Сказания дальневосточных аборигенов

  ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ ТИГРОВЫХ ГЛАЗ
     Удэгейская сказка
***************************
    Каких только камней разных расцветок не встретишь
на галечниках бухты Мелководной Амурского залива!
После шторма здесь можно насобирать коллекцию халце-
донов, сердоликов, яшм и других минералов. Мне попался
золотисто-желтый переливчатый сердолик. По древним по-
вериям, это камень Солнца. Он покровительствует тем,
кто родился под знаком Льва. Не мой камень...
    Путешествуя по Уссурийскому краю, я остановился  на
несколько дней в посёлке Гвасюги у рыбака-удэгейца Монгули
Кимонко. Его внучка, увидев у меня сердолик, который я при-
способил в качестве брелка, воскликнула: "Тигровый глаз!".
   -Однако верно,- согласился Монгули, рассматривая камень.-
Хочешь, расскажу про него сказку?
     *       *       *       *
   У охотника Сини единственная дочка росла непослушной и вздорной, делать ничего не хотела. А заневестилась и вовсе сладу с ней не стало. Вот и привязалась к отцу:
   -Хочу ожерелье из глаз тигра!
   -Как это возможно, доченька? Нельзя тигра убивать, это могучий дух тайги, наш покровитель. Убъёшь тигра - беду накличешь.
   -Знать ничего не хочу!- капризичала дочь.- Если не подаришь ожерелье из тигровых глаз, кинусь в реку и утону.
    Ни мольбы матери, ни упрёки отца не помогли. Бурхана, идола деревянного, просил Сини воздействовать на упрямицу. И тот оказался бессилен. Нечего делать, взял Сини лук со стрелами и пошел в тайгу.
    Долго брёл по звериным тропам, где тигр пасёт своё стадо кабанов. Устал охотник и сел отдохнуть. Думает:"Хоть бы  убил
меня тигр, не хочу гневить хозяина тайги.".
    А тигр уже рядом стоит. Голова, как шаманский бубен. Зубы словно ножи. Глаза горят жёлтым огнём, извергая зелёные искры.
     Думает Сини:"Однако конец пришел..."
     Вдруг тигр заговорил:
     -Дух тайги всё видит, всё знает. Ты явился, чтобы взять мои глаза. Но я не обижу тебя, потому что ты не желаешь мне худа. Научу, что делать. Иди через высокие сопки до берега Большой Солёной Воды. Если будешь внимательным и зорким, увидишь то, что тебе надо.
    Тигр исчез в чаще. А Сини долго сидел и удивлялся:"Может,
однако, я сплю или помер?".
     Ощупал себя, даже ущипнул. Больно. Значит жив. Поднялся и пошёл. Карабкался на сопки, перебирался через овраги. Наконец увидел море. Долго брёл по мокрой гальке, слушал, как шуршали ею набегающие волны. И вдруг... прямо на него смотрит среди камешков жёлтый, искрящийся изнутри тигровый глаз. Поднял его, а солнечный луч вспыхнул в другом прозрачном камне. И ещё, и ещё... Собирает Сини камешки и думает:"Совсем окаменели глаза. наверное давно их тигры потеряли". Откуда ж было таёжнику знать, что камень Солнца -сердолик (его и называют"тигровым глазом")-
приносит людям радость, делает их добрыми и трудолюбивыми.
    Вернулся домой, провертел в камешках отверстия, нанизал на шнурок. Надела дочь ожерелье из "тигровых глаз" и словно переродилась. Стала такая ласковая да послушная. За отцом и матерью ухаживает, в юрте чистоту навела, научилась вкусные кушанья готовить. Вот как ладно на неё тигровые глаза подействовали.
     *     *     *     *
     Я спросил внучку, которая внимательно слушала
деда, сколько ей лет.
     -Десять в июле,- ответил за неё Монгули.
     -В июле?Так это же её камень,-говорю.
     И подарил сердолик зардевшейся девочке:
     -Носи его на здоровье и будь доброй и счастливой!
        *      *       *       *       *       *
   


Рецензии