Скифы, славяне ч. 6

Теперь мои рассуждения по поводу происхождения – этимологии имени Таргитая и его сыновьей.
Давайте сначала еще раз вспомним о чем ведут спор в течении 300 лет ученые туркологи и иранисты.
В эти годы высказали разные мнения, германские, российские, советские и настоящее ученые по этому поводу.
Самого распространенного, наиболее полно высказанное мнение высказал по этому поводу маэстро академик АН Республики Татарстан М.Заикев.
Вот его слова, по нашей теме:
Имя Таргитай, по мнению сторонников скифо-иранской теории, состоит из двух частей: дарга и тава; в древне-иранском дарга ‘долгий’ или ‘острый’, тава ‘мощь, сила’, Таргитай ‘долгомощный или стреломощный’ [Абаев В.И., 1949, 163; Миллер Вс., 1887, 127].
С позиций тюркского языка слово таргитай состоит из таргы или тарыг — др. тюрк. ‘земледелец’ и сой~той — тюрк. ‘род’; в целом — ‘род или родоначальник земледельцев’.
Липоксай — старший сын Таргитая. Этимологию этого слова Абаев заимствует у Фасмера. Вторая часть, по его мнению, состоит из корня ксая/хсай ‘сиять, блистать, властвовать’, осетин. — ‘княгиня, заря’; первая часть не ясна, может быть искажение вместо Хораксаис: ср. др. иран. ±var-xsaita ‘солнце’, перс. Xorsed [Абаев В.И., 1949, 189].
Сравним это с тюркской этимологией. Тюрк. сой ‘род, фамилия, родня, предки, поколение, потомки, раса, происхождение’; ак ‘белый, благородный, богатый’; аксой ‘благородный, богатый род, святой род, родоначальник’ и т.д. У тюркских народов имена-фамилии с элементом сой — это обычное явление : Аксой, Паксой, Коксой. Первая часть — древнее персидское заимствование лип~липо~леп ‘граница’. В целом, Липоксай ‘святой род, имеющий (защищающий) границы, т.е. свою страну’.
Арпоксай — средний сын Таргитая. Первую часть этого слова Абаев сразу превращает в апра и выводит из иранских корней ап ‘вода’ и осет. ра, арф ‘глубокий’; апра ‘водная глубь’; хсая ‘владыка’; апра-хсая ‘владыка вод’ [Абаев В.И., 1949, 189]. Сравним с тюркской этимологией. О второй части мы уже знаем: аксой ‘святой род, благородный род’. Первая часть — арпа ‘ячмень, зерно, продукт’; арпалык ‘владение (землей)’; Арпаксай ‘глава рода, владеющего пашней, земельной территорией, или род земледельцев’.
Колаксай — младший сын Таргитая. По Фасмеру и Абаеву, вторая часть хсай ‘сиять, блистать, властвовать’, в осетинском хсарт ‘доблесть’, хсин ‘княгиня’, хсед ‘заря’ и т.д.; первая часть не ясна, может быть, искажение вместо хораксаис, ср. древн. иран. хвар-хшаита ‘солнце’ [Абаев В.И., 1949, 189]. Сторонники скифо-иранской теории иногда доводят это имя до фонетической формы персидского Сколахшая и объявляют Колаксая царем рода скол (сколот)/скифов — персов [Доватур А.И., 1982, 207—208].
С точки зрения тюркского языка Колаксай исторически может восходить к сочетанию слов кулы-ак-сай ‘род с чистыми, священными руками’. Кулы-ак-сай может легко преобразиться в Колаксай. Возможна и другая тюркская этимология: вторая часть слова Колаксай — аксай ‘благородный, святой род’; первая часть — кола~кала ‘город, столица’; оно могло быть заимствовано с арабского еще тогда, когда тюрки-субары жили на левом побережье Тигра. Колаксай ‘благородный, святой род, имеющий (защищающий) столицу, страну’.
Если мы иранские этимологии имен отца Таргитая и его трех сыновей Липоксая, Арпоксая и Колаксая приведем в систему, то получим: Таргитай ‘долгомощный’, Липоксай ‘блеск солнца’, Арпаксай ‘владыка вод’, Колаксай ‘блеск солнца или сколахшая’. Здесь нет этимологической, семантической и лексико-структурной системы.
Рассмотрим систему в тюркской этимологии имен отца и трех его сыновей. Таргитай ‘земледельческий благородный род’, Липоксай ‘охраняющий свои границы благородный род’, Арпоксай ‘охраняющий свои владения благородный род’; Колаксай ‘охраняющий столицу (т.е. царство) благородный род’ или ‘род с благородной рукой’; последний, младший сын, по рассказам Геродота, принимает царство от отца после того, как он принес к себе в дом упавшие с неба золотые предметы: плуг, ярмо, секиру и чашу [Геродот, 1972, IV, 5].
  Теперь я выскажу свое мнение по этому поводу. Таргитай состоит из слов ТАНГРИ+ГИТ+АЙ, здесь Тангри Единый БОГ тюрков. ГИТ – этот этноним, означает ОГУЗЫ; АЙ – этноним, означает принадлежность человека ОГУЗам.
Старший сын Таргитая ЛИПОКСАЙ, состоит из слов  ЛИП+ОКС+АЙ; Здесь ЛИП означает по тюркски частицу света. Подходящее этому слову можно сравнит с русской ИСКРОЙ.
Для того объяснит, почему пришел к такому мнению, начну повествование издалека. Вспомните, легенду о Геракле и его встречи с женщиной полузмеей, получеловеком. Когда эта женщина рожает от Геракла трех детей и третий сын называется СКИФОМ.
Сами греки признают что египтяне старше их, а скифы иногда выигрывают спор о старшинстве даже у египтян.
Среди тюркских народов есть притча об царице Аланкуве (АЛАН-QUVA). Она была женой Юлдузхана (так звали одного из сыновей Огузхана и среди потомков тоже быль Хан с таким именем). После того как умер Юлдузхан ханский престол занимает его жена Аланкува, потому что дети от их совместного брака были еще малы.
Разные ханы послали сватов для женитьбы с Аланкувой. Но, она всем отвечала отказом.
Через некоторое время, Аланкува вдруг забеременела. Увидев это, все приближенные царицы остались в недоумении.
Аланкува им сказала, что «вот уже несколько месяцев ночью через щель ее кибитка (утава) заходит из неба луч света, превращается в человека, вступает с ней в половой акт, а утром через этот щель поднимается к небу. Если не верите наблюдайте в ночью».
Часть народа наблюдает ночью, и убеждаются в том, что их царица горилла истину.
Через несколько месяцев Аланкува рожает трех сыновей. Все они были лучезарными. По происшествии времени, самый младший из них станет ханом. Многие ханы являются потомками этого хана. Народ их прозвал рожденными от нируна (что значит «пчелиное яйцо»).
Теперь посмотрим на этимологию слова Аланкува, она состоит из слов «АЛАН» и «КУВА». Здесь АЛАН – происходит от слов АК + ИЛАН, что значит БЕЛАЯ+ЗМЕЯ, тюркское племя с таким названием раньше жил в Ташкенте, позже они переехали на Кавказ и в Европу. Аланы именно они. А слово «КУВА» означает по старо тюркски означает – РАДОСТЬ. Например по узбекски КУВНА (quvna), означает «радуйся». КУВНОК (quvnoq) – значит РАДОСТНЫЙ. Шустрого человека называют КУВ (quv).
Город в Фергане называют КУВА, Хорезмийский ХИВА тоже того же смысла.
Теперь что означает слово ГЕРАКЛЬ с точки зрения тюркологии. Здесь ГЕР от тюркского ГУР, что означает СВЕТ. Словосочетание «Олов гуриллади» означает «огонь усилился». Города ГУРГАНЖ (ныне УРГЕНЧ), ГУРЛАН ныне существуют. Ныне называемые КУРГАНЫ, по одной версии это ГУРГАНЫ, то есть «месторождения света».
А слово «АКЛ» означает «УМ». Из вышеизложенного можно сделать вывод, что этимология слово ГЕРАКЛ означает СВЕТЛЫЙ-УМ. А европейский ГЕРМАН – ЧЕЛОВЕК СВЕТА.
Узбекское имя ФАРМАН тоже этого смысла.
Почему? Помните Геродот пишет что, от Скифа произошли «паралаты». Вот этот «ПАР» точнее «ПАРИ» по узбекски означает «ДЕВУ». Как известно, «ДЕВЫ» спускаются с небес. Греческая ПАРФИЯ означало Страну СВЕТА, ныне топоним ПАРКЕНТ (город в Ташкентской области) синоним ПАРФИИ. ИШПАРА (ныне ИСФАРА) так звали одного из тюркских Ханов, который быль вассалом Китая.
Слово ФАР тоже означает СВЕТ. ФАРИШТА так называем мы АНГЕЛОВ. Ангелы тоже спускаются с небес, а все что связывают с небом, значит луч, свет. Этимология слово ФАРГ(G’)ОНА – ДОМ СВЕТА.
Бабур пишет про город Карши, что она означает по монгольски ГУРХОНА. А Бартольд неправильно переводит это слово как КЛАДБИЩЕ. Дело в том кладбище у нас называют ГЎР, но слово «ХОНА» туда не добавляется. Кладбище называют ГЎРИСТОН.
Европейцев раньше у нас называли ФАРАНГИ, как бы «людей луча, света».
Поэтому слово «ЛИП», что значит «ИСКРА» в слове ЛИПОКСАЙ, кажется более убедительным, чем другие версии.
АРПАКСАЙ, по моему это слово состоит из слов АЛП+ЭР+ОКС+АЙ. Что, значит Бесстрашный воин – мужчина – ОГУЗ – из потомства АЙ.
Самое интересное имя третьего сына Таргитая.
КОЛАКСАЙ происходит от слов КОЛ+ОКС+АЙ. Здесь слово «КОЛ» это не рука. QOL – это по тюркски «ОСТАВАЙСЯ». Нынешние КАЛМЫКИ они и есть среди тюркских народов. Племена калмык есть и среди узбеков. Алпамыш герой узбекского этнос едет туда за любимой, отец которого поссорившись с родным братом примкнул к калмыкам.
Самое интересное в том, что это слово мы очень часто употребляем. Общеевропейское слово КОЛЛЕКЦИЯ это и есть КОЛОКСАЙ. Есть, еще английское фамилия КОЛГЕЙТ (фирма выпускающая зубную пасту) синоним того же КОЛОКСАЯ!!!


Рецензии