Янтарный крест Глава 25

           Со мной уходил и выдержавший полугодовую осаду гарнизон крепости (замком после победы назвать ливонскую "коробочку" уже язык не поворачивался). На груди у меня, как и у почти трех тысяч проверенных войной бойцов, красовалась серебряная медалька "За оборону Митавы", присоседившись к "За взятие Тамани", коей практически поголовно награжден был предыдущий "выпуск" учебок. Хотя лучшим учителем явилась сама война, и приятно было сознавать, что не зря на гонение средства тратились - и в обороне, и в атаке бойцы не подвели. Хотя, кроме знаний, еще от солдата и мужество потребно, которому не научить, но с этим у поставляемого "сырья" был порядок. 2-й Курляндский корпус шел, ощущая себя победителями, а этот настрой теорией не создать. Теперь они сразу же будут растасканы капралами по создаваемым полкам - только пехотных Петр в прошлом году повелел создать более двух десятков, и лучших младших командиров для них, чем мои орлы, было не найти.

       Только одни Нарышкины за последние 15 лет 6,5 тысяч дворов от тебя царь получили, еще тысячами пожалованы Меньшиков, Апраксин, Шарифов, Шереметьев (брови Петра поднялись ещё выше). А вот добрые ли они этим людям хозяева? Ведь и третье сословие - такие же русские и их мнение так же учитывать след. И нет у них другого способа, как только ногами голосовать. Ибо если везде на Руси плохо будет, то тогда скажут, что не боярин плох, а царь. Так пусть нерадивые владельцы радуются, что хоть смирные от них не бегут - через несколько поколений от таких особый народец появится - наитерпеливейший. Только и солдаты из него дрянные получаться будут - а нужны ли такие?
  Теперь, как Карл стал по Речи "гулять", Сэйм непременно Решение объявит. А расходы на войну шляхта на плечи быдла как всегда переложит, а там и так уже бедность нетерпимая. Так что через год-два пусть Мазепа готовится и с другого берега Днепра малороссов принимать, а поскольку у него земля уже распределена, так лучше хай ко мне направляет - мы этими беженцами дикое поле заселим, степняков от России отжимая. Самому Ивану беглых тех оставлять у себя не след - и так не справляется, вон Лубенского полка казаки того гляди взбунтуются (брови Петра задрались аж к волосам). Кстати и не один он дела свои во вред государственной линии ведет, и на других украинах по той причине бунты возможны. Один Астраханский воевода Ржевский чего стоит - совсем налогами простой люд задавил, а купчины у него на рыбе всё богатеют. Русским русских убивать - последнее дело, и внешних врагов в избытке.

        Экзистенциальная тягомотина (брови собеседника подобрались к макушке) в коей Русь ныне пребывает неизбежно взрывом, то есть бунтом, кончится. А кому это надо? Ведь лучше на полшага события опережая брожений не допускать. И если ты слуг своих душами жалуешь, а меня за службу только территорией, которую еще для государства мне отвоевать (от степи ли или от тайги) потребно, так казачье правило "с Дона выдачи нет" на герцогство моё новоявленное распространи. И обещаю тебе без утайки со всех владельческие платежи в казну платить. Нынче в Московии это 40 копеек с мужика или 1,2-1,6 со двора - столько 11 баранов стоят, а мы у степняков и еще дешевле берем. Конечно, если и все прочие тягла, кои мужик влачить обязан на деньги перевесть, так где-то  поболе 16 рубликов будет, но где то и на 7 не набежит, а на круг - 10-15 (очевидно брови были уже на затылке, но за спиной у царя зеркала не было, и точного их местоположения выяснить не смог). Вот и я обещаю не меньшие суммы в развитие герцогства (а значит и твоего царства) вкладывать. И если не задушат меня завистники, то это первый шаг к твоей империи будет.
           Тут Петра, наконец, прорвало! Ведь сказанное мною для него пока неведомо было, а тут такой поток информации, что без бутылки не разберешь (и как иначе брови на прежнее место водрузить?). Потому общение мы за столом продолжили и все пункты согласовали. На всякий случай (чтоб ничего не забылось) я и письменный вариант прожекта заготовил, и после того как его государь подмахнул - бумага превратилась в броню непробиваемую даже самыми ядовитыми языками. Только попросил меня царь приватно, если еще что-то нехорошее прознаю, так чтоб с князем-кесарем Ромадановским поделился. Так я пообещал сразу завтра же его и навестить - башкирские князьки, мол, бузу затевают.

        А вот здесь Петр, несмотря на порядком уже выпитое, встрепенулся и заявил что этот конкретный случай как раз не князя-кесаря юрисдикция. Его задача мол, только русских пытать да казнить, а с инородцами на Руси всегда "особый политик" проводить следует - к свету их тянуть и на деле демонстрировать, как вторую щеку подставлять, когда по одной уже долбанули. Но вскрывать то нарыв требовалось, и, осушив еще пару бутылочек каберне, решили. Сборы в федеральный бюджет герцогству ополовиниваются, а за то из вновь набранных рекрутов на кошт четыре полка взять надлежит военному делу их  обучая, и, если в округе какая заварушка случится, то чтоб "курляндцы" по мятежным улусам прогуливались и нежненько местным жителям нашептывали "Бабка, курка, яйка, давай!"

           Государь до такого утонченно-психологического этюда дошёл, что бровки домиком уже у меня задрались. Ведь все эти горно-степные князьки да мурзики только от русских понимания многовековой боли их народов, а особливо вышеозначенных шишечек (как наиболее ярких представителей) требуют - знают гады, у какого этноса на жалость бить - последнюю ведь фуфайку "убогим" отдадут. А как учуют все эти ...швили да ...надзе, что у фуфаечки фасончик устарел, так сразу -"тэбэ нэ лублу, другой лублу". И лакействовать да прогибаться уже следующему начинают. Вот и нужно России, чтобы в том стремном регионе у нее как бы германоговорящее буферное государство образовалось. Есть у тевтонов этакое тихое очарование, всё под себя так согнуть, чтоб еще и благодарили за это. Вот хоть от тех же ливов или пруссов только названия остались, а кто хоть раз про геноцид вякнул? Разве можно сеятелей европейской культуры дурным словом поминать? Так что велено мне было почаще и на новом месте аборигенам незатейливую фразу повторять: "Шнелле! Шнелле! Азиатишен швайне!", обожать будут!!!
       Ведь у народцев то тех сущность ущербная. Думают, вот лет этак десяток-другой полакействуем, зато потом как расправимся! Да сами, как эуропейцы, других гнобить начнём. И, скорее всего, русских - лохи они.

       Демонстрация русским царем настолько глубоких познаний в области психологии малых народцев, говорило о том, что и он в жизни с хорошими учителями сталкивался. Так что не один я мог рекомендации давать, подчас и самому доброго совета нелишне было послушать, да и консенсус с умным человеком находить легче. Потому порешили еще мы, что в отличие от центральной Московии на нашей окраине разумнее было ввести свободу совести. Ибо окрест проживающих мусульман да буддийцев в христианство силком не загнать. Да и в христианстве течений уже не счесть - каталикос ведь много ближе патриарха расположен. Так пусть все молятся как им удобней - не хватало еще и из этого террариум местного значения создавать.

        Но как частному лицу мне ведь не возбраняется на возведение храма средства жертвовать, и будет он православным. Причем начну не с часовенки на новом месте, а сразу с кафедрального собора. И университет также заложу. Эти два строения в Европе право на название города дают, а остальные - просто тауны. Незачем наследникам повод давать места рождения своего стыдиться. У ручья Богатого мрамора наскладировано уже немало, да ещё из-за моря привезут, как и лес по Дону, да прочий материал с ближней и дальней округи. А мастеров строительных вакантных уже и из Курляндии немало пришло, да и с Табаго батюшка прислать сулил.
     Расходы на это предстояли, конечно, немалые и для денег ещё множество применений бы нашлось, но главное отличие человека от животного в том, что окромя желудка да члена у него еще душа есть, и заботиться о ней следует не меньше чем о прочем.

      Последним по порядку, но не по значению вопросом, согласованным с царём - было наименование вновь образованного государства. Вариантов была тьма, вот за это слово и решили мы зацепиться - Тмутаракань! Правда упомянутых насекомых встречать на Таманском полуострове не доводилось, но ради исторической правды и потерпеть можно неблагозвучие в названии. И давало оно моральное право на любые действия - ибо еще с дохристианских времен земли эти были русскими, князем Святославом у хазар завоёванными. И храм православный - церковь Богородицы, там ещё Мстислав Владимирович возвел. Так что если ныне границы вдруг несколько расширятся, то можно сказать что это или проценты за 700 лет оккупации, или вовсе ничего не говорить - кто эти границы в те ветхозаветные времена столбил то? СВОЁ ВЗАД БЕРЕМ!


Рецензии