Семнадцать мгновений июня. День третий

Семнадцать мгновений июня. День третий
Путевые заметки Фотинии.
День третий, 15 июня.

Нет худа без добра. Еще вчера мы были приглашены на престольный праздник преподобного Варлаама Хутынского в  Анастасов монастырь. Всего-то 4 км ходу от Троицкой церкви, приютившей нас на ночлег. Напрямую было бы два километра, но мост через реку Упа проходит в стороне, приходится делать крюк.

Диму-колясочника, его сопровождающего, 81-летнюю Анну и 74-летнюю Марфу с больными ногами отец Александр усаживает в свою машину. Остальные – в состоянии дойти сами.
После долгого сидения в автобусе – с удовольствием! Утреннее солнышко прикрыто легким покровом облаков. Идти – комфортно. Места – живописные. Полной грудью вдыхаем свежий воздух средней полосы России.

 Историческая справка:

 Около середины XIVвека на рубеже степных необжитых земель возникло Одоевское княжество. В течение двух веков оно подвергалось набегам то ордынских, то литовских захватчиков, пока в 1494 году не вошло в состав Московского государства. В Одоеве были построены укрепления – город стал одним из форпостов оборонительной системы. Со временем границы нашего государства отодвигались все дальше на юг, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Оборонительные сооружения ветшали, разрушались, и к концу XVIII века сохранился только земляной вал. Остатки вала и еле приметные следы рва можно, напрягая воображение, заметить и сегодня, они отделяют современный город от места расположения древних крепостных сооружений.

 Что касается названия города, то по этому поводу существует весьма романтичная версия, согласно которой оно состоит из двух греческих слов: одос, что в переводе означает «дорога», и ев – «хорошо». Таким образом, в переводе название Одоев звучит, как «хорошая дорога».
  По одной из таких дорог мы и приехали на реку Упа, которая голубой лентой прорезает Одоевский район и впадает в Оку. Вместе с засеками она служит границей двух зон – лесной и лесостепной. Места по этой реке холмистые, привольные и необыкновенно поэтичные. Но одном из холмов на южном берегу Упы и стоит древний Одоев.

Преодолев крутые ступени подъема и спуска моста через реку, устремляемся по накатанной дороге к монастырю. Никто из нас ничего не слышал о нем. Но, видимо, Богу так угодно, чтобы мы посетили Богородице-Рождественский Анастасов монастырь.

Итак, все по очереди (кто-то дошел раньше, кто-то – позже), преодолели высокую крутую лестницу храма Рождества Пресвятой Богородицы и очутились в средневековой сказке с округлыми потолками. Но, так как уже шла литургия в храме, приложившись к иконам, прислушались к песнопению братии монастыря.

Алла Дмитриевна попросила исповедующего старца, дать ей совет, что делать дальше с намеченным маршрутом и объяснить, отчего в начале пути было столько препятствий?
 Старец благословил продолжить путь, пожурил, что вину за всё на себя брать не надо.
 - Да. Господь вам устроил испытания, но он и ангелов следом послал. Они вас на руках носили, они и помощь скорую организовали и сюда привели. И не оставят вас и впредь. Езжайте с Богом! 
Оказалось, что в этом  монастыре недавно  поселился отец Илия, с Оптиной пустыни, который был очень большим другом покойного  батюшки  Зосимы.
По завершении праздничной литургии, вместе с монахами совершили крестный ход вокруг храма. По возвращении в храм нас не просто окропили святой водой, а в буквальном смысле окатили из чаши с высокой лестницы. Погода жаркая – приятно, радостно!
После подхода к кресту, еще и запивали просфоры святой водой.

По нашей просьбе к паломнической группе вышел один из братьев-монахов и рассказал об истории возникновения монастыря.
 
«Монастырь назван «Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.
По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
 Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.
 В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вочленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик (Татьяна Кокот).

 Этот храм – памятник федерального значения. В Брежневские времена его пытались восстановить, но работы не были доведены до конца.
 Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.
 По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла пять монахов из Оптинской пустыни переехали в Анастасов монастырь для его полного восстановления. С марта 2004 года работа по восстановлению активизировались. 10 человек кроме монахов подвизаются восстанавливать древнерусскую святыню».

 В стенах Анастасова монастыря находилась мастерская Филимоновской игрушки*, образцы которой долго хранились здесь, но за годы советской власти их растащили. Сейчас принято решение сделать роспись стен в стиле этой игрушки, нижние части стен и простенков уже несут на себе образы русского народного промысла.
 
 *Филимо;новская игру;шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
 Возникновение

 Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Во время Великой Отечественной войны жителей близлежащей деревни согнали в этот храм и попытались его взорвать вместе с людьми. От мощных зарядов храм поднялся, оторвался от земли и рухнул на прежнее место, не причинив вреда селянам.

Есть здесь и свой святой источник – Макарьевский.
Братия монастыря поддерживает тесную связь с Оптиной пустынью.

Обратная дорога всегда труднее. Но и тут нам была послана помощь. Алла Дмитриевна  нашла в монастыре машину, в которую посадили Диму, Татьяну с дежурными и ещё пару самых «молодых» наших паломниц.  Почти всех потом  посадила на попутные  машины  и они  довезли нас до Одоева к Свято-Троицкому храму. Водителям радостно было помочь гостям из далекой Украины. Как оказалось, у всех там, то друзья, то родственники. Кто-то вспоминал годы службы в армии, работы, а кто-то – проведенный отпуск в  Крыму.

 У нас появилась возможность перейти на российскую мобильную связь. Но, выяснив цены и условия, были удивлены. Когда-то этот беспредел начинался и в Украине, но быстро прошел.

 - Как это? Платить за входящие звонки? У нас платит только тот, кто звонит.
 - Ничего себе! Цены у вас… кусаются.
 - И что? Этот тариф действует только в роуминге вашей области? Так мы же по всей России путешествуем. Нет, у нас на всю Украину – неизменный. Так и Украина – не маленькая страна. А какая разница?

А разница оказалась огромной. У нас на 30 гривен (120 рублей) без ограничения в минутах (но не более часа в день) целый месяц разговаривать можно, а у вас этой суммы хватило на три непродолжительных звонка. Но, может, это потому, что в России большие зарплаты?

Приезжий из Москвы тут же соглашается с этим доводом, но местные жители Одоева, стоящие в очереди с нами, сомневаются. Средняя зарплата здесь не превышает семи-восьми тысяч рублей. Есть и большие зарплаты, но мало кому удается на такие работы устроиться. В переводе на Украинскую гривну, почти такие же средние зарплаты и у нас. А если взять в расчет, что цены в России выше…
 
Стоп. Уходим от политики. Возвращаемся в духовное – церковь.

На ее территории нас уже ждал обед, приготовленный Танечкой и дежурными. Подкрепились, поблагодарив Бога за трапезу, улеглись на травку в ожидании автобуса из Тулы, который нас должен был доставить в Шамордино. Мы  поехали по дороге, сделав приличный крюк, так как по советам местных водителей – короткая дорога очень плохая.

Алла Дмитриевна решила больше не рисковать, расторгнув договор с водителями первого автобуса. В Шамордино за нами должен приехать другой луганский автобус. Он везет альпинистов на Кавказ, а затем приедет к нам, чтобы мы смогли продолжить паломнический маршрут.

Как призналась (уже после поездки) Алла Дмитриевна, если бы не эти водители, с которыми она и должна была ехать первоначально, ей бы уже и не удалось найти автобуса для продолжения паломничества. Она связалась с другим автобусом только из-за того, что желающих поехать было больше, чем посадочных мест в первом автобусе. Кстати, потом несколько человек перед самым отъездом, отказалось ехать из-за  каких - то проблем.

Тепло прощались мы с отцом Александром, с женщинами,  помогшими нам вчера устроиться на ночлег. Погрузившись со своими сумками в тульский автобус, поехали в женский монастырь, в любимую обитель Амвросия Оптинского – Шамордино.

Как только отъехали от Одоева, испытали еще один немалый стресс. Автобус резко затормозил и вильнул к обочине. Затем и вовсе остановился. Мы все ахнули! Там на дороге лежал мотоцикл. Мотоциклист, с трудом встал на ноги и пошел по дороге, шатаясь из стороны в сторону.
- Это мы его? – повис общий вопрос.
- Нет, он сам.
- Так мы не виноваты?
- Нет. Мы его даже не задели. Он   нас очень круто обогнал, но,  не удержав мотоцикл,  покатился кувырком, сначала вместе с мотоциклом,  потом, мотоцикл  вперед - перед автобусом, а мотоциклист  вправо – на обочину. 
- Ему помощь не нужна?
- Сейчас узнаем…

Парень с каской в руках еще немного пошатался вдоль дороги, а потом, видимо, придя в себя, поплелся обратно к своему мотоциклу. Помощь ему наша не понадобилась. Мы поехали далее.


 
 http://www.shamordino-m.ru/istorija-obiteli

 История обители

 Часть 1. Основание обители

 На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей.

 Часть 2. Под покровом Божией Матери и водительством старцев

 С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Протоиерей Сергий Четвериков пишет: «Имя старца Амвросия привлекло в обитель сестер со всех концов России, из всех классов общества. Пришли сюда и молодые курсистки, искавшие и находившие у старца указание смысла жизни; пришли богатые и знатные помещицы, вкладывавшие свои материальные средства на созидание обители. Были здесь и любительницы благочестия из купеческого звания, принимавшие иногда тайный постриг еще до поступления своего в монастырь. И особенно много было простых крестьянок.

 Часть 3. В годы гонений

 Революционное лихолетье не пощадило и Шамординскую обитель. Ее постигла общая участь всех русских монастырей. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В связи с декретом советского правительства от 3 января 1918 года об изъятии церковных и монастырских имуществ матушка Валентина обратилась к Преосвященнейшему Феофану (Тулякову, 1864-1937, священномученнику), епископу Калужскому и Боровскому, с прошением разрешить переименовать обитель в трудовую коммуну...

 Часть 4. Возрождение обители

 К торжественному празднованию тысячелетия Крещения Руси поруганные святые храмы и монастыри стали возвращать Русской Православной Церкви. В 1987 году в числе первых была возвращена Оптина Пустынь. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня 1988 года, были причислены к лику святых девять подвижников благочестия, среди которых – великий российский старец-духовник иеросхимонах Амвросий Оптинский (1812 – 1891).

 Часть 5. Пред Пречистым Твоим образом

 Милость и благословение Шамординской обители Матерь Божия также явила Своим пришествием со Святой Афонской Горы в образе Казанской иконы. Этот образ Заступницы Усердной был написан для иконостаса Казанского собора настоятелем Святогорского Греческого братства келии святителя и чудотворца Николая «Буразери» и передан в дар монастырю 28 октября 1999 года. Знаменательно, что именно в этот день по завету основателя обители преподобного Амвросия в монастыре особо чествуется Пресвятая Богородица в Своей чудотворной иконе «Спорительница хлебов». Так как Казанский собор еще не был восстановлен, то подаренную икону временно установили у алтаря в храме преподобного Амвросия и ежечасно стали читать перед ней акафист. Так Матерь Божия укрепляла и вдохновляла сестер на дальнейшие труды во славу Божию.

 Часть 6. Приведутся Царю девы

 Низкий поклон всем, кто помогал и помогает монастырю. Вечная память ныне уже почившим благотворителям, потрудившимся на благо Шамординской обители во славу Божию. Многая и благая лета тем, кто и ныне не оставляет Шамординскую обитель; всем, вносящим свою посильную лепту, а также труждающимся во славу Божию в монастыре.

 Шамординская обитель предстала во всем величии перед нами, удивляя, радуя, заставляя трепетать наши сердца. По приезду, нас сразу расселили в гостевые дома. Несколько человек пошли на послушание в трапезную, а остальные – на вечернюю службу.
 После ужина осталось еще время прогуляться по территории монастыря, заняться своими делами. По возвращении в гостевые дома почитали вечерние молитвы и улеглись. Заснули все, как по команде…


Рецензии
Да, много страшных дел натворила на русской земле богоборческая советская власть! Сколько гонений, сколько мучений и страданий довелось вынести в те годы Православному люду, сколько унижений и ущемлений в гражданских правах, что казалось и не будет никогда возрождения духа Православного в нашем народе! Ан просчитался Враг рода человеческого, не по его вышло - жива Русь Святая!

Дмитрий Юдкин   17.08.2012 23:15     Заявить о нарушении
Жива, Димочка, жива Русь Святая! И жив дух ее, в нас всех, кто любит ее, пребывающий!
Спаси Бог за Веру!

Светлана Тишкина   18.08.2012 11:21   Заявить о нарушении
Спаси, Господи, нас грешных!

Дмитрий Юдкин   18.08.2012 23:35   Заявить о нарушении