Глава 23. Ночной стоп и дневной завис

По Ярославлю  в этот раз мы не гуляли, а сразу возле вокзала сели на 45 маршрутку и поехали на выезд из города. Потом пересели на 103 автобус и часов в 11 уже стояли на шоссе. Первая машина была именно до Туношны, до которой, как сказал её водитель-военный, было всего 5 км и я решила не ехать. Но Серый сказал, что лучше бы мы доехали до самой Туношны - там позиция лучше. И ещё минут через 15 мы уехали на "Жигулях" с дедулей-водителем до той же Туношны.
 Стопить стали за развилкой на аэропорт. И оттуда нас вскоре забрал парень на иномарке до поворота на Малые Соли. Это такой СПА-курорт местный. Оттуда мы очень быстро ушли на Кострому на джипе-"Хёндай" с бывшим военным - не то СОБРовцем, не то десантником, а теперь бизнесменом. По дороге он рассказал нам, что занимается строительством деревянных домов, у него своя строительная фирма и несколько деревообрабатывающих заводов от Карелии до Урала и сам он всё время в разъездах, а сын его - офицер, старший лейтенант, служит в ВДВ в Костромской дивизии. Показал нам полигон - мы как раз мимо проезжали, где десантники прыжками занимаются. Рассказал, что был в Чечне во время Первой Чеченской. Узнав, что от Костромы мы идём на Шарью, он посоветовал нам не идти через Мантурово и Судиславль, а показал, где есть другая дорога - получше.
-На этой дороге вы застрянете. Там ямы сплошные. Машины стоят - с порванными шинами, с погнутыми дисками.
- Года три назад мы с дочкой шли по ней, правда от Шарьи к Костроме - всё нормально было. - сказала я.
- Это было 3 года назад. С тех пор всё изменилось. А как на хорошую дорогу попасть я вам объясню. Я по этой дороге недавно вёз человека из правительства Москвы. - рассказывал водитель про дорогу через Мантурово, - Сначала он просто смотрел, вытаращив глаза. Потом стал материться. Потом стал на камеру снимать.
- Так может - он то, что снял, покажет кому-нибудь и дорогу починят? - наивно предположила я.

       В наших планах было погулять по Костроме, посетить Ипатьевскую слободу и двигать на Шарью, где мы рассчитывали ночевать в той самой мини-гостинице возле вокзала. В Кострому, конечно, надо не на 1 день приезжать. Город входит в "Золотое Кольцо" и не зря! "Кострома - мон амур" - спел как-то БГ.  Ещё про Кострому "Иван Купала" спел как-то:"Кострома, Кострома, государыня моя!" Или вот была в советское время песенка такая: "Спорит Вологда и спорит Кострома" О чем? А фиг его знает! Песенка несёт, мне кажется, не больше смысла, чем какие-нибудь современные "Муси-пуси! Муси-пуси!.. Я горю, я вся во вкусе..."
 Так. Опять отвлекаюсь.
 Водитель высадил нас за мостом через Волгу, объяснил, как выбраться из города на хорошую дорогу, на чём доехать до Ипатьевской Слободы и показал недорогую гостиницу "Снегурочка" - на всякий случай.
 Если Великий Устюг - родина Деда Мороза, то Кострома - родина Снегурочки. Связано это, очевидно с драматургом Островским, жившим в Костромской губернии и именно здесь написавшим свою драму "Снегурочка", положенную в основу известной оперы Римского-Корсакова.

    Нам опять повезло. Только мы подошли к остановке - подъехала нужная нам маршрутка - №4 - на которой мы доехали до Ипатьевской Слободы. Там рядом расположены музей деревянного зодчества, куда мы ехали и Ипатьевский монастырь. Именно здесь скрывался со своей матерью, инокиней Марфой - юный царь Михаил Романов - первый из династии Романовых. Именно его искали каратели польского отряда, которых заманил в болото Иван Сусанин. Интересно, что спустя 300 лет последние Романовы были расстреляны в подвале дома купца Ипатьева. Дом этот приказал снести тогдашний глава Обкома Свердловской обл. ЕБН. Но в монастырь мы тогда не попали и пошли в музей деревянного зодчества. Ещё на подходе к музею мы услышали настоящий лягушачий концерт. Сладострастно орали лягушки в многочисленных прудах на территории музея.
      В этот музей я собиралась уже давно - ещё в 2009, когда мы с Хомой шли из Шарьи в сторону Питера через Кострому. Но тогда Серый своими идиотскими указаниями испортил нам всю обедню и пришлось нам галопом лететь на Ярославль. А в этот раз я сказала, что мы идём в Ипатьевскую слободу - и никаких фокусов!
 Музей деревянного зодчества Ипатьевская слобода был создан в 1956 году - это первый музей под открытым небом, созданный в СССР. Тогда деревянные постройки - мельницы, бани и амбары, свозились на территорию Ипатьевского монастыря. Музей расширялся и с 70-х гг. постройки стали размещать на специально выделенной и огороженной дамбой территории за пределами монастырских стен.

   Когда входишь в эти дома, то первое, что чувствуешь - это запах старого сухого дерева, печного дымка и трав - мы приехали сразу после Троицы и в домах ещё висели берёзовые ветки. Этот запах деревенского дома я помню со времён моего житья в деревне."Запах Родины", как я его зову.
"Как сладко пахнет Родиной любимой!" - сразу вспомнилось из чьих-то стихов. Чьих?
      Единственное "но" - в таких музеях служители должны быть одеты в народные костюмы. А тут они были в своей обычной одежде. Вернее - как попало - одна вообще в спортивном костюме.
     Зависли мы там часа на три, забыв про время.  Вдоволь нагулявшись по музею мы зашли было в ресторан, но там было дорого и мы ограничились тем, что выпили по стакану кваса. Зато у входа-выхода в сам музей стоял автомат с кофе-чаем, где мы взяли по стаканчику кофе, а я ещё и бульон. Немного подкрепившись мы вышли из музея и потопали к остановке. Автобус подошёл быстро, на нём мы доехали до Центра - до Торговых рядов и Сусанинской площади, откуда на 112 маршрутке уехали на выезд из города.
    Вот дано - две дороги. Одна похуже, но, вроде как - знакома. А вторая получше, но знаешь ты о ней только со слов других людей. Угадайте, какую выбрал Серёжа, которого, вообще-то, позвали в напарники, а не в командиры? Бывший офицер, а ныне бизнесмен, подсказал нам, какой дорогой лучше идти от Костромы на Шарью. И даже объяснил, как добраться до выезда из города.  Серёжа решил, что он сам умный. Я пыталась его переубедить, но это бесполезно. Мы доехали до Торговых рядов, где Серый сначала снял деньги в банкомате, а потом заявил, что мы идём через Мантурово. Видите ли. ему по незнакомой дороге стрёмно. Для начала замечательный Серёжа перепутал остановки. Большинство автобусов в Костроме отходит от Сусанинской площади - это самый центр города. там находятся Торговые ряды, администрация города Костромы, памятник Ивану Сусанину, Пожарная каланча и "Звезда Костромы".
 Серый знал, что ехать надо на 102 автобусе, но забыл, где он останавливается. В итоге, пока мы бегали, искали остановку - один автобус ушёл. Минут через 10 подошёл следующий и на нём мы доехали до поворота на Никольское. перекусили в кафе "Транзит" блинами и чаем - на двоих 140 руб. и вышли на трассу. Кстати, рядом с тем же кафе - ещё и недорогой мотель - номера 600-1000 руб. за ночь. Решили, что если застрянем - останемся ночевать здесь. Место, правда, бойкое. Перед нами "тюлень" стоял - он ушёл минут за 15. Мы тоже не задержались и минут через 20 ушли на "Жигулях" до Судиславля. Мужик ехал в Галич и высадил нас на развилке на Судиславской объездной.
Он тоже задавал вопросы про смысл наших путешествий.
- Лучше с рюкзаком ходить. - сказал он. Вот сейчас проехали церковь - а что за церковь? Узнали? нет. Я вот тоже - в молодости, когда в армии служил - ехал на Дальний Восток служить, думал - страну посмотрю. А много я через окна вагона увидел?
- Ну почему? - говорю, - Мы вот в Костроме в Ипатьевской слободе были.
- А, ну это другое дело. Если по музеям - тогда - да. - согласился водила.
Вечер был настоящий летний - тёплый. И даже комары куда-то подевались. Я немного пофоткала Судиславль с объездной, а потом, ещё минут через 25, нас забрал порожняком идущий "Камаз"-лесовоз до Островского. Время было ни то, ни сё и мы решили продолжать стопить. Палатку ставить рано. Машины, вроде, ещё идут. И мы действительно - очень быстро ушли на фуре "Вольво". Мужик ехал в Пермь, но довёз нас только до Слободского в Кировской области. Рассказывал о себе. Сам он был из Удмуртии, гоняет машины на Москву через Кострому, Нижний.
- Магнитола у меня сломалась. - сетовал он, еду, пою сам. Ехать буду всю ночь - днём выспался, пока грузили.
- Дорога тут плохая. - сказала я.
- Да. Она изначально была сделана хорошо - там бетонные плиты положены в основание. Просто её не чинят. Ям тут много.
- А как ямы образуются?
- Сначала появляется трещина. Осенью в неё попадает вода, которая зимой замерзает. Оттепель настанет - лёд растает, потом опять замёрзнет. Так и появляется. - ответил водила. А в Новгородчине какие дороги?
- Всякие. От Бокситогорска до Любытина ехали по грунтовке с остатками асфальта.
 В сумерках взошла луна. Я такой никогда не видела! Реально - красная, огромная, почти полная лунища с "обкусанным" верхним краем висела над лесом и мы ехали прямо к ней.
 Серый дрых на спальном месте, а мы болтали с водилой. В какой-то момент я отключилась и ничего е помню. Утром проснулась от того, что ожила рация. Женский голос предупреждал, что от Кирова до Котельнича сейчас пойдёт Крестный ход и дорога будет перекрыта до обеда. Было 5 утра. Солнце светило во-всю.
- Киров? - спросила я.
- Киров. - ответил водила, - Объездная. Вас где высаживать?
- Не знаю. - честно сказала я, - Возле кафе где-нибудь.
- Здесь вблизи нет.
 Вобщем, Киров мы в итоге пролетели по объездной, ибо ближайшее кафе оказалось на выезде из Слободского. Там мы расстались с водителем, который поехал отсыпаться куда-то на стоянку, а мы пошли в кафе. Оно оказалось заперто изнутри. В окно я увидела, как на лавке у стола спит какая-то особа, которую я поначалу приняла за работницу кафе - оно круглосуточное. Мы дружно замолотили в дверь. На стук вышла буфетчица.
- Позавтракать у вас можно? - спросила я.
- Располагайтесь.
 Спящая на лавке девица даже не пошевелилась. По виду это была обычная шалава-"плечевая". Так водители зовут проституток, работающих на трассе.
 Завтрак нам обошёлся в 197 руб. на двоих. Поели и вышли на трассу. Машин было мало. К тому же мы стояли неудачно - солнце светило прямо водителям в глаза и нас они не успевали заметить. Стоило мне только посетовать на сей факт - откуда-то сразу же появились облака, которых становилось всё больше. Наконец, примерно через час, нас забрал пожилой мужик на "Ладе" до Ильинского - это был локал - километров на 20. И там мы зависли ещё на час. Я уже поняла, что удача нас опять покинула и наша судьба сегодня - передвигаться исключительно локалом. Наконец застопилась ещё одна "Лада" и на ней мы ушли до Белой Холуницы. Это райцентр в Кировской области так называется. Там попили чаю и вышли на трассу. Погода продолжала портиться. Пока дошли до выезда из посёлка, где, по словам Серого была позиция, начал накрапывать дожь. Когда дошли до места он перешёл в ливень. Висели ещё часа 2. Вымокли и перемёрзли, как черти. Наконец, когда дождь утих, нас подобрала "УАЗ-буханка" до Чёрной Холуницы. Если Белая Холуница - это райцентр, что Чёрная Холуница - это просто деревня. Кроме нас в "буханке" ехал телёнок. Его везла местная тётка домой. И там, в Чёрной Холунице, впервые повеяло теплом. Дождь отступил и запахло летом. Настоящим. Оттуда нас забрал "Лексус" цвета "брызги шампанского" до Афанасьева. Водитель ехал в Пермь, но в Афанасьеве брал груз, для которого надо было освободить заднее сидение и дальше нас везти уже не мог. Зато он рассказал нам, что в Перми сейчас идёт фестиваль "Живая Пермь". Посоветовал, что посмотреть и где побывать. К сожалению - в тот раз мы нигде, кроме фестиваля не побывали. Музеи и прочие места остались "за кадром". Но в Пермь я ещё вернусь.

     В Афанасьево мы приехали часа в 4 дня. Мы из промозглой осени въехали в лето! Водитель высадил нас у кафе, куда мы пошли поесть. Потом вышли на трассу. Машин было много, но все они шли не останавливаясь. Когда я поняла, что мы попали в "мёртвую зону" - был уже вечер. Есть такие места на трассе - "мёртвые зоны", откуда хрен уйдёшь. Можно висеть часами. К тому же, кка Серёжа признался - это трасска такая. Я его чуть не убила! Вообще-то Серёженька меня частенько до белого каления доводил.
 Пока стояли - мимо нас несколько раз проехала свадьба. Интересный обыычай - сидевший в первой машине рядом с водителем мужик, высунув в окно руку, звонил в колокольчик.
 А мы, провисев почти 5 часов, до 9 вечера - пошли ночевать в гостиницу. Номер на двоих +душ =800 руб. В душе Серёжа ухитрился упасть и разбить коленку. С ним вообще всё время что-то было "не тип-топ".
 Не пойду с ним больше никуда.

     Утром двинули обратно на трассу и по пути попали в совершенно чудный местный краеведческий музей. Вообще - по количеству музеев этот мой стоп превосходит все предыдущие. И я опять подумала, что нашим провинциальным музеям нужна поддержка. Только помощь должна быть адресная, чтобы исключить "распилы" и прочие "откаты".

      На этот раз решили не висеть у поворота, где кафе "Дельфин", а пройти вперёд к выезду из посёлка.
 Провисев там ещё пару часиков, мы ушли, наконец, на "Жигулёнке". Мужик отвёз нас километров за 15. Опять локал, но хоть что-то. И там, в лесу, мы опять зависли. На трассе наблюдали совершенно сумасшедший лёт бабочек-капустниц. Они просто стаями летали. А потом опять появилась туча и хлынул тропический ливень. Как кран открыли. Вымокли оба до нитки. Водитель "Камаза", ехавший по трассе, начал было притормаживать, но увидел, какие мы мокрые и дал по газам. А дождь прекратился так же внезапно, как и начался. Машины всё шли мимо. Из очередной фуры высунулась какая-то девчонка-попутчица, крикнула нам "извините" и умчалась дальше. Мы уже почти высохли, когда Серому удалось застопить автобус "Омутнинск-Пермь" и за700р. мы доехали-таки до Перми.


Рецензии
Той "хорошей" дорогой шёл Тихон из Буя на Шарью и всё время висел, плюнул и сел на поезд, а мы с тобой до Слободского вполне успешно дошли. А в Афанасьево нас сама судьба привела, это был один из лучших музеев, которые я когда-либо видел. Если отойдёшь, сходим в Порхов и ты не пожжалеешь, готов передать тебе все командирские полномочия. Помнить надо только хорошее. Хома это и то понимает и сказала, что меня бы есть не стала.

Сергей Белехов   04.07.2012 22:53     Заявить о нарушении
до Слободского мы дошли только потому, что нам повезло ту фуру застопить.

Анастасия Игнашева   04.07.2012 22:56   Заявить о нарушении
А на той "хорошей" дороги мы бы одни локалы бы стопили и ночью, как в Балахне, кормили комаров. Тот же Тихон очень опытный автостопщик и то завис, причём днём. По этой же дороге фуры ходят, особенно всякие шарьинские и мантуровские, ну и локала много, а так же кафешек, где можно ночь пересидеть. Водитель же мыслил со своей точки зрения, как владелец машины, нам надо мыслить с точки зрения автостопщиков. Водитель устал ночью, встал на стоянку и спит себе спокойно и по фиг ему на погоду, мы тоже можем поставить палатку и спать, но если пойдёт дождь, придётся дожидаться его окончания, чтобы не намокнуть при сборке и замочить вещи. А на этой трассе мне всегд везло с машинами, как-то Камаз взял с Костромы до Шарьи, как-то легковая от Мантурово до Ярославля.

Сергей Белехов   05.07.2012 01:25   Заявить о нарушении
откуда такая уверенность?

Анастасия Игнашева   05.07.2012 22:26   Заявить о нарушении
Потому что та дорога деревенская, а эта федеральная с куглосуточными кафешками. Если бы не эта фура, поймали бы другую, с теми же костромскими номерами. Костромские дальнобойщики - люди добрые и отзывчивые.

Сергей Белехов   06.07.2012 00:05   Заявить о нарушении