Покушение на культуру. Предисловие

«Наука истинная как будто говорит или советует:
"пожалуйста, не верьте на слово
и постарайтесь только проверить" …»
Д.И.Менделеев.

Многое из представленного автором настоящей книги на обсуждение читателям необходимо рассматривать как версию, как вариант общей идеи о структурном единстве всех культурных, социальных и психологических феноменов, различные стороны и особенности которых могут быть систематизированы по единой, общей для всех культурных традиций парадигматической схеме, по единому кодовому алгоритму.  Во многих случаях такой алгоритм повторяет и историю становления сложной понятийной, символической и знаковой структуры самого феномена. Но, как говорил великий русский ученый-энциклопедист Д.И.Менделеев, поверьте и проверьте, убедитесь, что такое структурное единство возможно, и, может быть, обнаружите свою собственную общую структурную парадигму, свой собственный универсальный структурный код и новую версию «всеобщего структурного единства». Автор будет только рад.
С другой стороны, если вы сомневаетесь в самой возможности обнаружения такого структурного единства, если вы категоричны в своем дуализме (да\нет) и не допускаете возможности существования «иного», если у вас нет сомнения в твердости ваших знаний и в правоте сформировавшейся у вас картины мира, то лучше закройте настоящую книгу и спокойно почивайте на лаврах своей убежденности. Вы имеете право подозревать автора в искусственности предлагаемых им построений и классификаций, в схематизме, даже в стремлении подогнать все анализируемые им понятийные системы под придуманную им схему. Автор допускает и такое, и не претендует на разрушение пирамиды ваших представлений, пусть даже если она, вдруг, и окажется перевернутой.
Для тех же, кто решил продолжить пролистывать книгу и дальше мы кратко сообщим, что настоящая книга «Покушение на культуру» – третий том заявленной в 2004 году монографии по структурной триадологии, развитой автором для анализа мифологический текстов («Тайна очарованной царевны», 2004 г.) и мегаструктуры русского и других индоевропейских языков («Индоевропейский код: язык, культура, мышление», 2006 г.). Вышедшая в 2007 года книга «Третий лик», подготовленная автором совместно с П.А.Донцовым, посвящена проблемам русского православного тринитаризма и порождаемыми им особенностями культурных феноменов. Её можно рассматривать как сборник примеров использования развиваемого автором формализма для структурно-понятийного анализа отдельных феноменов русской православной культуры, имеющих структуры, изоморфные структуре Основного Догмата и Божественной литургии.
В первой книге  «Тайна очарованной царевны, 2004 г.»  формулируется метод календарного хронотопа, который используется для анализа текстов русских волшебных сказок, древнегреческих и ближневосточных мифов. Метод позволяет выделить в сюжете мифов циклически повторяющиеся цепочки событий, связанные с основной мифологемой данной культуры, как её циклическое прочтение. Событийная репрезентация позволяет также установить систему основных мотивов, функций и качеств мифологических (сказочных) героев. Полученная таким образом система описывает динамику изменения функций (и статуса) героев: охотник (отрок-жертвоприношение) превращается в царя (в воина), затем в жреца (в царя). В книге также проанализирована структура православного литургического ритуала и структура Основного Догмата, которые, как оказалось, структурно изоморфны и порождены простой кодовой структурой, учитывающей до 12-ти противопоставляемых признаков, совокупность которых разбита на три иерархически организованных кластера (группы противопоставляемых элементов, объединенных общим признаком). Например, (t-глухие, th-придыхательные и d-звонкие) смычные (Т) фонемы образуют кластер из 3-х смычных фонем Td= (t \th \d) по общему признаку - дентальность. В книге проанализирована также и сложная 3-х членная структура индоевропейского ритуала посвящения (инициации) в полноправные члены архаичного мужского союза у древних индоариев и славян. Во многом, полученная структура такого обряда посвящения совпадает со структурой христианского обряда Крещения.
Предметом исследования книги «Индоевропейский код, 2006 г.» является ядро мегаструктуры индоевропейской семьи языков, в которой на основе единого тринитарного принципа (заложенного в структурообразующем кластере-коде) получена общая структурная  формула для всех иерархически организованных уровней языка: (фонетического \морфемо-морфологического \синтаксического). Полученная общая фонологическая формула общегерманского слога обладает специфической матричной структурой (C\\V\Г\V*\\C*), где мегакластер начальных согласных фонем С включает кластеры фрикативных S, смычных T и сонорных R фонем и имеет вид: C=(S\T\R);  начальный мегакластер полугласных включает кластеры слоговых L фонем, полугласных J и дифтонгов (полифтонгов)  jv: V=(L\J\jv).  Мегакластер гласных Г включает все типы гласных фонем, отсистематизированных по принципу возрастающей сонорности. Структуры V*=(vj*\J\L*), C*=(R*\T*\S*) – зеркально-отраженные мегакластеры (полученные из кластеров начальных слоговых фонем путем инверсии относительно одной из диагональных матричных осей), учитывающие инверсную структуру конечных слоговых гласных и согласных. Структурная формула указанного типа (близкая к фонологической структуре и.-е. слога Е.Куриловича), во многом, напоминает квантовомеханический (бра\М\кет) формализм П.-А.Дирака в матричном представлении. Отметим, что и квантовомеханический формализм Дирака и лингвистическая формула и.-е. слога Куриловича стали известны в одно время, в конце сороковых годов прошлого века, что указывает на возможную параллельность революционных процессов в физике (ищущей новый язык и математический аппарат для утверждающейся квантовой физики) и в лингвистике того времени.
В книге приводятся мегакластеры основных типов морфем, мегакластеры морфологических признаков для Частей речи, мегакластеры признаков Существительного (S), Глагола (V) и Дополнения  (O) русского языка, а также приводится основная формула (S\\V\\O), порождающая синтаксические структуры русского (индоевропейского) языка. Текст (высказывание) рассматривается, как спиральная цепочка циклически (и на каждом  языковом уровне календарно-хронотопно) организованных микрособытий (Г.Мельников), как спиральная развертка во времени этой основной порождающей мегаструктуры, как её циклическое прочтение:
…-(S1\\V1\\O1)-(S2\\V2\\O2)-(S3\\V3\\O3)-… 
В книге проанализированы основные экспериментальные звуко-частотные и формантные характеристики для гласных фонем в различных индоевропейских языках и показана возможность их триадно-кластерной классификации в понятиях основного фонологического круга и формируемых им циклизованных таблиц. Найдены структурные формулы основных архаичных (древнегреческого, латинского, афро-семитского, древнерусского, старофранцузского) и современных (русского, французского, общегерманского) языков. Показано, что все рассмотренные языковые структуры являются частными реализациями общей спиралеподобной структурной формулы, метаструктуры индоевропейского языка. Затронута проблема структуры ареальных распространений языков индоевропейской семьи и показан механизм образования вторичных языковых союзов при смене основной календарной парадигмы. Проанализированы метафизические основы формирования азбуки и простейшего синтаксиса древнерусского языка (кириллицы) и её циклическая (календарно-спиральная) структура.
Работая над второй книгой автор пришел к убеждению, что существует некое глубинное сходство (по крайней мере – структурное) между всеми языками…  Даже после беглого знакомства с полученными результатами возникает твердая убежденность, что существует некий врожденный, обусловленный сверхструктурами на генетическом уровне «естественный язык», по разному реализовавшийся в различных традициях и культурах. Некие эволюционно сформировавшиеся периферийные сверхструктуры на геномном уровне, подкрепляемые непрерывной деятельностью определенного типа и передаваемые через поколения (как архетипы поведения). Они повышают активность определенных нейронов (например, веретенообразных нейронов в V слое коры головного мозга) у человека или гориллы, но совсем подавляют их формирование у остальных приматов. Активность этих нейронов, отвечающих за эмоциональную активность организма, как раз и способствует повышению приспособляемости некоторых высших приматов. Отсюда и убежденность в чрезвычайной роли тех самых сверхструктур, которые вызывают указанную геномную активность…
Но все сказанное о «языках» можно с полным правом распространить и на появившуюся убежденность в глубинном сходстве между различными культурами, и даже на сходстве социальных структур в различных исторических эпохах, не говоря уже об общих структурах в «психологическом» людей различных рас. Автор не является апологетом «психологического дарвинизма», «эволюционистской нейропсихологии» или «социобиологии», но, рассматривая любые органически возникшие структуры как алгоритмы процессов становления этих структур, их усложнения, он волей-неволей в отдельных моментах соприкасается и с этими «измами».
Рассматривая (например, в книге «Третий лик», 2007 г. Д.Николаев, П.Донцов) культуру в пределах отдельного русско-православного цивилизационного типа как самозарождающуюся, самосохраняющуюся и преобразующуюся динамическую систему (Н.Данилевский, О.Шпенглер), имеющую свою единую «сквозную» морфологическую структуру, свой особый универсальный «код», обеспечивающие её жизнеспособность, стабильность и уникальность, мы попытались найти этот самый особый механизм формирования, сохранения и трансформации культурных феноменов русско-православной цивилизации. Цивилизации (славяно-финно-тюрской), которую мы рассматриваем как одну из наиболее жизнеспособных версий реализации общеиндоевропейской традиции. Существование такого универсального структурного (системообразующего) кода, единого для всех этапов становления системы (религиозно-психологического, культурно-исторического, общегосударственного) и на всех её уровнях, обеспечивает простоту, целостность, единые (изначально многофакторные) принципы формирования для всех феноменов традиции, которая, проявляясь в разнообразных культурах, упорядочивает взаимоотношения циклически изменяющегося человеческого микро- и макрокосмоса, индивида, социума и природы.

В настоящей книге «Покушение на культуру, 2009 г.» метод кластерной триадологии используется для анализа различных феноменов русской культуры: структуры социальной деятельности, структуры различных индоевропейских социумов, структуры классических музыкальных композиций и музыкального строя различных эпох, а также звуковысотная структура православного Канона и мегакластерное звукотональное строение русской народной песни. Проанализированы структуры цветовых психовосприятий в различных древних культурных и ритуальных традициях.
В соотношении внешнее\внутреннее основную роль в формировании устойчивой системы восприятий и ответных реакций играет деятельность субъекта (организма). Именно виды, формы, соотношение различных типов деятельности и определяет структуру ответных реакций и структуры сложившихся в организме и закрепленных личным опытом комплексов психических микрореакций «внутреннего» на внешнее воздействие. Более того, сама структура деятельности становится основным фактором формирования этих устойчивых комплексов (кластеров) микрореакций, которые на высшем уровне сверхорганизации «психического» и становится сознанием. Поэтому анализ сложных культурных феноменов, всегда связанных с определенным типом социальной деятельности, автор и начал, прежде всего, с рассмотрения 3-х частной структуры этого типа деятельности.
Гениальность, норма и психопатология – несовместимые состояния «психологического» и поэтому они могут составить базисную карту в пространстве психологических состояний. Из патологий невозможно получить ни нормы, ни гениальности, как и обратно, однако наиболее близкими к гениальности состояния человека – его акцентуированные состояния, проявляющиеся в подростковом возрасте.
Особое внимание автор уделил анализу возможных структур в системе психических состояний и показал явно выраженную триадологичность системы акцентуированных состояний у подростков (Круг акцентуированных состояний А.Личко). Рассмотрены возможности кластерной триадологии при анализе системы типов характера (характерология) и психологической структуры личности в аспекте выявления структур архетипического (структур коллективного бессознательного) в окультуренном индоевропейской традицией человеке.
В книге автор приводит сводку итогов предварительного морфологического анализа нескольких, часто встречаемых им психологических,  культурных и социальных феноменов. Так, в качестве примера возникновения и реализации устойчивого культурного феномена автор рассмотрел случай организации ежегодного «Русского бала» в Кишиневе, ставшем заметным долговременным культурным явлением, спрос на который в русской диаспоре постоянно растёт. Так, помимо формирования самой идеи такого бала, отшлифовки его сценария, образования постоянно действующего творческого коллектива его организаторов – Бального комитета, т.е. всего того, что можно определить как «Образ бала», необходимо было ещё сформировать и определенную новую культурную среду (учащейся и работающей молодежи), в которой бы постоянно поддерживалась  сама потребность в таком бале, создание в школах групп и классов классического танца. Одновременно отшлифовывались  бы и отдельные стадии, отдельные операции самого проведения бала. Таким образом, для реализации идеи «Русского бала», как культурного, постоянно действующего феномена, необходима одновременная актуализация следующих частей триады любого культурного феномена, как определенного вида социальной деятельности: (обновляющийся проект бала \формирование условий, среды, потребности \осуществление самого действа, т.е. проведение бала).
В книге представлены также результаты морфологического анализа различных жанров искусства, как частей единой целостной, непрерывно становящейся мегасистемы, когда сложные структуры различных родов, видов и жанров искусства определяются структурами соответствующих типов социальной деятельности.
В книге много внимания уделено феноменологическому анализу циклической структуры музыкального строя в различных традициях, 3-х, 4-х и 5-ти частные структуры которого порождены особым механизмом одновременного восприятия трех звуковых потоков…  Анализу, который предсказывает пути построения новых версий традиционного музыкального строя…
Циклический анализ классического звукоряда и традиционных европейских ладов показал также, что требование соответствия структуры музыкального строя строю языковому дает однозначную процедуру получения субдоминанты конечной, завершающей части музыкальной формы, что, во многом, формализует процесс написания музыки…  С другой стороны, требование «языкоподобности» музыкального строя не только оптимизирует процесс восприятия музыкального потока, но и делает зависимым музыкальный стиль автора от господствующего языкового ритмо-интонационного строя, подчиняет музыку этнофонологическим структурам. 
Автору показалось интересным показать методологическую роль тринитарного мышления  и представить версию, как могло тринитарное эпикурейское сознание Д.И Менделеева (а на это указывает послесловие к  его «Заветным мыслям», 1905 г.) повлиять на окончательное оформление открытой им Периодической системы химических элементов (ПСХЭ). Автору предлагаемой вам книги, занимающемуся проблемами циклических систематизаций, вдруг показалось интересным рассмотреть с этой точки зрения известную Периодическую систему Д.И.Менделеева, которая включает 7 простых и сложных периодов-циклов. Как результат, была построена спирально-концентрическая версия данной системы. Более того, используя методологию построения структурных календарно-событийных хронотопов, развитой автором в первой книге («Тайна очарованной царевны», 2004 г.) для анализа циклически организованных сюжетов в архаичных текстах и пригодную для структурного анализа любых циклически-организованных семиотических (знаковых) систем, автор предложил как плоскую, так и объемную, 3-х плоскостную, спирально-концентрическую версию ПСХЭ, более органично, чем традиционные, квадратные систематизации, классифицирующие химические элементы не только по их основным свойствам, но и учитывающие цикличность вторичных свойств, в пределах отдельных периодов и групп элементов.  Такие  вторичные симметрии обусловлены разбиением периодов на подсемейства с «неспаренными» и «спаренными» электронами и возникновением определенной симметрии (или асимметрии) физико-химических свойств. Таким образом, в спирально-концентрической версии ПСХЭ предпринята попытка (используя методологию эмпирически-событийного уровня мышления)  дать графическое оформление  идеального порядка заполнения оболочек в атомах по мере роста их атомного номера (атомного заряда).
Более того, в результате анализа ПСХЭ, как циклически организованной семиотической системы, обнаружились необычные параллели между спирально-концентрической версией ПСХЭ и основной структурой колендарно-событийного хронотопа, обнаруженной автором (в 2004 г.) в архаичных мифологических и сказочных текстах. Автор построил календарно-событийный хронотоп литературной сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок» и привел соображения о возможной роли этой сказки в формировании основной коллективно-бессознательной структуры (архетипа) в менталитете Д.И. Менделеева. Автор высказал предположение о существовании изоморфизма между структурами сюжетных циклов событий в указанной сказке и структурами в системе физико-химических свойств ПСХЭ. Исходя из этого, автором ставится вопрос о возможном изоморфизме структур всех циклически организованных семиотических (знаковых) систем, т.е. вопрос о существовании некоей универсальной семиотической метасистемы. Примером одной из таких метасистем может служить построенная автором тринитарная мегасистема индоевропейского метаязыка («Индоевропейский код: в системе языка», 2006 г.).
Настоящую книгу автор рассматривает, как продолжение его предыдущих исследований и поэтому особое внимание уделено им анализу нейрофизиологических механизмов и психологических процессов, характерных для так называемого «событийного мышления» – мышления, переходного между «предметно-образным» мышлением «человека умелого» и вербально-каузальным мышлением человека современного. Появление такой формы мышления связывается им с развитием особого феномена – эмпатического восприятия (особого типа сопереживания, следы которого проявляются у некоторых эпических поэтов, писателей и музыкантов и у некоторых обезьян макак-резусов). Следы такого мышления обнаруживаются в мифах и сказках многих народов (в том числе и русского), что было главным результатом структурного исследования мифологических текстов в первой книге («Тайна очарованной царевны», 2005 г.)
Анализ особенностей различных феноменов современной культуры и структур архетипического, коллективного бессознательного невозможен без углубленного понимания культур архаичных. Поэтому в книге рассмотрены некоторые структурно-календарные особенности  древнейших культур Дальнего и Ближнего Востока и Средиземноморья, роль древнейших календарей в формировании культурных парадигм и структурных кодов, в формировании различных ритуальных и культурных феноменов в этих традициях.
Анализируя структуры культурных феноменов, автор с неизбежностью подошел и к структурам «психического» в социализированном человеке. Здесь мы также рассматриваем  психику, как систему взаимосвязанных состояний, морфологически структурированную. И на этом пути в рамках триадологической методологии  удалось построить морфологическое ядро психологического уровня описания основных процессов «психического»…
Дальнейший анализ культурных феноменов и основных структур «психического» человека указал на существование достаточно простых подструктур, кодовых соотношений, позволяющих выстраивать их целостную картину. Возникает естественная мысль о появлении таких же кодовых структур и на уровне нейрофизиологической организации мозга, на уровне собственно мозговых процессов. И в самом деле, проведенный автором анализ известных нейрофизиологических наблюдений подсказывает, что любой сложный процесс в коре мозга можно представить как последовательную активизацию таких кластерных состояний. В основе таких кластеров лежит открытое в 70-х годах прошлого столетия явление конвергенции (объединения) одновременно поступающих из различных центров корки и подкорки возбуждений в некие единые группы возбуждений, которые затем рассматриваются мозгом как единичное, целостное  возбуждение. Т.е. как кластер гетерогенных возбуждений. Дальнейшее развитие этой идеи о кластерном характере активностей мозга предполагает и существование реальной разбивки всех активных нейронов, ассоциаций (комплексов) нейронов, колонок нейронных ассоциаций, зон коры на такие иерархически организованные устойчивые образования, как мегакластеры, связывающие через систему межзонных подкорковых связей различные механизмы мозговой активности.
Именно такой кластерный механизм формирования корковых возбуждений и системы нейронов в коре мозга позволяет связать на единой структурной основе как нейрофизиологический уровень описания «психического», так и уровень эмпирическо-психологический…
С другой стороны,  полученные нами результаты указывают на существование неких универсальных кодовых структур, управляющих деятельностью сознания,  на определенное тождество между структурами всех уровней «психического»:  и на нейрофизиологическом, и на психологическом, и на языковом уровне, на уровне структуры деятельностей отдельных индивидов, групп и социумов в целом…
Конечно, некоторые выводы, сделанные автором в настоящей книге следует считать промежуточными, неокончательными, однако общая тенденция направления исследования различных феноменов русской и других культур, алгоритмы их систематизации, характер структурной методологии, её последовательное триадное наполнение, как представляется, выявлены автором достаточно четко.

***
Если говорить о порядке изложения материала, о структуре книги «Покушение на культуру», то автор исходил из следующих положений.
Исследования русских психологов А.Рубинштейна и С.Леонтьева показали, что «психическое» человека, в целом, и мышление в частности, должны рассматриваться не как определенные, раз и навсегда зафиксированные системы, а как непрерывно становящийся процесс и как результат. Поэтому, структуры мышления (и сознания в целом) определяются структурами формирующей их деятельности. Мышление, как процесс, повторяет структуры определенных видов деятельности. Тоже относится и ко второй части «психического», к результатам процессов мышления и деятельности: основные структуры результатов (реализованных Проектов) деятельности (социумы, феномены культуры, тексты и язык, мифы и научные теории, религиозные догматы) во многом повторяют структуры формирующих их типов деятельности.  Отсюда и возникает естественный порядок изложения материала: сначала изложить результаты анализа структур основных типов деятельностей (социальной, культурной, искусства, литературной, научной, религиозно-догматической), затем попытаться проанализировать допустимые современным уровнем  знаний о «психологическом» человека структуры нормальных психологических восприятий и структуры психопатологий.
Затем попытаться, через анализ «психического» в коре мозга, рассматриваемого как единый, структурированный, синхронизированный внутренними ритмами целостный мегапроцесс, каким-то образом подойти и к структурам мышления.
Насколько это удалось автору, судить, конечно, читателю.

***
Для читателей интересующихся различными необычными артефактами, поиском зашифрованных тайн можем предложить необычную версию, что обнаруженные нами циклические структуры в мифологических текстах и в других сохранившихся культурных феноменах (в музыке, в литургиях) могут рассматриваться как некие зашифрованные в древних текстах структуры, содержащие основные закономерности Периодической системы химических элементов.
И уж если пойти дальше в версификациях, то можно допустить и вовсе фантастическую версию – последовательность событий в древних текстах основных мифов (в мифологемах) формировалась по типологии циклов Периодического закона (т.е. древние авторы знали об основном законе химических элементов, из которых состоят все вещества и зафиксировали его в образной, поэтической форме!).
Возможно и такое, что событийные структуры художественного отражения мира (образно-символического) повторяют структуры мифологического, логического, аналитического, научного познания. Вдумчивый читатель этой книги легко найдет естественнонаучное объяснение обнаруженных нами параллелей.

***
Карл Юнг, ученик Зигмунда Фрейда, как-то вспоминал об одном разговоре со своим учителем. «Стоило  проступить в каком-нибудь человеке или художественном произведении отблеску духовности, как Фрейд ставил его под подозрение и усматривал в нем вытесненную сексуальность… Я заметил ему, что если продумать логически его гипотезу до конца, то это будет уничтожающим приговором культуре. Культура окажется пустым фарсом, болезненным результатом вытесненной сексуальности. «Ну, да, - подтвердил Фрейд, - так оно и есть…».  По сути, весь современный психоанализ, основанный на идеях Фрейда – смертный приговор культуре, как системе (феноменов, смыслов, деятельностей), не обладающей внутренней творческой потенцией, внутренней самостоятельностью. Вся она – всего лишь отражение «во-внешнем» бессознательных сексуальных инстинктов, вытесненных социумом запретных деятельностей и желаний.  В настоящей книге мы показываем, что это не так. Культура, как система, обладает саморазвивающейся внутренней структурой, морфология которой изоморфна морфологии как «психического» в этно-человеке, так и структурам базового для данной культуры языка и структурам любой этнически окрашенной социальной деятельности.
 


Рецензии