Методология зла и добра. Дополнения, 2

Зло – добро, правда – не правда… всё относительно каждого конкретного человека. Или народа. Или цивилизации, человечества.
И что добро и правда для нашего народа – это то, что объединяет всех нас.
А характер, что ж… мы и на лица, слава богу, все разные. Главное, что мы – люди!

Начинается всё с мышек и червяков, которых надобно защищать, а заканчивается желанием уничтожить ради этого вообще всех. Извращённая логика.
Если не сказать – попытка введения в заблуждение слабых умов.
Ну, ты сам посуди, сколько ты уничтожаешь микробов с каждым шагом своим, непреднамеренно. Другое дело, ты прав, зло - уничтожение целенаправленное, ради лишь развлечения глупого, тупой шутки, прихоти, извращенного наслаждения. Да, такие ошибки природы, возможно, надобно реально лечить, вплоть до их ликвидации. Но это ведь не означает, что весь прекрасный божеский мир не совершенен. Да, в нем есть смерть и рождение, есть борьба за свою жизнь. И только безсмысленное уничтожение – зло. С этим надо бороться. Ну, мы с этим и боремся – с безумием, неопределенностью, не осознанием своего божественного назначения.
Нет зла, нет добра. Есть разум и глупость. Глупость не всегда можно вылечить.

Ценю твою ранимую душу, Слава. Но нельзя же ради тебя, чтоб тебе не было больно, уничтожить весь мир. Может быть, надо другим путём? :)
Можно жениться на этой японке, и она станет добрее.
Тебе не жалко её?

Извини, китаянке

Непротивление злу, любить других, как себя, и мир – больше себя… Может, не хватает чего-то такого? По-крупному. :) Покажите добро примером своим. А ты что предлагаешь?
Нет, ты не прав.
Как бы это не было тебе больно.
А ТЫ ДУМАЕШЬ, МНЕ НЕ ЖАЛКО даже и комара, сосущего мою кровь? Я десять раз подумаю, прежде как прихлопнуть его, но, увы…

Но ни одну веточку не обломаю без крайней необходимости, травинки в огороде не вырву… Приходится, однако же, вырывать…
А китаянка эта, конечно же, дрянь. Настоящий сорняк в среде человечества.
Но, может быть, её не правильно поняли?

ПАВЕЛ. Насчет Гитлера я вчера, пожалуй, погорячился. Вы правы. Преступлениям реальным нет оправдания. Для меня это безспорно.
Но не размывает ли литература (и не только она) всё более тонкую грань между реальностью и виртуальностью? И, кстати, в той же Библии описываются совершенно жуткие вещи, но сегодня мы их воспринимаем почти отстранённо, как некую сказку, притчу, иносказание… А ведь уничтожались даже народы – полностью. И вот уже всё более трудно отличить, где вымысел, где реальное прошлое. Да… А может быть, и настоящее, ведь всё зависит от точки зрения. Преступление ли то, что совершается, скажем, в Ираке или Афганистане американцами, или благородная миссия по демократизации и гуманизации совсем диких людей, не знавших законов развитой цивилизации?

А с другой стороны, можно ли создавать образы отрицательные, такие, как Демон? И тиражировать в массы! А вдруг потом какой-нибудь новый гитлер захочет их воплощения в жизни? «Всё позволено» - сказано у Достоевского, и вот - у Гитлера он был любимым писателем… Так, может быть, зря Федор Михайлович это сказал через героя литературного? Не имел права? Или право имел?

Талантливые натуры способны переживать, разыгрывать внутри себя порою и несколько ролей сразу, даже и то, что в реальности невозможно. Может быть, они просто жалеют эту реальность, как бы оберегая её от себя.
Высшим творениям божьим присущ альтруизм. Эгоизм - уровнем ниже, именно он несёт в мир реальное зло. Поэтому, делает человек злые дела или нет – один из главных косвенных признаков талантливости его.
Зло творят грубые, несовершенные, примитивные люди. Талантливые – придумывают его.
Ну, и добро тоже они, конечно, придумывают…

Инструкции, может быть, и не служат спасению, но они есть. И всё зависит от того, хочешь ли ты пользоваться инструкциями, полагая, что они помогут тебе, или понимаешь, что помочь себе можешь лишь сам, действуя по разуму, а не бумажке.
Ведь по инструкции можно творить и зло, и добро, а можно всё делать и без инструкции. Вот в чём принципиальная разница!
Критерии, в том числе нравственные, внутри нас, а не вовне. Только тогда ты – человек.

Воланд и Демон в полной мере подпадают под «необходимое зло», Иешуа – добро. Добро для многих меньше заметно и интересно.

ПАВЕЛ. Понятно, крайности надобно избегать. Но ведь некоторые книги – просто учебники зла. Никто призывами не занимается, тем более, творить зло. Мы пытаемся найти объяснения, почему появляются эти учебники? И что такое на самом деле они? Не рассказывают ли всё о зле для того, чтобы люди не совершали его?
Таков Ветхий завет со всеми ужасами своими. Наверное, и Демон Лермонтова, и Воланд Булгакова. Т.е. добрым людям рассказывают о зле не для того, чтобы они его совершали и стали злыми, плохими. Наоборот! Расширяют сознание, дабы уберечь от непоправимого.
Так и мой скромный текст (кстати, малая часть трактата «Методология зла и добра») вовсе не призывает к насилию, не оправдывает худшее и ужасное, но с чисто философских, мировоззренческих позиций, позитивных, отмечу, позиций (см. Проект «Вселенная») объясняет, в меру свою, нас окружающее – почему есть зло и добро, что такое они, зачем есть и другое. Конечно, отстаивая и поддерживая добро, не проходя мимо зла, не закрывая глаза и указывая на разумные границы его, которые не просто надо очерчивать, но и держать. Порой действуя адекватно.

«Не надо все это путать со злом, не надо все смешивать. Далеко не всякое страдание - зло. Приспособление же к злу - прямая дорога к оскудению сердца, к равнодушию. А полное приспособление - переход в слияние.» Чаговский Павел.
Согласен. Я, кстати, и говорю об оскудении сердца и равнодушии.
Откуда берутся они? А болезнь, беда это тех, кто не хочет знать зла, приспосабливается к нему и уже не замечает его. Мы в таком мире живём, где большинство приспособилось и не замечает или не реагирует на то, как вымирает народ, рушится экономика, экология, культура, нравственность… Это патологическое развитие – раковых опухолей в организме жизни, Природы и человечества.
Не такое преодоление зла, путем слияния с ним я имею в виду, а конечно, совершенно другое. – Ясное вИдение и живую, непосредственную деятельность свободного разума, свободного от оков и иллюзий, стереотипов. Свободу Творца, а не благополучье раба, которого и сытого хозяева в любой момент могут зарезать.

«По мне гений и злодейство еще как сочетаются.» Чаговский Павел.
Да, гении придумывают порой зло, но вносят его в мир реальный - посредственности.

ВИК. Есть (и надобно различать) зло относительное и зло абсолютное.
Абсолютное зло – разрушение высших структур, качеств неповторяющихся. В частности, уничтожение высших уникальных активных инстанций (людей-гениев, редких животных и пр.), материальных и/или идеальных структур (памятников культуры, научной, инженерной мысли, неповторимых явлений природы, цивилизации).
А ты говоришь об относительном зле.

«Если отмести в сторону всяческую мерзость - трусость, предательство, ненадежность, жестокость, бесчеловечность, безответственность и все эдакое, то мне сильно интересно - что же еще мы можем отнести к злу...» Вик Стрелец.
А с дальнейшими размышлениями твоими – согласен.
Я вот и говорю, зло – мобилизует. Зло – необходимо. Наибольшее зло – отсутствие зла!
Но каждый САМ должен определяться, что «зло», что «добро» и сам действовать, быть полностью ответственным за всё в мире. Вместе со всеми.
Т.е. я говорю об обществе РАВНООТВЕТСТВЕННЫХ, Обществе Реализуемых Возможностей, где в полной мере реализовываются все потенциалы каждого человека, свободного! Но одно из главных ограничений – свобода реализаций других. В конкурентной среде. Доброжелательной.
И самораскрывающаяся свобода!

Да, нет зла, нет добра – есть разум и глупость. Это так.
Но это вопрос отчасти всё-таки терминологии. Потому как разрушение (необходимое для созидания, творения) всё-таки остаётся. И пока есть отдельные «я» (у Бога нет единого «Я», оно распределено между многими), есть и зло относительное. Что одним – добро, другим может быть злом, уничтожением. И этого не избежать. Повторюсь, пока есть многие «я».
Но! Множественность и соразмерность, т.е. множественность в том числе «я», активных инстанций – ключевой принцип развития и творения. Иначе, неизбежна Ошибка, приводящая к концу света, сверхвзрыву нашей Вселенной, апокалипсису.

Издержки, конечно же, неизбежны. Мир или Бог никому не желает зла, Он просто перебирает все варианты. В игре случайностей с необходимостями, на всех уровнях иерархии развития структур.
И создание новых необходимостей = новых качеств = новой исчерпывающей информации – суть добро. Добро абсолютное, означающее развитие нашей Вселенной.
При этом неизбежно наличие зла – относительного. Потому что даже возникновение новых структур, добро абсолютное неизбежно сопровождается злом «относительным», т.е. разрушением других каких-то структур. Ведь ничего из ничто не возникает, материя из одного перетекает в другое, так же и жизнь, активное мировое начало. И чьё-то «рождение» почти неизбежно связано с чьей-нибудь «смертью».
Абсолютное зло – невосполнимое разрушение уникальных качеств, снижение количества исчерпывающей информации. В пределе – разрушение нашей Вселенной.
Но даже и в этом случае процесс творчества не заканчивается, в безконечной вселенной – он вечен и неограничен ничем!


Рецензии