Мария Медичи и полотна Рубенса

ВИДЕО: http://youtu.be/tS-NQt9lmcI

Начало: http://www.proza.ru/2013/01/30/1639

В то время, когда банальные правители заставляют летописцев строчить скучные мемуары о своей порфироносной жизни, Мария Медичи заказывает Рубенсу самый дорогостоящий и крупногабаритный в мире комикс о себе любимой. Двадцать четыре полотна, повествующие о ее жизни, надлежало разместить на пустующих стенах новопостроенного жилища королевы. Фламандский живописец эпохи барокко, оценив размах двух длиннющих переходов Люксембургского дворца, видимо, прикинул, что запрошенных шестьдесят тысяч франков явно недостаточно, и первые пять работ сляпал в узкоформатном разрешении. Мол, повесим между окнами, и никто не возмутится, что это ни в какие рамки не лезет.

Венценосных родителей набросать не составило труда, просто скопировав их физиономии с работ других авторов. Мол, вот вам их лица, так что все претензии по Марии - к производителям. Однако с остальными картинами нарративного цикла пришлось проявить фантазию, насытив их символикой по требованию главной героини и ее первого советника - будущего кардинала Ришелье. Казначей Можи, тоже участвовавший в дискуссии, вероятно, проворчал что-то о более качественных комиксах с его логотипом*, но этих слов история не сохранила. И художник, получив от каждого по ЦУ**, а впоследствии и по ЕБЦУ**, приступил к работе с физиономией заказчицы в мифологической оболочке.**

«Мария Медичи в образе Минервы» с бабочкокрылыми ангелочками обоих полов, королевским скипетром вместо полагающегося копья и статуей Победы вместо совы получилась далека от образа мудрой воительницы. Хотя на сей облик умных вояк косвенно намекает валяющийся под ногами объемный пазл «собери рыцаря». И все же королева одобрила творение, вероятно, подумав: «А еще говорят, что идеальной женщины не существует. Сама вижу... Врут же, сволочи!» Автор и в самом деле польстил внешности полувековой дамы, действуя по простому принципу женской логики: длинные волосы нужно подстричь, короткие - нарастить, прямые - завить, а кудрявые - выпрямить. Поэтому развевающаяся шевелюра моложавой блондинки Машки была еще дальше от истины, чем все остальное на этом полотне. Впрочем, реализма от автора и не требовалось. Впоследствии первые три картины решили предать огню, поэтому повесили в обрамлении камина.

В «судьбе Марии Медичи» собственно сама Медичи не участвовала, зато присутствовали сразу три Судьбы (такая уж тавтология) с формами, словно их война с жиром окончилась массой военнопленных. Одна пряла жизнь будущей царицы, другая ее измеряла, а третья... вот тут у автора возникла проблема этического характера: дать ли последней мымре-мойре*** в руки полагающиеся ножницы или папаня Зевс (изображенный на этой же картине) не позволяет баловаться с атрибутикой смерти в тематике еще не рожденной коронованной особы. Словно ученик на диктанте, не уверенный в правильности буквы «а» или «о», Питер Пауль изобразил нечто среднее вроде колюще-режущего предмета, только почти полностью сливающегося с фоном.

Сразу же после этой маленькой лжи пишется здоровенный «триумф Правды», которую (а именно Правду) Хронос поднимает к Марии с ее выросшим младенцем. Изображенная Истина, по мнению автора, должна засвидетельствовать абсолютное примирение матери с сыном, который вопреки пословице «дело мастера боится» не испугался выслать мать за тридевять земель на тридесять букв. Однако, во всех смыслах, голая Правда заключалась в постоянных ссорах и лишь показушном перемирии между ними. Вероятно, поэтому обнаженная дева Время от Времени изворачивалась в руках лысого старичка Времени (опять тавтология какая-то), не желая участвовать в заоблачном лицемерии близких родственников. Сегодня семейные разборки в стиле телепередачи «никто не забыт, ничто не забыто» далеки от фатальности тех времен, и никто не призывает Правду в роли свидетеля или понятОго.

На пятой по счету картине, в итоге ставшей заключительной в монархическом выпуске, проемы между окнами закончились, а силуэты над дверями туалетов не входили в общий заказ, поэтому пришлось художнику переходить на стандартный формат в последующих произведениях. До изобретения фотоаппарата оставалось всего пара веков, но автору дали только четыре года, и сроки начинали поджимать.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/07/10/556


* «МС» - Maugis Claude (Можи Клод), также логотип «Marvel Comics», самой популярной корпорации комиксов.
** ЦУ - Ценные Указания. ЕБЦУ - Еще Более Ценные Указания
*** Мойры - греческие богини судьбы

Картины на фото представлены в хронологическом порядке, также как и описаны в тексте


Рецензии
На это произведение написано 65 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.