Янтарный крест Глава 22

  Дневник Германа-Фридриха

       Война окончена - пора готовиться к следующей. Конечно, в мирное время перенапряжения сил возможно и избежать, но и реального боевого опыта получить также нельзя, да и уже имеющийся подзабудется, если пауза затянется. Но во вдалбливаемых мне дедом китайских трактатах как аксиома проходит мысль о том, что война любит победу, но не любит продолжительности. А по-русски говоря - с богатым не судись, с сильным не дерись. Но где же у границ наших этих "слабых" то взять, на которых войска обкатывать возможно? Ведь и очень дорогостоящая армия нового типа потребовалась потому, что веками, если ни крымчаки русскую землю грабили, так ляхи с кремлёвских усыпальниц яхонты выламывали. Очень могучие и безжалостные враги  окружают Русь и только обессилив их, на эти земли покой прийти может.
       А бессилия противника разными способами достичь возможно. Самый трудный и примитивный - добиться военного разгрома. Но поскольку в численном плане паритета с их вооруженными силами не добиться, то остаётся только путь повышения качества подготовки солдат и производство более современного оружия. Подвижки в этом направлении уже есть. НО! Есть ведь и другие пути. И моральное разложение врага - не последний из них. Если крымчак отдаст мне награбленное ранее за зеленным сукном казино - новое оружие купить ему будет уже не на что, и при этом считать он меня будет своим благодетелем. Тем более, когда грамотно деза запущена о том, что глупые гяуры сами добровольно для возможного нападения правоверным плацдарм предоставили. А то, что пушки (очень хорошо замаскированные) его целиком простреливают знать лишним людям не обязательно. И тем более не надо знать того, что удобней и дешевле сконцентрировать артиллерию в одном месте, чем размазывать её по всему побережью.

      Ещё смешнее удалось образовать гнездо разврата в самом Стамбуле. Когда царь отправил туда на корабле "Крепость" Украинцева об очередном "вечном" мире договариваться, в свиту сунули и меня. А на тот момент, в карьере затеваемого кирпичного завода очень удачную глину нашли. Петр до того прожужжал все уши, что после получения на свой ... сувенира от просвещённых народов до ветру в туалет, типа сортира, ходить ему сложно – дует-с. Вспомнил я, что у деда вытерклозет стоял. Так как хитрого ничего ни в водном затворе самого унитаза, ни в поплавковом дозаторе бачка не было, то малой серией мы параллельно сантехнику к неописуемой радости монарха произвели - хай наш Кремль впереди планеты всей будет. Вот и султану так же продукция наша презентована была. Понравилось очень! Так пообещали еще и биде на весь гарем прислать если десяток гектаров поля у мегаполиса в аренду лет на 10-20 сдаст (дольше у нас мир все равно не продержится). Ченч состоялся - мы ведь отдавали навсегда, а нам давали на время! Глупые мы!!! Правда, сколько дохода за это время созданный там ипподром принесет, я не упомянул, как и то, что постройке капитальной быть не обязательно - одного трюма с лесом для трибун достаточно будет. Тут ведь главное призы манящие посулить, а и всадники, и кони в этой издавна кавалерийской стране сами найдутся. Но лошадки ведь неизбежно стареют, а порой калечатся, и купить их тогда по цене мяса бывает несложно. Но переломы то зарастают. И если травмированный конь рекорда больше не поставит, то для племенной работы он все равно годным остаётся. И постепенно, для селекционной работы, накапливаются лучшие из лучших. При этом, учреждение дополнительно извлекает валюту(весьма немалую) у потенциального противника на законных основаниях.

      На страстях заработанный капитал даже к радости правителей мы из страны и вывозить не намеревались - главная ведь задача, чтоб наши паруса в Босфоре привычными стали. И для того, чтобы суда постоянно по фарватеру мельтешили, изучая его до мелочей, решено было на непосильным путем заработанное, с острова Мраморный соответствующую продукцию закупать. Ну очень там этот камень недорог, а потом на привезенный товар вряд ли похититель найдётся - складируй себе на бережочке, где не мешает никому, а как руки дойдут, может чего и сотворим. Дед ведь тоже дуб 40 лет назад заготавливая, не думал, что он победу обеспечит, но знал, что дополнительный ресурс лишним не бывает. Пока же основная задача экипажам фрегатов - район плаванья изучать, да боевое мастерство повышать, и многотонные "кирпичики" при погрузке-выгрузке  от временно удаленных пушек по весу мало отличались, а место для складирования у ручья Богатый - выше Азова выбрали, попутно и дозаправка водой проводилась.

     Причем и настоящие кирпичи неподалеку от тех мест производить начали так же - глина подходящая нашлась. Русская традиция все из дерева делать на юге не годилась - дорого перевоз выходил. Но мазанки лепить научился народ быстро, за компанию и из места изъятия стройматериала баальшой погреб получался. Очень, кстати, нужное помещение, поскольку заготовок на зиму в этом благодатном краю мало делать не получалось - голод переселившемуся народу не светил. Угроза только от степняков исходила. Ведь хоть в подписанном в Стамбуле договоре и говорилось, что на 10 часов езды от Азова все земли окрест - русские, но если какому-либо мурзе (или мурзику) вдруг решение пробивало себя славой покрыть, то ответственности никто не нес. Потому висевшие на стенах недавно построенных мазанок сабли тупыми не были, а порох содержался сухим.
             Переселившиеся на начатое строительство Волго-Донского канала "курляндские староверы" (или староверские курляндцы)   на метровых черноземах зажили много сытней, а их коллективной обороной озаботился оставленный там линейным гаулейтером Бирен - проявивший недюжинные организаторские способности при Ледовом походе. Царь дозволил ему использовать столько земли, сколько запахать сможет, и сразу же весь его крепостной люд из Кальнциема потянулся за телегами со скарбом на полдень. Родня (ближняя и дальняя) барона, про это проведав, также возжелала на новых землях обогащаться, и посыпались от остзейских немцев царю Петру прошения о службе (разумеется, с земельными пожалованиями). Особо много исходило их с Эстляндии и Лифляндии - редукция шведской короной колонизируемых земель очень ущемляла "старых" колонизаторов, и дабы не утерять свой последний ресурс - рабов, решилось множество баронов на вселенское переселение.

     Очень, кстати, пришлись и захваченные в Аджи в плен турки - кайлом да тачкой "на линии" наградили каждого, и уже до того, как земля успела замерзнуть, по ранее предполагаемому маршруту канала создана была насыпь, где в аршин, а где и поболе. И за ней установлены были снятые с фрегатов пушки, набегов степняков опасаться то постоянно требовалось. Но те, по первости, не разобрав как такой вал штурмовать, мирные цели выказывали - баранов, да прочий скот переселенцам на продажу предлагая, да и сами хлебушек покупали в большую охотку. И так как цены были невысокие - торг на линии шел бойкий и обоюдовыгодный, хотя каждый десятый продавец мяса старался запомнить получше какие и где пушки расположены. Пускай шпионят! Всё равно, шпалы, в плоты собранные, по Волге с севера всё лето к Царицыну плыли. По санному пути их вдоль насыпи развезут, а после ледохода и рельсы чугунные с Урала пойдут. Доросла Россия до такой роскоши и качественно и количественно. Чугунка позволит всю артиллерию на водоразделе сконцентрировать, и в случае попытки прорыва линии, в нужном направлении артиллерийские платформы под уклон спустить плёвое дело. А в прочие же времена - "мы мирные люди, но наш бронепоезд... ", и чугунка своей основной цели служить должна - являться транспортной артерией.

     Очень много компонентов в едино она связать сможет. Вот и с Северского Донца весть пришла, что недалеко от соляных копей и глину "правильную" нашли, для производства жаростойких кирпичей годную, а чуть далее и камень чёрный - горючий. Это добро и повезут баржи по Дону с началом ледохода к месту, где в него чугунка упирается. Ибо сразу после создания насыпи, пленных перевели сюда, котлован для создания пудлинговой печи рыть. И будет в ней уральский криничный чугун в малоуглеродистое железо переплавляться. Не даром дед заставлял меня китайский трактат "Хайнань - цзы", написанный ещё в 122 г. до Р.Х., штудировать. Можно бы было и на старом месте этим заняться, только зачем тайгу на уголь пережигать, когда есть возможность даже лучшего качества горючее использовать, копай только (а турки с кайлами-тачками на что?). А там, где железо будет, можно и металлообработку зачинать. Мастера ружейной мануфактуры из Скрунды уже перебрались и речку подходящую подобрав, плотину ладят, да здания соответствующие на берегу возводят. Кстати и их соседи, что пороховую мельницу в том же городке держали, так же перебрались, и новые возможности оценив, пообещали, что прежнюю выработку - в 60 тонн в год превзойдут, хотя и на старом месте - в Курляндии мельница работать осталась - не бросать же Кемерский да Балдонский серные источники. На порох в Европе спрос во все времена предложение перекрывал.

  Берег Дона украсился фахверковыми домиками переселившихся специалистов, ибо курляндские мастера-строители приехали сюда ещё раньше. Никто не хотел упустить своего кусочка выгоды от зачинаемого нового Дела! Главное ведь - финансирование, и налажено было оно сразу грамотно. Кредиты переселенцам выдавались беспрепятственно, но и контроль за их использованием был так же жёсток, хотя остзейцев приучать к порядку нужды не было - они умели деньги считать.
   Основным же достоинством остзейских переселенцев было то , что для созидания им не требовались рабы. Изначально они строили свои отношения так, что бы всякий труд был оплачен. И это гарантировало качество! Несмотря на крепостное право, в России(и особенно на Дону!) вольных людей было немало, а если появлялся кто и "не совсем вольный", то помимо временем узаконенного правила "С Дона выдачи нет!", добавилось и у царя Петра для региона вытребованное Магдебургское право. Завзятый германофил не смог в этом любимцам отказать.


Рецензии