Конкурс сценариев В шаге от съемок
Ежегодно на «Кинотавре» происходит одно очень важное для будущего российского кинематографа событие. Это конкурс сценариев. В зале «Панорама» гостиницы «Жемчужина» собирается много людей – матерые и начинающие режиссеры, продюсеры, редакторы журналов о киноискусстве и кинобизнесе, много прессы, иностранных продюсеров и всех тех, кто интересуется возможностями снимать хорошее кино. Стараюсь посещать питчинг, наблюдаю положительные изменения, «рост» участников и самого действа в целом. Если кратко, питчинг – это состязание продюсеров и режиссеров – начинающих и маститых – за возможность найти деньги и партнеров для съемок задуманного кино. Такая практика была и есть на всех международных кинофестивалях. В этом году были как разочарования, так и приятные сюрпризы.
Вот что сказала Анна Гудкова, куратор питчинга на «Кинотавре-2012», после того, как все заявки были собраны и проанализированы, и предстояло пригласить на выступление в Сочи авторов самых перспективных из них:
- Со времен самого первого питчинга на “Кинотавре» я мечтала об открытии дебютной секции, где молодые режиссеры и продюсеры могли бы представлять свои идеи профессиональному сообществу. Прошло пять лет – и вот, наконец, они перед вами. Семь дебютантов в честной и тяжелой борьбе отстояли свое право выступить перед аудиторией. Их проекты были отобраны из более чем трех сотен заявок. Важно, что некоторые дебютные истории в этом потоке легко выдерживают сравнение не только с молодыми своими коллегами, но и с проектами, отправленными на отбор гораздо более опытными и заслуженными кинематографистами.
Новая дебютная секция прежде всего обнажила катастрофический уровень образования продюсеров-выпускников высших киношкол. Всего шесть лет назад профессия продюсера появилась в официальном государственном перечне. Очевидно, этого времени совсем недостаточно для того, чтобы создать работающую структуру обучения этих прекрасных людей. Практически ни один официально дипломированный продюсер не в состоянии оценить идею фильма. Проанализировать ее потенциал. Внятно и аргументировано составить смету. Найти режиссера. На самые главные вопросы профессии: «Кто будет смотреть этот фильм? Почему и зачем? Сколько это кино стоит?» - они отвечают параграфами из учебника или цитатами из лекций, а каждая вторая (если не первая) дебютная экспликация начинается словами: российский зритель соскучился по… семейному кино, доброму кино, фильмам ужасов, мелодрамам, комедиям – нужное подчеркнуть. Трогательные ученические попытки внедрить в обоснование проекта для красоты невнятные цифры социологических исследований были бы милы, когда бы ни были столь вопиюще непрофессиональны. Юные продюсеры явно не готовы к встрече с конкурентной средой, не понимают законов и способов функционирования индустрии, в которой им предстоит работать.
С режиссерами-дебютантами дело обстоит гораздо веселее. Представляя проект, формируя заявку, они ясно понимают свою задачу, высказываются четко и убедительно. В идеале, конечно, режиссерам здорово помог бы продюсер-единомышленник, но в случае чего его с успехом может заменить опытный директор-администратор-производственник. Можно научить считать того, кто в принципе понимает в кино, но того, кто не чувствует самой сути профессии, не спасут цифры. На фоне резкого роста чисто жанровых, мейнстримовых работ, к счастью, потихоньку иссякает поток невнятных высказываний. Режиссеры точно знают, что за кино собираются снимать, зачем им это надо и даже кто его теоретически будет снимать. Остаются выраженные авторские проекты, режиссеры которых ищут новые способы общения с аудиторией, понимают своего адресата, свободно ориентируются в мировом кинематографическом пространстве.
В итоге, к представлению идеи фильма жюри и продюсерам было отобрано пятнадцать проектов – восемь в основной секции и семь и дебютной. Победителю «светила» возможность увидеть идею реализованной и 300 000 рублей поощрения и покрытия расходов за написание сценария, обладателю второго места – не менее приятная перспектива и 150 000. Остальные участники также имели возможность продолжить поиски партнеров на других фестивалях. Например, на ММКФ (Московский международный кинофестиваль).
Много интересного и полезного Анна Гудкова рассказала непосредственно перед самим Питчингом, который проводился в течение двух дней в зале «Панорама» на 15-м этаже гостиницы «Жемчужина»:
- Все – и опытные продюсеры и режиссеры, и дебютанты – отнеслись к подготовке с необыкновенной ответственностью. Стоит отметить, что с каждым годом презентации на питчинге приближаются к европейским стандартам – в плане ответственности, креативности и больших ожиданий в том числе. Каждый из участников готовит какую-то специальную фишку – тизеры, рекламные ролики к своей презентации, буклеты. Какие-то предметы… Замечательное у нас жюри, в котором представлены практически все действующие институты – финансирование, дистрибуция, продюсирование, телеканалы.
Что касается проектов, то все они разные, потому что у каждого кино свой зритель, и каждый зритель должен найти свое кино. Я люблю артхаусное кино, безумно люблю коммерческое кино, и я понимаю, что есть блюда на каждый день, и есть блюда на праздники. Я рада, что наше «меню» состоит из первых, вторых, третьих блюд и даже из десерта.
Кстати, о жюри. Среди десяти человек, которые реально могут помочь с производством фильма, такие персоны, как президент «Кинотавра» Александр Роднянский, директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов, директор канала «Культура» Сергей Шумаков, руководитель международного департамента Фонда кино Елена Романова, продюсер, глава кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов, генеральный директор кинокомпании «Двадцатый век Фокс СНГ» Вадим Смирнов, генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. Впечатляет, не так ли? А еще в жюри режиссер, одна из участниц основного конкурса «Кинотавра» прошлых лет Марина Разбежкина, продюсер Сабина Еремееева и победительница питчинга 2010-го года продюсер Наталья Мокрицкая.
На питч участникам давалось пять минут. Потом следовали вопросы членов жюри и уточнения. Среди представленного были и мелодрамы, и исторические саги, и молодежные комедии, и социальные драмы, и даже фильм ужасов. Расскажу кратко о наиболее запомнившихся проектах, которые «зацепили» и показались жизнеспособными. То, что привлекло, скорее, относится к жанру драмы или мелодрамы. «Штормовое предупреждение» представляли автор сценария и режиссер Нигина Сайфуллаева и продюсер Сергей Корнихин. Их фильм о любви, взаимоотношениях поколений, о выборе. На фоне модного курорта Казантип разворачивается драма между дочерью и отцом, которого она не видела почти двадцать лет. Совершенно разные, они так и не находят точек соприкосновения и остаются чужими людьми. А вот подруга дочери, развязная городская красотка постепенно влюбляется в замкнутого отца -одиночку, воспитывающего сына и отгораживающегося от действительности. В итоге, кто-то меняется, а кто-то возвращается к привычному миру.
«Привычка расставаться» режиссера Екатерины Телегиной и исполнительного продюсера Анастасиии Акопян – более веселое кино и столичной молодежи. Это история о том, как девушка решает разобраться, почему все ее романтические отношения разваливаются. Она ездит к своим бывшим парням и задает им много вопросов, потом выслушивает и делает выводы. Авторы дают ей надежду многое понять и, может быть, вернуться к своей первой любви. Презентация была яркой, сопровождалась небольшими клипами-набросками будущих сцен и комментариями авторов. Еще запомнились проекты «Главная роль» и «Авось». Первые два фильма – из дебютной секции, последующие два – из основной. В «Главной роли» речь идет об историческом факте – любви советского актера, завербованного спецслужбами, и иностранной актрисы. В основе сценария – рассказ Михаила Казакова. «Авось» - это художественная версия из семи историй уже снятого документального фильма об одной из главных черт русского национального характера.
«Мне 20 лет 2012» и «Челентано» - тоже интересные проекты, но представлены они были менее ярко. Остальные проекты, мне кажется, требуют большей обдуманности и проработки в смысле идей и перспектив. А что касается фильма ужасов «Мертвые пашни» о зомби вместо картошки, то такое кино, думаю, финансировать бессмысленно. Конечно, и него могут найтись поклонники, но не тратить же на это государственные деньги.
После совещаний жюри были объявлены результаты. Первое место и господдержку получил проект «Мне 20 лет 2012». Это пять историй, которые будут снимать непрофессиональные молодые режиссеры о своей действительности. Взрослые профи сказали, что они хотят получше узнать своих молодых коллег через их творчество. Второе место досталось «Привычке расставаться» Екатерины Телегиной, ученицы Владимира Хотиненко, который, кстати, на питчинге выступил в ее поддержку.
Вполне возможно, что некоторые из оставшихся проектов также получат возможности быть осуществленными. Их авторы уже сейчас участвуют в подобных секциях на других площадках.
Некоторые сценарии, участвовавшие в питчинге в прошлом году и не выигравшие на нем ничего, приглянулись продюсерам после. Это, разумеется, заслуга авторов, результат их упорства и уверенности. И вот, судя по таблицам съемок российских киностудий, сейчас уже идут съемки фильмов «Всё просто» Софьи Карпуниной» и «Страна хороших деточек» Натальи Мокрицкой.
Так что, многим интересным идеям вполне суждено стать фильмами. Хорошими или нет, покажет время. А мы будем смотреть и делать выводы. Важно, что механизм запущен.
Свидетельство о публикации №212070200461