Мои поиски и находка истоков фамилии Плоховых. 4

                ПРОДОЛЖЕНИЕ 3.
 
ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА СТРОКИ ПУШКИНА В КАЧЕСТВЕ ЭПИГРАФОВ К ТРЁМ РАЗДЕЛАМ МОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ?

Сказано Пьером Буастом, французским лексикографом и философом:

 «Об авторе судят по его эпиграфу»!

И вот, чтобы быть не слишком судимой, я решила, что за стихами А.С. Пушкина я, - как за каменной стеной.
Однажды, копаясь в книжных шкафах, я случайно открыла томик Пушкина, и мой взгляд  выхватил следующие строчки:

                ***
"Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне,
Об отдалённой старине.
Могучих предков правнук бедный,
Люблю встречать их имена
В двух-трёх строках Карамзина.
От этой слабости безвредной,
Как ни старался, - видит бог, -
Отвыкнуть я никак не мог".

 Я была очарована: поэт, не желая обнажать сокровенные чувства, серьёзные размышления и искренний интерес к теме предков –(теме достаточно «тяжеловесной»), набросил на свои стихи  лёгкую вуаль самоиронии.

Тема предков волновала меня давно. Уже было накоплено много достоверных сведений, мифов и легенд.
И тут-то я поняла, что мне, «бабушке московской», непременно нужно поведать моему любознательному внуку Ване историю фамилии, которую он получил от прадедов, представить ему, себе, а заодно и однофамильцам, историю возникновения, развития и сохранения до наших дней одного из старинных русских родов.
И я начала свои фамильные поиски. А восхитившие меня строки Пушкина поставила эпиграфом перед первым разделом своего повествования–исследования.

Затея оказалась увлекательной. Однако трудно было в процессе работы не уйти в сторону от главного намерения - не коснуться  других родов, очень известных, которые встречались на пути моих изысканий и интриговали своей фамильной историей.
 
Одна из них принадлежит роду Ржевских. Не будь рода Ржевских – (страшно даже подумать!) - не было бы на свете Александра Сергеевича Пушкина.

Ржевским - предкам по женской линии (бабушки и матери) поэт посвятил свою поэму «Езерский».
 
Именно из этой поэмы я взяла эпиграфы к трём разделам моего повествования.

А Ржевские меня заинтересовали ещё и потому, что они оказались соседями семейства Плоховых(!),  и также владели вотчинами в те же времена (XV –XVI вв.) не где-нибудь, а вблизи Иосифо-Волоцкого монастыря.
Имена Ржевских так же, как и имена Плоховых, хранятся с незапамятных времён в архиве Иосифо-Волоцкого монастыря.
 
Ржевские тоже были его прихожанами. Так же делали вклады на помин своей души, дарили свои земли, благоустраивали монастырь и питались высокой духовностью и культурой, царившей в монастыре. Некоторые члены рода так же принимали в монастыре постриг.
Возможно, Ржевские и Плоховы встречались в храме на богослужениях, может быть, они по-соседски обсуждали политические и бытовые насущные проблемы. И, наверняка, совместно выступали в походы Василия II и Ивана III против Новгорода Великого.
 
Оба рода служили великим князьям в эпоху, когда зарождалась русская государственность, позже, когда формировалось государство, -  царям и императорам, а, в конечном счёте, - России, своему Отечеству.

Род Ржевских, род Пушкиных и скромный род Плоховых – все три древних рода внесены в «Общий Гербовник дворянских родов Российской империи»:
род Ржевских - в книгу I, п.37,
род Пушкина – в книгу V, п.18,
род Плоховых – тоже в книгу V, п.70.

И я позволила себе повторить вслед за Пушкиным:

«Мне жаль,(...)
Что геральдического льва
Демократическим копытом
У нас лягает и осёл:
Дух века вот куда зашёл!».

Этот эпиграф я поставила перед вторым разделом, в котором я определила личность и полное имя праотца фамилии Плоховых.

Для третьего раздела своего исследования, в котором я представила подтверждённые историческими документами имена ряда персоналий рода Плоховых,  их положение на служебной лестнице (чины), я выбрала следующие строки Пушкинской поэмы:

 «В века старинной нашей славы,
Как и в худые времена,
Крамол и смуты в дни кровавы,    
(…) Они и в войске и в совете,
На воеводстве и в ответе
Служили князям и царям».

(Думаю, это уместно).
 
В процессе поисков представителей рода Плоховых мне параллельно встречались отдельные имена представителей рода Ржевских. Например:

Два дьяка Ивана Грозного: Плохово Крюк Фёдорович и Ржевский Матвей Иванович – две разные судьбы.
Плохово – жертва опричнины – на него обрушился гнев царя по ложному доносу, связанного с новгородскими событиями.
Ржевский, к счастью, не пострадал и в дальнейшем служил наместником в Чернигове, Рыльске и Ряжске; ездил послом в Крым.

Двое воевод: Плохово Богдан Степанович - на Белоозере и Ржевский Елизар Никитич – в Новгороде, ставший потом думным дворянином.

Два стольника царя Петра Первого: Плохово Леонтий Богданович и Ржевский Юрий (Георгий) Алексеевич.

И Ржевские, и Пушкины, и Плоховы числятся в боярских списках XVIII века в разных чинах:

Ржевские:

Ржевский Александр Тимофеевич
Ржевский Андрей Андреевич
Ржевский Василий Андреевич
Ржевский Василий Иванович
Ржевский Василий Степанович
Ржевский Иван Алексеевич
Ржевский Иван Захарович
Ржевский Иван Иванович
Ржевский Иван Иванович
Ржевский Иван Прокофьевич
Ржевский Матвей Алексеевич
Ржевский Павел Иванович
Ржевский Прокофий Федорович
Ржевский Федор Иванович
Ржевский Юрий Алексеевич
Ржевский Яков Иванович

Пушкины

Пушкин Евсей Силич
Пушкин Иван Иванович
Пушкин Иван Каллиникович
Пушкин Иван Федорович
Пушкин Лев Петрович
Пушкин Михаил Федорович
Пушкин Никита Борисович
Пушкин Осип Аристович
Пушкин Павел Никитич
Пушкин Прокофий Федорович
Пушкин Семен Леонтьевич
Пушкин Сила Федорович
Пушкин Федор Петрович

Плоховы

Плохов Алексей Васильевич
Плохов Василий Богданович
Плохов Василий Меньшой Богданович
Плохов Григорий Андреевич
Плохов Григорий Максимович
Плохов Иван Владимирович
Плохов Иван Иванович
Плохов Иван Леонтьевич
Плохов Иван Максимович
Плохов Леонтий Богданович
Плохов Михаил Максимович
Плохов Михаил Петрович
Плохов Петр Иванович
Плохов Степан Максимович
Плохой Михаил Ульянович



К удивлению своему я не нашла в именных списках к первому и третьему томам «Сборников биографий Кавалергардов» фамилий Ржевских в числе офицеров знаменитого лейб-гвардии Кавалергардского полка.
Плохово – есть, а Ржевских – нет!?  (Но я ещё не сумела открыть второй и четвёртый тома. Возможно, ещё обнаружу).

Имя «Ржевский» - общеизвестно: из рода Ржевских происходят предки А.С. Пушкина по женской линии. А многие, наверняка, слышали анекдоты (остроумные и не очень, смешные и, мягко говоря, не слишком приличные) о поручике Ржевском, образ которого возник в народном творчестве стихийно.

Разве можно сравнить фамилию «Ржевский», которая до сих пор на слуху,
с ни кому не известной, фамилией «Плохов», затаившейся в черновиках романа «Война и Мир» и… исчезнувшей в оригинале?
Фамилией «Плохов» Лев Николаевич Толстой поначалу «временно удостоил» образ, далеко не героический, старшего графа Ростова.
Только узкий круг литературоведов и слышал о скромной фамилии.
А поведали об этом факте в «Комментариях к роману Война и Мир» два учёных - Г.В. Краснов и Н.М. Фортунатов (*):
«Толстой говорил о том, что у него в «Войне и мире» есть лица, «списанные с живых людей», что он «часто пишет с натуры»:

«Прежде даже и фамилии героев писал в черновых работах настоящие, чтобы яснее представлять себе то лицо, с которого я писал. И переменял фамилии, уже заканчивая отделку рассказа». 

Отдавая своё почтение предкам Александра Сергеевича Пушкина, я представляю на этой странице краткую историю рода Ржевских, используя «Родословную роспись дворян Ржевских» и сведения современного историка и генеалога Е.В. Пчелова из его книги «Монархи России», М, ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РОДА РЖЕВСКИХ

«Древность, знатность и бедность характеризуют этот род на протяжении всего генеалогически обозримого времени», - пишет исследовательница истории  Ржевских Н.К. Телетова.

Ржевские ведут своё начало от князей смоленских.
Родоначальник Ржевских – князь Фёдор Фёдорович был удельным князем города Ржева, отсюда и произошла фамилия Ржевских.
На части земель им принадлежавших, возник Иосифо-Волоцкий монастырь, и в течение нескольких поколений  Ржевские жертвовали ему большие вклады на помин души.
Возвышение одной из ветвей рода относится к середине XVII века, благодаря тому, что царь Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской, дальней родственнице жены Ивана Ивановича Ржевского. Сын Ивана Ивановича – тоже Иван Иванович исправно служил воеводой в разных городах, и был пожалован в окольничие. Во время столкновения с турками и крымцами за город Чигирин отважный воевода погиб.
У него осталось трое сыновей.
Окольничий Алексей Иванович оказался в ссылке по делу Ф.Л. Шакловитого, приближённого царевны Софьи Алексеевны. Оставив  истории его братьев, представлю его  правнука Алексея Андреевича Ржевского, умершего в 1804 году в чине тайного советника. Он занимал ряд важных постов, в качестве члена Российской академии участвовал в составлении толкового словаря русского языка. Однако большую известность он приобрёл как писатель. Среди его произведений оды и элегии, сонеты и стансы. Поэт Ржевский много экспериментировал в области ритма и формы (написал, например оду, состоящую только из односложных слов, сонеты, которые можно читать двумя, а то и тремя способами). Вторым браком Алексей Андреевич был женат на Глафире Ивановне Алымовой, выпускнице Смольного института. Её увековечил на известном портрете художник Д.Г. Левицкий. Это та самая смолянка, которая играет на арфе.

К другой ветви потомков Алексея Ивановича принадлежала его внучка Сарра Юрьевна Ржевская. Она вышла замуж за Алексея Фёдоровича Пушкина, а дочь от этого брака Мария Алексеевна – за Осипа Абрамовича Ганнибала. Как известно, Мария Алексеевна – родная бабушка Александра Сергеевича Пушкина по матери.
Пушкин описал историю рода Ржевских под именем Езерских в своей поэме «Езерский».

Привожу выписку из родословной росписи:

Родословная роспись дворян Ржевских

34 Сарра Юрьевна Ржевская (ок. 1721--не ранее июня 1790).
М. Алексей Федорович Пушкин (3 III 1717--5 XI 1777), капитан, в отставке по болезни с 1746.

71 Мария Алексеевна Пушкина (20 I 1745--27 VI 1818). Бабушка А.С.Пушкина
М. (с 9 XI 1772) Иосиф (Осип) Авраамович Ганнибал.

123 Надежда Осиповна Ганнибал (21 VI 1775--29 III 1836).
М. Сергей Львович Пушкин (23 V 1770--29 VII 1848). Родители А.С.Пушкина.

171 Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Ж. Гончарова Наталия Николаевна (1812-1863).

На этом я завершу свой рассказ о  роде Ржевских.

 
Мне остаётся с благодарностью поклониться памяти Пушкина и повиниться за своевольное сокращение его стихов в эпиграфах к предыдущим разделам моего повествования–исследования фамилии «Плохов».


(*)  Г.В. Краснов и Н.М. Фортунатов «Комментарии" к роману Льва Толстого «Война и мир».
(Собрание сочинений в 22-х томах, М.  «Художественная литература», 1981, Том седьмой, с. 367).


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.