Часть вторая Гадасса Эсфирь

                Гадасса ( Эсфирь )


Есфирь – центральный персонаж одноименной канонической ветхозаветной книги, прекрасная еврейка из колена Вениаминова, ставшая любимой женой персидского царя Артаксеркса и спасшая свой народ от истребления. Имя Есфирь происходит от «астир» — «звезда» или от имени персидской богини Иштар (Астарта), потому что красота Есфири была сравнима с красотой этой богини. Но на иврите ее имя – Гадасса – имеет тот же корень, что и слово «спрятанный», т.е. «та, которая была сокрыта».

Гадасса рано осиротела. «По смерти отца ее и матери ее Мардохей взял ее к себе вместо дочери» (Есф.2:7). Мардохей был ее двоюродным братом. Переселенный из Иерусалима вместе c иудейским царем Иехонией, Мардохей жил в Сузах, престольном городе персидского царя Артаксеркса, и служил при царском дворце (2:5-6

Эсфирь (прежде Гадасса) была родственницей и воспитанницей еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой царицы Астинь (греч., в оригинале: Вашти), выбор его пал на Эсфирь. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина.

Возвышение иудейки возбудило и зависть, и злобу у некоторых придворных, и особенно у Амана — амаликитянина,
пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев.

 Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Узнав о замысле Амана, бесстрашная Есфирь идет на смелый поступок — является на глаза царя и владыки. Это грозило ей смертью. Женщина на Востоке, если она появлялась на территории царской половины без зова, могла быть умерщвлена. Мужественная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету , явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого рассказала о кознях Амана и обратилась к нему с просьбой о защите.
 Узнав в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа иудеи, с оружием в руках, восстали на защиту своей жизни и избили множество врагов,
причём и десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом.

Эта история описана в Книге Есфирь, помещенной в русской Библии между Книгами Юдифь и Иова. Она написана на иврите с включением отдельных персидских и арамейских слов. Хотя в подлинном еврейском тексте ни разу не встречается имени Бога, однако она всецело проникнута глубоким религиозным духом. Некоторые исследователи[источник не указан 49 дней]видели в книге Есфирь не действительную историю, а своего рода притчу или историческую повесть (Землер и др.). Но это мнение опровергается целым рядом фактов. Все подробности быта и обстановки, самый характер царя, под которым, по видимому, подразумевается Ксеркс I (в греческом переводе Артаксеркс), особенности языка, масса персидских и зендских имён — всё это говорит против предположения о вымысле или аллегории. Имя Ахашверош[источник не указан 49 дней] вполне соответствует клинописному Хшайярша.

Так, в структуре книги два героя ( противостояние Амана и Мордехая, Вашти и Эсфирь), два пира, два поиска жены для Ахашвероша, две молитвы, два решения судьбы еврейского народа, отражённые в двух царских эдиктах, два заговорщика против царя, два спасения - царя и еврейского народа.
-------------------------
"Персы имели примитивное право, основанное на обычаях. Решения царя были последней инстанцией и не подлежали изменению. [курсив мой. – В.Ш.]. Однако царь должен был править в соответствии с традиционными установлениями персов, советоваться с представителями семи знатных родов, которые играли большую роль в правовой жизни страны. В особо важных случаях монарх собирал совет, состоявший из представителей знати.
Он мог устанавливать новые законы, ссылаясь на желание Ахурамазды. Основные принципы этих законов изложены в надписях Дария I. В Бехистунской надписи Дарий заявляет: «Человека, который был верен мне, я вознаграждал, человека же вероломного я строго наказывал”.

Впервые царские судьи упоминаются при Камбизе II. Согласно рассказу Геродота (V, 25), царский судья Сисамн брал взятки, и Камбиз велел содрать с него кожу, выделать и обтянуть ею судейское кресло взяточника. Затем Камбиз назначил судьей сына казненного, приказав ему выносить решения, сидя в этом самом кресле. Дарий I приговорил судью-взяточника к распятию на кресте, но принял во внимание его прошлые заслуги и помиловал сего лихоимца.
После захвата Египта царские судьи постановили: за каждого погибшего воина из армии Камбиза предать смерти десять знатных египтян. Перс Оронт за ложный донос был исключен из списка царских друзей. Преступления против царя или его семьи карались смертной казнью. Часто за такие преступления наказывали и всю семью беззаконника. При этом для дознания прибегали к битью плетьми и пыткам скорпионами. Наказания были весьма суровыми.
 Гистий, тиран Милета, восставший против Дария, был распят на кресте.
Уже мертвому царевичу Киру Младшему, поднявшему мятеж против Артаксеркса II, «по обычаю персов» были отрублена правая рука и голова. По свидетельству Ксенофонта, во владениях Кира Младшего в Малой Азии вдоль больших дорог часто можно было видеть «злодеев» с отрубленными ногами, руками и выколотыми глазами. Головы отравителей клали на широкий камень и давили их другим камнем, пока те не расплющивались. Ослушникам за неповиновение властям нещадно отрубали головы.

Тема «Печь огненная» (Дан 3) о том, что в печи было трое, а ходило четверо и с чем это связано. В малой Азии, под Анкарой, где находилась древнейшая хеттская культура (государство Урарту - нынешняя Армения) 5000 лет до Р. Х. производились раскопки в месте, где действительно были огненные печи, откуда видно, что они собой представляли.
 Печи предназначались, в основном, для выплавки металла, но туда, видимо, бросали и преступников. Обратите внимание, что все, кто подходил к печи, чтобы бросить жертву, сами умирали, потому что подойти к печи этой невозможно, не получив серьезного ожога. Эти люди были в основном рабы. Печь представляет собой углубление в земле размером 5x6 м. с системой поддува, где стояли меха, и системой подачи горючих материалов — смол, нефти и т. п., под цистерной находилась сливная камера.

Однако своды персидских законов до нас не дошли, если не считать отдельных и, по-видимому, не всегда точных данных о них у греческих авторов; в завоеванных же странах действовали местные законы”.

 В настоящее время среди библеистов господствует мнение, что Ахашвероша следует идентифицировать с Ксерксом. Причина тому этимология имени Ахашверош восходит к древнеперсидскому слову Хшаярш, принимаемое за оригинал греческого варианта имени .

В книге Есфири одной из характеристик царя является его любовь к пирам (1:3-8; 5:4-8; 8:17). Об этом же есть сведения у Геродота (16121; 7:27 и др.).

10) Описание царя Ксеркса сходно с описанием его во внебиблейских памятниках (1:3-4; 5:4-8): изнежен, жесток, глуп и самодоволен. Отсюда пьянство, желание видеть царицу перед пьяной компанией (1:11).

Здесь необходимо уточнить, какой царь имеется в виду в книге Есфири. Скорее всего, не Артаксеркс 2 (404-359), а Ксеркс 1, сын Дария 1 Гистаспа (485-465). Тогда события книги можно отнести к 3-12 гг. правления этого царя (483- 474). В пользу такого мнения можно привести следующие аргументы:

 -в еврейском тексте царь назван Ахашверош, что в клинописи соответствует слову Хашайарша, т.е. Ксеркс 1;

 -по свидетельству Геродота и Страбона Ксеркс 1 был любителем пиршеств и роскоши, тираном, зависимым от мнения советников;

 -Ксеркс 1 долго отсутствовал в Персии, воюя с Грецией, поэтому Есфирь была выбрана вместо прежней царицы только через четыре года после изгнания первой;

 -ключом к пониманию данного вопроса о лице царя в книге Есфири можно назвать анализ имени Мардохей [свящ. Александр Тимофеев, свящ. Димитрий Юревич. Книга Есфири: шаг к пониманию]: имя имен вавилонское происхождение, восходя этимологически к имени вавилонского бога Мардука. Уже при Ксерксе 1 культ Мардука сходит на нет, значит, двоюродный брат Есфири, Мардохей, должен был родиться до взятия Ксерксом Вавилона, т.е. до 482 года, когда Ксеркс захватил Вавилон, а статую Мардука разбил и переплавил.

Каноническое достоинство книги.

Особенность этой книги в том, что она никогда не читается за богослужением в христианской Церкви, а только у иудеев в праздник Пурим.
Каноническое достоинство книги Есфири не подвергалось сомнению в древнем иудействе, где считалось, что ее написала Великая Синагога. Александрийские иудеи рано перевели книгу на греческий и переправили в Александрию (10:3).

Хотя имеются в книге несколько неканонических добавлений:1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:12; 10:3. В Вульгате и древних славянских изданиях Библии все эти вставки помещались как отдельные главы, как бы дополнение к книге Есфирь: глл.11-16.

Уже в христианскую эпоху возникли сомнения в подлинности книги. Но, начиная с 85 апостольского правила и в последующих исчислениях, книга Есфири есть в каноне, как в греко-восточной православной Церкви, так и в западной католической и протестантской Церквях.


Могила Есфири и Мардохея, а также храм, посвящённый им, находится в городе Хамадан (древние Экбатаны) в современном Иране.


-----------------------------------------------

                Книга Эсфири

В память двух дней, когда евреи, по замыслу Амана, должны были погибнуть, а вместо этого искоренили великое множество своих врагов, Есфирь и Мардохей учредили праздник Пурим (9:26-32).


Знаменитая иудеянка Эсфирь из колена Вениаминова, возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской.

«Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме».  Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения праздника  ПУРИМ. Это событие и есть содержание книги Есфирь.


В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480–475 годов до Р. Х.

Цель написания книги Есфири — показать потомкам промысел Божий о Церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей.

Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения праздника  ПУРИМ. Это событие и есть содержание книги Есфирь.

Книгу можно разделить на три части.

Первая часть — главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной пленницы, сиротки- иудеянки Есфири до звания царицы персидской.

 Вторая часть — это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев , и  о плане Есфири для спасения единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там.

Третья часть — это падение Амана и всех врагов Иудеи.
               
                Пурим

Празднование Пурима носит общественный характер. Основные события происходят в синагоге. Празднования начинаются даже раньше официальной даты Пурима. В последнюю субботу перед началом Адара и субботу непосредственно перед праздником Пурим религиозные евреи в субботнюю службу включают специальные чтения. Перед Пуримом многие евреи соблюдают пост Есфири, в память об ее трехдневном посте перед тем, как она пошла к царю. Этот пост длится от зари до сумерек, он напоминает евреям о произошедшей битве.
На Пурим в каждой общине читают книгу Есфири. Во время чтения каждый раз, когда произносится имя Аман, принято свистеть, стучать, шуметь, т.е. издавать всяческие неодобрительные восклицания.
Обычаи празднования могут отличаться в разных общинах, но в них есть общее – для евреев это радостный праздник избавления народа от покушения Амана.
На Пурим многие люди приходят в синагогу в маскарадных костюмах, многие синагоги организуют парады и карнавалы. Чаще всего это костюмы героев пуримской истории, но на празднике можно увидеть и другие исторические и политические фигуры.

Во многих синагогах устраивают юмористические сценки, которые называются пуримшпили. Сценарий может быть любым, чем глупее, тем лучше.

На Пурим принято есть, пить и радоваться. В Пурим можно пить вино до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он «благословения Мардохею или проклятия Аману» (Талмуд).

Традиционно в Пурим евреи едят выпечку под названием «уши Амана»: треугольные пирожки со сладкой начинкой из варенья или мака.


Еще одна традиция этого праздника – пуримская цедака, что в переводе с иврита означает справедливость и относится к благотворительности. Традиция восходит к книге Есфири, где цитируется заявление Мардохея, что Пурим является праздником радости и веселья и люди в этот день должны угощать друг друга сладостями и выпечкой и помогать нуждающимся. Так возник обычай посылать друзьям и близким свертки или корзинки с угощениями, в которых должно быть по меньшей мере два вида угощения. Кроме того, принято давать в этот день подаяние, оказывать денежную помощь бедным и благотворительным организациям. [Ричард Д. Банк и Джулия Гутин. История и наследие еврейского народа. – Москва, 2007].

Пурим считается у евреев величайшим праздником. По словам талмудических мудрецов: «Когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Есфири не забудется, а праздник Пурим не перестанет быть соблюдаем» (Еврейская энциклопедия, т.13, стб.124).    Праздник Пурим празднуется доныне во всем Израиле. В этот праздник читается книга Есфири.


 Меня давно мучает вопрос после видения, в котором кто-то невидимый назвал меня Эсфирью :

               " Кто такая Эсфирь, и что общего между нами ? "


Воспитывал её Мардехай - двоюродный брат.
Я воспитывалась в интернате.

В молодые годы свои Эсфирь была красива, умна и патриотична.
То же могу сказать о себе.

Из бедного сословия , бывшая пленница , она стала царицей.
Если чуть иначе разбираться, я тоже из бедного сословия, находящаяся в плену несправедливых законов и несчастий, но о троне нет и мысли ! Не желаю и не стремлюсь к нему, ибо ненавижу царско-политический вертеп и постоянный страх перед заговорщиками, льстящими тебе.  Хотя... на что только Господь не толкнёт ради блага своего избранного народа ?!
Эсфирь тоже стала царицей лишь ради своего народа.

Мои предки - армяне , выходцы Палестины, Персии, Турции, Ирака, Армении, Азербайджана... Прапрадед проживал в местности, где озеро Ван. Многие проживали в Араратской долине Армении, а более близкие мои родные - прадед , дед, отец Вазген и мать Тамара ( Тамарой была и сестра Эсфирь - царица соседней страны - Грузии)
  были жителями горной местности в Азербайджане в исконно армянском селении, где я родилась. Кроме фамилий люди различались по родовым данным, например - корни отца - Баннаганц, а матери - Тархананц. Речь с диалектом, но вполне понятная.
Вера в истинного Бога Творца, отсутствие всяких идолов, праздники у  жертвенника в самом прекрасном месте альпийского луга на горе : приношение в дар овец и петухов, христианские молитвы и песни, уважение друг к другу, мир, радость в каждом сердце, независимость...Не этого ли желал Господь ?

Есть в моём родном селе такие печи в земле до сих пор, но поменьше  размером  и для благих целей : диаметр - 1.5 м, высота - от 1.5 до 2-х м. Обложены кирпичами, или камнями. На дне разводится огонь и когда стены раскаляются, шлёпают на них круги из теста и закрывают печь до готовности хлеба.

«И был в Иудее пророк Аввакум, который сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо пошел на поле, чтобы отнести это жнецам, но Ангел Господень сказал ему: «Аввакум, отнеси обед, который у тебя в Вавилон Даниилу в ров львиный».

У меня тоже порой бывает желание накрошить хлеба в первые блюда и в кефир. Видимо что-то сохранилось в извилинах подсознания.

Наши предки были долгожителями. Моя бабушка - мать отца моего, словно была сестрой - близнецом  матери Терезы, уж очень на неё похожая, и такая же святая. Прожила 100 лет. Справив столетие, умерла наутро. Бабушка по матери чуть-чуть не дотянула до ста лет.
 Отцовское колено было из царей, а по матери - мастеровые и философы. Отец мог порой похвастать чем-либо, обижаясь, что люди не замечают его заслуг и превосходства. Осталась-таки в нём царская кровь. Нынче нет его, давно покоится душа. Нет и многих других родственников.

В 1993 году произошло изгнание моего народа , выходцами которого были отважные воины, маршалы и Герои СССР, поэты и другие знаменитые люди-потомки Левия, Вениамина, Иосифа и Давида. У меня был семилетний брат Давид, который обварился кипятком. Он не стонал, а кусал губы, отчего они постоянно в крови. Он не ждал нашего сочувствия, а сам успокаивал нас :  " Мне больно лишь в душе, ведь вы страдаете. Я попрошу Боженьку успокоить всех, когда умру, а с ним мне будет лучше, чем вам здесь без меня" , - говорил он перед смертью. Ну разве не воин ?

В дальнейшем то же самое произошло с моим семилетним сыном, тоже обварился. Разницей было то, что у Давида поражённая плошадь кожи составляла 70 %, а у моего сына - 72 %, да великое счастье - остался жив. Перед комой в дошоковом состоянии сынишка Коля успел помолиться Николаю Чудотворцу и Николаю Угоднику, своими детскими словами прося :  " Помогите, спасите меня, иначе моя мама умрёт ! "

 Кстати, по статистике отважных  армян во время ВОВ по количеству оказалось более, чем у других республик СССР.
Ген справедливости и отваги, долга и любви к Родине  основной компонент крови каждого армянина ! Россию считаем нашей общей родиной, хотя и называется нынче не СССР. И это надолго !!! И это справедливо, ведь это родство скреплено кровью наших предков, отдавших жизни ради счастливой жизни всех советских людей - собратьев, которые нынче, как враги друг-другу.

А ведь мы почти все одной крови, мы все имеем одни корни, у нас одни прародители. Почему же такая неприязнь друг к другу ?
Мы виновны в том, что, как бараны ( ягны), прислушиваемся к тем, кто не от Бога Всевышнего, а бесово отродье, отдавая им даренные нам Богом наши души. Нет веры в людей даже в церкви ?  Но вера в Творца ведь есть ?! И должна быть ! Слушать надо сердце своё, а совесть и разум укажут верный путь, ибо они есть частица Бога. Не дайте угаснуть этой искорке. Живите с верой, надеждой и совестью своей. Будьте ответственны пред Творцом своим за свои ошибки, ибо грядёт час Его Суда, и Он с каждого спросит.

Но об этом я напишу в следующей теме -  " Пророчества ".


Рецензии