Слово деда Чемчука

  Прокуренный, как горелый пень, дед Чемчук набил самосадом просмолённую трубку. Долго поджигал, чмокал, сопел и, наконец, выпустил облако сизого, ядовитого дыма, закашлялся на полчаса. Мучался, стонал, умирал, плевался, потом «застыл» и уставился в одну точку. Вдруг… «проснулся».
- Стало быть – произнёс он, поводя трубкой, как указкой, - в человеческой жизни три точки отмеряно: родился, женился, помер. Как родился, не помнит, как помер – не знает. Одна вешка – как женился. Женился рано, как в яму завалился, всю жизнь выползать будет.
- Почему, дед, «выползать»?
- Ить, потому, голубок, што портки - то драные, а других нажить не успел, голь обнаковенная. Ишо наживёшь ли, вот вопрос?! Смекнул? Капитал-то, ить до женитьбы добывают.
- А если поздно женился?
- Коды поздно женился, всё проворонил. В позднем браке одни девки пойдут, для чужого дяди подарок. Потому в старые времена так и судили: коли сын родился, прибыль в хозяйстве, жену приведёт, а с ней и приданое. А за девкой в чужое хозяйство надо добро отдавать. Когда в доме одни девки, почитай гол, как сокол, всё нажитое на приданое раздал, сам с дыркой от бублика остался.
- Так ведь старики с молодыми остаются?
- Которым деваться некуда. Вспоминают стариков по нужде, когда самих припрёт или наследство есть, да ещё хорошие дети, совестливые. Чтобы хорошие дети были, родителям ума много надо. И к жизни приладить, и вертеться волчком, чтобы к делу пристроить. Так всегда было, есть и будет. Плохие дети – сам виноват, своего ума не нажил, чужого не вставишь, и винить некого. Молодые - родителей копия, какие родители, такие и дети. Дядя тут не при чём. Ты погляди на пенсионеров в очереди, и поймёшь, почему дети плохие. Говорят школа, мол, виновата. Школа што ль их народила?! Чей овощь-то, али фрукт? Нашенский! Вот с нас и спрос. Винить школу одинаково, што попа за проповедь. Его дело молитву править, а не разум вставлять.
Дед помолчал, почмокал, раскуривая трубку, затянулся. Уже не кашлял, «кочегарка» отладилась:
- А, бобылём прожил, одинаково как с плохой женой, скоро мужские болезни в могилу сведут. Природу не обманешь, в ней все по полкам разложено. Жена, бытно «хомут жизни». От него не удрать. И в «хомуте» худо, и без него тошно.
Помолчал, подумал и продолжал.
- Почему в прежние времена быстро не женились? Чтобы семья крепкая была. Выбрать надо, по себе, как обувь: шоб не жало и не болталось, а в самый раз. До свадьбы, голубок, бабку выбирай. Какая бабка, такая и внучка. Бабки нет, на деда погляди, тоже полезно, хотя и не совсем то. Карахтер он вместо ума даден. Ума нет, остаётся карахтер. С умом и карахтер не нужен. Если бабка гадюка, то и внучка змея. Бабка малина - внучка ягодка. Родни нет, невеста сирота, смотри, куда у неё глаза больше косят: коли, при тебе, на мужиков и на рюмку, не твоя она. Бабе пить и курить нельзя. На пьющей женился, свою жизнь угробил. Баба пьяная - …чужая. На курящей женился, свой род «выкосил»… Так-то, голубок.
- А почему, дед, курящая баба весь род «выкашивает»?
- Потому, голубок, што от женского здоровья зависит здоровье всего рода. У хилого семени не бывает здоровья. Против природы «лома» нет, она сама «лом». Правила эти ты можешь, конешно, не выполнять, тильки тоды на жись не гневайся. Она тебя «тряхнёт» за самовольство. В ней есть порядок и не нами придуман, всё, окромя природы, - забудь. Курят слабые.
- И ты, дед слабый?!
- И я, милок. Умный бы, смолоду бросил. Привык ить червей выкуривать.
- Каких червей, дед?
- А тех, милок, што человека с рождения грызут. Все болезни от них, от червей и тольки ить одна от курева.
- А какая болезнь от курева?
- Слабоумие, милок.
- О каких червях ты говоришь?
- Тех, что от природы и разума. К примеру, червь, по имени «Жадность», разных сортов бывает. Жадность к еде, обжорство. Жадность к вину, пьянство. Жадность к женщинам – распутство. Жадность к деньгам не меряна. Сколько бы в жизни не захватывал, больше чем бог послал, не взять. А жизнь упустил, второй не будет. Болезни скрутят, что детям оставишь? Ум оставишь, золото сами наживут, золото оставишь, все передерутся. Ума-то нет! И родные люди навек врагами сделаются, род пресечётся, жизнь понапрасну коптил.
- Ты, дед, говорил - «до свадьбы смотри», а как усмотришь? Человека узнавать надо уметь, а где, молодые научатся? Мудрые говорят: «слюбится, стерпится», «перемелется, мука будет».
- Мука-то конечно нужна, да ить всю жись «перемалываться», не стоит, когда жить-то? Приглядитесь сразу, свои вы али нет. Коли невеста тебя с первого дня учить начала, не жди хорошей жизни. Это она мужику свой ум вкладываить, вроде мол, выбрала полоумка, ошиблась, стало быть, потому и учит. Мужик должон достоинство иметь. С мужика жизнь людская идёт. Чьё семя-то? Вымрет мужик и человекам крышка. А какой он мужик, если в день свадьбы рылом в салате? Вот и смекай? Семейный лад от мужика начинается. Плохая жена? Сам виноват, знал, кого выбирал. А уж выбрал, подстраивай под себя, а не выходит – разводись до детей. Дитя нажил – сиди и не «дёргайся», «запрягла» тебя жизнь и жена тут не при чём, сам выбирал. Когда смолоду не слюбились, к старости кроме ворчания и сумрака ничего не будет, ни уважения, ни друзей, ни счастья. Одна только горькая жизнь да хлопоты. Жену не по личику, а по ручкам выбирай. Ручки, они всё скажут, всё смеряют: и карахтер, и ум, и надёжность.
- А как это дед, по «ручкам»?
- Больно умный! Всё захотел сразу узнать!
Дед принялся за дело. Разложил в деревянном корытце подвяленные, жирные, с зелёным отливом, большие листья табака и стал мелко рубить сечкой. Лучшего самосада во всей округе нет. Затянешься, откроешь рот, а закрыть невозможно, и кашля нет. Так, пучеглазым и побежишь куда-то горло водой полоскать, да на кашель исходить. Маята!!
- Так как дед по ручке невесту выбирать, а?
- То, милок, как-нибудь в другой раз расскажу. Мудрёное это дело и не всякому постижимо. А так все бы умными были. Мир людской он ить состоит из дураков и … остальных, которых меньше.
Дед столярничал. Ящики клепал, похоже, для посылки. Гвоздик поставит: хлоп! Он влипает, как в масло. Опять – хлоп, опять влип! Ну и ловок! Очки сползли на нос, шнурок от ботинка ослаб. Всё умеет и всё знает.
- Дед, а дед, ты про баб красиво рассказываешь, ты, наверно, бабник!?
- Ишь озорник! Все мужики бабники, а которые нет, то больные али хмельные, што одинаково. На то и петух штобы куры неслись! Мужик, стало быть, человеку дарит жизнь.
- Ошибаешься дед! Жизнь дарит мать!
- Ишь, умный нашёлся! Я никогда не ошибаюсь. Чьё семя, тот и дарит жизнь, а мать дарит судьбу.
- Что это значит, дед, «судьба»?
- А то значит, милок, што судьба ить начинается от материнской груди. Какая грудь, такое и воспитание. Когда ребёнок титьку сосёт, да нервничает, а мать шлёпает да злится, то ничего хорошего в отношениях дитя и матери нет. Два дурака сошлись вместе. Мать должна быть умнее: раз ребёнок злится, значит, что-то не так. А она, чтобы с одним управится, шлепок применяет, значит, окромя шлепков ничего не умеет. Успокоить надо дитя, приласкать, понять. У матери три главных струмента: слово, поцелуй и шлепок. Поцеловала, приласкала, помурлыкала, и ребёнок успокоился. У грудничка немного проблем: голод, боль и сон. Капризничает – соска нужна, али животик болит. Желудок у крохи шуташный, да капризный, вот и мучает младенчика. А ты его положи на мягонькое, да ручками по животику погладь, да помурлыкай в это время ласково, он и успокоится. А коли малыш сутками безумолку горланит, то внимания ему нет и скорее всю жись не будет. Несчастный человек родился. Всё в этой жизни с матери начинается. Какая мать, такую и жись подарит: добрая мать и жись добрая. Мать карахтер человеку лепит, а природа ум. Коли природа умом обделила, то остаётся карахтер, вылепленный матерью с колыбели. Ума нет, да дурной карахтер, вот и выходит бракованный человек, на муки обчеству и самому себе.
- Ну и хитёр же ты дед! Откуда ты всё знаешь?
- С моё поживи, всего насмотрисси, милок! Жизнь – поле с кочками, болотом, да бурьяном. Будешь по жизни плутать, или в болото попадёшь, или в зарослях заблудишься. Уж лучше на кочке сидеть, да на болото глядеть. Ты наверно слышал: «каждый кулик своё болото хвалит?» Вот оно как раз про то.
- Ты обещал дед рассказать, как жену выбирать по ручкам?
- Кому што, а пьяному рюмка! Обещал! Да ить не поспел ты к обещанию! Сперва разберись, зачем оно тебе надо, ентот чемодан таскать! Ить и таскать потом тяжело и бросать невозможно. В «чемодане» ентом заключается жизнь и судьба твово будущего сына али дочери. Стало быть, с тебя и семя и племя! Так-то, милок!
Дед правил железку рубанка, постукивал по корпусу молотком, прицеливался на свет. Опять постукивал, опять прицеливался.
- Дед, а дед!? А чё я тебя пьяным не видел? Ты не пьёшь чё ль?
- Как не пью!? Кто ж не пьёт? Как гритса, «а без воды и ни туды, и ни суды …»!
- Не дед, не про то! Ты водку пьёшь!?
- Как не пить, пью, коды наливають и охота есть! Быват ить и на старуху проруха. Главно ить не выпить, а закусить. Пьют-то ради закуски, а не ради выпивки. За столом едят, а пьют чай, али канпот, али кофию, а выпивають вино. А вино пьють умеючи.
- А как это, дед, умеючи?
- А так, милок, для чутошного сугреву да весёлости. Вино ить хитрый струмент, оно слабых не любить и не уважаить.
- А кто такие «слабые», дед?
- Которые с собой управиться не могут, сил нет. Али ест без останову, али пьёт без краю, али языком зудит без умолку. Слабый человек всем объявляет, што он «непьющий». Знайте, мол, непьющий-то я, правда, но могу и нализаться. Не надо всем объявлять, мол, не пью я, не ем и … вобче особливый. Стало быть, хвастун! Весь на виду! А ты не делай непотребного молчком, без объявлений! Все стопки взяли, и ты бери, все к губам подносят, и ты подноси, а вот ужо в себя вливать необязательно. Силком ить в рот никто не заливаить?! Так? А будет заставлять дурак, али лукавый, на энтих ноль антереса.
- А когда, дед, кричат «Пей до дна! Пей до дна!» тогда как?
- Коли кричат, так пей «от дна, до дна»! Измеряли чё ли твой стакан-то!? Не каждый же день кричат. В жизни, милок, твёрдость карахтера надо иметь. Коды карахтер больно твёрдый, всем с тем человеком тяжело, а ему ишо тяжелей. Карахтер мякоть, человек ить тряпка, толку нет ни ему, ни другим. Такого мужика баба погоняить, как мерина и … уважений ноль. Ты человеков не обижай, ни к чему это, а своё правило держи и слово тоже. Оно, слово, самое главное в людской жизни: всеми правит, веру создаёт и … ложь тоже.
Дед достал свою, чёрную, как уголь трубку и молча стал набивать табаком. Задумался, замолчал.
- Зачем ложь, дед?
- За жизнь дерутся, за место в ней. Большой мир – большая ложь, маленький мир, маленькая ложь. Всё просто, акромя жизни! Людей меньше и лжи меньше. Внимательно всё разглядывай вокруг себя, чтобы жизнь не проворонить. На водку времени и не остаётся! Когда пить-то? Молодым, жизнь познать надо, не до водки, старому жизнь сохранять надо, опять не до неё, родимой! И выходит, что ни к чему она! Баловство одно.
 четверг, 9 ноября 2006 г.


Рецензии