Сказания дальневосточных аборигенов

  ЧЕРЕП НА ЧЁРНОМ КАМНЕ
    Нанайская легенда
***********************

   Примерно в сотне километров от Хабаровска
прилепилось к Амуру старинное село Сакачи-Алян.
Знаменито разве что царь-рыбой калугой, родст-
венницей волжской белуги. Именно рыбье изобилье
привлекает в эти края рыболовов-любителей.
   Серьёзный же люд с давних пор приезжал сюда
совсем за иными ценностями. Всех в изумление и
восторг приводили наскальные рисунки - петроглифы,
обстоятельно изученные и описанные академиком
Алексеем Окладниковым. Его книжка "Лики древнего
Амура" однажды и отвлекла меня от спиннинга и
заманила в скалистые сопки над Амуром.
   Примитивизм рисунков древних людей на базаль-
товых глыбах как бы подчеркивает детский возраст
искусства. Я обратил внимание, что на нескольких
камнях был изображён человеческий череп в разных
ракурсах. То он "сидел" в развилке дерева, то ска-
кал на лошади, то лежал у ног женщины... Разгля-
дывая рисунки, на которых, как можно было понять,
изображалась охота, рыбалка, я сначала не очень за-
держивал глаз на "приключениях" черепа. Но вскоре
мне случилось услышать легенды нанайцев, нивхов,
удэгейцев, в которых фигурировал череп. Мифы нес-
колько отличались содержанием, но было что-то об-
щее, как на тех увиденных рисунках. Вот что они
мне поведали.
***********************
            Когда-то, давным-давно,на небе сияли три Солнца. А потому Земля была горячей. Базальтовые скалы на берегу Амура были такими мягкими от жары, что если на них садилась птица, то оставались следы её лапок. Зато люди могли прямо пальцами выцарапывать на камнях любые фигуры и узоры. Они изображали свои празднества, ловлю рыбы, охоту на медведя. И вообще рисовали кому что вздумается.
    Трудно жилось племени нанайцев под палящими лучами. И тогда молодой охотник Ходай решил, что на небе хватит и одного Солнца.
Он спрятался ночью за скалу, и едва первое солнце взошло, поразил его стрелой. Только выглянуло из-за горизонта второе, как охотник снова выстрелил, и оно погасло. Сразу стало прохладно, воздух посвежел.
    Жена охотника Джулчи встретила мужа лаской. Восхищалась им и хвалила. А потом пошла к большому базальтовому камню и тщательно выскребла на нём рисунок, изображающий, как её муж Ходай убивает два Солнца: "Пусть люди знают, кто избавил их от изнурительной жары".
    Но третье Солнце сильно опечалилось. Оно оплакивало братьев, и слёзы лились на землю много дней и ночей, так что Амур вышел из берегов. Вода залила стойбище, и люди вынуждены были все выше и выше уходить в горы.
    Совсем огорчился Ходай. Он взобрался на чёрный камень, на котором был изображен стреляющим в Солнце, и стал просить у небесного бога прощения за свой поступок. Но разгневанное Солнце пустило в него огненную стрелу. И человек исчез, на чёрном камне остался только его белый череп.
    Когда в поисках мужа Джулчи пришла к камню, её любящее сердце сразу поняло, какая произошла беда. Она прижала череп к груди и поспешила к людям. Но те испуганно шарахались от женщины, думая, что она превратилась в злую колдунью.
    В отчаянии Джулчи бросилась по склону к бушующим волнам Амура, решив своей гибелью искупить вину мужа перед Солнцем и людьми. Но чем ниже спускалась, тем стремительней отступала вода, пока не вошла в речные берега.
    Джулчи словно окаменела, застыв на скале, попрежнему прижимая череп к груди. Она плакала, и из глазниц черепа тоже лились слёзы. Она улыбнулась, и череп осклабился, как бы улыбаясь, и потёрся щекой о её грудь, будто утешая.
    Наверное, Солнце - это все-таки добрый Бог, потому что ему стало жаль страдающую женщину. Джулчи услышала с неба его голос:
    -Твой муж не со зла послал стрелы в моих братьев, он хотел помочь людям. Садись на белого коня, который отвезёт тебя к моей сестрице - шаманке Амфруди-амуча. Она знает, как оживить твоего мужа.
    Тут прямо от Солнца к камню вытянулся золотой луч, а по нему прискакал белый конь. Села на него Джулчи, крепко прижав к себе череп. Помчался конь, как быстрый ветер. Но всё равно долгой была дорога. Наконец скакун остановился возле фанзы Амфруди-амуча.
    -Знаю от небесного брата о вашей беде,- сказала она.- Тлеть бы черепу в мёртвой земле. Но Солнце смилостивилось. Небесный брат попросил меня обратиться к матери жизни Амура Тотэм, она поможет расколдовать твоего муженька, пусть проживёт на земле свой век.
    Кинула шаманка череп далеко в реку. Сама обернулась огромной рыбой и вслед нырнула, ухватила череп в пасть и в глубоком омуте встретилась с водяной матерью жизни Тотэм.
    Как они скрытно от человеческих глаз камлали, волшебство творили - шаманкая тайна. Только поздней ночью всколыхнулась возле берега вода, и вышел из неё Ходай - живёхонек и целёхонек.
За ним серая утица выплыла. Встряхнула крыльями, ударилась о землю и шаманкой обернулась.
    -Ну, молодые разлюбезные, садитесь на коня,- напутствует Амфруди-амуча,- да отправляйтесь в обратный путь. Но не оглядывайтесь ни по сторонам, ни назад. Чтоб без моей воли никто к моей фанзе дороги не ведал. Как вернётесь в стойбище, на камне отметину сделайте, пусть небесный братец знает, что мы с Тотэм
его наказ выполнили. Да поспешите, камни остывают, скоро станут совсем твёрдыми.
    И белый конь помчал супругов тропами таёжными, стёжками луговыми, осыпями горными. Только теперь на нём верхом сидел удалой охотник, прижимая к груди свою спасительницу.


Рецензии