Новий Людина-павук

Новий Людина-павук


Что в нём нового? - главный вопрос сией рецензии. Попытаемся найти ответ путём сравнения новой интерпретацией марвеловских комиксов с началом трилогии Сэма Рэйми.
Итак, кинобитву дозволяю считать открытой.

Часть 1 Мальчик, которого укусили.

Конечно же, до метаморфозы Питер Паркер в «старом» и «новом» человеке-пауке во многом когерентны. Похожи они и на своего прототипа в мультиках. Общей портрет героя представляется таким: заумный студент не ладящий с крутыми парнями класса, мнительный, увлекающийся фотографией. Что характерно, в «старом» фильме Паркер «гонял» на мотороллере, а в «новом» — на скейте, но смена класса транспорта не изменила способа оправдания синяков и побоев перед любимой тётушкой. (И там и там старушка ворчит на эти молодёжные увлечения, хе). От скудной описи портрета персонажа перейдём к деталям. Чем же освежила историю Питера Паркера новая группа сценаристов? Ну во-первых, «Новый человек-паук» начинается с момента, когда главные герой ещё даже не носит ранец (более того, даже очков на нём не было, когда он в прятки с вешалкой играл п.с. - жуткий спойлер, знаю). Отснята эта короткая сцена дабы бегло ознакомить зрителя с родителями так называемого народного мстителя в маске. Кстати, должно сказать — многое в этом фильме снято бегло, как бы формально, и мне, как ценителю историй о человеке в красно-синих легинсах  (в детстве даже пластиковый кружочек с его фоткой был) хотелось бы глянуть режиссёрскую версию, если будет таковая возможность. Напомню, что в первой киноверсии о родителях паучка не было известно ровным счётом ничего. Здесь же отец его — серьёзный учёный, практикующий закупоривание пауков в стеклянные банки. Собственно, больше ничего сынок о нём так и не узнает — пропадёт бесследно он, и только притаившийся зритель узрит всю подноготную: учёный-то не шутил и выявил способность ДНК разно видовых организмов дополнять друг друга, т.е. жить в симбиозе. Позже, когда любознательного студента укусит паук и этот самый студент вырвет,  попутно напинав бородатым дядькам, поручень в метро, так некстати прилипший к ладони, Питер и сам выведет заумное уравнение, позволяющее создать сыворотку, необходимую профессору, которому не хватало правой руки для того, чтобы начать массовые беспорядки в Нью-Йорке. Но об этом немного позже.

Часть 2 Дядюшка Бэн, сколько можно умирать?

Вернёмся к проблеме отцов и детей (да простит нас И.С.). Больше внимания решили уделить и воспитанию морально-этических качеств паука дядюшкой, хотя результат в фильме не виден, чего не скажешь о «старом» человеке-пауке. Там была всего одна главная мысль, которую донёс дядюшка перед смертью: «помни, Питер, - сказал он, - чем больше сила, тем больше и ответственность». И Питер помнил. Здесь же таких громких фраз от Бэна не было, однако есть запись на автоответчике с трогательными извинениями и наставлениями. В обоих фильмах дядюшка умирает, и в обоих после ссорой с Питером. Конечно, эта жертва нужна обоим сценариям (тем более пути становления героя очень похожи независимо от актёра, костюма и врагов): во-первых чтобы донести до героя важность дядиных наставлений, во-вторых чтобы толкнуть Паркера на путь правосудия и попутна научить вышивать нехилые костюмы, ну а в-третьих -чтобы не мешался в дальнейших буднях. Резко конечно,  но дальнейшее становление героя не подразумевает никого в семье, кроме старой тётушки и возлюбленной. Что ещё можно сказать о смерти дядюшки Бэна? В третьем фильме трилогии львиная доля сюжета строится на мести к убийце дядюшки Бэна — раньше человек-паук за убийцу принимал другого человека и отомстил ему ещё в первой части, поддавшись шквалу эмоций, в «новой» же версии с убийцей всё предельно ясно, Паркер так же выслеживал его, но найти так и не смог, и как-то угасло это. Возможно, сценаристы оставили его на будущие серии, вняв опыту «старой» версии, но всё равно история смотрится обрубленной — нет тех переживаний, которые испытывал Питер Паркер  в «старом» фильме. Именно переживаний Питера, а не чувства мести человека-паука, ведь Паркер на протяжении всех трёх фильмов винил себя в смерти дядюшки, в «новой» же истории об этом не сказано. Нет даже похорон дядюшки. Что же, на то она, видимо, и «новая».


Часть 3 Ради кого снимать маску?

«Новый герой, новая история, новая любовь» - так гласит слоган рассматриваемого фильма. Не знаю как герой и история — по-моему, они весьма схожи — а любовь действительно новая. И, надо сказать, эксперимент удался. Здесь возлюбленная Питера — умная, красивая, воспитанная однокурсница и интерн из успешной семьи полицейского. Тут действительно можно сказать — в такую героиню мог влюбиться нереально умный ботаник. На мой взгляд героиня «нового» человека-паука по всем параметрам лучше Мэри Джейн — та была слишком заносчивая, влюбчивая, эгоистичная, ветреная и честолюбивая. Смешно и натурально выглядят сцены знакомства героев. Эндрю Гарфилд отлично сыграл роль растерянного, взволнованного и переживающего парня, а Эмма Стоун качественно проявила толерантность и понимание своей героини. Конечно, всему приходит предел, и даже такая героиня, как Гвен Стэйси обижается на то, что парень не может выдавить из себя слова и отворачивается, но человек-паук вовремя успевает остановить её собственным изобретением — паутиной (вот ещё отличие от «старой» киноверсии — паутина, как и в мультиках пускается из самодельных баллончиков), открывает ей свою тайну, катает (а вернее — летает) по ночному городу и прочее в этом сопливом роде. С папой-полицейским конечно же такой малой ценой не отделаешься,  но об этом — в следующей части рецензии.


Часть 4 В маске - значит бандит.

Такова философия местной полиции. И конечно же, ей придерживается не последний человек в ней — папаша возлюбленной главного героя. За семейным обедом завязывается спор между Питером и отцом-полицейским на тему — кто же такой человек-паук, альтернатива полиции или угроза федеральной безопасности, и наконец следует такая фраза от отца Гвен: «я ношу форму, а он — маску». Невольно напрашивается тот вывод, которым я назвал эту главу рецензии. Конечно же этот «вывод» был так называемым «ходом конём» сценаристов, и, безусловно, в конце фильма его опровергнет сам полицейский. Но не будем забегать вперёд, но в то же время отойдём от трудностей контакта с родителями невесты. Поговорим о маске. Что она для героя? Зачем Питер Паркер, Брюс Уэйн и прочие супергерои, спасающие мир, прячут свой лик под маску? Конечно же ответ напрашивается сам: чтобы не терять возможности жить среди людей. Как бы там человеки-пауки и бэтмены не помогали людям, не вытаскивали детей из горящих автомобилей и не спасали женщин от насильников, всё равно человек, непохожий на других — как физическими сверхъестественными способностями, так и внутренним миром (мы всё ещё помним, что главное в герое — внутренний мир. «Плейбой, миллиардер, гений» - говорил Тони Старк) — не сможет ужиться среди серой массы людей. Вернее он ужиться-то сможет и даже уживается, но люди-то не смогут. Им тоже надо.
Но какими скверными бы не были люди, их всё равно нужно спасать и среди них всё рано хочется жить. Вот и приходится надевать маску. «Добро пожаловать на бал, дамы и господа. Но помните, вас  не должны узнать».

 
Часть 5 Зелёные от злости злодеи.

Злодеи в первых частях двух интерпретаций, хоть и не влияющие на становление личности героя, разные, но неизменно зелёные. Видимо, от злости. Вот, что касается злости: в «новом» человеке-пауке, собственно, как и в первой серии мультфильма снятом в одна тысяча девятьсот девяносто четвёртом году (намедни пересматривал), изначально совсем не злодей, а исключительно добродетель, но всё исключительное исключает, и грезящий о спасении инвалид и калек добрый доктор обретает чешую с нереально-огромным хвостом и вместе с тем уже начинает осознавать насколько жалки люди без чешуи и того самого хвоста. Ну и начинает творить исключительное добро налево и направо, не спрашивая об этом людей. Бандит же в маске, как не трудно догадаться, предварительно получив благословение папаши-полицейского, мешает нарушить биологическое равновесие и с простреленной ногой перелетает половину города, а после этого ещё и к тётушке заявляется. Придумал формулу — придумай и противоядие. Но сценаристы фильма не стали открывать перед зрителями подробностей действия и химического состава оного, за что им отдельное спасибо. Важно одно — Паук поливает город противоядием и доктор-ящерица снова становится просто доктором. Без хвоста. Дальше судя по всему должен быть хепи энд, однако это не совсем так. Доброго доктора, который ещё не успел пережить утрату хвоста, сажают в тюрьму за исключительную доброту (кого-то же надо, иначе как жителям Манхептена спать спокойно?), а полицейский папа умирает, взяв с Паркера слово держаться подальше от дочки, ибо опасно. Что касается предыдущей серии — Зелёный Гоблин в лице Озборна конечно крут, но намёк на него сделан в первой части «нового» фильма, поэтому будем ожидать, т.к. Герой по задумке неплохой, но в первой части показан скудновато. Личность не была раскрыта. 
      

Часть 6 Иные проблемы, или Питер, сходи за яйцами.

Как я уже писал раньше, помимо героических подвигов «бандита» в маске, существует и другая бытность — жизнь среди людей. И в мультфильмах и в фильмах о человеке пауке эта сторона всегда была неплохо освещена — город делился на две части — тех кто ненавидел человека-паука и тех, кто его безумно любил. Фигура же Питера Паркера меркла на фоне его собственноручно сшитого костюма. Наверное, это правильно, вот только не всегда приемлемо самим Питером. В первой трилогии это было показано при помощи «чёрного я» - когда в человеке-пауке проснулось чувство славы и желания быть любимым. Здесь же мы можем судить только о первом фильме «новой» интерпретации, а в нём эта проблема, помимо спора с полицейским, была освещена сценой спасения ребёнка — именно тогда герой понял, что он необходим обществу. Мне,кстати понравился психологический момент, когда Питер убедил ребёнка надеть маску и это придало тому сил и уверенности. Кроме этого «новая» часть человека-паука вряд ли пока ещё может похвастаться особой освещённостью бытности Питера. Она урезана по сравнению со «старой» версией: нет лучшего школьного друга, нет шефа-фотографа, как и вообще работы у героя. Забыли, наверное, об этом. Или  подробности в лимит времени не вошли. Концовка — не очень яркая. Питер, наконец, с прострелянной ногой и поцарапанным телом, донёс домой коробку яиц, которые просила купить тётушка. Очень сухо, с болью на душе переговорил с девушкой, которая всё поняла, однако повела себя странно — ушла, хотя опасности ведь никакой не было и не предполагалось! Ну во всяком случае пока. На возобновление отношений даёт намёк маленькая деталь — Питер опаздывает на лекцию и обмолвливается с учителем о том, что любит нарушать обещания. Гвен, которая присутствовала при этом, улыбается.

Красивые спец эффекты, новый костюм, новый уровень компьютерной анимации, новые актёры — фильм выглядит свежо, ярко, динамично. В чём-то он менее наполнен по сравнению со своим предшественником, какие-то аспекты освещены более. Сказать однозначно «этот фильм лучше» или «фильм не удался» - нельзя. Просто другая интерпретация. Нам, зрителям, что — хотите, снимайте. Поглядим на следующие части.
Смотреть фильм стоит.


          


Рецензии