Нобелевская пропедевтика философии

Предисловие к книге "Вселенная как Алтарь. От яйца к философии реконструкции Рая"

   Как это ни покажется парадоксальным, но после насыщенного открытиями и катаклизмами пути, пройденного искусством и философией в XX веке, снова встает вопрос о ценностях человеческого существования, о смысле жизни. Казалось бы, так естественно жить и творить, быть звеном в биологической цепи поколений, приумножать культурную сокровищницу человечества. Но, видя всю глубину и катастрофичность противоречий в отношениях человека и общества, между разными сообществами, и человечества в целом к природе, понимаешь всю абсурдность такого существования и склоняешься к мысли о недостаточности, неубедительности логических оснований самой жизни.
   Не оттого ли многие беды и трагедии личных судеб, огромное количество разочаровавшихся в жизни людей, ставшие реалиями повседневности самоубийства? Жизни и дарованные от рождения таланты остаются нереализованными.
   Стоит посмотреть хотя бы только на птиц, строящих гнезда и выводящих потомство, проявляющих чудеса стойкости и трудолюбия, как тотчас проникаешься уверенностью в необходимости творческого преображения жизни ради благих целей.
   Соотнесение себя с масштабами Вселенной, простая мысль о ее безграничной протяженности во времени и пространстве, величии ее ритмического дыхания, неистребимости постоянства восхода и захода Солнца тотчас придает значение собственному существованию. И человеческая душа, отягощенная земными бедами и страданиями, обращает свой взор к иному, превосходящему рамки земного. Открываются горизонты духовного, непреходящего субстанциального.
   Человек хочет понять многообразие Вселенной, свое место в ней, и жить на земле в соответствии с таким осмыслением. Величие замысла Мироустройства не оставляет человеку шанса на пессимизм и отчаяние. Нисходит просветление, что свобода воли – это претворение индивидуального преходящего как субстанциального непреходящего.
   Вследствие такого отношения к ключевым проблемам познания возникает убежденность в том, что прошлое не исчезает, но кристаллизуется в образах и смыслах, и наличествует «здесь и теперь» как актуальное. Точно так же и в мгновении настоящего заключена вся бездна возможных сценариев будущего. Иначе говоря, человек волен определять будущее в той мере, в какой непреходящая судьба позволяет ему делать это.
   Почему приходится говорить о таких отвлеченных соображениях в предисловии к столь привычному для нас явлению как книга? Ответ заключен в ее названии. Вселенная становится храмом и одновременно алтарем. Здесь человек благоговеет и приносит в жертву будущего свой талант и творческие усилия. Подзаголовок в названии книги поясняет, что все повествование подчинено философии яйца и его роли в реконструкции Рая на земле. Уже в одной только формулировке угадывается захватывающая перспектива открытий!
   Несмотря на сокровищницу мудрости тысячелетий, у человека, ввиду исторического приращения смысла текста, всегда есть возможность сказать нечто новое и внести свой прибавочный элемент в культуру. Но важно понимать, что эпоха доминирования логики в духе обычной способности рассуждений завершилась. В XXI веке и научное, и художественное слово с необходимостью должны обогатиться откровениями свыше, и не противостоять друг другу, но пребывать в гармонии, если не сказать – быть тождественными.
   В языке могут встречаться такие смысловые конструкции, перевод которых на другой язык является делом исключительно творческим. То есть можно говорить об идее, а также ее версиях в разных языках как следствиях материализации в слове.
   У этой книги долгая предыстория многолетних раздумий автора над субстанциальной природой человека и творческом выражении этой природы. Толчком к написанию ее послужила реальная встреча с художником Оксаной Мась, инициировавшей широко известный проект с необычным названием «Post-vs-proto-Renaissance», который был представлен на 54-й Венецианской биеннале. Смысл проекта – в создании Гентского алтаря из яичных мозаик.
   Проторенессанс в названии проекта отсылает к чистому, первоначальному смыслу эпохи Возрождения, отмеченному высочайшим взлетом творческого духа человека. Слово versus – сокр. vs – означает против, то есть последующие эпохи, исполненные своих взлетов и падений, агрессии, забвения и смены приоритетов в сравнении с периодом Ренессанса.
   В результате своих творческих поисков Оксана Мась пришла к убеждению, что эпоха постмодернизма не отражает исчерпывающей полноты драматизма исторического движения человечества. Она раздвигает смысловые ограничения, характеризуемые словом post (после), значительно шире – до самых оснований первоначального истинного Возрождения. Так возникло название ее проекта.
   Двойное отрицание, как известно, есть утверждение. Человечество снова оказалось перед необходимостью возрождения, воскресения, но уже в свете новых прозрений современности. Пожалуй, невозможно было придумать лучшую модель такого возрождения на новом витке исторического развития как создание всемирно известного алтаря из расписанных грехами и добродетелями яиц. Сам процесс воздвижения алтаря оказывается вдохновенным действием мирового масштаба, символизирующим построение культурного моста в будущее.
   Представленный Оксаной Мась на Венецианской биеннале проект, как и многие другие ее проекты, и вообще вся творческая деятельность, убедительно демонстрируют значение практики искусства в возникновении новых теоретических идей. С другой стороны, теоретическая книга о философских особенностях мировосприятия новой эпохи в ожидании футурологического апокалипсиса рискует оказаться мало понятной без надлежащей практической интерпретации. В этом смысле практику искусства, репрезентируемую творчеством Оксаны Мась, можно считать хорошей наглядной моделью футуристических идей философского характера.
   Настоящая книга есть не что иное, как своеобразное объявление о готовящейся к изданию фундаментальной книге, в которой подробно будет освещена философия реконструкции Рая. Названная пропедевтикой книга необходима именно как начальное введение в широкий круг вопросов, рассматриваемых с необычных позиций, да еще излагаемых новаторским языком, соединившем в себе науку, искусство и откровение. Логические построения в ней преодолеваются иррациональной стилистикой прорицаний в духе оракулов.
   В 2013 году исполнится 170 лет со дня рождения Альфреда Нобеля и 2400 лет Академии Платона. Кроме того, в Афинах пройдет XXIII Всемирный Конгресс по философии. Девиз Конгресса – «Философия как изучение и образ жизни» – в полной мере соответствует духу обеих книг – пропедевтической и основной. Поэтому планируется презентация этих книг, равно как и выставочного алтарного проекта Оксаны Мась в рамках философского Конгресса.
   Имя Альфреда Нобеля, учредившего свою знаменитую премию, упоминается в названии книги не только в связи с его юбилейной датой. Премию мира он завещал присуждать, в частности, и за выдающиеся идеи в философии. Эпитет «нобелевский» обращает внимание на необходимость высокого качества подобных идей. Идеи должны быть столь высокой пробы, чтобы с их помощью открывались новые пути и горизонты интеллектуальной жизни, менялись стереотипы восприятия и мышления в сторону усовершенствования эстетических и этических способностей.
     Поскольку основная книга, которой можно дать условный подзаголовок нобелевских лекций по философии, выдержана в стилистике оракулов, то для подготовки к ее восприятию целесообразно заранее ознакомиться с таким средством выражения. Именно по этой причине в настоящую книгу включена французская версия моей книги «Оракул венецианской биеннале как метафизика искусства и жизни», написанной специально для 54-й Венецианской биеннале. Кроме того, в эту книгу помещен верлибр, в котором в духе оракула говорится о том, что представляет собой основная книга, а также приводится полное оглавление ее содержания. Как видно из названий глав, на их основе действительно можно строить циклы лекций по разным вопросам философии.
   Таким образом, предлагаемая вниманию читателей книга удовлетворит интересы говорящих на английском и французском языках. Говорящие по-французски, смогут большее внимание уделить философии искусства и жизни в связи с идеологией биеннале, причем не только Венецианской, в то время как англоязычные читатели смогут сосредоточиться на творчестве Оксаны Мась, ее Гентском алтаре из расписанных яиц и философии реконструкции Рая.

Александр Сизиф
Директор Института футуристических исследований


Рецензии
Может все и умно,но Гегеля мне читать проще и интересней.Можно сказать об этом же другими словами?

Ирина Давыдова 3   11.11.2012 13:54     Заявить о нарушении
Пусть Гегель Вам скажет другими словами.
После Гегеля - сам черт не брат, а уж простой моряк и подавно!
А за героизм и отвагу чтения - поощрительный вздох неба.

Александр Сизиф   11.11.2012 14:15   Заявить о нарушении