Мефистофель ХХ века
Ницше воспринимаю как филолога, овладевшего искусством говорить много и красиво ни о чем. Сила и отточенность слов при слабости мысли - искусство тролля, в сущности, которое так хорошо далось и нашему В.И. Ленину, когда он пытался быть философом (в "Философских тетрадях"). Самая художественно слабая вещь Ницше - "Так говорил Заратустра". Здесь проявляется вся чахоточность и безблагодатность его мировоззрения, отсутствие корней или оторванность от них в результате сильнейшего душевного потрясения франко-прусской войной. В сущности, это мятущийся инвалид духа, ищущий выхода. Слова Ницше, что "Гете - последний немец, перед которым я благоговею", говорят о том единственном выходе из мистического тупика - губительном выходе, который представился Ницше и который усвоили его последователи: приключения Фауста, влекомого дьяволом - это и смысл и поиск смысла существования.
Когнитивный диссонанс у меня вызывался кажущимся глубоким разрывом между высокой немецкой культурой и грубым национал-социализмом, в который впал немецкий народ перед тем, как потерял свою активную доминанту в мировом духе (1945 г.). Но разрешение парадокса дает Гетевский Фауст, которому оказался соипостасен немецкий солдат-бюргер, влекомый Гитлером в якобы легкую романтическую прогулку на Восток.
Прогулка закончилась крахом, который ждал и Фауста: душа народа, соблазненная Мефистофелем ХХ века, заложена, и он теперь утратил политическую самостоятельность. Великая в прошлом немецкая культура сошла с мировой арены.
Свидетельство о публикации №212070300637
Только что прочёл книгу Ирвина Ялома "Шопенгауэр как лекарство", узнал много занятного из биографии "Артура Генриховича".
Статья понравилась, всего наилучшего,
Прохор Майоров 08.07.2012 20:38 Заявить о нарушении