5. Железный Павлин

Фамилия обитателя еще одного персонального пьедестала с детства ассоциировалась с летней жарой, тополиным пухом, плавящимся асфальтом и эскимо за 11 копеек. Именно в такой обстановке оправдывала она свой нестерпимо южный колорит. Виноградов, да еще и Павлин. Хотя родом он из  вполне северо-западной части Российской империи, из-под Питера. Из семьи приказчик то есть технической интеллигенции. Биография его столь же насыщенна, сколь и коротка.

Партийная работа с 15 лет, аресты, каторга, опять партработа, но уже в государственном статусе, усмирение восставшего крестьянства, организация обороны Котласа, создание Северодвинской флотилии и гибель на заре своей военной карьеры от случайного снаряда. И все это уместилось в 28 лет.

Герой этот, вопреки созданному пропагандой, полному трагизма житию всегда пользовался среди горожан любовью почти фамильярной, По проспекту "Павлиновка" шли люди мимо памятника - привет "Павлину"!. И все это были и есть органичные детали городской жизни и, может быть, лучшая память герою. Ведь не за то же он погиб, чтобы мы, опустив очи долу, с постными лицами и приспущенными флагами с утра до вечера пели; "Вы жертвою пали ...".  Жизнь продолжается и спасибо ему за это.

Сам памятник, на первый взгляд, особыми художественными достоинствами не обладает, хотя с лица несомненно похож на единственную, везде публикуемую фотографию в "блюдечках-очках". Фигура же у памятника явно с «чужого плеча», плечи, извините за тавтологию, широкие, в полуповороте торса, в твердой постановке ног чувствуется сила, и я бы даже сказал некоторая мощь.

На каторге, откуда Павлин Федорович прибыл прямиком в революцию, на скудном пайке военного коммунизма такой фигуры не наешь. Это еще раз подтверждает мое убеждение, что памятник не столько внешнее воплощение субъекта, сколько выражение его сущности, в той мере, которая далась скульптору. Существует ряд приемов, позволяющих добавить того или иного качества.

Известно, что в фигуре большинства людей высота головы составляет 1/8 полного роста человека. Однако многие художники рисуют людей, выше восьми голов, а при изображении героев и "сверхлюдей" очень эффективным является использование "девятиголовой" меры. Если взять фото памятника анфас и снятый не снизу вверх, а по горизонтали, то этот прием отчетливо читается.   

Этакий плечистый полуинтеллигент, с небольшой головой, по заданию партии взявшийся за военный бинокль.  Кстати, лучше бы этот бинокль просто висел у него на груди, поскольку издали кажется, что держит он кружку и собирается пригубить из нее. А еще дело в том, что бинокль-то он держит в левой руке. В принципе все равно, но в правой руке удобнее, согласитесь. Попробуйте сами взять со стола любую вещь, которой вы собираетесь пользоваться. В 90% случаев если вы правша, то предмет вы возьмете правой рукой. Особенно если не думает об этом.

Ба! Да у него и маузер висит на левом боку, так что правой рукой и не дотянуться. Знатоки оружия утверждают, что «Маузер в деревянной кобуре-прикладе размещался и справа, рукояткой вперед, как полагалось, и слева, хотя вытаскивать его при этом было менее удобно, так было предусмотрено конструкцией деревянного футляра-приклада», ведь очевидно, что будучи передвинутым на левый бок этот пистолет должен висеть рукоятью назад и кнопка открытия кобуры будет прижата к бедру.

Можно сравнить манеру ношения оружия с персонажем другого памятника, матросом из группы «Защитников Севера». Все правильно – маузер на правом боку и рукояткой вперед. А ведь воевал этот матрос в Северодвинской флотилии, то есть был сослуживцем товарища Виноградова.

Чья тут недоработка сказать трудно. Может быть памятник при жизни был левшой, а скульптор это либо знал, либо прочувствовал художественной интуицией. А может он просто лепил с фотографии, сделанной с перевернутого негатива. Желающие могут попытаться разгадать эту тайну. А я просто увидел и рассказал об этом. Пусть это будет мой скромный вклад в памятниковедение Архангельска.


Рецензии