Семнадцать мгновений июня. День третий
Путевые заметки Фотинии.
День третий, 15 июня.
Нет худа без добра. Еще вчера мы были приглашены на престольный праздник преподобного Варлаама Хутынского в Анастасов монастырь. Всего-то 4 км ходу от Троицкой церкви, приютившей нас на ночлег. Напрямую было бы два километра, но мост через реку Упа проходит в стороне, приходится делать крюк.
Диму-колясочника, его сопровождающего, 81-летнюю Анну и 74-летнюю Марфу с больными ногами отец Александр усаживает в свою машину. Остальные – в состоянии дойти сами.
После долгого сидения в автобусе – с удовольствием! Утреннее солнышко прикрыто легким покровом облаков. Идти – комфортно. Места – живописные. Полной грудью вдыхаем свежий воздух средней полосы России.
Историческая справка:
Около середины XIVвека на рубеже степных необжитых земель возникло Одоевское княжество. В течение двух веков оно подвергалось набегам то ордынских, то литовских захватчиков, пока в 1494 году не вошло в состав Московского государства. В Одоеве были построены укрепления – город стал одним из форпостов оборонительной системы. Со временем границы нашего государства отодвигались все дальше на юг, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Оборонительные сооружения ветшали, разрушались, и к концу XVIII века сохранился только земляной вал. Остатки вала и еле приметные следы рва можно, напрягая воображение, заметить и сегодня, они отделяют современный город от места расположения древних крепостных сооружений.
Что касается названия города, то по этому поводу существует весьма романтичная версия, согласно которой оно состоит из двух греческих слов: одос, что в переводе означает «дорога», и ев – «хорошо». Таким образом, в переводе название Одоев звучит, как «хорошая дорога».
По одной из таких дорог мы и приехали на реку Упа, которая голубой лентой прорезает Одоевский район и впадает в Оку. Вместе с засеками она служит границей двух зон – лесной и лесостепной. Места по этой реке холмистые, привольные и необыкновенно поэтичные. Но одном из холмов на южном берегу Упы и стоит древний Одоев.
Преодолев крутые ступени подъема и спуска моста через реку, устремляемся по накатанной дороге к монастырю. Никто из нас ничего не слышал о нем. Но, видимо, Богу так угодно, чтобы мы посетили Богородице-Рождественский Анастасов монастырь.
Итак, все по очереди (кто-то дошел раньше, кто-то – позже), преодолели высокую крутую лестницу храма Рождества Пресвятой Богородицы и очутились в средневековой сказке с округлыми потолками. Но, так как уже шла литургия в храме, приложившись к иконам, прислушались к песнопению братии монастыря.
Алла Дмитриевна попросила исповедующего старца, дать ей совет, что делать дальше с намеченным маршрутом и объяснить, отчего в начале пути было столько препятствий?
Старец благословил продолжить путь, пожурил, что вину за всё на себя брать не надо.
- Да. Господь вам устроил испытания, но он и ангелов следом послал. Они вас на руках носили, они и помощь скорую организовали и сюда привели. И не оставят вас и впредь. Езжайте с Богом!
Оказалось, что в этом монастыре недавно поселился отец Илия, с Оптиной пустыни, который был очень большим другом покойного батюшки Зосимы.
По завершении праздничной литургии, вместе с монахами совершили крестный ход вокруг храма. По возвращении в храм нас не просто окропили святой водой, а в буквальном смысле окатили из чаши с высокой лестницы. Погода жаркая – приятно, радостно!
После подхода к кресту, еще и запивали просфоры святой водой.
По нашей просьбе к паломнической группе вышел один из братьев-монахов и рассказал об истории возникновения монастыря.
«Монастырь назван «Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.
По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.
В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вочленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик (Татьяна Кокот).
Этот храм – памятник федерального значения. В Брежневские времена его пытались восстановить, но работы не были доведены до конца.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.
По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла пять монахов из Оптинской пустыни переехали в Анастасов монастырь для его полного восстановления. С марта 2004 года работа по восстановлению активизировались. 10 человек кроме монахов подвизаются восстанавливать древнерусскую святыню».
В стенах Анастасова монастыря находилась мастерская Филимоновской игрушки*, образцы которой долго хранились здесь, но за годы советской власти их растащили. Сейчас принято решение сделать роспись стен в стиле этой игрушки, нижние части стен и простенков уже несут на себе образы русского народного промысла.
*Филимо;новская игру;шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
Возникновение
Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Во время Великой Отечественной войны жителей близлежащей деревни согнали в этот храм и попытались его взорвать вместе с людьми. От мощных зарядов храм поднялся, оторвался от земли и рухнул на прежнее место, не причинив вреда селянам.
Есть здесь и свой святой источник – Макарьевский.
Братия монастыря поддерживает тесную связь с Оптиной пустынью.
Обратная дорога всегда труднее. Но и тут нам была послана помощь. Алла Дмитриевна нашла в монастыре машину, в которую посадили Диму, Татьяну с дежурными и ещё пару самых «молодых» наших паломниц. Почти всех потом посадила на попутные машины и они довезли нас до Одоева к Свято-Троицкому храму. Водителям радостно было помочь гостям из далекой Украины. Как оказалось, у всех там, то друзья, то родственники. Кто-то вспоминал годы службы в армии, работы, а кто-то – проведенный отпуск в Крыму.
У нас появилась возможность перейти на российскую мобильную связь. Но, выяснив цены и условия, были удивлены. Когда-то этот беспредел начинался и в Украине, но быстро прошел.
- Как это? Платить за входящие звонки? У нас платит только тот, кто звонит.
- Ничего себе! Цены у вас… кусаются.
- И что? Этот тариф действует только в роуминге вашей области? Так мы же по всей России путешествуем. Нет, у нас на всю Украину – неизменный. Так и Украина – не маленькая страна. А какая разница?
А разница оказалась огромной. У нас на 30 гривен (120 рублей) без ограничения в минутах (но не более часа в день) целый месяц разговаривать можно, а у вас этой суммы хватило на три непродолжительных звонка. Но, может, это потому, что в России большие зарплаты?
Приезжий из Москвы тут же соглашается с этим доводом, но местные жители Одоева, стоящие в очереди с нами, сомневаются. Средняя зарплата здесь не превышает семи-восьми тысяч рублей. Есть и большие зарплаты, но мало кому удается на такие работы устроиться. В переводе на Украинскую гривну, почти такие же средние зарплаты и у нас. А если взять в расчет, что цены в России выше…
Стоп. Уходим от политики. Возвращаемся в духовное – церковь.
На ее территории нас уже ждал обед, приготовленный Танечкой и дежурными. Подкрепились, поблагодарив Бога за трапезу, улеглись на травку в ожидании автобуса из Тулы, который нас должен был доставить в Шамордино. Мы поехали по дороге, сделав приличный крюк, так как по советам местных водителей – короткая дорога очень плохая.
Алла Дмитриевна решила больше не рисковать, расторгнув договор с водителями первого автобуса. В Шамордино за нами должен приехать другой луганский автобус. Он везет альпинистов на Кавказ, а затем приедет к нам, чтобы мы смогли продолжить паломнический маршрут.
Как призналась (уже после поездки) Алла Дмитриевна, если бы не эти водители, с которыми она и должна была ехать первоначально, ей бы уже и не удалось найти автобуса для продолжения паломничества. Она связалась с другим автобусом только из-за того, что желающих поехать было больше, чем посадочных мест в первом автобусе. Кстати, потом несколько человек перед самым отъездом, отказалось ехать из-за каких - то проблем.
Тепло прощались мы с отцом Александром, с женщинами, помогшими нам вчера устроиться на ночлег. Погрузившись со своими сумками в тульский автобус, поехали в женский монастырь, в любимую обитель Амвросия Оптинского – Шамордино.
Как только отъехали от Одоева, испытали еще один немалый стресс. Автобус резко затормозил и вильнул к обочине. Затем и вовсе остановился. Мы все ахнули! Там на дороге лежал мотоцикл. Мотоциклист, с трудом встал на ноги и пошел по дороге, шатаясь из стороны в сторону.
- Это мы его? – повис общий вопрос.
- Нет, он сам.
- Так мы не виноваты?
- Нет. Мы его даже не задели. Он нас очень круто обогнал, но, не удержав мотоцикл, покатился кувырком, сначала вместе с мотоциклом, потом, мотоцикл вперед - перед автобусом, а мотоциклист вправо – на обочину.
- Ему помощь не нужна?
- Сейчас узнаем…
Парень с каской в руках еще немного пошатался вдоль дороги, а потом, видимо, придя в себя, поплелся обратно к своему мотоциклу. Помощь ему наша не понадобилась. Мы поехали далее.
http://www.shamordino-m.ru/istorija-obiteli
История обители
Часть 1. Основание обители
На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей.
Часть 2. Под покровом Божией Матери и водительством старцев
С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Протоиерей Сергий Четвериков пишет: «Имя старца Амвросия привлекло в обитель сестер со всех концов России, из всех классов общества. Пришли сюда и молодые курсистки, искавшие и находившие у старца указание смысла жизни; пришли богатые и знатные помещицы, вкладывавшие свои материальные средства на созидание обители. Были здесь и любительницы благочестия из купеческого звания, принимавшие иногда тайный постриг еще до поступления своего в монастырь. И особенно много было простых крестьянок.
Часть 3. В годы гонений
Революционное лихолетье не пощадило и Шамординскую обитель. Ее постигла общая участь всех русских монастырей. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В связи с декретом советского правительства от 3 января 1918 года об изъятии церковных и монастырских имуществ матушка Валентина обратилась к Преосвященнейшему Феофану (Тулякову, 1864-1937, священномученнику), епископу Калужскому и Боровскому, с прошением разрешить переименовать обитель в трудовую коммуну...
Часть 4. Возрождение обители
К торжественному празднованию тысячелетия Крещения Руси поруганные святые храмы и монастыри стали возвращать Русской Православной Церкви. В 1987 году в числе первых была возвращена Оптина Пустынь. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня 1988 года, были причислены к лику святых девять подвижников благочестия, среди которых – великий российский старец-духовник иеросхимонах Амвросий Оптинский (1812 – 1891).
Часть 5. Пред Пречистым Твоим образом
Милость и благословение Шамординской обители Матерь Божия также явила Своим пришествием со Святой Афонской Горы в образе Казанской иконы. Этот образ Заступницы Усердной был написан для иконостаса Казанского собора настоятелем Святогорского Греческого братства келии святителя и чудотворца Николая «Буразери» и передан в дар монастырю 28 октября 1999 года. Знаменательно, что именно в этот день по завету основателя обители преподобного Амвросия в монастыре особо чествуется Пресвятая Богородица в Своей чудотворной иконе «Спорительница хлебов». Так как Казанский собор еще не был восстановлен, то подаренную икону временно установили у алтаря в храме преподобного Амвросия и ежечасно стали читать перед ней акафист. Так Матерь Божия укрепляла и вдохновляла сестер на дальнейшие труды во славу Божию.
Часть 6. Приведутся Царю девы
Низкий поклон всем, кто помогал и помогает монастырю. Вечная память ныне уже почившим благотворителям, потрудившимся на благо Шамординской обители во славу Божию. Многая и благая лета тем, кто и ныне не оставляет Шамординскую обитель; всем, вносящим свою посильную лепту, а также труждающимся во славу Божию в монастыре.
Шамординская обитель предстала во всем величии перед нами, удивляя, радуя, заставляя трепетать наши сердца. По приезду, нас сразу расселили в гостевые дома. Несколько человек пошли на послушание в трапезную, а остальные – на вечернюю службу.
После ужина осталось еще время прогуляться по территории монастыря, заняться своими делами. По возвращении в гостевые дома почитали вечерние молитвы и улеглись. Заснули все, как по команде…
Свидетельство о публикации №212070500696
Дмитрий Юдкин 17.08.2012 23:15 Заявить о нарушении
Спаси Бог за Веру!
Светлана Тишкина 18.08.2012 11:21 Заявить о нарушении