История полтинника или особый корпус Лациса

Гибель империи                Глава восьмнадцаиая

                «Исидор вот те и Сидр и Сидор.»  дядя Слава (ВВК)

 1.               
     Царский поезд медленно вкатывался в глубину зелёного бора. Мохнатые ветви стучали по стеклам стряхивая шапки белого снега. Николай вышел из умывальни непривычно поглаживая голый подбородок. В вагоне зябко. Накинул шинель с красным лацканом на худые плечи. Вбросил в походный камин срезанные царские эполеты долго курил и смотрел как огонь разворачивает красным пламенем золотой позумент.  За дверью раздались бегающие шаги и какая-то суетная возня. Ворвался адьютант

- князь. Солдаты в немецких мундирах перегородили дорогу. Стреляют во всех пассажиров. Ваш писарь сбежал с саквояжем, а там паспорта и биржевые акцизы...

Николай запахнул  шинель и последовал за майором  в открытый проём к телеграфу

«-Лацис в трёх километрах завяз в снегу. Просит обождать принятия решения.

 Телеграфист судорожно  отбивал ответ
 Принимаю условия обстоятельст поезд захвачет немецким десантом да хранит нас бог..»

    Лацис принял телефонограмму отбив в Петроград ответ судорожно глотал снег вперемешку с табаком. Торопил лыжников и ругался с объезчиком вырывая из рук рабочего лом вправлял рельс под взорванной мотодрезиной..

«Опоздали ровно на три часа. Стрелки Сводной бригады специального Особого назначения молча осматривали царские хоромы. Лежали в повалку сёстры, не успев подняться так и остались на кушетке с пробитыми штыками и ружейными пулями руками.

Где Государь?!

Командир стрелкового разветотделения взял Лациса за руку и вывел из вагона. Напротив вагона номер два стояли ружейные стволы с примкнутыми  штыками...

- они его на штуцера сбросили – солдаты молча курили и крестились всматриваясь в спокойное лицо государя лежащего на штыковом  ложе.

- что сказал телеграфист?
- Каледин и Кайзеровцы. Те , .х..., что мы не успели добить  под общим восторгом… перебили охрану вахрушинцев и цесарских гусар  забрали паровоз и ушли на иркут стрелка впереди на три версты изорвана...

 из поезда подключив аппарат к мотодрезине отбили в Реввоенсовет краткую депешу.  Дожидались бронепоезда. Через трое суток Пришло подкрепление с пушками  Старым и Феликсом.
- снимка не делали – спросил Старый
- Лацис показал разбитый аппарат
- Жаль. Очень жаль. Теперь казаков не удержать. Будут мстить..»

Феликс медленно обошел все вагоны вернулся в бронепоезд – Мороз усиливается...
- будем Рвать – жестко ответил Старый...


2.   

           Мотодрезина Лациса ушла вперёд с развед дозором увозя от глаз подальше особый мандат и единственную крощечную диадему принятую им из рук умирающей принцессы
«- найди их »  – попросила она... прежде чем шапка снега навсегда укрыла её юное тонкое лицо... - тело царевича так и не было найдено – Бойцы сгрудились у печурки, впереди замаячил семафор и серая шатающаяся масса с блёсткими штыками.»
.. дождались темноты.

Гурт расположился на опушке . Каледин расхаживал в царской шубе по- пыхивая турецким табаком’ и размахивая золотым портсигаром
- что перед братцем по-хвалишся – хохотал Шваб
- похвалюсь коль до моря доберусь – пропел шустряк

- а –н моих не боишься, а как казачки Терские нагрянут?
- а не нагрянут им ныне багряный хвост запалили
- Дутов ныне с Колчаком самовары чистят. Вот им–то ту весточку и передам.
Свиснул верстового отдал свернутый узелок с волосом и мизинцем в перстне... [;]

Лацис молча разглядывал поляну. Обложили с трех сторон в пулемётные кольца.
Дождались утреннего серебра и под теньканье цепи вдарили разом. Час злилась стальная пурга над опушкой разрывая мерзкую серую массу на крики и смертные стоны.
«Пленных не брать – жестко сказал Феликс. – Особый мандат Ленина.»
Осмотрели Гурт в отдельной палатке у лога нашли полный по описи царский золотой припас. Перегрузили на дрезину. И по утреце ушли в оборотный путь.

На опушку медленно слетался дикий зверь почувствовав в голодном стылом лесу дурманяций палый пар.

3.

 
 Верстовые уходили распадком вжав головы в лохматые шапки посрывав по дороге все позументы окромя  лампас.. «и видели многих , и уходили от жилья и чудей, молча курили не разговаривая; у третьей горы взяли лошадей выжгли кордон и ушли на четыре стороны пообещав друг с другом не встречаться ибо кровь что меж ними пролита им во все  времена не отмахать..»..


         До Колчака шли втроём’.
 Верстовый так и не рассмотрел узел, нёс в заплечине ошущая мороз и холод, что гнал его из северского края к морскому тёплому краю врываясь в сны разгульной жизнью и свободою действий безраздельностью и властью над любопытством и завистью своих спутников.  У Екатиринодара пересеклись с ватагой, пошли круповым гуртом, скреслись с кубанцами Кучевого’... переменяв конями рассыпались в степь - одни подолом до Дону,  а Верстовый с Волховатым пересев в бричку покатили к Херсону.

«Лацис через ставку Реввоенсовета Северокавказского корпуса [;] вышел на Колчака передав ультиматум РабочеКрестьянского Правительства о передаче Полной Власти над Доном, чем всполошил не тллько Ставку, но и Петроградский ВЧКа. Договорились о передаче бумаг в назначенном месте = у моста двумя бронепоездами=. Охрану взял на себя Будённый и Котовский. Встретились в распадке. Лацис передал Колчаку медальон и диадему
- руку жжет – произнёс Адмирал
- возьми диадему – Колчак ответил отказом: – Храни.

Перекрестясь разошлись. По утру вступили в бой. Потеряв бронепоезд вместе с Котовским отошли в степь переводя дух и меняя лошадей Буденный отводил Дивизию на киевское направление....»
 
Колчак рассматривал скрученый узел:

- Калледин, говоришь... Есаул похлопывал нагайкой  голенице рассматривал Волховатого...не похоже на регулярную армию Кайзера...более на бандюгу Махно смахиваешь вон и обрез за кишей..
- мне велено, а ты смекай с кем водичку у бивака прихлёбывать
- один пришел
- шел с Гуртом да вороны побили..
- сам смотрел
- Верховатый приглядывал, да к Ангелу ушел

4.
  Есаул отошел к кружалу, подперев притолуку вперся взором в степное небо, плетеница повиснув на запонках раскачивалась по свободному ветру...

По утреннему свободному ветру распнули верховатого на единственном степном дереве

- Анчар называется... с тех пор там лишь ветер, да солончаки и не птиц не зверья – Дед пыхнул самокруткой – а Царёву казну внучки вы а-що долго шкать будете – ухмыльнулся щербинками.
- Вот она! – и ловко подкинул на руке полтинник за 1985 год – и легка как ветер и свободы в ём на всё вёдро! – подхватил то ведро с яблочной спелостью и стёк в полисад под освист мiлицейской дружины, что по вечоре в вокзальной тиши шпекулянтiв ловко счупало. : ) 
               
.... от года того минуло не век,- а так вчетверть да вишь как вертаетца....,,


,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

               


Рецензии