Случай в троллейбусе

      Это произошло с Машей в конце семидесятых годов двадцатого века, когда в Москву пришло лето, и на автобусных остановках с утра привычно толпился народ в ожидании транспорта...
      Для девушки начиналась яркая пора студенчества: первая сессия с несколькими зачётами и экзаменами. Маша уже подружилась с тремя сокурсницами  и двумя парнями из своей группы. Улыбаясь, она представляла себе, как блестяще  защитит сегодня реферат по истории искусства, а потом они с девчонками пойдут в парк - кататься на колесе обозрения. На самом верху ветер будет развевать их волосы, и огромный город ляжет внизу, как на ладони, а линия горизонта спрячется за высокими белыми домами…
Наконец, подошёл переполненный троллейбус.
 "Лучше плохо ехать, чем хорошо идти," - вспомнилась пословица, которую часто произносила мама. И тут Маша с удивлением отметила свободное местечко в середине салона.
      Радостно думая о том, что везение с утра - добрый знак,девушка уютно устроилась на сидении.
     Справа от Маши, у окна, сидела приятного вида женщина. Мельком посмотрев на неё, девушка ещё не успела отвести взгляд, как соседка шумно вздохнула и запела, профессионально округляя окончания, сильным глубоким голосом, легко перекрывшим все иные звуки, которые до этого наполняли троллейбус:

- Гляжу в озёра синие,
в лугах ромашки рву...
 Зову тебя Россиею,
единственной зову...

     Машу словно пригвоздили к месту, от неожиданности по спине «пробежали мурашки", стало ясно, что с  этой женщиной, сидящей рядом, что-то не так, потому что в городском транспорте не принято было заниматься самодеятельностью: общественный порядок стоял на незыблемых понятиях "можно"  и "нельзя", которыми ещё  с   детства обозначались правила культуры поведения  в кинозалах, музеях, театрах, на   улицах….
    Даже школьники младших классов знали, что если кто-то разговаривает по городскому телефону, он должен плотно закрыть за собой дверь телефонной будки, потому что неприлично кричать о личных делах на всю округу. Если человек пренебрегал этим, он мог услышать сразу несколько малоприятных замечаний в свой адрес от горожан, ожидающих своей очереди к заветному аппарату. Домашний телефон являлся привилегией далеко не  каждой семьи. 
 А тут вдруг на весь троллейбус:

- Спроси, переспроси меня:
милее нет земли!
Меня здесь русским именем
когда-то нарекли...

     Пассажиры  настороженно молчали, и теперь Маша понимала, почему в заполненном троллейбусе одно место оставалось пустым: от этой женщины можно было ожидать чего угодно, она была непредсказуема!
     Никто не мог предположить, что она захочет сделать в следующую минуту, потому что для неё не существовали правила! Возможно, она ощущала себя и не в троллейбусе вовсе, а в театре: на репетиции или на сцене. А может, она пела не в зале,  а на высоком берегу широкой реки, и её ликующая душа рвалась вверх, над этой могучей рекой, над цветущим лугом, раскинувшимся вдали? Голос женщины лился без всяких заметных усилий, чисто - это было талантливое исполнение!
     Чтобы её ужас не выглядел уж очень очевидным (а было страшно), Маша сделала вид, что вспомнила о чём-то важном, с трудом сдерживая себя, встала и заспешила к выходу. У двери она незаметно повернулась к месту, с которого только что встала, и посмотрела на женщину.
Поющая сидела прямо, как изваяние, на её лице не читалось ни единого чувства, оно было застывшее, как маска, с глазами, устремлёнными в пространство, видимое ей одной, и от этого становилось как-то зябко и очень неуютно.
     На пустое место никто не присел, более того, вокруг него на расстоянии двух-трёх шагов образовалось некое поле, свободное от пассажиров.

     Когда троллейбус остановился, женщина умолкла, но   двери распахнулись - и Маша вновь окунулась в свободу городского шума: шуршание шин, звуки мимолётных фраз прохожих, звонки трамваев и над всем этим - птичий щебет…
- Маша! – услышала она знакомый голос.
- Иван? Ты откуда здесь? – удивилась девушка.
- Да вот мой дом, видишь? Балкон с росписью - моя работа! Ты в институт?
Маша радостно  кивнула:
- А ты?
- И я: сегодня в нашей группе зачёт, помнишь? А почему ты вышла  из троллейбуса?
- Тут такой случай произошёл…
- Люблю длинные истории, по дороге расскажешь? – Иван показал рукой вперёд, приглашая пройтись.
- Хорошо, - согласилась Маша.
- Мы, получается, живём рядом?
- Выходит, что так.
-Это отличная новость! – Иван весело посмотрел на девушку.
     После рассказа Маши разговор пошёл  о жизни гениев,      их странностях, нелёгких  судьбах. Казалось, что примерам не будет конца.
- Знаешь, Павел Федотов лишь в двадцать восемь лет пришёл в искусство... Причём, отказался от карьеры гвардейского офицера, понимая, что легко не будет: упущено время. Шесть лет напряжённой работы,  успех , но ещё через три года его не стало,- вздохнула Маша.
- Короткая жизнь, трагичная, - отозвался Иван, - но кто бы сейчас помнил о рядовом офицере царской армии? А без художника Федотова русскую живопись трудно даже представить:  теперь его картины - не только бытовой жанр, это словно письма из прошлого: с какой наблюдательностью он передавал характеры людей, взаимоотношения, обстановку комнат, одежду, предметы быта! Я уверен, что  интерес к его живописи продержится ещё не одно десятилетие.
- Жаль, что при жизни не всем художникам довелось почувствовать должный интерес современников к своему творчеству. Вот Александр Андреевич  Иванов  двадцать лет работал над полотном «Явление мессии» - и что? Колоссальный труд: одних этюдов к картине он сделал более шестисот, а ожидаемого признания так и не успел получить. Хорошо ещё, что у художника были родные и друзья, которые понимали его и поддерживали.
     - Да, это важно, кто находится рядом с талантливым человеком, - согласился Иван, – в искусстве примеров множество, вне национальности, вне времени: Ван Гог, Шевченко, Врубель, Шаляпин…
    - Исаак  Левитан, - добавила Маша. - Скольких прекрасных полотен могло не появиться вообще, если бы в его короткой жизни не  было Трояновского и Чехова...
    Неожиданно она подумала, что поэт И. Шаферан и композитор Е. Птичкин тоже, наверное, неслучайно встретились когда-то. И вот эта женщина в троллейбусе…
    Отголоском встрепенулись в памяти знакомые строки:

«Красу твою не старили
ни годы, ни беда,
Иванами да Марьями
гордилась ты всегда…»

  От неожиданности Маша остановилась и посмотрела на своего попутчика.
"Иванами да Марьями?" - мысленно повторила она.
- Тебе не кажется, что мы знакомы сто лет? – с серьёзным лицом наклонился к ней Иван.
- Не меньше тысячи, – счастливо рассмеялась Маша, по-новому заглянув в его глаза.
И с удивлением добавила:
– Смотри, а ведь мы на месте!
-Ну, раз уж мы оба не заметили, как прошли столь неблизкий путь, то этот зачёт для нас - сущий пустяк!
Иван широко распахнул двери, пропуская Машу.
 По лестнице на второй этаж они поднимались рядом, крепко держась за руки.

- О чём ты задумалась, Машенька? – Иван Алексеевич вытер кисть  и, положив её на палитру, слегка коснулся пальцами руки жены.
     Мария Васильевна всмотрелась в городской пейзаж на картине, перед которой они стояли, и  улыбнулась:
- О том, что искусство вечно. Настоящие художники живут века, потому что выбрали путь света: дарить людям радость от сознания присутствия в мире близкого по духу, от веры в жизнь. Это и Рафаэль, и Леонардо, и Пушкин, и Чаплин, и Чайковский, и Плисецкая, и многие-многие мастера настройки чувств. А ещё мне вспомнилось, как мы встретились тридцать лет назад...
- Это был наш первый удачный день!
- Тебе не кажется, что по композиции   здесь лучше всего изобразить троллейбус?
- Пожалуй, ты права. Это отразит дух времени.
- Тогда продолжим?
- Конечно!
- Пусть это будет яркий троллейбус счастья!
Мария Васильевна взяла в руки тонкую кисть.
- Тогда мне ничего не остаётся, как дорисовать где-то рядом
парочку весёлых молодых людей – для настроения.
- Пусть им повезёт!
- Непременно!
- За работу!
   Их ждал ошеломительный успех, потому что высоко над ними, в безбрежном просторе  неба парила необыкновенная птица с большими крыльями.  Её перья были цвета ультрамарина и переливались в лучах солнца. Птицу никто никогда не видел, но тем, кто не сомневался, что она есть, неизменно  сопутствовала удача.               
                Наталья Коноваленко


Рецензии
Не поверите? Наша вокальная группа "Ностальгия" из девяти пенсионеров, возвращаясь после репетиций домой в автобусе, успевает спеть несколько песен. Люди по разному принимают "сумасшедших" бабушек, но в основном - благожелательно, даже иногда и поаплодируют. И что? Это плохо?

Валентина Вильчек   13.01.2014 09:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валентина! Разве где-то в рассказе прозвучало слово "плохо"?
Если речь о рассказе и вы его прочли до конца, то, вероятно, заметили, что пение послужило для ЛГ первым шагом к собственному счастью.)
Почему не поверить в то, что сегодня кто-то сознательно поёт в автобусе хором? Бывает).Если говорить о современном поведении пассажиров в общественном транспорте, то на фоне громких разговоров по телефонам, ораторских проб и всплесков грубости пение группы пенсионерок, думаю, уже не вызовет удивления и воспримется скорее снисходительно, с пониманием).

Наталья Коноваленко   13.01.2014 10:29   Заявить о нарушении
В общем-то так и есть.

Валентина Вильчек   13.01.2014 18:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.