На острие

      Раньше я боялась одиночества. Этому страху было множество причин, и я не хотела бы перечислять их. Дело даже не в этом. Прошли годы, и я научилась не только мириться с одиночеством, но и наслаждаться им. В жизни ведь всё чередуется, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы какое-то время побыть наедине с собой.
      После напряжённого года, за который со мной случилось много всякой ерунды, хорошей и не очень, я особенно полюбила одиночные прогулки. Город N, в котором я живу с рождения, славится своей красотой, и гулять по его улицам было в одно удовольствие.
      Но вот незадача: где бы я ни шарахалась, какие бы пути ни выбирала для вечерней прогулки, я всегда натыкалась на знакомых. Меня в городе N знают и любят, люди с удовольствием останавливаются и болтают со мной, если случайно встречают. А мне во время подобных прогулок никто не нужен, хочется не видеть и не слышать никого.
      У меня оставался только один выход: уехать в другой город. Хотя бы на пару дней. Это я и сделала. Я купила билет на автобус, связалась со своей подругой из города Z (многие называют его «маленьким Петербургом», и я полностью согласна с этим мнением) и сообщила ей, что скоро приеду в гости. Подруга быстро поняла моё желание сменить обстановку и ответила, что с радостью примет меня.
      Приехав в городок Z и освоившись здесь за один день, последующие дни своего «отпуска» я проводила без подруги. Она не обижалась – наоборот, радовалась, что смогла помочь мне предоставлением ночлега. Подруга занималась своими делами, а я бесцельно бродила по городку, заглядывая в магазины, кафешки и книжные лавки, делая в блокноте заметки, и наслаждалась каждым моментом.

      Утром третьего дня своего пребывания в городке Z я вдруг вспомнила, что накануне вечером забыла книгу Хорхе Букая в кафе неподалёку. Я отправилась туда, в это очень уютное кафе с приглушённым освещением и лёгким ароматом кофе, витающим в воздухе. Села за приглянувшийся столик. Заказала латте с сиропом и хотела было спросить у официантки о своей пропаже, как вдруг мой взгляд упал на девушку, сидящую за соседним столиком. Да, именно за этим столиком я сидела вчера. Кажется, вчерашний официант решил оставить книгу там, где она лежала, на случай, если хозяйка за ней вернётся.
      Хозяйка-то вернулась, но вот только книгу уже перелистывала какая-то незнакомая мне особа.
Светловолосая девушка сидела лицом ко мне, и я видела, с каким интересом она читает. Её спутник, видимо, не слишком интересовался книгами, а потому потягивал кофе и откровенно скучал. «Ну и долго ещё она будет читать? – наверное, думал он. – Как бы мне ненавязчиво напомнить ей, что вообще-то она пришла сюда со мной посидеть?»
      Я не торопилась подняться с места и попросить молодую парочку вернуть мне книгу. Мне стало интересно, что будет дальше.
      - Катрин, кофе остывает, - придумав, наконец, безобидный предлог, парень отвлёк свою спутницу от чтения.
      Катрин подняла глаза и неохотно вернулась в мир действительности.
      - Ой… Прости, Олег.
      Она закрыла книгу, положила её рядом с собой. Её рука потянулась к чашке.
      - Прости, просто этот… Букай… очень умно пишет, - Катрин осторожно сделала глоток кофе. Всё в этой девушке было аккуратным: выглаженное платье, причёска, изящные движения наманикюренных пальчиков. На вид ей было лет двадцать.
      Олег, которого я видела только в профиль, тоже оставлял впечатление благочестивого человека. Его джинсы и белая рубашка стоили далеко не пятьсот рублей, кожа лица была в идеальном состоянии. Однако по его пальцам, нервно барабанящим по столешнице, и глазам, бегающим по залу, было видно, что он чувствует себя не в своей тарелке. Должно быть, юноша не один день готовился к этому свиданию, ведь Катрин не из простых девушек, она не пойдёт в кафе с обыкновенным парнишкой в потёртых джинсах и кедах. Олегу пришлось немало поработать над свои внешним видом, чтобы заслужить внимание принцессы Катрин.
Мой интерес разгорелся ещё больше, и я решила не говорить девушке, что книга Хорхе Букая принадлежит мне. В конце концов, я куплю новую, а эта пусть сделает ещё одного человека чуточку умнее.
      Я заказала вторую чашку кофе, покрепче, и приготовилась внимательно слушать.

      - О чём пишет? – спросил Олег, чтобы как-то поддержать разговор.
      Катрин открыла краткое содержание на четвёртой странице.
      - О том, как «найти своё истинное «я», не сливаясь с другими людьми». Звучит здорово, правда?
      Олег утвердительно кивнул и приступил к сэндвичу. Он понимал, что должен что-то сказать, чтобы продолжить беседу, но не мог – не для него вся эта литература…
      Катрин, вздохнув, придвинула к себе свой чизкейк. Кажется, её ухажёр не способен говорить о книгах. «Что ж, - подумала девушка, - попробую сменить тему».
      Говорят, ты бегаешь по утрам… Может, будем бегать вместе?
      Олег широко улыбнулся, успев перед этим проглотить остатки сэндвича. Кажется, принцесса не так уж далека от простых смертных.

      После двух часов весёлых разговоров, заливистого смеха и четырёх чашек кофе на двоих Олег и Катрин чувствовали себя совсем свободно и не замечали никого и ничего вокруг. Их даже не смущало, что я всё это время сидела за соседним столиком и время от времени зыркала глазами в их сторону. Мой третий кофе уже заканчивался, заказывать четвёртый не имело смысла: официантка уже косо смотрела на меня, ведь я за прошедшее время не заказала ничего, кроме кофе. Я вздохнула, поняв, что моё любопытство меня обмануло. Мне всё время казалось, что Катрин и Олег заговорят о чём-то важном, о том, что я смогу потом описать, о том, что будет полезно узнать другим. О том, что сделает ещё одного человека чуточку умнее, как книга Хорхе Букая, давно перекочевавшая в сумку Катрин.
      Я попросила счёт и в расстроенных чувствах покинула кафе, предавшись одиночным прогулкам на весь день.
      Но я ведь не просто так пишу тебе всё это.

       Прошло ещё два дня. Собираясь рано утром на автовокзал, откуда автобус с номером 301 должен был увезти меня в родной город N, я отказалась от такси, любезно предложенного мне подругой, и решила двинуть до места пешком. Я медленно шла по едва проснувшемуся городу, из наушников лилась песня группы Alphaville «Forever young». Краем глаза я увидела, что со мной поравнялась молодая парочка, оба были в спортивных костюмах. Очевидно, утренняя пробежка. По аккуратному маникюру и светлым волосам девушки я узнала Катрин из того самого кафе.
      Нетрудно догадаться, что её спутником был Олег, ставший наконец-то самим собой: он был в кроссовках и потёртых бриджах, которые смотрелись на нём ничуть не хуже, чем их аналог от кутюр.
      Ребята сбавили темп прямо передо мной. Я сняла наушники, почувствовав близость чего-то необычного, и зашагала чуть быстрее, чтобы не отставать.
      - Моя первая любовь тоже была безответной, - говорила Катрин, - но я справилась с этим по-другому.
      - То есть как? – спросил Олег.
      - Ну, я не стала вышибать клин клином, я не стремилась уехать подальше, чтобы не видеть его… Я мучилась, потому что мы перестали общаться после того злополучного разговора, и каждая случайная встреча была для меня праздником... – Катрин вдруг замолчала.
      Олег легонько коснулся рукой её плеча – он уже привык, что девушка время от времени погружается в свои мысли.
      - И что же ты сделала?
      - Я перестала сожалеть. Жизнь не стоит на месте, и нужно научиться жить с этим чувством. Я научилась… Четыре года прошло с тех пор, и теперь, когда я вижу его в универе, моё сердце не бьётся с сумасшедшей скоростью. Я просто рада его видеть…
      Олег молчал, переваривая сказанное и не зная, как на это реагировать. Я тоже молчала. Где-то в районе солнечного сплетения что-то ёкнуло.
      - Знаешь… - прервала тишину Катрин, тряхнув светлыми волосами и перейдя на шаг. – Эта любовь – как кинжал, вонзённый в сердце. Можно выдернуть его. Это будет чертовски больно, но в твоём сердце больше не будет инородного тела. Зато останется глубокий шрам, который будет напоминать о себе болью при каждом прикосновении. А можно позволить этому лезвию… раствориться в тебе. Это потребует много времени и терпения, но с каждым днём боль будет становиться слабее, а однажды уйдёт навсегда. Лезвие, когда-то причинявшее одни страдания, останется в сердце сладкой истомой… и не будет беспокоить тебя.
      Олег задумался, его взгляд был устремлён далеко вперёд, за линию горизонта. Город просыпался, солнце поднималось всё выше, людей на улице становилось всё больше. Я посмотрела на часы. Уже семь утра, и мне нужно поторопиться, если я хочу вернуться домой сегодня.
      Катрин остановилась и повернулась лицом к юноше.
      - И теперь моё сердце свободно, я снова могу дышать… могу любить.
      Олег тепло улыбнулся и коснулся рукой её щеки. Я тоже улыбнулась и, стараясь не смущать влюблённых, прошла мимо, глядя куда-то в сторону. Пройдя несколько шагов, я не удержалась и всё же обернулась. Олег нежно-нежно целовал Катрин, и та отвечала ему. Моя улыбка расползлась ещё шире, на глаза навернулись слёзы радости. Кажется, эти ребята не ошиблись друг в друге и ещё долго не разочаруются в этом чувстве.

      Через полтора года моя подруга из города Z позвонила мне в город N , поздравила с днём рождения и как бы между прочим сообщила, что её сосед Олег, в прошлом разгильдяй и лодырь, женится на блондинке, вполне приличной и ухоженной. К тому времени кинжал в моём сердце уже окончательно растворился.

      Спасибо Хорхе Букаю.


Рецензии