажу. Мудрёное это дело и не всякому постижимо. А так все бы умными были. Мир людской он ить состоит из дураков и … остальных, которых меньше.
Дед столярничал. Ящики клепал, похоже, для посылки. Гвоздик поставит: хлоп! Он влипает, как в масло. Опять – хлоп, опять влип! Ну и ловок! Очки сползли на нос, шнурок от ботинка ослаб. Всё умеет и всё знает.
- Дед, а дед, ты про баб красиво рассказываешь, ты, наверно, бабник!?
- Ишь озорник! Все мужики бабники, а которые нет, то больные али хмельные, што одинаково. На то и петух штобы куры неслись! Мужик, стало быть, человеку дарит жизнь.
- Ошибаешься дед! Жизнь дарит мать!
- Ишь, умный нашёлся! Я никогда не ошибаюсь. Чьё семя, тот и дарит жизнь, а мать дарит судьбу.
- Что это значит, дед, «судьба»?
- А то значит, милок, што судьба ить начинается от материнской груди. Какая грудь, такое и воспитание. Когда ребёнок титьку сосёт, да нервничает, а мать шлёпает да злится, то ничего хорошего в отношениях дитя и матери нет. Два дурака сошлись вместе. Мать должна быть умнее: раз ребёнок злится, значит, что-то не так. А она, чтобы с одним управится, шлепок применяет, значит, окромя шлепков ничего не умеет. Успокоить надо дитя, приласкать, понять. У матери три главных струмента: слово, поцелуй и шлепок. Поцеловала, приласкала, помурлыкала, и ребёнок успокоился. У грудничка немного проблем: голод, боль и сон. Капризничает – соска нужна, али животик болит. Желудок у крохи шуташный, да капризный, вот и мучает младенчика. А ты его положи на мягонькое, да ручками по животику погладь, да помурлыкай в это время ласково, он и успокоится. А коли малыш сутками безумолку горланит, то внимания ему нет и скорее всю жись не будет. Несчастный человек родился. Всё в этой жизни с матери начинается. Какая мать, такую и жись подарит: добрая мать и жись добрая. Мать карахтер человеку лепит, а природа ум. Коли природа умом обделила, то остаётся карахтер, вылепленный матерью с колыбели. Ума нет, да дурной карахтер, вот и выходит бракованный человек, на муки обчеству и самому себе.
- Ну и хитёр же ты дед! Откуда ты всё знаешь?
- С моё поживи, всего насмотрисси, милок! Жизнь – поле с кочками, болотом, да бурьяном. Будешь по жизни плутать, или в болото попадёшь, или в зарослях заблудишься. Уж лучше на кочке сидеть, да на болото глядеть. Ты наверно слышал: «каждый кулик своё болото хвалит?» Вот оно как раз про то.
- Ты обещал дед рассказать, как жену выбирать по ручкам?
- Кому што, а пьяному рюмка! Обещал! Да ить не поспел ты к обещанию! Сперва разберись, зачем оно тебе надо, ентот чемодан таскать! Ить и таскать потом тяжело и бросать невозможно. В «чемодане» ентом заключается жизнь и судьба твово будущего сына али дочери. Стало быть, с тебя и семя и племя! Так-то, милок!
Дед правил железку рубанка, постукивал по корпусу молотком, прицеливался на свет. Опять постукивал, опять прицеливался.
- Дед, а дед!? А чё я тебя пьяным не видел? Ты не пьёшь чё ль?
- Как не пью!? Кто ж не пьёт? Как гритса, «а без воды и ни туды, и ни суды …»!
- Не дед, не про то! Ты водку пьёшь!?
- Как не пить, пью, коды наливають и охота есть! Быват ить и на старуху проруха. Главно ить не выпить, а закусить. Пьют-то ради закуски, а не ради выпивки. За столом едят, а пьют чай, али канпот, али кофию, а выпивають вино. А вино пьють умеючи.
- А как это, дед, умеючи?
- А так, милок, для чутошного сугреву да весёлости. Вино ить хитрый струмент, оно слабых не любить и не уважаить.
- А кто такие «слабые», дед?
- Которые с собой управиться не могут, сил нет. Али ест без останову, али пьёт без краю, али языком зудит без умолку. Слабый человек всем объявляет, што он «непьющий». Знайте, мол, непьющий-то я, правда, но могу и нализаться. Не надо всем объявлять, мол, не пью я, не ем и … вобче особливый. Стало быть, хвастун! Весь на виду! А ты не делай непотребного молчком, без объявлений! Все стопки взяли, и ты бери, все к губам подносят, и ты подноси, а вот ужо в себя вливать необязательно. Силком ить в рот никто не заливаить?! Так? А будет заставлять дурак, али лукавый, на энтих ноль антереса.
- А когда, дед, кричат «Пей до дна! Пей до дна!» тогда как?
- Коли кричат, так пей «от дна, до дна»! Измеряли чё ли твой стакан-то!? Не каждый же день кричат. В жизни, милок, твёрдость карахтера надо иметь. Коды карахтер больно твёрдый, всем с тем человеком тяжело, а ему ишо тяжелей. Карахтер мякоть, человек ить тряпка, толку нет ни ему, ни другим. Такого мужика баба погоняить, как мерина и … уважений ноль. Ты человеков не обижай, ни к чему это, а своё правило держи и слово тоже. Оно, слово, самое главное в людской жизни: всеми правит, веру создаёт и … ложь тоже.
Дед достал свою, чёрную, как уголь трубку и молча стал набивать табаком. Задумался, замолчал.
- Зачем ложь, дед?
- За жизнь дерутся, за место в ней. Большой мир – большая ложь, маленький мир, маленькая ложь. Всё просто, акромя жизни! Людей меньше и лжи меньше. Внимательно всё разглядывай вокруг себя, чтобы жизнь не проворонить. На водку времени и не остаётся! Когда пить-то? Молодым, жизнь познать надо, не до водки, старому жизнь сохранять надо, опять не до неё, родимой! И выходит, что ни к чему она! Баловство одно.
четверг, 9 ноября 2006 г.
Свидетельство о публикации №212070201712