По золотым ручкам...

«КО»,№ 27 (78), 2 июля 1997 г.

По «золотым ручкам»…
(Взятка)
Валерий ТАРАСОВ

В августовский полдень 1996 года к начальнику отделения милиции автомобильного рынка, что в деревне Озерцы Минского района, по важному делу примчался в авто под мигалкой сам руководитель ЭКО УВД Миноблисполокома.
Разбирались с его подчиненным, задержанным за преступление при исполнении служебных обязанностей, — двадцатилетним бледным парнем в джинсовом костюме, который, однако, состоял при должности в органах и носил чин старшего лейтенанта милиции. Протоколу о преступлении дано было “добро” на законное движение, а вышеупомянутому взяточнику Петру Селицкому его прямой начальник предложил немедленно составить заявление об увольнении по собственному желанию и подписаться задним числом — например, вчерашним. Что бледный поганец и выполнил. После чего был отпущен обоими начальниками с миром. На следующий день теперь уже отставной эксперт экспертно-криминалистической лаборатории при УВД Миноблисполкома старший лейтенант запаса Селицкий П.П. офор-мил обходной лист и получил документы в новую гражданскую жизнь.
А через полгода, в нынешнем марте, суд Минского района и города Заславля слушал дело уголовного преступника — водителя ООО Беларинтер, штатского гражданина Селицкого Петра Петровича, ранее не судимого бывшего милицейского офицера.
Старое начальство его позаботилось, чтобы грязь не замарала мундира члена легиона защитников правопорядка.
Что же случилось?
Главный свидетель преступления, которое произошло на авторынке в Озерцах 4 августа 1996 г., некто А.В. Кузьмин, так изложил хронологию версии событий, которые наблюдал, по его словам, из кабины личного авто на расстоянии чуть дальше вытянутой руки.
...Приятель Кузьмина, Леша Сватко, в то утро прибыл на работу на рынок с солидной пачкой дензнаков и валюты. Ближе к полудню они сошлись и коротали затишье в торговле за разговором. Алексей был официально зарегистрирован по месту жительства в исполкоме как частный предприниматель и считался в соответствующих инстанциях исправным налогоплательщиком. То есть, гражданином законопослушным.
Приблизительно в полдень какой-то прохожий попросил Сватко о мелком одолжении — разменять купюру в 50 долларов инвалютными знаками. Лешка охотно откликнулся на просьбу по собственным меркантильным соображениям. Он искренне считал инвалюту современным божеством, идольчиком, которому чем больше поклонишься, тем будешь счастливее, И тут откуда-то сбоку под руку нырнул парень в неброском костюмчике из 'джинсы”, предъявил книжицу работника милиции, представился и предложил идолопоклоннику немедленно идти с ним в отделение — разбираться с незаконными, с его точки зрения, валютными операциями.
Лешка усмехнулся валютному атеизму стража порядка и самого закона, прощаясь, кивнул Кузьмину и пошел следом, незлобно ворча на безбожника сил порядка.
Лешка вернулся через минуту — милиционер оказался все-таки собратом по вере. И запросил у Кузьмина — свидетеля бесплатного совета — мол, "мент” просит за откуп взятку — 10 долларов. И тогда нет протокола. Что делать?
— Сам разбирайся.
Свидетель ленился думать, разморенный в иномарке — убыток-то будет чужой. Но отвечал осторожно-нейтрально.
Сватко неожиданно оживился, Ему в голову “пришла” шальная мысль — пережить всего за 10 “зеленых” отчаянное приключение. Может быть, на короткое время завоевать уважение собратьев по рыночному бизнесу. А, может быть, он и в самом деле в этот момент почувствовал тягу вернуться к честной жизни?
— Накажу. Законы есть. Я считаю, шелестеть купюрами самое место на рынке. Перепишу номер с бакса и отдам легавому. Сам в это время в ментовку к начальнику. То-то будет шороху через пять минут.
— Ну-ну, развлекись.
...Так в несколько следующих минут закончилась карьера, возможно, будущего генерала, недавнего выпускника минской “полицейской академии”, закончившего курс с “золотом”.
Дальше события развивались точно по сценарию Сватко и согласно должностной инструкции, обязательной для стражей правопорядка, не берущих взяток.
Офицер Абакунчик Е.С. отреагировал на заявление Сватко А.В. — вместе с заместителем пошел смотреть “в фейс” неизвестного, берущего взятки. В парне он узнал одного из сотрудников УВД Миноблисполкома, который прибыл 4 марта на авторынок в наряд на усиление и недавно проходил у него, начальника отделения, инструктаж.
Заместитель по дороге предусмотрительно отстал, не желая ввязываться в разборку со “своим”, сославшись на дела. Абакунчик один пошел за парнем. Улучил момент и взял за локоть, предложил пройти в по-мещение, где находилось отделение милиции, но подчиненный стал отказываться, держа руку в кармане брюк. Начальник сдерживал его порывы выпростать руку и выбросить деньги — так и привел в кабинет, где с ходу открыл карты: имеется заявление, что в кармане у офицера наряда — взятка.
Парень побледнел еще больше, но стал отпираться, на ходу выдумав историю о денежном долге Сватко.
Пока в кабинет приглашались понятые, / Селицкий улучил момент и выбежал через вторую дверь, но тут его задержали охранники рынка. В присутствии понятых у оступившегося милиционера были изъяты удо-стоверение и купюры. На одной из десятидолларовых номер совпадал с цифрами, записанными Сватко на бумажке. Во время объяснения, которые давал задержанный, Селицкий путался, и было видно, что он говорит неправду.
Состоявшийся суд учел повышенную опасность содеянного Селицким и положительные характеристики на парня, счел, что наказание возможно без изоляции от общества, жены и трехлетней дочери: три года лишения свободы условно без конфискации имущества.
Приговор никто не обжаловал и не опротестовал. Вроде бы, все правильно.
Но мне кажется, что в стране, где взятка стала основой отношений должностных лиц и коммерческой тайной, молодой парень Селицкий П.П. — всего лишь случайный стрелочник. Поэтому из ряда вон выходящее уголовное, а в обиходе такое привычное дело о взятке лишь единичный редкий укол безнадежно больному пациенту.


Рецензии