К истокам



   Вы когда-нибудь задумывались, как это – быть заключённым внутри собственного тела, быть неспособным не то что пошевелиться, а даже слово сказать? До событий, о которых пойдёт речь, я видел подобное исключительно по телевизору и представлял чем-то таким, о чём можно задуматься на секунду, вздрогнуть от нарисованной воображением картины и, улыбнувшись тому, что всё это лишь плод фантазии, отправиться по своим делам.
   Поверьте, в реальности всё гораздо хуже самого мрачного варианта, который вы только способны вообразить. Это поистине невыносимо - просто сидеть и наблюдать, как вокруг тебя течёт, идёт, кипит жизнь, а ты день за днем неподвижно сидишь в кресле и не можешь даже справить нужду без помощи сиделки. До сих пор удивляюсь, как я не сошёл с ума за те два долгих года.
   События того вечера часто встают у меня перед глазами, с упрямой настойчивостью возвращаясь из глубин памяти вне зависимости от того, сколько усилий я прилагаю в надежде навсегда избавиться от них.
Как это обычно бывает, ничто не предвещало трагедии. Чёрная лента дороги с тихим шелестом ложилась под колёса машины, а все мысли были заняты предстоящим вечером и оптимистичными планами на будущее. Анастасия очень любила эти ночные поездки, когда город, пыльный и серый днём, переливался неоновыми огнями реклам и вывесок, похожий на нарядную новогоднюю ёлку, опутанную гирляндами дорог с несущимися по ним машинами-лампочками.
   - Как красиво, - прошептала она, глядя в окно.
   Я посмотрел на жену. Профиль её лица отражался в оконном стекле.
   - Это ты прекрасна, - прошептал я. Она взглянула на меня и улыбнулась.
   Следующие секунды, яркие как вспыхнувшая спичка, пролетели в одно мгновение. Слепящий свет фар, бьющий в лобовое стекло, истошный визг тормозов и безнадёжно опоздавший рёв клаксона смешались в бурлящий адреналиновый коктейль, обжигающим кипятком хлынувший по венам. Испуганный крик жены застыл на высокой ноте, лобовое стекло иссекли трещины, и оно брызнуло мне в лицо сверкающими каплями.
   Следующее воспоминание настигло меня уже в больнице. Стерильная белизна палаты, ватная тишина в ушах и лишь где-то далеко монотонно и равнодушно пикал аппарат, говоря, что я ещё жив. Боли не было, только легкость во всём теле.
Я отлично помню их, семерых судей в белых халатах, совещающихся перед моей постелью, прежде чем озвучить приговор. Я остался жив, обреченный до конца дней быть запертым в неспособном пошевелиться теле.
   Моя Настенька аварию не пережила.
   Забавная шутка судьбы: тот, кто стремился изменить мир, оказался способен лишь безмолвно наблюдать за тем, как за тонкими, но непреодолимыми стенами его личной тюрьмы, кипит жизнь.
   И вот я подхожу к тому моменту, который изменил мою жизнь, после двух ¬¬¬унизительных лет… нет, не жизни, – существования. Сложно назвать «жизнью» годы, когда тебя кормят жидкой кашей, словно младенца, когда ты не в состоянии подтереть себе зад, а единственное окно в большой мир – воркующее над ухом радио или болтовня сиделки. Кстати, без последнего я бы как-нибудь обошёлся. И вот, когда я думал, что сойду с ума, случилось это.
   Сначала я подумал, что сплю. К слову, перед тем, как это случилось, я как раз лёг спать, но вот когда открыл глаза, то будто очутился внутри старого кинофильма.
   Конные экипажи, женщины в чепчиках, с кружевными зонтиками в руках, городовые в белой форме. Я стоял посреди улицы, удивлённо раскрыв рот, не зная, что делать дальше, куда идти. Воздух был наполнен пеньем птиц, мерным перестуком копыт по булыжным мостовым, ароматом цветущих деревьев и веселым смехом прогуливающихся пар.
   Моя одежда соответствовала окружению: старомодные лакированные туфли, брюки и пиджак кремового цвета в узкую коричневую полоску, белая рубашка и галстук-бабочка. На голове я обнаружил невысокую соломенную шляпу. Сон, это определённо был сон. Тут в моем мозгу словно приоткрылась потайная дверь, и в образовавшийся проём хлынул поток воспоминаний. Моих воспоминаний…
   Детские годы. Модный тогда гувернёр француз со своим неизменным скучающим выражением лица и всегдашней наставительной манерой разговора; крепкая рука отца и идущий от него едва уловимый аромат дорогого табака; объятия матери и молочная белизна её кружевного платья; жеребец Вихрь, несущий меня по аллее и весёлый смех сестры, сидящей спереди. Я сжал голову руками и стиснул зубы, чтобы не закричать.
Чужая жизнь просачивалась ко мне в голову неторопливыми, но неудержимыми струйками, как вода проникает сквозь щели в старой плотине. Если это сон, то откуда эти воспоминания, такие знакомые, родные, словно я и в самом деле прожил эту жизнь, а сейчас вдруг оказался в прошлом, получив шанс еще раз насладиться приятными моментами?
   Нет, это был не сон.
   Я открыл глаза в своей спальне и судорожно вдохнул сухой теплый воздух. Сиделка, читавшая книгу за столиком у окна, обернулась и посмотрела на меня.
   - С вами всё в порядке? – спросила она, будто я мог ей ответить.
Она присела на краешек кровати и взяла меня за руку. Измерив пульс и температуру, девушка пожелала мне спокойной ночи, и вернулась к книге. Я же всё ещё не мог прийти в себя после пережитого путешествия, в глубине души твердо зная, что это был не сон, слишком яркий, слишком чёткий, со множеством мелких деталей, а ещё внезапно проснувшиеся во мне воспоминания о прожитой жизни. К слову, последние из них рушили теорию о перемещении во времени, во всяком случае, я нигде не встречал подобного описания таких путешествий. Тогда что же это?
   Должно быть, я снова уснул, потому что когда открыл глаза, то оказался в окопе под проливным дождём. Свинцовое небо, время от времени прорезали тонкие изогнутые нити молний, и тогда казалось, что гигантская игла прокалывала тучи, сшивая их в плотный комок над нашими головами. Раскаты грома сливались с грохотом взрывов, оглушая и заставляя инстинктивно втягивать голову в плечи. Я присел на корточки, прижавшись щекой к осыпающейся земляной стене окопа, и закрыл глаза, стараясь не обращать внимания на свист пуль и возбужденные крики людей, пробегавших мимо.
   - Ганс! Ганс, что с тобой? – кричали мне в ухо.
   Кричали на немецком. Я открыл глаза и посмотрел на мужчину, продолжавшего что-то говорить мне, тряся за плечо. Память вновь возвращалась ко мне.
   После той ночи это случалось еще несколько раз, и я оказывался в телах людей из разных эпох. Я уже не удивлялся и, засыпая – а это случалось исключительно во сне – мысленно размышлял о том, куда же неведомая рулетка забросит меня сегодня. Я размышлял о природе этого явления, это было единственным, что я мог делать – размышлять, и постепенно в моем мозгу начала вырисовываться правдоподобная картина.
   Это не было путешествие во времени или по другим мирам - я возвращался в свои прежние жизни. Это объясняло, почему ко мне возвращались воспоминания.
Сначала я просто наблюдал, изучая культуру и быт неизвестных мне народов, живших десятилетия и века назад, наслаждался тем, что вновь могу ходить, бегать, общаться, ощутить вкус вина и мягкость женских губ. Но потом во мне проснулась жажда экспериментов. Я начал познавать законы и пределы своего дара, используя прошлое в качестве испытательного полигона, и вскоре понял, что в моих силах изменить многое. Мешочек монет, опущенный в нужный карман, позволяет посланию найти адресата, а я открываю глаза в мире, где Ода Нобунага смог реализовать свой замысел по объединению Японии, ставшей великой державой.
   Небольшое предостережение нужных людей – и операция «Валькирия» увенчалась успехом, лишив мир одного из ужаснейших людей в его истории. Вовремя раскрытый заговор и я проснулся уже на территории Великой Российской Империи. Персидский царь узнал раньше времени о тайной тропе на Фермопилах, и Греция не успела объединиться.
   Японское правительство узнало о бомбах, готовящихся упасть на Хиросиму и Нагасаки, после чего американские самолеты были сбиты.
Кеннеди не был убит, Юг победил в войне за объединение, а Наполеон одержал победу при Ватерлоо.
   Возвращаясь из очередного путешествия, я с жадностью мучимого жаждой человека вслушивался в выпуски новостей, транслируемые по радио, впитывая те крохи информации, которые позволяли мне узнать о порожденных мной изменениях.
   Я больше не исходил черным ядом зависти к тем, кто не был прикован к инвалидной коляске. Зачем? Ведь они, делавшие сочувственные выражения на лицах, были инвалидами в куда большей степени, чем я, прикованные к своему веку, неспособные заглянуть за ту удивительную грань, что отделяла их от них же самих, проживших века в бесконечной череде перерождений.
   Я разыгрывал невероятную шахматную партию, в которой целые народы были лишь пешками в моих руках, создавал и разрушал империи, как ребенок забавлялся с мозаикой исторических событий, будучи свободен больше, чем кто-либо, но… Что бы я ни делал, каждый раз мои глаза открывались в искалеченном неподвижном теле.
Было лишь делом времени, когда меня посетит мысль предотвратить аварию. Благо здравый смысл охладил мой пыл, предостерегая от совершения непростительной глупости. Что если я обрел свой дар не случайно? Что если именно авария послужила причиной его появления и что если, изменив свое прошлое, я навсегда лишусь его?
С одной стороны мне безумно хотелось жить полноценной жизнью и вернуть жену, а с другой – я рисковал лишиться поистине божественной силы. Было о чем подумать.
Впрочем, наша жизнь состоит из бесконечных компромиссов, в том числе и с самим собой. Я не был исключением, а потому пообещал себе, что рискну все исправить, но лишь после того, как проверю один, давно мучающий меня вопрос. После чего закрыл глаза и устремился так далеко в прошлое, как никогда прежде.
   В этот раз я не открыл глаза в другом теле, а будто нырял в глубокий-глубокий омут, стараясь погрузиться как можно глубже. Что-то мешало мне, тянуло обратно, словно к моим ногам была привязан резиновый трос, но я раз за разом взмахивал руками, раздвигая временные пласты, с каждым гребком на века приближаясь к своей цели. Воспоминания моих воплощений давили на меня огромными книжными томами, путая сознание и грозя свести с ума. И вот, когда казалось, что у меня нет сил на очередной гребок, все внезапно кончилось.
   Я зажмурился от яркого солнца, ощущая разлитые в воздухе незнакомые запахи. Передо мной стоял жертвенный камень с привязанным к нему ягненком. У меня получилось.
   - Ты слышишь меня, брат? – раздался недовольный голос позади.
   - Да, я слышу тебя, Каин, - ответил я, опуская руку на рукоять жертвенного ножа.

21.05.11


Рецензии
Новелла прочлась на одном дыхании.
Очень интересна логика развертывания произведения: от частного к общему, от низшего к высшему. Несмотря на кажущуюся простоту точки отсчета действия (авария) и тот же маленький объем, текст заключает в себе глубокую мысль о реинкарнации и открывшейся возможности изменять прошлое, влияя на будущее всего мира.
Примечательно то, что герой, можно сказать, поступился своими низшими желаниями (не вернул себе способность ходить) и, взяв приобретенный дар, пошел дальше именно в духовном смысле, использовал свою способность для открытия высшей тайны реинкарнации. В данном случае - узнал, что отцом его нынешнего воплощения является Авель.
Замечу, что финал действительно неожиданный, непредсказуемый, что не может не радовать.
Благодарю автора и желаю ему успехов и легкого пера.

Виктория Черникова   16.10.2014 09:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.