Догнать Оператора!

"Не держись Устава яко слепой - стены, ибо в нем порядки и правила писаны, а времен и людей нет".

(А.В.Суворов)

На третьем курсе военного училища мы уже хорошо освоились в окружающем нас агрессивном пространстве, почти привыкли к военной службе и ее тяготам, и на такие мелочи как зачеты и экзамены практически не обращали внимания, за исключение моментов, угрожающих нашему общению с окружающим миром, а именно – отпускам и увольнениям. 

Немного поясню такое трепетное отношение к этим приятным вещам. Четыре года за бетонным забором, в замкнутом училищном пространстве, естественно давило на нашу психику. За пределы училищного забора мы выходили только на полевые занятия, марш-броски 6 километров, а также в  увольнения и то,  только до вечера.

В увольнения могло одновременно пойти не более одной трети подразделения. Боевая готовность, однако!  И то, это были в основном женатики и местные.

А отпуск! Это - 15 зимой и целых 30 суток летом - свободы!

И на этот раз все было бы нормально, с помощью нехитрых премудростей в виде шпаргалок мы бы сдали эту сессию, накануне летнего отпуска. Но тут, заместитель начальника Училища решил сам лично проверить знание предмета «Общевоинские уставы» (кстати – оценка в диплом) у нас курсантов третье курса.

Мы с Бобом (это прозвище, а так его Володя зовут) оба были «комодами». Нет, не исполняли роль шкафов, ну, Боб может еще  и мог, а я со своими 60 кг – никак.  Так называли нас – командиров отделений, вроде как сокращенно. А старшим над нами вообще был «замОк». Тоже не крепость, а с ударением именно на втором слоге, заместитель командира взвода.
Кстати в период Гражданской войны была такая должность – «замком по морде»! Вот! И ничего смешного, очень даже солидная должность: «заместитель командующего по морским делам».

Боб был штатным чемпионом училища, курса, округа… Спросите почему?

Потому, что спорт в училище всегда был на высоте. Особенно – соревнования! У нас в роте кроме Боба был еще один  «гигант» -  Леха, оба по центнеру весом, ну собственно и ростом «бог не обидел» - это были наши чемпионы. Они могли нарушать воинскую дисциплину, могли получать одни двойки, но «тронуть» их, в смысле наказать, не мог никто! Даже комбат, не говоря уже о ротном!

А дело все в том, что ко 2 - 3 курсу они стали чемпионами   училища. Если посмотрите на выпускную фотографию нашего курса,  то обязательно обратите внимание на средний вес курсанта – 60-70 кг, ну, зачастую с полной выкладкой и сапогами!  А что же «чемпионы», здесь все строго 90-100, никак не меньше! Положение обязывает!

Вот предположим соревнования по вольной борьбе, с каждого курса выдвигаются команды, согласно весовых категорий. Где спрашивается «конкурс» выше? Правильно – 50-60-70! А сколько заявок на «центнер»? То-то же – одна - две.  Какое место займут наши Боб и Леха на данных соревнованиях, если заявок подано – три. Ну, математики - считайте! И правильно вы подсчитали – призовое! Были они универсалами – вольная или классическая борьба – вперед! Самбо – без вариантов! Гири, штанга – ну, тут какие могут быть сомнения!

Немного отвлекусь от экзаменационной темы и расскажу одну историю. Однажды, пропала у Боба его любимая игрушка – полуторапудовая гиря, и все бы ничего, если бы дело не было накануне окружных соревнований по гиревому спорту, где «светило» то самое призовое место! Долго он ее искал и сильно сокрушался по этому поводу! Все обыскал, даже в «страшный» кабинет комбата заглядывал! Нигде гири не было. Подняли на подмогу взвод. Прочесали все углы! «Хомут», то бишь старшина роты, допустил «поисковиков» в виде исключения в святую святых – ротную каптерку. Много интересного мы там увидели, но это другая история.  И там гири не было!
 
Изо дня в день в свободное время Боб с горестным видом  обходил все углы в надежде на чудо, расспрашивая попавшихся на глаза курсантов, не видел ли кто-нибудь гирю. Времени до соревнований оставалось все меньше и меньше! Многим это уже порядком надоело и, отдельные несознательные товарищи уже начали его посылать подальше, при этом, все же отходили на безопасное расстояние. Другие говорили:
-  Вова, брось! Кинь ты эту гирю, пойди в казарму младшего курса и возьми!
- Нет, - отвечал «бедный» хозяин бесценного сокровища, – я к ней привык, все равно найду!

Когда до соревнований оставалась неделя, в один прекрасный субботний вечер, от КПП   училища к казарме двигались два курсанта, неся на палке что-то черное и явно тяжелое, судя по их напряженным лицам. Сам предмет в сумерках разглядеть было трудно!
Ба! Да это же Лева и Жека, тащат новенькую гирю!

- Были в городе, проходили мимо магазина спорттовары. Давай, думаем, купим гирю для Вовки, нет сил смотреть, как человек мается!
Гиря была новенькая, блестела черными боками, точно - прям из магазина!
- Вот Боб, -   сказал Лева, мы тебе гирю купили. Проходили мимо магазина  «Спорттовары», давай, думаем, купим Вове гирю!
Боб при этом любовно осматривал гирю, прилаживался своими ручищами к ее ручке. Приподнял.
- Точно, - говорит, - 24 кг, в самый раз!
- Вот видишь, у тебя теперь новая гиря!  - вставил Жека, - мы ее тебе купили! Вот только…
- Ну, продолжай, - говорит счастливый Боб, - что там еще?
- Да, купили гирю, последние деньги от получки истратили, завтра наверное в увольнение и не пойдем! – горестно сообщили друзья.
Вова достал военный билет вытащил из него два рубля, и… отдал вздыхая, мол - ничего не поделаешь!

А Лева с Жекой на следующий день пошли в увольнение и, не отказав себе в удовольствии попить пивка, да и девчонок знакомых угостили мороженным. Сами потом хвастались.
Через какое-то время стали распространяться слухи, что курсанты продали Вовке старую гирю. А позже и сам Лева в курилке в этом признался.
- А что такого? Новая ведь гиря? – удивлялись ребята.
- Покрасили, - коротко сказал Лева, - черным лаком, - и добродушно затянулся «Орбитой» с фильтром. На это признание курилка грохнула хохотом. Скоро об этом узнали все, ну,  разумеется, кроме самого Вовы.  Он до самого выпуска не подозревал о подмене. А после выпуска уже все равно!

Вот такая была история. Она к нашему рассказу имеет как бы косвенное отношение. Поскольку, к Уставам спорт не имеет прямого отношения, за исключением того, что в Уставах расписано, как заниматься физзарядкой, а также,  когда и какое время отводится распорядком дня для занятий спортом.

Если верить Бобу,  активное участие в различного рода соревнованиях, не позволили ему качественно подготовить к этому серьезному предмету. А проблема состояла в том, что отдельные статьи уставов требовалось знать наизусть и при сдаче воспроизвести эти самые статьи слово в слово, да еще и интонацией передать  знаки препинания.

Он, может быть, и выучил бы, но времени на это не оставалось, не жертвовать же на этот, наверняка где-то и Важный предмет, драгоценные часы, отведенные на сон!
И Боб придумал систему, позволяющую транслировать мысли, то есть, слова на расстоянии. Могут, кстати, и будущие офицеры пехоты сделать то, что под силу только военным связистам. Когда, правда, захотят. А тут! Стимул!

Помните фильм Л.Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»? Как профессор засек студента с радиопередатчиком. Вот такая же история приключилась и у нас. Но… там была радио-связь и было учтено, что  самая надежная связь какая? Правильно, не половая, а проводная! Вот так!

Как говорил один из наших курсантов:  «Половая связь может не так надежна, как балдежна!».

Это, кстати, к нашему дело имеет косвенное отношение!

Взял Боб  обыкновенный военный телефон ТА-57, путем несложных операций сделал возможность переводить разговор из дуплексного режима в симплексный. Это когда, сперва оба слышат друг друга, а потом один говорит, а другой слушает.  Это сделано было для того, чтобы сделать одновременно и микрофон, и наушник.

Что же представляла из себя эта конструкция? У «оконечника», то есть у того который принимает информацию находится только микрофон, он же наушник, провод от которого  через рукав левой руки (правая нужна для записывания нужных вещей), другие элементы формы одежды  выходит из левого сапога вместе с вилкой. У левой стойки стола, с внутренней стороны закреплена розетка. Ну, у кого возникнет мысль – чего там закреплена розетка с куском провода, выведенного куда-то, может связисты чего-то там намудрили. Может от последней штабной тренировки осталось.

Провод под плинтусом выходил в коридор и переходил в крайний класс. В классе находился, назовем его «оператор»,  с самим  телефонным аппаратом. И… конечно,  комплектом Общевоинских Уставов Вооруженных Сил СССР.

Провели тренировку вечером, перед отбоем, проверили систему – работала безукоризненно!
Боб говорил номер билета и вопросы, потому что билеты могли не совпадать – как будто повторял для себя. После этого оператор переключал систему в симплекс и диктовал статьи Устава. На эту роль Боб уговорил меня. Ну что ни сделаешь для друга!

Боб пошел сдавать экзамен первым. Предполагалось, что после и я, на всякий случай,  воспользуюсь этой системой. Но… обо всем по порядку!

Взял Боб билет, сел за стол, воткнул вилку в розетку и как бы про себя, шепотом назвал билет и вопросы, я переключился и начал диктовать. То ли диктовал слишком громко, то ли в аппарате усиление было высокой степени?

В общем, в классе при царящей тишине раздавался голос Левитана, нет, не со сводками Совинформбюро, а со статьями Устава.

Сперва, полковник не понял, и сказал: «Кто тут бубнит?». Потом начался пеленг, и он повел локатором поиска радиостанции по залу, то есть ухом и определил азимут на цель! Цель – Боб!
- Вы почему разговариваете товарищ сержант, - сказав это он и сам увидел, что рот бы у Боба не только закрыт, но и накрепко зажат!
- Ну-ка,  что у вас там, - заинтересовалось высокое должностное лицо.
В это время Боб предпринимал попытки спрятать наушник под свое центнеровое тело – не помогало. Да еще, вилка в розетке заела и не доставалась.
Полковник нагнулся.
- Да у вас тут целая система связи, – крикнул преподаватель и со словами: «Где оператор!», -  вскочил из класса.
 
Хорошо, что в коридоре было полно нашего курсантского народа, а классы находились на первом этаже!

- Беги!, - раздался чей-то полушепот, полукоманда. Щучкой выпрыгнув из окна, я как заяц от охотника понесся, петляя в направлении: «где бы спрятаться».

- Поймать, догнать, задержать, всем бежать! - слышались сзади крики командиров.
Бывали, правда, случаи, когда высокие начальствующие лица давали и такие команды: «Поймать! Не стрелять - взять живьем!».

Но! Где же ты поймаешь курсанта третьего курса, которого: во-первых, никто и ловить толком не собирался, а во–вторых, его не догнать по определению. Сколько раз оставляли мы ни с чем гарнизонный патруль, который  готов  за пойманного курсанта подметки на сапогах стесать и бежать, продолжая стесывать ноги!

Я потом зашел, как ни в чем ни бывало, взял билет, и получил свою четверку. Во время подготовки Зам. начальника Училища все время прислушивался и приглядывался, как контрразведчик в шпионских фильмах.

Еще он все возмущался тем, что не удалось задержать оператора,  и обещал, что доберется до этого негодяя и примет к нему меры, вплоть до отчисления из Училища. Что Боб никогда не сдаст Уставы и тоже будет отчислен. А вообще, он будет и так отчислен, если не скажет, кто был оператором. Наряд по роте тоже будет отчислен за то, что не смогли негодяя, т.е. меня задержать! Вот такая кара была многим из нас уготована. 

Сидел и слушал, а что оставалось делать. Еще переживал… Еще бы – накануне отпуска!  Но курсантская круговая порука сыграла свою роль – никто меня не сдал. Правда, взводный мне перед выпуском сказал, что он все знал, но тоже молчал.

Боба, естественно в отпуск сперва не отпустили. Но… лето! Зам начальника Училища тоже человек и… ушел в  отпуск. А спортивные вожаки училища все—таки  уговорили комбата отправить Боба в отпуск.


Рецензии
Курсанты Пензенского ВАИУ до такого бы ни в жисть не додумались....
Что с них взять артиллерийские инженеры...

Андрей Бухаров   15.01.2017 16:55     Заявить о нарушении
Но, это же АВОКУ! В АВОКУ

Александр Муровицкий   16.01.2017 09:55   Заявить о нарушении
В АВОКУ умели и могли ВСЁ, или почти ВСЁ!

Александр Муровицкий   16.01.2017 09:55   Заявить о нарушении
Была у меня идея создать войсковой научно-практический центр на базе учебной дивизии как минимум...
Сегодня пехоту кто только не вооружает, а самого пехотинца никто не слушает.

Поступал я в адъюнктуру при Пензенском ВАИУ, училище пятигодичное, если бы в АВОКУ пять лет вооруженцев готовили, то пользы было бы от них куда больше чем от пензяков....

Андрей Бухаров   16.01.2017 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.