Меморандум ИФИ Священной Империи Духа
ПРОЛЕГОМЕНЫ К НОВОЙ ФИЛОСОФИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Современный – значит, живущий со временем, действующий здесь и теперь. Прошлое становится культурной памятью, то есть историческое трансформируется в генетическое. Выпадая из временного потока, человек рушит генетические связи, предаёт забвению историю, не создает «прибавочного элемента» культуры. Человек мнит себе, что будущее наступит, не понимая того, что почву для будущего нужно создавать здесь и теперь – в современном настоящем. Это самый сложный и запутанный вопрос: что и на каком основании считать почвой будущего? То, что история до сегодняшнего мгновенья не оборвалась, еще не убеждает в невозможности апокалипсического светопреставления завтра, которое навсегда сможет стереть само понятие о будущем.
При всех частных достоинствах науки и техники надо признать, что научно-технический прогресс не дал в руки человечеству заветные ключи от рая земного. Наоборот, в противопоставлении себя Природе, в хищническом стремлении покорить её человечество зашло так далеко, что оказалось на самом краю экзистенциальной пропасти. И в этих условиях у человечества до сих пор нет не только концепции глобального его развития, но такой концепции нет и в любом отдельно взятом государстве. В лучшем случае речь может идти о сбалансированности мировой экономики, о тенденциях в мировой науке, о социальных, экологических, культурных проектах. Едва ли можно сказать, что реализация этих проектов будет иметь целью духовный рост человечества, поиск им гармонии с окружающей его Природой. Ибо сегодня не видно, чтобы человечество вменило себе в обязанность шаг за шагом ограничивать свои хищнические амбиции.
В человеческих сообществах преобладают не великие идеи духовных вождей, но стереотипы среднего человека толпы. И всё это на фоне пышно расцветших лженауки, лжеискусства, в атмосфере религиозной нетерпимости и фанатизма. Человечество живет не под знаком выдающихся открытий, духовных прозрений, но под страхом болезней, эпидемий, войн, террористических угроз, природных катаклизмов, техногенных экологических катастроф. Несмотря на эпизодические благие намерения (которыми, как известно, вымощена дорога в ад), всё делается для скорейшей и верной гибели. Философия, изначально призванная ответить на вопрос о смысле жизни и существования вообще, давно превратилась в интеллектуальную спекулятивную забаву.
Но, как это ни парадоксально, охвативший человечество кризис рельефно высветил и то позитивное, что вызревало в нём в противовес разрушительным силам. Это позитивное, с одной стороны, есть процесс и результат биологической эволюции, а с другой стороны, – социально-исторического и психологического развития как общества в целом, так и отдельно взятого индивида. Вся мудрость тысячелетий, накопленная как бесценное богатство выдающимися умами человечества – представителями разных рас и народов, – не исчезла, она жива! Но она как бы развеяна, распылена и недоступна для массового сознания. Её, подобно мозаике, предстоит собрать по крупицам в величественную единую и цельную картину. Чтобы это оказалось возможным, необходимо руководствоваться некой наднациональной, надрелигиозной, надгосударственной идеей, свободной от каких бы то ни было политических, идеологических, научных, философских и прочих спекуляций. Кому по силам окажется из «воздуха» оформить эту идею в виде стройного и убедительного учения, могущего стать путеводной нитью для заблудившегося в никчемности своей хищнической гордыни человечества? Найдется ли такой человек? Или это станет плодом совместных усилий многих, безусловно, разносторонне и щедро одаренных людей?
НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Если отбросить все амбиции науки, религии, искусства, философии, то естественно спросить, а что представляют собой эти области проявления духа человеческого изначально, до того, как человек сделал их инструментом своих корыстолюбивых устремлений? Убежденность в том, что все эти области созданы исключительно самим человеком, есть результат воинствующего материализма и самоуверенного эгоистического идеализма, противопоставивших человека Природе, которую любой ценой нужно было покорить. Вся реальная практика человеческая показывает, что покорение не только разрушает гармонию окружающего мира, но приводит к разрушению, уничтожению самой среды обитания, а значит, – наносит вред человеческому существованию и жизни вообще. Эта идея покорения Природы так глубоко внедрилась в массовое сознание, что представляется почти невозможным искоренить её.
Вселенную покорить невозможно в принципе! Самое большее, что человечество в силах сделать, – это самоуничтожиться. Чтобы избежать этого, нужно отказаться от идеологии покорителей Природы. Достаточно постулировать существование Абсолюта как безначального, бесконечного, вечного, исполненного блаженства. Последнее, очевидно, указывает на Вселенское Сознание, на Объективное Идеальное. Вся область человеческого знания – это всего лишь отражение Объективного Идеального в субъективном сознании человека. И уже за одну возможность такого отражения человек должен быть благодарен Природе и своему существованию в ней. Человек отнюдь не создаёт свои эгоистические знания, но Абсолют открывается ему многообразием своих свойств. Отражение безамбициозных знаний в субъективном несовершенном сознании человека – есть высший дар, который наполняет жизнь человека смыслом. Именно из-за несовершенства человека отражение свойств Абсолюта в его субъективном сознании отмечено печатью «искажения». Отсюда – алчность, корыстолюбие, гордыня, ложные знания, ведущие к самоуничтожению.
Свободное от заблуждений субъективное сознание имеет шанс расшириться до Объективного Идеального, до Абсолюта – тождества Материи и Сознания. История человечества знает множество соответствующих практик, имеющих целью слияние с Абсолютом, освобождение, выход в надперсональное. Все эти практики должны быть объединены и положены в фундамент нового учения, новой идеологии – футуризма. В свете этого объединения целесообразно создать учреждение, которое одновременно выполняло бы функции научного института, культурного центра, образовательной и религиозно-философской школы разных уровней, а также ряда новых музеев – универсального искусства, овеществленной мифологии, футуризма, всемирного акционерного музея искусства, науки и техники. Одной из важнейших функций нового учреждения должна стать предпринимательская деятельность, осуществляемая в свете того учения, которое постулируется как идеология футуризма. Это учение отныне будет называться футуризмом, а соответствующее ему учреждение – Институтом Футуристических Исследований (ИФИ).
КОНЦЕПЦИЯ ФУТУРИЗМА, ЕГО ИДЕОЛОГИЯ
Старый футуризм начала ХХ века, по-видимому, был подготовлен открытиями позитивистской науки и теми социально-политическими, классовыми, межгосударственными противоречиями, на фоне которых складывалась научная, культурная, художественная жизнь. Футуризм как система взглядов впервые был сформулирован Филиппо Томмазо Маринетти в рамках изобразительного искусства и его эстетики. Идеи Маринетти быстро распространились в европейских странах, а в России, в силу особенностей её развития и менталитета, послужили катализатором в создании своего специфически российского футуризма. Возникновение этого футуризма не было случайным. Он появился не по прихоти кого-либо, пожелавшего удивить мир необычной идеей. Практика искусства, эстетики и психологии восприятия, оплодотворённые открытиями позитивистской науки и достижениями техники, стали той взрывной искрой, из которой и разгорелось пламя футуризма.
Принцип симультанности – одновременного изображения всех сторон, свойств и качеств предмета – был продиктован соответствующим уровнем развития перцептивной способности человека. Эта способность выразилась в обосновании некоего синтетического ощущения. Таков был объективный результат психологии. Но первопроходцы футуризма, в утверждении и пропаганде своих взглядов в противовес обывательским стереотипам, часто прибегали к эпатажу, совершали дерзкие, а порой и опасные для общественного сознания, выходки. Их призыв к ниспровержению всего наследия классицизма, к борьбе против библиотек, музеев, академий свёлся в итоге к отрицанию прошлого вообще. И это – во имя будущего, во имя всеобщего обновления против косности и рутины.
Смерть Ф. Маринетти в декабре 1944 года поставила, как принято считать, точку в истории футуризма ХХ столетия. Роль ушедшего с мировой арены футуризма оказалась сложной, неоднозначной. Как восставший против косности мировоззрения и открывший человеку всё многообразие художественного восприятия, футуризм был, безусловно, прогрессивен и конструктивен. Но его эпатаж, зачастую скатывающийся к профанации искусства и науки, доходящий до отрицания наследия прошлого, вносил деструктивное смятение в умы и души, сеял хаос. В итоге рождались ложные представления, появлялись ложные знания, уводящие человека в сторону от магистрального пути восхождения к Абсолюту.
Футуризм ХХI века – это как бы само дыхание Абсолюта. Он – цельное, динамичное, самостановящееся, проникнутое верой знание, являющееся одновременно наукой и религией, искусством и философией. Причем религия здесь – отнюдь не церковно-обрядовая деятельность в рамках каких бы то ни было конфессий, часто совершаемая из корыстолюбивых интересов, в атмосфере нетерпения к иноверцам, а то и просто религиозного фанатизма. Футуризм как религия – это покоящаяся на чистой экзистенциальной вере связующая нить между субъективным несовершенным сознанием и совершенным Объективным Идеальным. И в этом смысле всё лучшее из океана религиозных представлений человечества непременно становится достоянием футуризма. Но обрядовая сторона старых религий переходит в разряд чистой эстетики. Ясно, что в так понимаемой религии в принципе нет и не может быть никаких причин для вражды между людьми.
Наука, как одно из проявлений футуризма новой эпохи, свободна от всех примесей субъективизма, эстетически самоценна (открыта для разума и чувства), проникнута благоговеньем, а значит, – сродни религии в новом её понимании. То есть и наука футуризма есть своеобразный мост между человеком и Абсолютом. И снова здесь нет никаких оснований для вражды людей между собой и для хищнического отношения человека к Природе.
Искусство футуризма – это реализация человеком в творчестве идеи освобождения, то есть дарующего блаженство единения с Абсолютом. Такое искусство не отрицает культурное наследие предшествующих веков, но с благодарностью берёт его в свой материально-духовный арсенал. Как исполненное благоговенья, такое искусство в высшей степени религиозно и вместе с тем научно, ибо предполагает своё осмысление по меньшей мере в педагогических целях. Такое искусство универсально, поскольку его объект – Универсум – материально-идеальная Вселенная. Но универсализм его не только в этом. Базируясь на всех особенностях национального искусства народов разных стран и континентов, максимально выявляя всё его своеобразие, универсальное искусство по самому определению является наднациональным, надрасовым, надгосударственным. Значит, искусство футуризма также свободно от вражды, амбиций, противостояния классов, обществ, государств, идеологий.
Наконец, в основе универсального искусства лежит представление о перцептивной бесконечности – Запредельном – ничем не ограниченной способности человека к всё более и более утонченному восприятию, «предельной точкой» которого является спонтанное восприятие в отсутствие внешних раздражителей. «Наглядно» последнее означает, что смыслообраз (единение образа и мысли) предстаёт как бесконечность своих самоотрицаний. Отсюда – его текучесть, неуловимость рассуждениями, невербализуемость.
Обобщающее смыслотворчество на основе науки, религии, искусства футуризма представляет не что иное, как его – футуризма – философию. В этой философии противопоставление субъекта объекту, материального идеальному, бытия сознанию – лишено смысла. Философия футуризма свободна от вражды господствующих в обществах и государствах идеологий. Она – выражение всеми возможными средствами предельно обобщенного пути человека к Абсолюту. В футуристической перспективе не только человек, но и всё человечество становится надгосударственным как живой единый организм, в «жилах» которого во всей полноте течет «кровь» национальных, расовых, культурно-исторических особенностей и различий.
Такова новая идеология футуризма, на основе которой строит свою деятельность Институт Футуристических Исследований.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ФУТУРИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Ввиду всего сказанного о футуризме, о структуре и функциях ИФИ ясно, что столь необычному учреждению трудно «вписаться» в рамки какой бы то ни было государственности и соответствующего ей законодательства. Потому что любое государство – это несвобода, ложь, корыстолюбие, стремленье к власти ради наживы, это полицейско-чиновничий аппарат, созданный и узаконенный, как правило, не лучшими представителями человеческого общества. Футуристы отрицают государство как полицейско-чиновничью машину и не вменяют себе в обязанность подчиняться такому государству в своих практических и теоретических делах. Но они признают и глубоко чтят всё богатство культурно-исторических традиций, составляющих фундамент всякого государства. Его – этот фундамент – футуристы называют Отечеством или, в более узком смысле, обществом. В идеале общество и государство должны быть в гармонии, в почти неразличимом взаимопроникновении, в тождественном согласии. Возможно, такой идеал в принципе недостижим. Поэтому, отрицая государство, футуристы с почтением относятся ко всякому Отечеству и по необходимости строят свои отношения с любым из существующих государств на базе сложившихся в обществах этих государств законов. Иначе говоря, для достижения своих конкретных целей футуристы вынуждены мириться с несовершенством государственного устройства. Хотя бы как люди, реально проживающие в том или ином государстве и обладающие правами какого-либо гражданства. Это значит, что футуристы оставляют за собой право регистрировать свои учреждения, в том числе и в установленном законом того или иного государства порядке. Причем они не считают себя непременно обязанными делать это.
Отдавая дань существующей традиции и в целях максимальной свободы своих действий, футуристы, стремясь к паритетному сотрудничеству с любым из существующих государств, объявляют в настоящем Меморандуме о создании своего государства – Священной Империи Духа (СИД). Для успешной деятельности в пределах Земли достаточно виртуальной версии государства футуристов. Территориально СИД находится всюду и нигде, потому что Дух не терпит никаких ограничений. Но так как особо пронырливые представители рода человеческого уже приватизируют и продают участки на близлежащих к Земле планетах и даже посягают на звездное вещество и газо-пылевые туманности, то футуристы, дабы соблюсти традицию определения местоположения своего государства, считают его находящимся в самой отдаленной Чёрной Дыре. Так Священная Империя Духа оказывается принципиально недоступной для хищнических вожделений землян. Близкие к бесконечности гравитационные силы Чёрной Дыры делают государство футуристов неприступной вечной крепостью, где царит столь же вечная гармония и где всегда можно отдохнуть от праведных футуристических трудов.
Для футуриста идеальное столь же реально, как и материальное, а душа, дух – предпочтительнее бренного тела. Поэтому с точки зрения футуриста умершие люди отнюдь не исчезают бесследно, но продолжают своё существование в ином – развоплощенном – виде. Соответственно все развоплотившиеся, оставившие в культурной памяти человечества свой след, являются, говоря обычным языком, гражданами Священной Империи Духа. Основной Закон государства футуристов – Абсолют. Всякий, чья жизнь подчинена служению Абсолюту, может рассчитывать на покровительство этого государства.
Институт Футуристических Исследований, действующий под эгидой Священной Империи Духа, имеет все необходимые для партнерских отношений реквизиты, главными из которых являются печать и фирменный бланк. Ясно, что по своему статусу СИД не нуждается в юридической регистрации в рамках законодательства какой бы то ни было страны. Потому что Священная Империя Духа априори абсолютно свободна и независима от всякого земного мироустройства. Точно так же и Институт Футуристических Исследований, подчиненный СИД, абсолютно свободен в своих действиях, не нуждаясь в какой бы то ни было земной регистрации. Но отделения ИФИ в разных странах и городах могут быть оформлены в виде субъектов соответствующего данной местности юридического права.
Две должности в ИФИ являются пожизненными: должность директора института и должность председателя Ученого Совета института. Председателем Ученого Совета может быть один из основателей ИФИ, который вместе с должностью принимает на себя почетное пожизненное звание Гроссмейстера Футуризма. В функции председателя Ученого Совета ИФИ входит налаживание научных контактов, организация научно-исследовательской работы, установление дипломатических, деловых, культурных связей и отношений. В частности, председатель Ученого Совета вправе по своему усмотрению возглавить любые три отделения ИФИ. В этих случаях председатель Ученого Совета ИФИ ведет входящие в его компетенцию дела, пользуясь соответствующими печатями и бланками отделений института. Если председатель Ученого Совета ИФИ не возглавляет ни одно из отделений института, то в своих отношениях с внешним миром он пользуется фирменным бланком ИФИ и личной печатью Гроссмейстера Футуризма.
Директором ИФИ может быть так же один из основателей института. Вместе с должностью директор ИФИ принимает на себя почетное пожизненное звание Командора Футуризма. В функции директора ИФИ входит ведение всех возможных земных и внеземных дел, приоритетными из которых являются дела организационные, научные, культурные, дипломатические, политические, межгосударственные. В своей деятельности директор ИФИ пользуется фирменным бланком и соответствующей печатью института.
Вступление в должность директора и председателя Ученого Совета Института Футуристических Исследований подтверждается записью в приложении к настоящему Меморандуму. В случаях смены директора ИФИ и (или) председателя Ученого Совета ИФИ Меморандум переписывается заново, в него вносятся соответствующие изменившимся условиям дополнения и уточнения. Новые имена директора и (или) председателя Ученого Совета ИФИ так же фиксируются в приложении к Меморандуму надлежащей записью. Причем предыдущая запись о предшествующих директоре и (или) председателе Ученого Совета ИФИ сохраняется, но с указанием даты развоплощения.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ФУТУРИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В области науки, руководствуясь педагогическими соображениями и имея в виду превращение её в объект эстетики, разработать на примере математики эстетику числа, эстетику множества, эстетику отображения (функции), эстетику бесконечного.
В области физической науки, в целях воспитания любви к Природе, создать эстетику явлений и сил, эстетику пространства-времени, эстетику движения.
В химической науке, дабы воспитать зоркость ума и чувства, написать эстетику химического элемента, эстетику химических связей и превращений.
В биологии, чтобы воспитать трепетное и благоговейное отношение к жизни, должны быть созданы эстетика клетки, эстетика гена, эстетика живого.
В геологической науке, в целях большего проникновения в «неживую» природу, разработать эстетику камня, эстетику минералов, эстетику стихий.
В искусстве наиболее важными представляются вопросы психологии и философии творчества и восприятия.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА
1. Психика человека и его способность к творчеству
2. Историческое развитие способности к восприятию, представлению, воображению, мышлению
3. Сенсибилизация и сенситивность в их отношении к творчеству
4. Рациональная и чувственная компоненты в творчестве
5. Дискурсивная и недискурсивная компоненты воображения
6. Относительность рационализмов и абсолют иррационального
7. Зависимость творческих способностей от порога восприятия
8. Запредельное (спонтанное) восприятие или восприятие в отсутствие внешних раздражителей
9. Перцептивная бесконечность
10. Смысловые сингулярности в языке и мышлении
11. Восприятие и проблема смысла в искусстве
12. Бесконечнозначность художественного образа и смысловой Универсум
13. Психологические основы восприятия произведения искусства как художественного
14. Психология происхождения разных «измов» в искусстве
15. Психологические основы импровизации
16. Проблема канона и закона в свете перцептивной бесконечности
17. Психологические основы мифологизации художественного образа
18. Перцептивный заряд и перцептивное напряжение художественного произведения
19. Информационно-энергетическая структура художественного произведения
20. Психологическое обоснование универсального искусства как запредельного искусства, свободного от всех «измов»
21. Психология чудесного в искусстве
22. Эстетика чудесного
23. Эстетика Запредельного
24. Психологические механизмы откровения в искусстве
25. Прогностическая функция запредельного художественного образа
26. Проблема формы и содержания с точки зрения запредельного
27. Психологическое обоснование принципиальной неограниченности средств художественной выразительности
28. Бесконечное становление художественного смыслообраза как бесконечность его непропозициональных отрицаний
29. Искусство – как прорыв в инобытийное
30. Психологические механизмы жажды бессмертия через искусство
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА
1. Гносеологическая функция искусства
2. Теория познания и метафизика художественного образа
3. Метафизика художественного творчества
4. Метафизическая сущность искусства
5. Относительное и абсолютное в искусстве
6 Конкретное и абстрактное в искусстве
7. Философия инобытийного
8. Материальное и идеальное в искусстве
9. Сознание относительное и абсолютное
10. Расширения сознания
11. Искусство и трансцендентное
12. Философия вечного и преходящего
13. Творчество как преодоление преходящего
14. Философское обоснование эстетики
15. Философия наднационального и надрасового искусства
16. Искусство как игра с Вечностью
17. Проблема пространства и времени в искусстве
18. Онтология художественного образа
19. Реальность – как миф
20. Мифологическая составляющая в философской картине мира
21. Философское обоснование неисчерпаемости художественного творчества
22. Искусство – как реализация экстатического благоговенья пред неведомым
23. Искусство как освобождение
24. Философия как искусство спонтанного мыслетворчества
25. Эстетическое переживание мысли
26. Эстетическая ценность науки
27. Эстетика пустоты и безмолвия
28. Эстетика бесконечного
29. Универсальное искусство и универсальная философия
30. Философия эстетики футуризма
ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
1. Религия как вера в Запредельное
2. Тождественность всех религиозных систем в свете перцептивной бесконечности
3. Эстетические основы религиозного
ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ ФУТУРИЗМА
1. Супрематизм в ХХI веке
2. Абстрактное искусство в ХХI веке
3. Аналитическое искусство в ХХI веке
4. Экспрессионизм в ХХI веке
5. Футуризм: искусство как философия существования
6. Три кита футуризма (Кандинский, Малевич, Филонов)
7. Искусствознание в ХХI веке
8. Искусство в ХХI веке
9. Эстетические принципы футуризма
10. Восток-Запад: эстетические параллели
11. Метаязык супрематизма
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ФУТУРИЗМА
1. Глобализация в свете футуризма
2. Футуристический апокалипсис
3. Футуризм как апология безмолвия
4. Футуризм как идеология бессмертия
5. Футуризм как чистая экзистенция
6. Проблема номинации в свете футуризма
7. Троянский конь футуризма
8. Естественно-научные предпосылки к астрологии
9. Гносеологическая функция футуризма
10. Прогностическая функция футуризма
11. Футуризм как идеология планетизации
12. Футуристическая пропедевтика в защиту рода человеческого
13. Тайная доктрина футуризма
14. Футуризм как универсализация знаний
15. Сны футуриста как откровенье свыше
16. Футуристы прошлого
17. Антиномии футуризма
18. Футуристический Грааль
19. Мифологическая персонификация футуриста
МУЗЕЙНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ФУТУРИЗМА
1. Всемирный акционерный музей искусства, науки и техники
2. Музей овеществленной мифологии
3. Музей универсального искусства
4. Музей государства
5. Музей апокрифов
6. Музей абсурда
7. Музей пивоведения
8. Музей бега
9. Музей первопроходца Шиманского
10. Музей времени
11. Музей Сизифа
12. Музей футуризма
ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИФИ
1. Три кита футуризма
2. Предметно-абстрактный супрематизм
3. Метафизический синтетизм и футуризм
4. Мифологизация вещи
5. Футуризм и абстрактное искусство
6. Экспрессионизм и футуризм
7. Супрематизм и футуризм
8. Конец эпохи «измов»
9. Футуристический апокалипсис
10. Натурализм и футуризм
11. Футуристический портрет
12. Футуристический пейзаж
13. Футуристический натюрморт
14. Футуристический город
15. Человек в зеркале футуризма
ПРИЛОЖЕНИЕ К МЕМОРАНДУМУ ИНСТИТУТА ФУТУРИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Настоящим удостоверяется, что с 1 января 2004 года председателем Ученого Совета Института Футуристических Исследований является Гроссмейстер Футуризма Сафар Гали (Safar Ghali), директором Института Футуристических Исследований – Командор Футуризма Александр Сизиф (Alexander Sizif).
Свидетельство о публикации №212070200795