Он и море

"Он и море"









Пролог





Перед тем как повернуться и уйти, она посмотрела на него и улыбнулась. Ему не хотелось снова оставаться одному, и он взял ее за руку. Хотя прекрасно знал, что не сможет удержать. Она должна была уйти, ничего изменить он уже не мог, но и смириться с этим ему было невозможно. От этой мысли, собственного бессилия, и великой вселенской несправедливости  у него начинало болеть в груди. Он знал, что сейчас попытается закричать что-то ей вслед, но  сможет только шептать, и его шепот утонет в шорохе морских волн, никем не услышанный. Она медленно уходила в морскую даль, осторожно ступая по поверхности воды босыми ногами. Море в этот час было совершенно спокойным. Ее силуэт в свете закатных солнечных лучей становился все меньше, и постепенно исчез из виду, подобно уплывающему вдаль кораблю. А он еще очень долго стоял на берегу,  пока на город не опустилась ночь. По его лицу катились слезы, но их никто не видел. Он остался один…






*****************


Он проснулся, открыл глаза, и долго лежал, собираясь с силами, чтобы подняться. Этот сон он знал наизусть, и просыпался всегда в одном и том же месте, с болью в груди. Было семь утра, но уже трудно было дышать, такая стояла жара. Набрав воды прямо из под крана, и выпив стакан, он,  будто вспомнив что то, нашел ручку и написал:

Вчера ты снова снилась мне
я на тебя смотрел,  и многого не смог сказать
молчал я, глядя на тебя во сне…

Долго и непонимающе он смотрел на написанные строки, потом, криво ухмыльнувшись, подумал: «Жалкая пародия на японскую поэзию. Даже смешно..»    смял клочок бумаги,  выбросив  в урну.

 Она ушла  полгода назад. Страшное слово  онкология ворвалось в их жизнь внезапно. Несколько месяцев   борьбы с болезнью, и ее не стало.
Он был настолько не готов к этому, что осознал свое полное одиночество только через несколько дней после похорон. В пустой квартире, ставшей вдруг очень большой, он не находил себе места. Особенно по вечерам. Начались приступы бессонницы. Он просто не умел засыпать один. Поэтому, сразу после заката он шел к морю, и подолгу, до темноты, бродил вдоль берега, разговаривая с прибоем. Она очень любила море. И, однажды, смеясь, сказала ему о том, что после смерти ее душа переселится в море. И вот сейчас, каждый вечер он приходил на морской берег, и внимательно слушал прибой, как будто пытаясь уловить что-то важное в шорохе волн.
Посмотрев на себя в зеркало, он впервые подумал  о том, что похож на человека, о котором говорят: «мужчина в годах, практически пожилой». Хотя ему еще не исполнилось и пятидесяти. Его глаза были красные и влажные от слез.
«Эта жара меня прикончит», - подумал он, и принялся сбривать двухдневную, совершенно седую щетину. 




*****************


 Август выдался, как никогда, жарким. Третью неделю подряд к полудню температура в городе зашкаливала за 40 градусов. Жара была настолько сильной, что ее можно было увидеть в прямом смысле слова: горячий расплавленный воздух поднимался волнами от поверхности земли,  видимый глазу. Поэтому, очертания домов и машин чуть поодаль, казались размытыми. С утра  сильно палило солнце, было очень жарко и влажно. Обычно так бывает перед сильным ливнем. А в обед ему стало совсем плохо. Грудь стянул невидимый железный обруч, который не давал дышать, и больно давил на сердце. Он зашел в аптеку и впервые в жизни  купил валидол. Дома было невыносимо душно и жарко. Он решил набрать в ванную прохладной воды, и попытаться за чтением провести там время до вечера. Несколько дней назад он купил пару книг модного бразильского писателя Пауло Коэльо, и сейчас заканчивал  «Алхимика».

«… добиться воплощения своей судьбы – это единственная подлинная обязанность человека…
Все люди, пока они еще молоды, знают свою судьбу… Но с течением времени таинственная сила принимается их убеждать в том, что добиться воплощения своей судьбы невозможно. 
…Однако, на этой планете существует одна великая истина: когда ты по- настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на земле…»

Он отложил книгу и закрыл глаза. Одни и те же мысли неотступно  преследовали его все эти полгода, как ни пытался он отгонять их от себя:

«А что я по-настоящему желаю сейчас ? И какое мое предназначение на земле?  Единственное чего я хотел все эти годы – быть с ней. Это и была моя судьба. Значит, я добился воплощения своей судьбы. Но полгода назад ее отняли у меня. И вместе с ней отняли мою судьбу, всю мою жизнь. Единственное, чего я хочу сейчас – быть рядом с ней. Но это невозможно, как бы я этого не желал… »

Он закрыл глаза. Боль в груди стала проходить, и он не заметил, как уснул.



*****************


Набережная стала, на  удивление,  красивой. В прошлом году ее отремонтировали, уложили новую плитку, установили новые, стильные фонари. Конечно, этот вид по степени городского уюта  был пока еще не тот, что он видел когда-то в небольших курортных городках юга Франции, но приятное впечатление это производило, и глаз радовало. Солнце только что скрылось за горизонтом, и все вокруг: воздух, строения и даже море окрасилось в розоватый цвет. Стало чуть прохладней, и легче дышать. Ему очень нравилось такое время суток, и сразу после захода солнца он  бродил вдоль моря, и дышал его запахом. В последние месяцы он поймал себя на мысли, что каждый день проживает ожиданием вечера, чтобы прийти к морю и общаться с ним. Он был уверен, что море это живой и разумный организм, который понимает его, и может быть поможет ему. Он вспоминал фильм Тарковского «Солярис». Это был один из его любимых фильмов, и он часто пересматривал его, где-то в глубине души надеясь, что море, подобно ОКЕАНУ в «Солярисе» сможет вернуть ее, хотя бы на какое то время. Он думал об этом, и боялся этих мыслей, потому что ему казалось, что так может думать только сумасшедший…

 Всю свою сознательную жизнь он прожил на море, но каждый раз приходя на пляж, радовался как мальчишка. В этом он с ней был очень похож. Может быть, в какой то степени, магическая сила  моря и связывала их вместе все годы совместной жизни.
Познакомились они двадцать лет назад. Она приехала отдохнуть от своего родного северного городка. От его заснеженных улиц, холодных летних дождей, комаров и пыльного, грязного асфальта. Однажды под вечер он шел по набережной и увидел очаровательную, молоденькую девушку, выходящую из воды. Он очень долго наблюдал за ней со стороны, а потом подошел, и они познакомились. Три дня до ее отъезда они провели вместе. Более счастливым, чем в эти три дня, он, пожалуй, никогда еще не был в своей жизни. И когда он провожал ее на самолет, а регистрация уже подходила к концу, вдруг серьезно  сказал:
- мне будет очень тяжело без тебя. Я хочу, чтобы ты осталась здесь, со мной, иначе я просто умру от тоски.
Она долго и  внимательно смотрела в его глаза, а потом спросила:
- Сколько у меня есть времени, для того, чтобы подумать и дать тебе свой ответ?
- минут 10-15. До конца регистрации.
- тогда давай присядем. Я должна подумать.
Они сидели 10 минут. Она держала его руку в своей, и молчала. А когда женский голос объявил о начале посадке на ее рейс, она встала, и разорвала свой билет.
- Я согласна, остаюсь с тобой, - она улыбнулась – Я не могу позволить  погибнуть хорошему человеку!

С одной стороны, они были совершенно разные, и на первый взгляд, даже несовместимые люди. Она казалось легкомысленной, и ветреной девчонкой. Он, журналист-международник, с красным дипломом МГУ, увлекающийся поэзией, всегда был серьезным человеком, обдумывающим каждый свой шаг, к тому же  старше  на восемь лет. Однако, за совместную двадцатилетнюю жизнь у них не было мало-мальски серьезного скандала или конфликта, за исключением каких то совершенно обычных, бытовых недоразумений. Они притягивались друг к другу так, как притягиваются частицы с разными зарядами, и оба совершенно искренне полагали, что проживут долго и счастливо вместе. Но судьба распорядилась по другому, на их жизнь обрушилось страшный диагноз. И этого испытания она не выдержала…


**************
    
Он сел у самой кромки воды. Ветра не было весь день, и морская гладь была настолько ровной и спокойной, что напоминала поверхность огромного озера. Волн тоже не было. Совсем. Из-за этого стояла необычная тишина. Он сидел у моря, и до него доносились звуки, обычно поглощаемые шорохом прибоя: обрывки разговоров людей, крики чаек, музыка из соседнего кафе. Начинался обычный летний вечер на центральной набережной.
 
- Ты, знаешь, мне с каждым днем все хуже. Я больше не могу с этим бороться. Мне трудно жить с этим. Чувствую, что слабею. Дай мне сил выдержать это, или скажи, когда  ВСЕ кончится… - он шептал эти слова, глядя куда-то в морскую даль, как будто высматривая  того, к кому обращался. В ответ послышался лишь протяжный гудок, уходящего за горизонт теплохода.

 Сгущались сумерки. В кафе неподалеку заиграла музыка:

Он был старше ее на пять лет и три дня
она любила его, но лишь одна ерунда
его сводила с ума: он любил ее
она любила летать по ночам…

Он невольно прислушался к строчкам песни, доносящейся из кафе:

Он открыл окно и ступил на карниз
и взлетел, как взлетала она
но не вверх, а вниз…



- Макаревич, я люблю тебя и твои песни, но здесь ты не прав… - он ухмыльнулся собственной мысли.

Каждый раз, сидя вечером на берегу моря, он вспоминал что то новое. За все эти годы в их жизни было очень много всего, но память со временем хоронила плохое и оставляла только то, от чего становилось тепло на душе. Сейчас он вспомнил о дочери. Через два года после того, как они стали жить вместе у них родилась девочка. Он в мельчайших подробностях помнил каждый новый день той первой недели своего отцовства. Понимание, что он стал папой, пришло не сразу. Сначала, это было волнение, чувство тревоги, как перед очень важным событием, а потом, когда он забрал жену с дочерью из роддома домой, появилось совершенно новое чувство, которого он еще не знал, не был к нему готов, оно было совершенно необычным, но очень теплым. Много лет назад, когда он был мальчишкой лет десяти, отец подарил ему собаку. Это был смешной, маленький добродушный пес несколько недель от роду. И когда наступала ночь,  песик засыпал в своем углу, смешно посапывая во сне, он тихо вставал, на цыпочках подходил к этому маленькому теплому, живому комочку и долго смотрел на него, осторожно притрагиваясь рукой.  Вот и в эти первые дни своего отцовства, он по несколько раз в день осторожно подходил к спящей дочери, смотрел на нее и осторожно гладил по ее ножкам и ручкам. То, какими они были  маленькими, буквально прозрачными, сводило его с ума и приводило в ощущение безумного, какого то детского счастья. Его переполняла нежность. Он стоял перед спящим ребенком плакал от счастья и шептал: - это моя дочь… моя дочь..  а я ее отец…
Рождение дочери перевернуло его собственный внутренний мир, и мир вокруг него. Очень многое, казавшееся раньше чем то важным, теперь просто растворилось  в одно мгновение. Пришло осознание того, что в его жизни теперь появился истинный смысл. Он совершенно другими глазами стал смотреть на свою жену. Она вдруг стала для него не просто его женщиной, женщиной, которую он любит, с которой ему вполне комфортно жить вместе,  а мамой его ребенка. Тем человеком, который подарил ему дочь! До него вдруг дошел глубокий смысл когда то услышанной фразы, запомнившейся ему на всю жизнь: любить женщину нужно каждый день, каждую минуту, и в этой любви не должно быть ни капли эгоизма, потому что, любить – значит отдавать, в том числе самого себя!  Появление на свет ребенка всегда казалось ему каким то чудом, и вот теперь он понимал, что это чудо произошло с ним. Он стал испытывать чувство нежной и глубокой благодарности к своей жене, и осознал понятие ответственности перед своей семьей. С тех пор  он жил и любил именно так, отдавая! И ничего не требуя взамен.

*********************

…Стемнело как то резко и сразу! Еще минут пять назад он с удовольствием наблюдал, как горизонт поглощает красное яблоко солнца, как вдруг стало совершенно темно и  появились звезды. Он смотрел на небо, на звезды, которые, именно здесь, в этих краях выглядят такими большими и яркими и наслаждался этим.  Всю жизнь он был сентиментальным, и это не проходило с возрастом. Он подумал о том, что сейчас появится луна, и на ночное море прольется яркая лунная дорожка. В детстве, когда он видел эту картинку, он был уверен, что можно побежать по этой лунной дорожке и попасть в другой мир, в притягивающий, загадочный мир моря.  А  сейчас ему показалось, что она именно там. – я не хочу, не могу жить здесь без нее.. забери и меня.. Снова сдавило в груди. Он закрыл глаза..

 


Он увидел ее. Она медленно шла к берегу, осторожно ступая босыми ногами по лунной дорожке. Она была очень красива и грациозна. Ее  волосы  в свете луны приобрели звездно - серебристый оттенок. Она шла к нему и улыбалась. Он догадался, что она пришла для того, чтобы сказать ему что то важное. Он очень давно хотел это услышать от нее. Услышать, понять  и успокоиться.. Она взяла его за руку и провела ладонью по его щеке. Как раньше. Он  почувствовал тепло ее ладони и нисколько не удивился этому.
- я скучаю по тебе..
- да..  я знаю…
- я очень люблю тебя..
- я тоже люблю тебя
- что мне делать? Как мне жить дальше без тебя?
-Жить! Обязательно жить…  и любить…  Вспомни, как я всегда говорила тебе: жить нужно так, как любишь, а любить так, как живешь! По настоящему, и до конца…  Нет более важных вещей на свете, чем жизнь и любовь.. А я буду рядом…  Ты будешь чувствовать меня…

Он смотрел в ее глаза. В ее большие, голубые глаза. И видел в них ее нежную улыбку. Ему стало легко, тяжесть в груди прошла..




 Перед тем как повернуться и уйти, она посмотрела на него и улыбнулась. Ему больше не было страшно остаться одному, он знал, что он не один. И он отпустил ее руку.  Она должна была уйти, но он больше не боялся этого.  Она медленно уходила в морскую даль, осторожно ступая по поверхности воды босыми ногами. Море в этот утренний час было совершенно спокойным. Ее силуэт в свете  лучей восходящего солнца становился все меньше, и постепенно исчез из виду, подобно уплывающему вдаль кораблю..

 










********************

-Дедушка, доброе утро! 

Он открыл глаза и не сразу понял, где он и что с ним. Он приподнялся и сообразил, что лежит у самой воды.  Перед ним стояла маленькая девочка с голубыми глазами и улыбалась.
- Доброе утро! Ну неужели я уже похож на дедушку? - улыбнулся он ей в ответ и поднялся на ноги удивительно легко. Девочка засмеялась.
Он шел по городу и ему было легко. Город просыпался и радовал его своими утренними звуками. Придя домой, он сварил себе кофе, принял душ и о чем то задумался, глядя на свой рабочий стол в ворохе бумаг. Прошло несколько минут, как вдруг зазвонивший телефон, вырвал его из раздумий. Он снял трубку
- Алло…  Пап, привет!
- Привет, дочь! Он улыбался. Он был рад слышать ее голос именно сейчас.
- Как ты, пап? У тебя все хорошо? Как ты себя чувствуешь?
- Дочь, у меня все хорошо! Я снова начал писать…  Это будет книга о маме.
- Папа, ты молодец! У тебя получится! Я знала, что ты сильный..
- Спасибо дочь..
- Пап…  Я хочу тебе еще кое что сообщить… ту такое дело.. Ну, вообщем..  Ты скоро станешь дедушкой.. Это будет девочка!

Он вдруг почувствовал легкое и приятное головокружение. Ему стало так легко, как будто что то невыносимо тяжелое, тянувшее его ко дну все эти дни, вдруг отпустило его.

- Я очень люблю тебя доченька..
- Я тоже люблю тебя, Пап, мы решили прилететь к тебе на выходные! Ты не против?
- Конечно, прилетайте, я жду вас! Я очень соскучился!

Он положил трубку и посмотрел в окно. Где то в дали у горизонта море сливалось с небом. Небо отражалось  в море а море в небе. Он вышел на балкон, глубоко вдохнул утреннего воздуха, улыбнулся и негромко сказал: - Спасибо, тебе..
Он был счастлив и спокоен. Он будет жить и будет любить. Ему многое еще нужно сделать в этой жизни. И многим он нужен.



Сочи, 2010


Рецензии