Заметки об искусстве и художнике

Каждый человек, имеющий отношение к созидательному творчеству искусства, а также обладающей профессиональной и человеческой совестью, не раз задумывался о сущности избранного им пути, о сущности жизни человека-творца, о том, как он вписывается в повседневность, как он должен существовать в социуме.
Должен ли художник дистанцироваться от общества?

Неоспоримо, что для создания произведений искусства, для оттачивания мастерства исполнения необходима изоляция от внешнего мира. Настоящий художник (каким он родился, и каким сделало его учение) стремиться к такому «уединению ради блага» - последующего представления его творческой работы публике, критике. В это время он полон самоконтроля, он во власти напряжённой работы воображения, логики, памяти, интуиции. Можно назвать данное состояние «свободной работой в ограниченных условиях». Но откуда художник черпает идеи, откуда постигает мировые закономерности природы и человечества, как не из контактов с внешним миром, ради которого он творит, а значит, и живёт? Искусство и его произведения не имеют смысла, если создаются ради самих себя. Это никак, разумеется, не значит, что художник пишет данную картину для дома сирот, чтобы воспитать их в благочестии, и сделать достойными гражданами, а композитор создаёт такую музыку, от которой глупые становятся мудрыми, а злые люди постигают добро. Но, замыкаясь в себе, своих мятежных думах и чувствах, в своём субъективном «Я», художник показывается в своих произведениях самолюбующимся, эгоистом, что очень часто говорит о конце художника как творца, конце его развития; с этого момент последующая жизнь художника обесценивается, ибо не имеет в себе высшей цели - достичь своим языком Мировой гармонии, проявляющейся в отдельных художественных произведениях.

Итак, художник обязан быть человеком социальным, чтобы творения его были убедительны не только для него самого или узкого круга «профессионалов», а также должен, дабы не уронить своих профессиональных качеств, уединяться от общества тогда, это ему будет объективно необходимо.

Искусство и публика.

Истинное Искусство никогда не было доступно широкой публике, по объективной причине: художников, способных донести его до масс (и до каждого) крайне мало, а те, кто есть, в страхе потерять «музу» удаляются от людей, считая их «недостойными», а, пуще того – «непонимающими». Разумеется, все тонкости искусств доступны не многим. Но не в том ли долг художника, дабы оправдать своё существование, чтобы донести каждый момент, штрих своего дела до умов, глаз и ушей публики? Вероятно, не все творцы готовы к такой открытости, возможно, не всем художникам доступны такие этические качества, как доброта и стремление в полной мере быть понятыми, оставаясь при этом самодостаточными профессионалами. Но, не стоит отрицать, что любая публика ценит стремление художника заинтересовать её своим предметом, донести сакральный смысл каждого творения до человеческого ума и души. А если это стремление находит успех, удовлетворение получает не только зритель, слушатель – сам художник осознаёт, что он истинно исполняет свой долг – не только создавая произведение, но и донося его и его смысл до обычного человека.

Смысл искусства.

Сущность искусства уже не один век пытаются постичь учёные и практики философии. Но это такая же тайна, как и тайна, отчего одни - художники, а другие - обычные люди. Но, быть может, логические выводы помогут приблизиться к её разгадке.
Творчество существует в Мире от начала его сотворения, ибо Бог был первым Художником (Творцом), и по Своему образу и подобию наделил человека, кроме телесной оболочки, душой и - способностью творить. Но не только в биологическом смысле человек является творцом себе подобных. Он также творит внутри себя и вне себя: идея произведения зарождается в сознании, а созданное творение распространяет свою «магию» уже на тех, кто его воспринимает.
 
Жизненные условия художников часто принуждают их искать оправдания их существованию и деятельности, поскольку не всегда в обществе творческий труд адекватно воспринимается и поощряется. Но, если они не оправдывают себя материально, они стремятся как можно более ярко реализовать себя в показе творческих способностей, а также объективно представить публике свою работу. В данном случае искусство нельзя рассматривать как только лишь художественное творчество. Это - акт совести, профессиональной и человеческой.
Можно ли этих явлениях усмотреть сущность искусства как такового, ради чего всё-таки художник обрекает себя на тяжёлый труд? Возможно, творчество - это ещё один инстинкт, который даётся только лишь избранным. Художник не может не творить, это его влечение, перерастающее в профессию и смысл жизни. Искусство - смысл жизни Избранных. Его труд – Божественный промысел. Как монах душой, умом и телом отдаётся служению Всевышнему, так и художник не знает пощады своим думам и чувствам для наилучшего решения задач творчества. Но для чего искусство нужно обычным людям, которые ничем внешне не отличаются от художников? Они едят, спят, работают. Безусловно, некоторые могут прожить, не посетив галереи, театра, концерта. Повседневность вполне отвечает их скромным потребностям познания Мира. Но разве можно эстетическое впечатление от оперного спектакля или литературно-художественного произведения заменить на что-либо материальное, что будет иметь ему эквивалент? Можно ли стихотворение сравнить с буханкой хлеба, или картину – с предметом первой необходимости? Некоторые люди отдают последние средства, чтобы попасть в театр, увидеть гениальные картины, потому что какая бы ни была цена билета, книги, творение совестливого художника - бесценно. Именно совестливого, который осознал свои способности и честно трудится, развивая их. Таким образом, эстетические потребности даже простых людей безграничны, когда они имеют изысканный вкус, и чувствуют подлинность искусства и его художника, они уже не опустятся до общения с творчеством самолюбивого и неискреннего «творца». Для них сущность искусства - в возможности увидеть жизнь в материи: прочесть смысл на бумаге, увидеть его на холсте, услышать в звучании «мёртвых» инструментов и приобщиться к тайнам Вселенной, которыми художник, невольно или целенаправленно владеет. А художник, если он сочетает в себе профессионализм, вдохновение и человечность, является, своего рода, "Богом" на Земле, а его личность является объектом поклонения для тех, кто ищет Истины.
Бессилен ли художник?

Ни один художник не в силах достичь естественной красоты природы, какую достиг Бог в создании Мира и существ, как и человек не в силах естественно быть бессмертным. Художник, как и любой человек, подвержен воздействию материи: он испытывает холод или жару, голод или пресыщение, спокойствие или неуравновешенность. К тому же, человек менее испугается страшной картины живописца, чем природного стихийного бедствия, потому как оно неподвластно человеку, в отличие от искусства. Искусство слабее Природы, но оно сильнее человека, значит Художник – посредник между двумя творениями Бога. Ему дано больше, чем обычному человеку, и его задача в жизни – научиться верно пользоваться своими «инструментами». Да, он бессилен воскрешать мёртвых, подобно Богу. Но его искусство может излечить душу, ум, и даже благоприятно воздействовать на человеческую физиологию, как, например, некоторая музыка. Искусство властно над людьми, поэтому распространяет на них свою благотворную или губительную силу, так же, как и природа, и Бог. Художник одновременно и человек, но он не имеет права подпадать под влияние своего искусства, поскольку достигнет края художественной неискренности – самолюбования. Он может восхищаться другими – своими учителями, другими художниками, но не собой.
Художник и человеческое достоинство.

Мы подошли к важному этическому моменту в жизни любого художника – отношению к себе. Истинный художник, тот, кто не может довольствоваться лишь некоторыми своими качествами, всегда самокритичен. Но что он подвергает критике? Свои идеи, их оформление, своё мастерство. Но вдохновение невозможно цензурировать, а именно оно лежит в глубине всех великих явлений в искусстве. Точнее сказать, вдохновение вкупе с работой над оформлением идеи. Значит, мы вновь имеем дело с двойственностью художественного явления, одна сторона которого – неподвластные человеку-художнику силы, а другая – труд, старания, муки. Кем себя осознаёт художник в данном случае, от этого зависит его человеческое достоинство. Если он хвалится своими достижениями в мастерстве, обижая при этом Музу, он вскоре поймёт, что оно ничего не значит без вдохновения, а вслед за ним это поймёт публика. Напротив, тот, кто восхваляет Провидение, но мало заботится об мастерстве, скоро почувствует неловкость перед силами вдохновения. Художник должен практиковаться, дабы не утерять драгоценный опыт познания искусства, но и не увлекаться самими-художественными инструментами, забывая о смысле.

Но какой должен быть в художнике Человек? В идеалистическом представлении это – добрый, честный, порядочный гражданин в личных, родственных делах и делах его народа. К бесконечному сожалению, по многим жизненным причинам в художниках мало остаётся человеческого-доброго. За стремлением к совершенству в искусстве свёртывается совершенство души и ума, ибо оставаться человеком – тот же труд, что и писать или играть бесконечные экзерсисы, возможно, даже больший. И, увы, можно констатировать в таком художнике человеческое бессилие.

Как личность влияет на творчество.

Если художник стремиться в творчестве к духовности, он обязан совершенствоваться и как человек. Иначе, чуткий зритель или слушатель уловит эту дисгармонию, доходящую до него через творение, и поспешит забыть имя такого художника.
 
Каждая личность имеет индивидуальные черты, и в жизни художника они экстраполируются на его деятельность. Это происходит, зачастую, незаметно для самого творца, это можно узреть в его выборе идей, способах их реализации, множестве авторских штрихов. Иной художник опрометчиво пытается скрыть свои человеческие недостатки за бурной художественной фантазией, которая часто деструктивна, только, если это не юный творец на пути становления, пользующийся милостью Муз. Другая крайность – неоправданная скупость художественного языка – может быть косвенным проявлением жадности, зависти. Чистота красок, интонаций, стремление к стройности формы – спокойствие и гармония души и разума, честная жизнь.

Не стоит применять эти примеры к конкретным явлениям – они имеют общий характер. К тому же, художественно оправданный диссонанс лишь более усугубляет уважение к разуму художника.

Итак, взаимовлияние человека и художника в творчестве очевидно. Но как художественная деятельность отражается на характере повседневной жизни?

Окружающий художника быт – это его «рабочий кабинет», «мастерская». Здесь он и живёт и творит. Его отношения с окружающим миром зависит от его человеческого достоинства. Но нередко он стремиться и в жизни проявить свои художественно-артистические черты. Ему требуется много внимания его «зрителей», их оценка, добрые советы. Другой художник, напротив, стремится быть дальше от людей и слишком радеет о твоём мастерстве, являясь для себя и творцом, и зрителем, и критиком. Только невероятно одарённая и развитая личность способна сочетать в себе эти противоположности.

Художественное творчество влияет, прежде всего, на восприятие и ощущение художником мира и человека. Оно облагораживает модель представления повседневности. Оттого для многих художников оказывается столь болезненным сравнение идеала и действительности. Тонкие струны души, улавливающие колебания Вселенной, рвутся от скрежета бытовых трудностей. Отсюда и «нежелание» художника «работать». Редкий талант может иметь силу совмещать в себе художника и прагматичного человека. Однако всё больше современная жизнь диктует подобные условия. В этой связи можно говорить также о «продвижении» художником себя в обществе, для его же блага.

Художник и его актуальность.

Художник творит инстинктивно. Да, он получает заказы, выполняет их, но большая часть творчества создаётся не «из-под палки». И он обязательно сталкивается с тем, что должен достойно представить себя в культурном обществе. Но, часто, из-за скромности, он боится слишком себя перехваливать. Если он достойный человек, и стремится к совершенству, это ему не помешает, не сведёт его с истинного пути, а только лишь поможет достойно пройти жизненный путь и даст возможность представить его творения большему количеству публики. Разумеется, без адекватной оценки своего мастерства и достижений, «дифирамбы» могут выглядеть весьма неправдоподобно. Но кто оценит творчество неуверенного в себе творца? Зачастую, именно уверенность, даже самого малоодарённого и малоопытного представителя искусства, заставляет не сомневаться в нём публику. А мнение коллег, кроме творческих достоинств, складывается также из человеческих качеств самого художника. Художник должен быть предприимчивым в делах популяризации своего творчества и избирательным в выборе своей публике, разумеется, если перед ним не стоит задача тотального просвещения народных масс. И он не должен забывать, что если он высокий мастер, не обделённый вдохновением, и честный гражданин, ему не следует претерпевать унизительных условий для себя и своего творчества. Художник обязан уважать свой труд и прививать культуру обращения с ним публике.
Эти заметки ни в коей мере не претендуют на роль всеобъемлющего знания об Искусстве и Художнике. В них автор лишь попытался передать в краткой форме и немного разъяснить мысли по поводу культурного общества, мастерства и совести художника и человека, места искусства и его служителей в многообразии мировых общественных явлений. Автор выражает надежду на то, что высказанные идеи найдут понимание и отклик читателей, вызовут интерес к более глубокому изучению художественных процессов творчества и развитию личности художника и человека.
 
03.07.2012.г.


Рецензии
Настя, ты написала замечательную статью. Без заумностей и патетики ты говоришь о соотношении божественного и человеческого в творческой личности. В наш век поклонения Мамоне, культа материального, но не духовного, ты проводишь грань между неуверенностью художника и его самопиаром - что уж, будем называть "вещи" своими именами,- весьма тонко! Понравилось: "И он не должен забывать, что если он высокий мастер, не обделённый вдохновением, и честный гражданин, ему не следует претерпевать унизительных условий для себя и своего творчества. Художник обязан уважать свой труд и прививать культуру обращения с ним публике".
А вот эту позицию "Истинное Искусство никогда не было доступно широкой публике, по объективной причине: художников, способных донести его до масс (и до каждого) крайне мало..." я бы чуть дополнила. К Истинному Искусству, как и к Храму, дорога для многих оказывается слишком трудна и длинна.

Марта Матвеева   09.12.2012 20:31     Заявить о нарушении