Рав соловейчик и чужой чемодан ответ на вопрос

Острый эксперимент.

 У меня на следующий понедельник (9.30 вечера "по Иерусалиму") запланирован  урок в прямом эфире – из серии "Еврейское поведение". [Это было написано неделю назад. Ныне сообщаю, что урок сБ прошел. Текст оставлен - для вопроса. Ответ - в самом низу. Спасибо.]

 

ОТВЕТ ПРОСТ И НЕЗАТЕЙЛИВ

Гость спросил: "Интересно, почему рав вчера отказался нести мой чемодан последние 50 метров?".

Рав Соловейчик ответил: "Потому что я боялся, что меня узнает хозяин гостиницы – и вы, молодой человек, смутитесь".

**  **

Все правильные ответы , присланные мне ранее - раскрываю. Поздравляю кого надо с чем надо, ура!

 

**  **

 А вот у меня в связи с этим незатейливым ответом возник новый вопрос.

 

С одной стороны, гость города был спасен от смущения. С другой стороны, ему пришлось самому тащить тяжелый чемодан.

Разные люди по-разному оценивают баланс между этими двумя состояниями – смутиться или потратить физические усилия. Как рав Соловейчик может решать за другого, что тому предпочтительней?

 

ОТВЕТ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: каким образом рав Соловейчик решил, чего хочет гость города - помощи или не быть осрамленным?

Ответ такой: если ты знаешь, что твои действия приведут к сраму другого человека, то это квалифицируется Торой как нарушение мальбин панав эт хаверо барабим, "срамит другого при всех" - что асолютно запрещено. (Как видим, это можно сделать не только словами, но и действием.)

Рав хотел помочь другому еврею (хесед). И видел, что на улице никого нет. Так что вероятность нарушения запрета на "срам при людях" возникает только рядом с гостиницей. Вот он и нес ему чемодан до подхода к гостинице.

А то, что назавтра этот человек все равно упал в обморок от стыда - так это уже не инициатива рава Соловейчика: тот сам к нему пришел.))


Рецензии