Вопрос человека неверующего

  О кончине Мациха Леонида Александровича, российского философа, теолога, филолога, я узнал 5 апреля, когда включил канал «Россия К» Программа ACADEMIA в тот вечер повторила одну из его лекций с пометкой «памяти Мациха Л.А.»….
  Я был, что называется, ошарашен. Совсем недавно, где то в конце февраля или, возможно, в самом начале марта, я выслушал две его лекции. Не помню точно их названия, но помню, что речь шла о женщине в истории. По содержанию и по форме лекции эти были совершенно замечательными. И читал их красивый, обаятельный мужчина. Благодаря телеоператорам, которые знают свое дело, я видел, как смотрят на лектора некоторые девицы студенческого и аспирантского возраста. И главное – их читал человек, полный жизни. Ничто в его облике не говорило о смерти, не было даже малейшего намека на близость старухи с косой. И оказалось, что этот блестяще образованный человек, интеллектуал, учивший уму – разуму не только российских студентов, этот красивый и полный жизни человек скоропостижно скончался 8 марта.
  Не один день я был под впечатлением от этой внезапной смерти. И, естественно, не раз возникал вопрос: кому это надо было!? Кому это надо было, чтобы в один из майских дней 1954 года в Киеве родился талантливый, красивый ребенок, а спустя миг, заполненный становлением личности и трудом, тот, который назывался Мацихом Леонидом Александровичем, растворился, ушел в небытие, возможно, не достигнув пика своих творческих свершений?..
  По поводу вводного слова «естественно», которое я отметил курсивом. Дело в том, что я давно уже мучаю себя вопросом «кому это надо было». Помнится, впервые он возник, когда скончался отец, а к тому моменту, когда ушла из жизни мать, у меня был уже солидный опыт самоистязания этим вопросом.
С годами память моя становится все хуже и хуже. Но из головы никак не уходят строки, запавшие туда еще в годы студенческие, когда я был впечатлительным, эмоциональным бездельником. Вот они: «Ты знаешь, что изрек, прощаясь с жизнью седой Мельхиседек? Рабом родиться человек, рабом в могилу ляжет, и смерть ему едва ли скажет, зачем он шел долиной чудной слез, страдал, рыдал, терпел, исчез…» Вот только имени автора этих удивительных строк не помню. Может, Поль Элюар?..
  И последний абзац. Полагаю, что вопросом «кому это надо было» задаются люди неверующие или люди, в которых вера слаба, поверхностна. Истинно верующий человек принимает жизнь такой, какая она есть, он никогда не смотрит в сторону неба с укоризной.
                10 апреля 2012 года


Рецензии