Клавдия-глава десятая-испытания войной

    Страшное слово война, емкое и жестокое. В нем  смерть и искалеченные судьбы  миллионов людей.Но в этом слове и проверка человека на зрелость, стойкость и силу  характера. Это  слово рождает героев и выявляет пороки....
        Галину война изменила также как  многих других людей, в  ней проснулись видимо гены матери , из избалованной  фифы она  превратилась в заботливую  трудолюбивую мать и  жену, в настоящую хозяйку дома.Стойко  переносила она  все тяготы жизни  военного  времени, никто не слышал от нее жалоб на тяготы войны.Хотя мужа Галина видела  редко, она знала  что что он жив и здоров, в отличии от  многих женщин окружавших ее  и от  этого чувствовала  себя   чуть счастливей других.Лена некоторое  время жила в  соседней  комнате, она  устроилась на завод  вместе с  Анной Никитичной, Аллочка оставалась на  попечение  Галины.
           Галина была обеспокоена  состоянием  Лены, ее бледность и худоба были  очень болезненными, Галина  слышала как Лена по ночам заходилась кашлем, на  все  вопросы Галины отвечала  молчанием. Однажды ее  прямо с работы  увезли в госпиталь, вскоре Лена  умерла. Диагноз  врачей был  крайнее истощение,  похоже  что она  сознательно заморила  себя  голодом сказал Галине  врач. Когда пришли из детдома за  Аллочкой, Галина заявила , что оставит девочку в своей  семье, муж оформит  все бумаги, это наша дочка теперь.
         Большая семья Клавдии постепенно редела ушел на  фронт Виталий, вслед за ним   отправился  Павел. Евламьпий на работе пропадал практически  сутками. Ляля  поступила на курсы медсестер и работала в военном  госпитале. Клавдия оставалась одна с двумя малышами на  руках.  Больше  внимания  конечно доставалось младшему Игоречку. Во первых он был еще совсем крошечный, а  во  вторых здоровый. Она конечно любила и жалела Галиного сына, но в глубине души считала что ему конечно лучше бы было умереть. Тяжело будет парню жить калекой- думала Клавдия. Когда начинались бомбежки Клавдия всегда в первую очередь уносила в бомбоубежище  младшего  внука, а затем возвращалась за  Игорьком. Но гипс был  слишком тяжелый и мальчик отчаянно  кричал и  плакал  когда его  трогали. Однажды оставив Лялиного сыночка соседям в бомбоубежище, Клавдия не пошла за Игорьком в  квартиру, она поднялась на  крышу тушить зажигалки, да  с того  времени она   больше не носила больного  малыша в укрытие. Если  судьба ему помереть, ему  же лучше будет. Игорьку в первое  время  было  очень  страшно оставаться одному в  темноте  грохоте и  вое пикирующих бомбардировщиков. Он натягивал на голову одеяло и  тихонько скулил как побитый щенок.Но  поскольку ничего  страшного не происходило, детское любопытство взяло  верх и он,  отогнув одеяло закрывающее окно, смотрел как в  свете  прожекторов  летают в  небе маленькие самолетики  сеющие  смерть. Смотреть было интересно, светящийся  след  трассирующих пуль,  прожектора и какафония  грозных  звуков завораживали его и он забывал про  страх. Картины воздушного боя  и бомбардировщиков  в небе  врезались ему в  память на  всю жизнь.  Он рассказывал об этом   даже перед  смертью, много лет спустя.
        Вскоре Ляля  закончив курсы  медсестер , отправилась на  фронт  вслед за  мужем. В глубине души Ляля надеялась встретить Виталия на фронте. Виталий писал редко и немногословно, Павел же в отличие от  старшего брата старался писать чаще, может  потому,  что он находился еще в летном  училище и должен был отправится на  фронт только  через  полгода. Письма  от  Павла всегда были веселые оптимистичные, он сетовал  что  пока учится -война закончится, а он так и не  успеет  внести свой вклад в  победу. Несмотря  на  стремительное  продвижение гитлеровцев  вглубь  страны, никто не  сомневался в близкой  победе.
        Неожиданно арестовали  Евламьпия, Клавдия была в отчаянии, она выяснила   что его обвинили в  растрате опытного материала. История простая Евламьпий с напарником   решили  усовершенствовать на мелькомбинате крупорушку. Задача была  поставлена  в  короткий  срок добиться  чтобы выход муки был увеличен не менее  чем на  двадцать  процентов,  в условиях  военного  времени это было крайне важно. Все свободное   от работы  время мужчины  проводили в лаборатории. Чекист приставленный к ним внимательно следил за весом исходного материала и  полученного  в результате помола. Неопытный работник органов определил недовес посчитав  только муку и забыв  что при помоле  могут  быть отходы, просто выкинул все  как он посчитал лишним.  Дотошная  Клавдия прорвалась на  прием  к  директору   мелькомбината и доказала что ни муж ни его напарник ни  в  чем не  виноваты. Евламьпий вернулся домой. Напарнику Евламьпия повезло меньше, не досчитавшись  ста пятидесяти грамм отходов чекисты расстреляли его. Директор  просто не  успел  вмешаться.
            Не  успела Клавдия  успокоиться после  ареста и  освобождения Евламьпия,  как внезапно у  Игорька поднялась  температура,  врач осматривающий  ребенка был потрясен его  состоянием. То ли Галина плохо объяснила  матери особенности ухода за ребенком, то ли Клавдия не посчитала нужным так уж старательно  все  выполнять, но у  малыша  образовались на  спине жуткие пролежни,  воспаления были обширные и  глубокие,  врач опасался заражения  крови. Когда  врач объяснил положение  вещей Клавдии у нее просто  сердце оборвалось, она  вдруг поняла как дорог  ей этот  малыш, она  умоляла  врача помочь ей  спасти ребенка.  Клавдия понимала  что  после того  как  Галина потеряла  дочь,  смерть Игорька будет  слишком  сильным  ударом для  Галины. То  что Игорек на грани  смерти  врач объяснил  Клавдии очень подробно. Ребенку  срочно нужно было переливание  крови,  обработка ран и постоянный  уход. Клавдия  стала донором  Игорьку,  малыш   пошел на поправку, Клавдия от  слабости некоторое   время не  могла  подняться с  пастели,  спасибо  соседям и с  малышами помогли и Клавдию поддержали. Но  с  тех пор Игорек уже не  оставался надолго один.Клавдия приготовила настои и  взвары лечебных трав спинка у Игорька быстро зажила, мальчик окреп и повеселел.Однажды в дом  постучалась маленькая, худенькая девочка, Клавдия пустила ее в дом. Варя, так  звали девочку осталась сиротой,  ее маму и брата завалило во время  бомбежки, сама Варя  чудом осталась  жива и теперь ей некуда было идти. Клавдия  оставила Варю у  себя, домуправ не  возражал, даже обещал помочь с розыском родственников если будет  время. Так у  Клавдии появилась еще одна дочка. Варюше уже исполнилось четырнадцать лет , а выглядела  она лет на десять, но была очень старательной помошницей,  ососбенно с малышами, теперь не надо было  просить  соседок когда идешь отоваривать карточки. Да и по дому  спарвляться стало легче. Варенька на Клавдиных морсах и  травках витаминных похорошела, щечки порозовели. У  Клавдии  сердце радовалось когда она  смотрела на  ребятишек. Интересно что за  все  время бомбежек  ни один снаряд не попал в  их дом, на улице мало осталось целых домов, их дом и  дворик стоял целехонький.
             Через полгода  пришла похоронка на Виталия, Клавдия  не плакала она знала что Виталий не  вернется с  войны, но в  глубине души  все-таки надеялась  что она ошибается. Нет ошибки не было,  война отняла у нее старшего сына,  вся любовь к Виталию и заботы били отданы его  сынишке.  Витальевич  рос на  редкость  крепеньким и  здоровым. Это был  очень веселый и  спокойный малыш, Клавдия не  могла нарадоваться на него.
            Ляля писала с  фронта редко, она отказывалась верить в то,  что  Виталий погиб и продолжала надеяться  что встретит его  может быть раненого в госпитале или в бою. Вера  эта давала ей  силы.
      Время шло, война откатилась от Москвы, бои шли жестокие,  но  советские войска медленно ,но  верно гнали  гитлеровцев со  своей  священной земли. Теперь уже никто не  сомневался  что победа будет  за нами.
       На освобожденных землях начиналось восстановление,  вручную женщины разбирали  руины домов, потихоньку  возводили  стены новых, жизнь продолжалась. Большая  семья Клавдии  понемногу приходила в  себя. Вернулась после ранения домой Ляля, она не теряла  надежды что Виталий жив,  ее сыну уже исполнилось три года  и  Ляля с  трудом узнала  в пухлом карапузе,  вовсю   уплетающем кусок хлеба с салом, своего маленького сыночка. За Варенькой приехала тетя, родная  сестра ее мамы и  увезла ее в Калугу. Клавдия  со слезами  прощалась  со своей Варенькой к  которой привыкла да и полюбила как родную за это  время.
      Вскоре вернулся с  фронта Павел его комиссовали после ранения, Клавдия не  сразу узнала в бравом летчике  своего младшенького, только улыбка и искорки в глазах напоминали того парнишку  который несколько лет назад ушел  на  фронт. Этот загорелый крепкий на  вид , рослый  мужчина с увешенной орденами и медалями грудью  казался ей  каким-то чужим, она даже  стеснялась к нему  лишний  раз обратиться с  вопросом.
     Михаил с Галиной наконец-то приехали за Игорьком, они получили в Омске большую благоустроенную  квартиру и решили  что  теперь мальчик должен жить с ними. Клавдия  наотрез отказалась отпустить Игорька в такую даль,  тем более  что  ей удалось получить для него путевку в санаторий для детей  с  травмами опорно-двигательного аппарата,  через пару недель он поедет на лечение, куда  его тащить? Галине пришлось  согласиться, Михаил не  возражал. Анна Никитична   снова приглядывала за детьми  дома. Галина  могла поехать в  санаторий с  Игорьком. До конца  войны, до победы, оставалось  чуть больше года....


Рецензии