День Космонавтики

               
  Была весна, но не  ранняя, снег уже почти сошёл,   то утро выдалось холодным. Я помню, что ноги скользили по замёрзшему, подтаявшему накануне снегу и льду. Ещё я отчётливо помню, в чём была одета мама. Она была  в приталенном пальто со светлым каракулевым воротником, а это было зимнее пальто. Моя мама считалась в нашем селе модницей и я помню её стройную фигуру в этом пальто и ботиках на высоком каблуке. Я не помню, в чём был одет я, но это не имеет отношения к моему рассказу.
  Так вот в то утро мне выпал счастливый случай. Меня мама взяла с собой на работу. Случалось это не часто, потому мне это нравилось. Работала моя мама бухгалтером в нашем   отделении Сельпо. Все работники этого отделения сидели в одной большой комнате бревенчатого дома в центре села, каждый за своим столом. Было их четыре человека, один мужчина и три женщины, включая мою маму. Они целый день сидели  за своими столами, щёлкали на счётах и писали в больших толстых тетрадях, их ещё называли амбарными книгами. У всех, кроме моей мамы, на руках были чёрные нарукавники, чтобы не протереть о стол рукава своей одежды. Ещё  в конторе был один металлический арифмометр, который щёлкал, если прокрутить его ручку, но мне не разрешалось его трогать. 
  Итак ,в то утро мы с мамой как ни в чём не бывало вышли из дома и пошли к центру села вдоль одной большой улицы, так как в нашем селе и была  всего одна улица, но длинная. Идти было довольно далеко, по крайней мере, мне так казалось. Но в тот день примерно на середине нашего пути, когда мы проходили мимо дома друзей моих родителей, из дома выскочила хозяйка  без верхней одежды. Она принялась обнимать маму, а заодно и меня радостно крича слова: «Космос! Гагарин! Первый космонавт! Мы первые в Мире!» И  что-то ещё, но я, радуясь вместе с ними, пока ещё не понимал самой причины радости, кроме незнакомых мне слов и часто повторяющейся фамилии – Гагарин. Маму  приглашали в дом зайти и отметить это событие, но мама не согласилась, сославшись на работу, и мы пошли дальше.  По дороге нас ещё несколько раз останавливали и мы радовались со всеми, но продолжили свой путь.
  Наконец мы пришли в мамину контору, народу там было больше чем обычно и все радостно разговаривали, поздравляли друг друга и смотрели в ожидании на  радио синего цвета с серебристой решёточкой впереди, из которого лилась бравурная музыка, всегда обычно звучащая по праздникам. Периодически музыка прерывалась и голос Левитана сообщал одно и то же известие, что впервые в Мире был запущен космический корабль с человеком на борту – майором Юрием Алексеевичем Гагариным. Но, не смотря на то, что известие было одно и то же, каждый раз это вызывало очередную волну радости и веселья. Одни люди выходили, другие заходили и  поздравления,  ликование вспыхивали с новой силой. Казалось этому не будет конца, насколько значимым оказалось событие и насколько искренне люди радовались ему.
  Мне мама  ещё  по дороге объяснила, как могла, свершившееся событие и я уже отвечал на вопросы вновь входящих в контору людей, а они непременно все хотели знать, кем я буду, когда вырасту? И я с гордостью говорил: «Космонавтом!» Это вызывало дополнительную радость, а мне нравилась их реакция и внимание ко мне.
  Наконец хаотические движения стали приостанавливаться и люди начали формироваться в компании. В маминой конторе были сдвинуты столы,  на нём появилось спиртное и всевозможная закуска.  Тост был практически один- за Юрия Гагарина. Я тоже сидел за столом, напротив меня была горка конфет и целая бутылка неимоверно вкусного, шипучего и колючего лимонада. А кроме больших деревянных бухгалтерских счёт, с которыми я обычно играл в маминой конторе, в этот раз мне ещё разрешили крутить и щёлкать на арифмометре.
  Вечером в нашем доме собралась очень большая компания родительских друзей и соседей, отмечать столь важное в жизни каждого событие. Народу было много и нас со старшей сестрой Таней отвели в соседский дом, где мы с двумя мальчиками, значительно старше меня по возрасту, коротали этот праздничный вечер.  Я рассматривал картинки военных самолётов, в какой – то книге, а старший из мальчиков мне объяснил, что прежде чем стать космонавтом, необходимо вначале стать лётчиком.  С тех пор на вопросы кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Я отвечал:   «Я буду сначала лётчиком, а потом космонавтом».


Рецензии