Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление

"Первобытное мышление" является выражением, которым очень
часто пользуются с некоторого времени. Быть может, небесполезно
будет напомнить здесь в нескольких словах, что я разумею под
"первобытным мышлением".

Выражение "первобытное" является чисто условным термином,
который не должен быть понимаем в буквальном смысле.
Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы,
фиджийцы, туземцы Андаманских островов и т. д. Когда белые
вошли в соприкосновение с этими народностями, те не знали еще
металлов, и их цивилизация напоминала общественный строй
каменного века. Отсюда и взялось название первобытных народов,
которое им было дано. Эта "первобытность", однако, весьма
относительна. О первобытном человеке в строгом смысле слова мы
ровно ничего не знаем. Поэтому следует иметь в виду, что мы
продолжаем пользоваться словом "первобытный" потому, что оно
уже вошло в употребление, что оно удобно и что его трудно
заменить.

Как бы там ни было, уместно будет предостеречь читателей против
недоразумений, которые часто возникают несмотря на мои
разъяснения. Выражение "пралогическое" переводят термином
"алогическое" как бы для того, чтобы показать, что первобытное
мышление является нелогическим, т. е. неспособно осознавать,
судить и рассуждать подобно тому, как это делаем мы. Очень легко
доказать обратное. Первобытные люди весьма часто дают
доказательства своей поразительной ловкости и искусности в
организации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они
очень часто обнаруживают дар изобретательности и поразительного
мастерства в своих произведениях искусства, они говорят на языках,
подчас очень сложных, имеющих порой столь же тонкий синтаксис,
как и наши собственные языки, а в миссионерских школах индейские
дети учатся так же хорошо и так же быстро, как и дети белых. Кто
может закрывать глаза на столь очевидные факты?

Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в
огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от
нашего. Оно совершенно иначе ориентировано. Там, где мы ищем
вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты
(антецеденты), первобытное мышление обращает внимание
исключительно на мистические причины, действие которых оно
чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно
и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или
нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к
противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему
позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим,
пралогическим.

Отсюда вовсе не следует, однако, что подобная мыслительная
структура встречается только у первобытных людей. Можно, с
полным правом утверждать обратное, и что касается меня, то я
всегда имел это в виду. Не существует двух форм мышления у
{2}
человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных
одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные
структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто,
- быть может, всегда - в одном и том же сознании.

Представления, называемые коллективными, если их определять
только в общих чертах, не углубляя вопроса об их сущности, могут
распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам
данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в
поколение; они навязываются в ней отдельным личностям,
пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения,
страха, поклонения и т. д. в отношениях своих объектов. Они не
зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно
осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового.

Изучение коллективных представлений и их связей и сочетаний в
низших обществах сможет, несомненно, пролить некоторый свет на
генезис наших категорий и наших логических принципов. Точно
исследовать, каковы руководящие принципы первобытного
мышления, - вот та проблема, которая служит объектом настоящего
труда. Без работ моих предшественников - антропологов и
этнографов разных стран, в особенности без указаний, полученных
мной из работ французской социологической школы, я бы никак не
мог надеяться на разрешение этого вопроса или хотя бы даже на
правильную его постановку.

Очень много помогли мне те, достаточно многочисленные в наши
дни, психологи, которые вслед за Рибо стараются показать и
выявить значение эмоциональных и моторных элементов в
психической жизни вообще, вплоть до интеллектуальной
деятельности в точном смысле слова. "Логика чувствований" Рибо
(1905), "Психология эмоционального мышления" проф. Генриха
Майера (1908) (ограничимся указанием этих двух трудов) разрушили
те слишком узкие рамки, в которые под влиянием формальной
логики традиционная психология пыталась заключить жизнь мысли.

Безусловно, существуют черты, общие всем человеческим
обществам: в этих обществах существует язык, в них передаются от
поколения к поколению традиции, в них существуют учреждения
более или менее устойчивого характера; следовательно, высшие
умственные функции в этих обществах не могут не иметь повсюду
некоторую общую основу. Но, допустив это, все же приходится
признать, что человеческие общества могут иметь структуры, глубоко
различные между собой, а следовательно, и соответствующие
различия в высших умственных функциях. Следует, значит, наперед
отказаться от сведения умственных операций к единому типу и от
объяснения всех коллективных представлений одним и тем же
логическим и психологическим механизмом.

То, что я пытаюсь сделать, это предварительное исследование самых
общих законов, которым подчинены коллективные представления в
малокультурных обществах, особенно в самых низших из тех,
которые нам известны. Я попытаюсь построить если не тип, то, по
крайней мере, сводку свойств, общих группе близких между собой
типов, и определить таким образом, существенные черты мышления,
свойственного низшим обществам.
{3}
Для того чтобы лучше выявить эти черты, я буду сравнивать это
мышление с нашим, т. е. с мышлением обществ, вышедших из
средиземноморской цивилизации, в которой развивались
рационалистическая философия и положительная наука.
Существенные различия между этими двумя типами резче всего
бросаются в глаза, поэтому мы меньше рискуем упустить их. Для
исследования мышления первобытных людей, которое является
новым делом, нужна была бы, может быть, и новая терминология.
Во всяком случае, необходимо будет, по крайней мере,
специфицировать тот новый смысл, который должно приобрести
известное количество общепринятых выражений в применении их к
объекту, отличному от того объекта, который они обозначали
раньше. Так, например, обстоит дело с термином "коллективные
представления".

В общепринятом психологическом языке, который разделяет факты
на эмоциональные, моторные (волевые) и интеллектуальные,
"представление" отнесено к последней категории. Под
представлением разумеют факт познания, поскольку сознание наше
просто имеет образ или идею какого-нибудь объекта. Совсем не так
следует разуметь коллективные представления первобытных людей.
Деятельность их сознания является слишком мало
дифференцированной для того, чтобы можно было в нем
самостоятельно рассматривать идеи или образы объектов,
независимо от чувств, от эмоций, страстей, которые вызывают эти
идеи и образы или вызываются ими. Чтобы сохранить этот термин,
нам следует изменить его значение. Под этой формой деятельности
сознания следует разуметь у первобытных, людей не
интеллектуальный или познавательный феномен в его чистом или
почти чистом виде, но гораздо более сложное явление, в котором то,
что собственно считается у нас "представлением", смешано еще с
другими элементами эмоционального или волевого порядка,
окрашено и пропитано ими. Не будучи чистыми представлениями в
точном смысле слова, они обозначают или, вернее, предполагают,
что первобытный человек в данный момент не только имеет образ
объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или
боится чего-нибудь, что связано с каким-нибудь действием,
исходящим от него или воздействующим на него. Действие это
является то влиянием, то силой, то таинственной мощью, смотря по
объекту и по обстановке, но действие это неизменно признается
реальностью и составляет один из элементов представления о
предмете.

Для того, чтобы обозначить одним словом это общее свойство
коллективных представлений, которые занимают столь
значительное место в психической деятельности низших обществ, я
позволю себе сказать, что эта психическая деятельность является
мистической. За неимением лучшего я буду употреблять этот термин
не в силу его связи с религиозным мистицизмом наших обществ,
который является чем-то в достаточной мере иным, а потому, что в
самом узком смысле термин "мистический" подходит к вере в силы,
влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но тем не
менее реальные.

Другими словами, реальность, среди которой живут и действуют
первобытные люди, сама является мистической. Ни одно существо,
ни один предмет, ни одно явление природы не являются в
{4}
коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они
кажутся нам. Почти все то, что мы в них видим, ускользает от их
внимания или безразлично для них. Зато, однако, они в них видят
многое, о чем мы и не догадываемся. Например, для "первобытного"
человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое
животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды,
солнце и луна, наделен определенным влиянием на членов своего
тотема, класса или подкласса, определенными обязательствами в
отношении их, определенными мистическими отношениями с
другими тотемами и т. д. Так, у гуичолов "птицы, полет которых
могуч, например, сокол и орел, видят и слышат все: они обладают
мистическими силами, присущими перьям их крыльев и хвоста... эти
перья, надетые шаманом, делают его способным видеть и слышать
все то, что происходит на земле и под землей, лечить больных,
преображать покойников, низводить солнце с небес и т. д.".

А если мы возьмем человеческое тело? Каждый орган его, как об
этом свидетельствуют столь распространенные каннибальские
обряды, а также церемонии человеческих жертвоприношений (в
Мексике, например), имеет свое мистическое значение. Сердцу,
печени, почке, глазам, жиру, костному мозгу и т. д. приписывается
определенное магическое влияние.

Для первобытного сознания нет чисто физического факта в том
смысле, какой мы придаем этому слову. Текучая вода, дующий ветер,
падающий дождь, любое явление природы, звук, цвет никогда не
воспринимаются так, как они воспринимаются нами, т. е. как более
или менее сложные движения, находящиеся в определенном
отношении с другими системами предшествующих и последующих
движений. Перемещение материальных масс улавливается, конечно,
их органами чувств, как и нашими, знакомые предметы
распознаются по предшествующему опыту, короче говоря, весь
психофизиологический процесс восприятия происходит у них так
же, как и у нас. Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и
мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Можно
сказать, что их перцепции состоят из ядра, окруженного более или
менее толстым слоем представлений социального происхождения.
Но и это сравнение было бы неточным и довольно грубым. Дело в
том, что первобытный человек даже не подозревает возможности
подобного различения ядра и облекающего его слоя представлений,
у него сложное представление является еще
недифференцированным.

Общеизвестен факт, что первобытные люди и даже члены уже
достаточно развившихся обществ, сохранившие более или менее
первобытный образ мышления, считают пластические изображения
существ, писанные красками, гравированные или изваянные, столь
же реальными, как и изображаемые существа. "У китайцев, - пишет
де-Гроот, - ассоциирование изображений с существами
превращается в настоящее отождествление. Нарисованное или
скульптурное изображение, более или менее похожее на свой
оригинал, является аlter еgо (вторым "я") живой реальности,
обиталищем души оригинала, больше того, это - сама реальность". В
Северной Америке мандалы верили, что портреты заимствовали у
своих оригиналов часть их жизненного начала. "Я знаю, - говорил
один из мандалов, - что этот человек уложил в свою книгу много
наших бизонов, я знаю это, ибо я был при том, когда он это делал, с
тех пор у нас нет больше бизонов для питания".
{5}
Если первобытные люди воспринимают изображение иначе, чем
мы, то это потому, что они иначе, чем мы, воспринимают оригинал.
Мы схватываем в оригинале объективные реальные черты, и только
эти черты: например, форму, рост, размеры тела, цвет глаз,
выражение физиономии и т. д. Для первобытного человека
изображение живого существа представляет смешение признаков,
называемых нами объективными, и мистических свойств.
Изображение так же живет, так же может быть благодатным или
страшным, как и воспроизводимое и сходное с ним существо,
которое замещается изображением.

Первобытные люди рассматривают свои имена как нечто
конкретное, реальное и часто священное. Вот несколько
свидетельств из большого количества имеющихся в нашем
распоряжении. "Индеец рассматривает свое имя не как простой
ярлык, но как отдельную часть своей личности, как нечто вроде
своих глаз или зубов. Он верит, что от злонамеренного
употребления его именем он так же верно будет страдать, как и от
раны, нанесенной какой-нибудь части его тела. Это верование
встречается у разных племен от Атлантического до Тихого океана".
На побережье Западной Африки "существуют верования в реальную
и физическую связь между человеком и его именем: можно ранить
человека, пользуясь его именем... Настоящее имя царя является
тайным...".

Первобытный человек не меньше, чем о своем имени или
изображении, беспокоится о своей тени. Если бы он потерял свою
тень, то он счел бы себя безвозвратно потерянным. Всякое
посягательство на его тень означает посягательство на него самого.
Фольклор всех стран дает множество фактов подобного рода. У
туземцев Фиджи считается смертельной обидой наступить на чью-
нибудь тень. В Западной Африке "убийства" иногда совершаются
путем вонзания ножа или гвоздя в тень человека: преступник такого
рода, пойманный с поличным, немедленно подвергается казни.

Кроме того, первобытные люди вполне сознательно придают
столько же веры своим сновидениям, сколько и реальным
восприятиям. Вместо того чтобы сказать, как это обыкновенно
делается, что первобытные люди верят тому, что они воспринимают
во сне, хотя это только сон, я скажу, что они верят сновидениям
именно потому, что сновидения отнюдь не являются для них низшей
и ошибочной формой восприятия. Напротив, это высшая форма: так
как в ней роль материальных и осязаемых элементов является
минимальной, то в ней общение с духами и невидимыми силами
осуществляется наиболее непосредственно и полно.

Этим объясняется также то почтение и благоговение, которое
питают к визионерам, ясновидящим, пророкам, а иногда даже к
сумасшедшим. Им приписывается специальная способность
общаться с невидимой реальностью. Все эти хорошо известные
факты объясняются ориентацией коллективных представлений,
которые придают мистический характер и действительности, среди
которой "дикарь" живет, и восприятию "дикарем" этой
действительности.

Для членов нашего общества, даже наименее культурных, рассказы о
привидениях, духах и т. д. являются чем-то относящимся к области
{6}
сверхъестественного: между этими видениями, волшебными
проявлениями, с одной стороны, и фактами, познаваемыми в
результате обычного восприятия и повседневного опыта, с другой
стороны, существует четкая разграничительная линия. Для
первобытного же человека, напротив, этой линии не существует.
Суеверный, а часто также и религиозный человек нашего общества
верит в две системы, в два мира реальностей одних - видимых,
осязаемых, подчиненных неизбежным законам движения, и других -
невидимых, неосязаемых, "духовных". Для первобытного мышления
существует только один мир. Всякая действительность мистична, как
и всякое действие, следовательно, мистичным является и всякое
восприятие.

Если коллективные представления первобытных людей отличаются
от наших своим по существу мистическим характером, если их
мышление, как я пытался показать, ориентировано иначе, чем наше,
то мы должны допустить, что и сочетание представлений в
сознании первобытного человека происходит по-иному, чем у нас.
Мышление низших обществ не повинуется исключительно законам
нашей логики, оно, быть может, подчинено законам, которые не
целиком имеют логическую природу.

Очень часто наблюдатели имели возможность собрать такие
рассуждения или, точнее говоря, такие сочетания представлений,
которые казались им странными и необъяснимыми. Я приведу
некоторые из них. "В Ландане засуха была однажды приписана
специально тому обстоятельству, что миссионеры во время
богослужения надевали особый головной убор. Миссионеры
показали туземным вождям свой сад и обратили их внимание на то,
что их собственные насаждения погибают от недостатка воды.
Ничто, однако, не могло убедить туземцев, волнение которых не
улеглось до тех пор, пока не полили обильные дожди".

В Новой Гвинее "в то время, когда я поселялся со своей женой у
моту-моту, - говорит Эдельфельт, - свирепствовала по всему
побережью эпидемия плеврита... Нас, естественно, обвинили, меня
и жену, в том, что мы привезли с собой посланца смерти, и стали
требовать громкими криками, чтобы мы, а вместе с нами и учителя
полинезийской школы были подвергнуты смертной казни...
Следовало, однако, указать непосредственную причину эпидемии.
Сначала обвинили бывшего у меня несчастного барана: пришлось
его убить, чтобы успокоить туземцев. Эпидемия не переставала
косить людей, и в конце концов проклятия и обвинения туземцев
оказались направленными на большой портрет королевы Виктории,
который был прибит к стене нашей столовой".

В Танне (Новые Гибриды) туземец, проходя по дороге, видит, как на
него с дерева падает змея: пусть он назавтра или на следующей
неделе узнает, что сын его умер в Квинсленде, и уж он обязательно
свяжет эти два факта.

Такие же ассоциации мы находим и в Северной Америке. "Однажды
вечером, когда мы беседовали о животных страны, я, желая показать
туземцам, что у нас, во Франции, водятся зайцы и кролики, при
помощи теней моих пальцев изобразил против света на стене
фигуры этих животных. По чистой случайности туземцы назавтра
наловили рыбы больше обыкновенного: они решили, что причиной
богатого улова были именно те фигурки, которые я им показывал".
{7}
В Новой Гвинее "туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с
пустыми руками, ломает себе голову над тем, каким способом
обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он
поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и
дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом.
Туземец обязательно подумает, что этот человек и, есть колдун, и
при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет".

Общепринятое объяснение всех этих фактов сводится к следующему:
мы имеем здесь неправильное применение первобытными людьми
закона причинности, они смешивают предшествующее
обстоятельство с причиной. Это просто частный случай весьма
распространенной ошибки в рассуждении, которой присвоено
название софизма Роst hос, егgо ргорtег hос (после этого, значит,
вследствие этого).

Несомненно, первобытные люди так же, как и цивилизованные,
или, может быть, больше склонны совершать данную ошибку в
рассуждении. Однако в тех фактах, которые я привел и которые
являются образцами весьма многочисленного разряда фактов,
заключается нечто иное, чем наивное применение принципа
причинности. Не только непосредственное предшествование во
времени побуждает связывать какое-нибудь явление с другим.
Уловленная или замеченная последовательность явлений может
внушить ассоциирование их: самая ассоциация, однако, заключается
в мистической связи между предшествующим и последующим,
которую представляет себе первобытный человек и в которой он
убежден, как только он себе ее представил. Последовательность во
времени является элементом этой ассоциации. Но элемент этот не
всегда обязателен и никогда недостаточен. Если бы дело обстояло
иначе, то как объяснить, что сплошь да рядом самая постоянная,
самая очевидная последовательность явлений ускользает от
внимания первобытных людей? Например, "я-луо не ассоциируют
дневного света с сиянием солнца: они рассматривают их, как две
совершенно самостоятельных вещи, и спрашивают, что делается с
дневным светом ночью". С другой стороны, туземцы часто твердо
верят в такую последовательность, которая никогда не
оправдывается на деле. Опыт не в состоянии ни разуверить их, ни
научить чему-нибудь. В бесконечном количестве случаев мышление
первобытных людей, как мы видели выше, непроницаемо для опыта.

Мистические отношения, которые так часто улавливаются в
отношениях между существами и предметами первобытным
сознанием, имеют одну общую основу. Все они в разной форме и
разной степени предполагают наличие "партиципации"
(сопричастности) между существами или предметами,
ассоциированными коллективным представлением. Вот почему, за
неимением лучшего термина, я назову "законом партиципации"
характерный принцип "первобытного" мышления, который
управляет ассоциацией и связями представлений в первобытном
сознании.
{8}
Было бы трудно дать сейчас же отвлеченную формулировку этого
закона. Все же за отсутствием удовлетворительной формулы можно
попытаться дать приближенное определение. Я сказал бы, что в
коллективных представлениях первобытного мышления предметы,
существа, явления могут быть непостижимым для нас образом,
одновременно и самими собой, и чем-то иным. Не менее
непостижимым образом они излучают и воспринимают силы,
способности, качества, мистические действия, которые ощущаются
вне их, не переставая пребывать в них.

Другими словами, для первобытного мышления противоположность
между единицей и множеством, между тождественным и другим и
т.д. не диктует обязательного отрицания одного из указанных
терминов при утверждении противоположного, и наоборот. Эта
противоположность имеет для первобытного сознания лишь
второстепенный интерес. Часто она скрадывается перед
мистической общностью бытия тех существ, которые нельзя
отождествлять, не впадая в нелепость. Так, например, "трумаи
(племя северной Бразилии) говорят, что они - водяные животные.
Бороро (соседнее племя) хвастают, что они - красные арара
(попугаи)". Это вовсе не значит, что только после смерти они
превращаются в арара или что арара являются превращенными в
бороро и поэтому достойны соответствующего обращения. Нет, дело
обстоит совершенно иначе. "Бороро, - говорит фон-ден-Штейнен,
который никак не хотел поверить этой нелепице, но который
должен был уступить перед их настойчивыми утверждениями, -
бороро совершенно спокойно говорят, что они уже сейчас являются
настоящими арара, как если бы гусеница заявила, что она бабочка".
Фон-ден-Штейнен считает непостижимым, как они могут считать
себя одновременно человеческими существами и птицами с красным
оперением. Однако для мышления, подчиненного "закону
партиципации", в этом нет никакой трудности. Все общества и
союзы тотемического характера обладают коллективными
представлениями подобного рода, предполагающими подобное
тождество между членами тотемической группы и их тотемом.

С динамической точки зрения возникновение существ и явлений
того или иного события представляет собой результат мистического
действия, которое при определенных мистических условиях
передается от одного предмета или существа к другому в форме
соприкосновения, переноса, симпатии, действия на расстоянии и т.
д. В огромном числе обществ низшего типа изобилия дичи, рыбы
или плодов, правильная смена времен года, периодичность дождей -
все это связывается с выполнением известных церемоний
определенными людьми, обладающими специальной мистической
благодатью. То, что мы называем естественной причинной
зависимостью между событиями и явлениями, либо вовсе не
улавливается первобытным сознанием, либо имеет для него
минимальное значение. Первое место в его сознании, а часто и все
его сознание занимают различные виды мистической
партиципации.

Вот почему мышление первобытных людей может быть названо
пралогическим с таким же правом, как и мистическим. Это, скорее,
два аспекта одного и того же основного свойства, чем две
самостоятельные черты. Первобытное мышление, если
рассматривать его с точки зрения содержания представлений,
{9}
должно быть названо мистическим, оно должно быть названо
пралогическим, если рассматривать его с точки зрения ассоциаций.
Под термином "пралогический" отнюдь не следует разуметь, что
первобытное мышление представляет собой какую-то стадию,
предшествующую во времени появлению логического мышления.
Существовали ли когда-нибудь такие группы человеческих или
дочеловеческих существ, коллективные представления которых не
подчинялись еще логическим законам? Мы этого не знаем: это, во
всяком случае, весьма мало вероятно. То мышление обществ низшего
типа, которое я называю пралогическим за отсутствием лучшего
названия, это мышление, по крайней мере, вовсе не имеет такого
характера. Оно не антилогично, оно также и не алогично. Называя
его пралогическим, я только хочу сказать, что оно не стремится,
прежде всего, подобно нашему мышлению избегать противоречия.
Оно отнюдь не имеет склонности без всякого основания впадать в
противоречия (это сделало бы его совершенно нелепым для нас),
однако оно и не думает о том, чтобы избегать противоречий. Чаще
всего оно относится к ним с безразличием. Этим и объясняется то
обстоятельство, что нам так трудно проследить ход этого мышления.

Необходимо подчеркнуть, что самый материал, которым орудует эта
умственная деятельность, уже подвергся действию "закона
партиципации": коллективные представления первобытных людей
являются совершенно иной вещью, чем наши понятия. Простое
высказывание общего отвлеченного термина: человек, животное
организм заключает в себе в подразумеваемом виде большое
количество суждений, которые предполагают определенные
отношения между многими понятиями. А коллективные
представления первобытных людей не являются продуктом
интеллектуальной обработки в собственном смысле этого слова.
Они заключают в себе в качестве составных частей эмоциональные
и моторные элементы, и, что особенно важно, они вместо
логических отношений (включений и исключений) подразумевают
более или менее четко определенные, обычно живо ощущаемые,
"партиципации" (сопричастия) - « participation mystique», «мистическое соучастие».



 

   

   

 


Рецензии
Уважаемый, Алекс Боу, во-первых значение Роst hос, егgо ргорtег hос---после случая, значит, вследствие случая), ибо введение изменений в теорию Ad hос---переводится введение изменений в теорию как по случаю неких частностей опыта, или введение изменений в теорию к случаю наблюдения этих неких частностей опыта.

Во вторых, Уважаемый, Алекс Боу, Вами поднятый материал не учитывает особенностей языка, как допустим это описано по Версии Сепира Уорфа (http://classes.ru/grammar/148.new-in-linguistics-1/source/worddocuments/_15.htm), в отношении языков SAE (среднеевропейского стандарта) и языка американских индейцев народа хопи и чуть навахо. Различия колоссальнейшие, но именно язык и должен эволюционировать. Ведь выражение чего-то в языке---это ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (Simbol---в Триадической системе Семиозиса Пирса), а ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ означает, что - отношение эквивалентности – бинарное (бинарный релятивизм) отношение на множестве, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности. Например, конгруэнтность, изоморфизм, равномощность и т.п. порождают соответствующие эквивалентности в том или ином множестве. В случае равномерности речь идет об эквивалентности, порожденной конгруэнтностью интервалов длительности. Множество всех элементов х некоторого множества Х, эквивалентных между собой, называется классом эквивалентности. Любые два класса одной эквивалентности либо не пересекаются, либо совпадают. лит.: Математический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. С. 643. Доктор философских наук, профессор ИПКгосслужбы при Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации - Ильгиз А. Хасанов

Потому, если вы в лигатуре стол, вобла, кружка пива выскажете нечто точное из квантовой механики, то эта ваша эквиваленция будет совпадать со всем языком квантовой механики в смысле высказанного.

Кстати, ваши выводы по «Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление» несколько несовпадают с тем, что говорит моя работа схожей тематики---(центр исследования) Субботский Е. (Ланкастер, Великобритания) Коммуникация и магическое мышление, мой пост по этому исследованию (http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=88500.msg392205#msg392205).

В обыденной речи мы часто используем выражения «магия слов», «магия искусства», «магия любви», «магия общения». Обычно эти выражения используются метафорически, с целью указать на внушающее воздействие речи, искусства, любви и общения. В основе данного исследования была идея о том, что данные выражения содержат нечто большее, чем поэтическая ассоциация. Проверялась гипотеза, согласно которой магическое и обычное формы внушения основаны на одном и том же психологическом механизме - Партиципации.
.................

То, что тут названо "магической коммуникацией" - это просто самая обычная коммуникативная манипуляция. И ничего магического в ней нет.
Вот например Дон Хуан оборвал взглядом на оппонента поток слов, который лился из Кастанеды.
Кастанеда даже сам не скрывает, что пытался воздействовать на старика индейца, что бы дать тому ложное представление о самом себе и !!! инсталлировать старику идею своей нужности!
Якобы он ссерьезно разбирается в "травках" - психотропах, и может быть полезен этому индейцу.
То есть как раз упоминаемая в тексте "магическая коммуникация" - это и есть обычная речь человека-манипулятора.
А вот тот взгляд, который был актом Воли, и который прервал поток слов у Кастанеды - и есть настоящая магическая коммуникация.

Я вопрошающей даме ответил следующее--- Соня, вынужден с вами не согласиться причём именно на основаниях раскрытия смысла слова Партиципация. Ибо хотя действия ДХ в отношении КК в прерывании его речи есть его волевой и осознанный акт, но он есть именно внушение, и это внушение вообще-то возможно на некой основе, и потому встаёт и вопрос на какой именно основе внушение происходит. Этот приведённый вами опыт Коммуникации и магического мышления показывает, что внушение происходит не на рациональной основе, которая существенно развита у взрослых и почти неразвита у детей. И тут обнаруживает свою силу то постулируемое наукой о сознании человека, что называется апперцепция – как зависимость восприятия от всего прошлого опыта, причём в понимании апперцепции философично, т.е согласно доказанной мною теоремы в философии---Тезис обобщённости философского абсолютизма (ТОФА), утверждающий смысл философии апперцепции, а именно: Истинно философское Знание, должно выполнять непременное условие пропозициональной функции типа ТОФА ["Для всех определимых функций и неопределимых функций сознания, выполняется установка их философского учитывания, независящая от конструктивных возможностей, производящего (на их основе) знание, мыслителя (т.е. априорно)"]. И в этом смысле апперцепция есть максимально возможным рассмотрением в Онтологии для ∃лоизы и ∀беляра (Пирс), по Е. Драгалина-Черная, вторя моей фундаментальной работе Теория Истины ... ∃∀. Т.е. магия получается более индивидно философичной, чем коммуникация и рациональное мышление, но вместе с последними---максимально философична, потому философия ещё и магически значимая область знания.

Апперцепция в смысле ТОФА (http://philosophystorm.org/tezis-obobshchennosti-filosofskogo-absolyutizma) включает в себя всю интеллектуальную наследственность и весь полученный опыт, что безусловно в явно преобладающей часть есть ПОДСОЗНАНИЕ, хотя бы как Готовность всё это учесть, включая и некое опредмечивание действующей интуиции в действии. А то что интеллектуальная наследственность существует---это доказано и называется таковая Габитус (характер) и Архетипы сознания, безусловно включая в себя религиозную наследственность (основанную на Партиципации), т.к. в древности неверующих народов не существовало. И я взял в словаре НЭС (Национально Энциклопедической Службы) несколько определений и соединив их, получил весьма впечатляющую всеохватывающую картину. Самое это свойство всеохватности говорит о том, что Партиципация выражена в Мета-языках интуитивных интенций и безусловно присутствует и в Переживании Сознания, и вполне может относиться и к Интенциональным априорным основаниям сознания, как ея Пралогическая основа, что не исключает и установление строго логического мышления, и необходимость последнего как раз-таки и есть одним из результатов указанного вами, Соня, опыта по Коммуникации и магическому мышлению. Т.е. этот опыт обнаруживает 2(3) типа манипуляции:

(1)---Внушение (основанное на Партиципационной основе сознания);
(2)---Создании некой коммуникативной заинтересованности и его содействии в манипуляции;
(3)---Одновременное действие обоих этих механизмов.

Потому и нет сомнений, что ДХ действовал именно посредством внушения, и в этом не останется ни каких сомнений после исследования следующего определения: ----

Партиципация (Энциклопедия эпистемологии и философии науки) (от франц. participation — соучастие, сопричастность) — понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения основного Закона «пралогического мышления». Такое мышление, согласно Леви-Брюлю, обнаруживает индифферентность к логическому закону противоречия (Ax¬¬, ¬(А&¬А)), допуская сочетание противоположностей в одном представлении, как отождествление противоположных предметов (на уровне коллективных представлений (Архетипично)); допуская даже вообще совмещение противоположностей в рамках одного представления, что и есть закон Партиципации, управляющий ассоциациями уровня первичного сознания (или первобытного). Законом Партиципации обусловлено, что первичной установкой есть то, что предметы, существа и явления, воспринятые как самостоятельные объекты, в тоже время (согласно этой Первичности) сопричастны по своей сущности и чему-то иному [Атеистический словарь раскрывает это понятие таким образом, что в религиозной онтологии понятием Партиципации выражается одна из основных идей христианского платонизма в том, что чувственные вещи не существуют сами по себе, но являются обнаружением Божественной сущности, что в религиозной антропологии Партиципации выражает форму глубоко личных, интимных отношений Бога и человека, находя то выражение в теории познания, что Партиципация выступает основой для непосредственного постижения истин откровения свыше]. Хотя Леви-Брюль приводит и другой пример, что в сознании бороро (бразильское племя) распространено убеждение, что, будучи людьми, представители бороро являются также ара-ра — красными попугаями. Руководствуясь Законом Партиципации, Архаическое [древнее, устаревшее, рудиментарное] мышление устанавливает сопричастность и тождество по сущности между индивидом и тотемом (прародителем племени (а вообще - существа, иконического предмета или явления, являющегося объектом почитания (культа) группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в их общее происхождение и родственную близость с ним)), между материальными предметами и духовными явлениями, существами и силами. Установка на такого рода сопричастность формирует важнейший признак “пралогического мышления” — его мистический характер, что под действием закона Партиципации в коллективных представлениях складывает образы мифологических существ, религиозные воззрения на причинность, пространство, время, общество и индивида, формируя понятия о священных предметах и действиях (проявление Архетипа культа). С развитием общества, накоплением эмпирических знаний и усилением логических структур мыслительной деятельности, закон Партиципации утрачивает (согласно Леви-Брюлю) господствующее положение в установке на формирование мировоззрения, что становится условием свободы и рационалистического прогресса мышления, и как следствия ослабления в сознании позиций его мистических компонентов. При этом, однако, Партиципация никогда обычно не устраняется целиком и, при определенных обстоятельствах, сохраняет своё действие даже в формировании коллективных представлений развитых обществ, что вполне может быть понято, как и общая философская установка (как слагаемое цельности рассмотрения, как Онтологии для ∃лоизы и ∀беляра (Пирс), по Е. Драгалина-Черная), ибо философия по своей природе эклектична, но точно и непротиворечиво проясняет охватываемый ею материал, в определённых философских актах, в Тезисе “Это есть то”, что и включает в себя философски всё, в т.ч. Партиципацию (как пралогическую основу) всей апперцептивно представленной онтологии, всего охвата мышления.

Роман Невесёлый   28.11.2020 17:14     Заявить о нарушении
Партиципация (по Социокультурному словарю по книге Критика исторического опыта) – есть деятельное сопричастие, противоположность отпадению, составляющая с ней дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии Амбивалентности [как фундаментальной логической характеристики мышления, культуры, нравственных идеалов, всей человеческой жизнедеятельности, способности человека идеально и материально осваивать, осмыслять любое интересующее субъекта явление через дуальную оппозицию, как осуществление методологии пути формирования смысла на полюсах этой оппозиции, как Топологии нахождения смысла в фокусе преодоления оппозиции, для обнаружения меры снятия противоречия, в соотношении их друг через друга через полюса], что понимается как приобщение личности к целому, являющемуся Тотемом, к локальному сообществу, общине, патриархальной семье, государственности, первому лицу в обществе и т.д., понимаемых через призму традиционализма---что есть необходимое условие и основа комфортного состояния личности, и (в традиционной цивилизованности) лежит в основе интеграции общества, включая (необходимое для цельности развитого сообщества) психологическое отождествление личности с тотемом, в рассмотрении его как реального субъекта, а себя - как его объекта, даже если речь идёт исключительно о собственной активности. Например, стремление к такого рода Партиципации приобрело массовый характер у русской интеллигенции, испытывающей мощное дискомфортное состояние в результате чувства отпадения от народа. Полученный в результате этого самоощущения импульс порождал стремление принять любую муку ради воссоздания такой Партиципации, как инициации устранения такого обнаруживаемого нравственного дисбаланса.

В либеральной же цивилизации обычно сохраняются сильные эмоциональные механизмы привязанности личности к своему собственному миру, но тем не менее господствующий характер приобрела и способность жить в большом обществе, что преодолевает такую либеральную ограниченность Партиципации. В такой (как оказывается на проверку) промежуточной цивилизации, отягощенной глубоким расколом в либеральном понимании эгоистической и общественной Партиципации, мощное влияние обретает стремление слиться со своим локальным миром, в качестве которого может выступать ведомство, предприятие, малая группа и т.д., противостоящие больному таким расколом обществу, что обычно и превращает его в фактор роста дискомфортного состояния в результате неминуемого возникновения противостояния довольно жёстких (образующихся в ходе противопоставленности различных локальных Партиципаций) корпоративных интересов. Развитие общества в таком случае происходит посредством инициативы правящего класса в инициации инверсионных переходов от требуемой ими единяющей общество Партиципации---к локальным мирам корпоративных и индивидных интересов, что вообще присуще соборному нравственному идеалу, как Партиципации (сопричастности) к вождю, правящей элите, что безусловно присуще авторитарному нравственному идеалу, и в обратном направлении---к индивидам и их собраниям, как инверсии в подтверждение такого единства. Партиципация может быть понята и на примере ◆ Пациентов, спасённых после суицида (В.Б.Куликов, «Психология судьбы», 1995 г.): опыт, полученный при «возвращении к жизни», пробуждал в них страстное желание поиска новых жизненных ориентиров. Ко всем таким лицам применимы «духовные» ориентиры функционального вероанализа по Зонди, направленные на то, чтобы «расчистить засыпанные пути к Духу, а также воспитать или перевоспитать личность для трансценденции и партиципации с Духом».

Соня, вот я прояснил основу ВНУШЕНИЯ в действии глубинной структуры сознания в Законе Партиципации, и сразу стала понятно то, что в ходе серий внушений и Дон Хуан весьма глубоко знакомил Карлоса Кастанеду в основами и тонкостями своего Магического учения, в котором вне сомнения была представлена и Архетипика религиозности Толтеков. Можно даже указать, что Дон Хуан выбрал Карлоса Кастанеду неслучайно, а ввиду того, что Карлос Кастанеда был уже состоявшимся учёным и имел все возможности для описания этого учения Дон Хуана, как возможности его сделать доступным и вожделенным к познанию сокрытых тайн в его практиках, для самых широких масс. И самая эта доступность смогла поставить учение Дон Хуана на уровень мировых религиозно-духовных учений, и для такой миссии Дон Хуан безусловно посвятил Карлоса Кастанеду и в самый Дух этого Учения, для чего Дон Хуан слился с Карлосом Кастанедой в одну жизнь и одно, разделённое с Духом учения Дон Хуана, времяпрепровождение. И как Дон Хуан действовал Духом своего Учения, так одновременно в том соучаствовал и Карлос Кастанеда, т.е. Дух этого учения уже, кроме Дон Хуана, обрёл себе место и в душе Карлоса Кастанеды, так что, как передача Духа Магии Дон Хуана, так и единство в Духе Магии Нагваля, весьма глубоко знакомили Карлоса Кастанеду со всеми тонкостями взятого им в разработку посвящения, ведь иначе Карлос Кастанеда никак не смог бы Миру преподнести скрытое от Мира Учение Магии Нагвализма, если бы сам Карлос Кастанеда не имел бы в себе Духа Наваля так же, как и Дон Хуан. Это очевидно хотя бы из того, что и в Притчах провозглашено, что "Раба словами не научишь, он их понимает, а нет соответствия", потому, если Учение Нагвализма Духовно, то Учитель никогда не сможет этому учению научить, если сам не будет в Духе Нагваля. Всё просто.

Роман Невесёлый   28.11.2020 17:15   Заявить о нарушении