Судьбы. Протоиерей В. П. Удинцев

                Литературно – историческое исследование

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОИСКА. Не удалось мне пока узнать о завершающих годах жизни священника Петра Васильевича Удинцева. Непрестанно возникает мысль, что скончался он в 1848 году. И тут же вторит ей опровергающая, что ошибаюсь, отыщу следы его дальнейшего пребывания в этом мире.

Постепенно начинают просматриваться цепочки родственных связей. Неохотно, но раскрывает история уральского духовенства свои тайны. Остается лишь сожалеть, что происходит этот процесс слишком медленно.

Оказалось, что из стен Пермской Духовной Семинарии (ПДС) за первые сто лет ее существования вышли двадцать четыре Удинцевых. Только трое из них  удостоились сана протоиерея. Так, в 1856 году окончил курс обучения Александр Александрович Удинцев, ставший впоследствии протоиереем Троицкого собора города Верхотурья. В 1860 году вышел из ПДС Василий Петрович Удинцев, будущий протоиерей Петро-Павловского собора губернского города Перми. В 1866 году завершает обучение Иван Александрович Удинцев, начавший службу в Покровском соборе города Камышлова. Достигли они протоиерейского сана в той же последовательности, в которой покидали ПДС.  Интересно, что все они исполняли затем свой пастырский долг при тех храмах, в которые получили первоначальное назначение. Постепенно поднимались Удинцевы по ступенькам церковной иерархии, получая за «ревностный труд» на избранном поприще соответствующие поощрения и награды. Три имени. Три судьбы.

ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ УДИНЦЕВ. Однако нарушим хронологическую последовательность и остановимся вначале на изложении установленных фактов из жизни Василия Петровича Удинцева.
Родился он в 1840 году в селе Уктус Екатеринбургского уезда.  Был сыном священника Петра Васильевича, основные вехи биографии которого представлены в предыдущей публикации, как и его портрет кисти А.И.Корзухина. Шел отцу в то время тридцать второй год. И если о самом Петре Васильевиче сохранилось не так много информации, то сын его оставил заметный след в истории пермской епархии.

Как сказано ранее окончил Василий Петрович семинарию, хочется подчеркнуть, что со званием студента. Значит, был одним из лучших учеников выпуска. И поэтому нет ничего удивительного в том, что рукоположен он в сан священника на диаконскую вакансию в октябре месяце 22 числа 1860 года к градо-Перскому Петро-Павловскому собору.

Храм тот самый древний. Почитался как первая каменная церковь, возведенная в 1757 году, когда еще только начинало создаваться и разрастаться само поселение.
Как гласит рукописная летопись священника Гавриила Сапожникова, составленная в 1788 году, в церкви на кресте в жертвеннике существовала такая надпись: «Освятися сей жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, при державе благочестивейшия великия Государыни нашей императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы Всероссийския, при наследнике Ея благоверном Государе и великом князе Павле Петровиче, по благословению Варфолоимея, епископа Вятского и Велико-Пермскаго, в лето от сотворения мира 7272, от рождества же по плоти Бога Слова 1764, индикта 12, месяца Ноемврия 23 дня, на память благовернаго князя Александра Невского». Нет ничего удивительнее старинных рукописей. Читаешь и не можешь оторваться. Предложения длинные написанные как бы на одном дыхании их создателя. Материал излагается основательно, неторопливо. Завораживающее чтение. Тот же священник Сапожников писал, правда, не выделяя хронологического ряда:
1723 год -  основание Ягошихинского завода, положившего начало городу Перми.
1724 год -  закладка деревянной церкви во имя св. апостола Петра и Павла.
1726 год - освящение Петропавловской церкви.
1757 год - закладка каменной Петропавловской церкви.
1759 год - пожалование графу Воронцову Ягошихинского казенного завода Императрицею Елизаветой.
1762 год - освящение придельнаго храма при Петропавловской церкви во имя св. великомученицы Екатерины.
1764 год - освящение каменной Петропавловской церкви.

Рос город. Преобразовывалась и внешне видоизменялась церковь, сменялся состав клира.

Позднее, 12 августа 1782 года, еще до обозначения Перми как губернского города, по решению Синода церковь Петра и Павла была переименована в Градо-Пермский Петропавловский собор. Теперь пишут, что построен, сей храм в стиле провинциального барокко.

В этом соборе и прошли тридцать семь лет служения Василия Петровича Церкви и Отечеству. В последние годы его жизни приход состоял из 771 человека. А служили вместе с ним священники Иоанн Алексеевич Никитин, Иоанн Стефанович Серебренников и Александр Иакович Сабуров, диакон Георгий Павлович Порфирьев и псаломщик Николай Семенович Наумов. Если добавить иных церковнослужителей – старосту, просфорню, сторожей – получится большой причт. У каждого свои особенности характера. И важно, чтобы настоятель пользовался уважением, мог создать прочную церковную общину. 

Посмотрим на дальнейшую дорогу и отходящие от нее тропинки его судьбы. Спустя десять лет перевели Василий Петрович на штатную священническую вакансию. И все эти годы рядом с ним была верная спутница жизни. В Клировой ведомости за 1871 год записаны: жена Аполлинария Ивановна 27 лет и трое детей - Николай 10, Елизавета 8 и Зинаида 4 лет. Исходя из приведенных данных видно, что венчались Удинцевы в 1860 году. Скорее всего, принадлежала матушка Аполлинария согласно издавно принятой традиции к духовному роду. Рано она скончалась, оставив на попечении Василия Петровича двух детей – сына и дочь.
 
Сын Николай выбыл в светское ведомство. Вероятно, окончил он Демидовский юридический лицей, поскольку в 1885 году числился студентом оного. Впоследствии стал уездным следователем.  По крайней мере, записан таковым в 1895 году –  числился губернским секретарем и судебным следователем по селу Ершовка Осинского уезда. В начале века XX Николай Васильевич также остается судебным следователем, но уже по 1-му участку Пермского уезда (г. Пермь) и записан надворным советником. Закончилась на этом духовная династия данной ветви Удинцевых.
 
Старшая дочь Елизавета в возрасте 23 лет венчалась в родном Петро-Павловском соборе с пермским мещанином Алексеем Андреевичем Флегонтовым, служившим телеграфным чиновником. Фамилии восприемников пока ни о чем не говорят: «Учитель Пермского 5 мужского училища Елеазар Софронов Старцев и крестьянин Смоленской губернии Юхновского уезда Климовской волости Илья Иванов Скирдов; Городской врач Сива Васильевич Насонов и Помощник инспектора Пермской духовной Семинарии Владимир Примогенов». Кто они – родственники или близкие люди? Остались молодые жить с отцом Василием. Не совсем понятно, почему более не упоминается младшая дочь Зинаида. Вероятно,  короткой оказалась ее жизнь.

Очень душевно рассказал об отце Василии в «Очерке жизни и трудов протоиерея В.П.Удинцева», по сути своей Некрологе, один из его учеников. Чувствуется, что был он талантливым педагогом, обладал способностями к языкам и редкой по нашим временам душевной щедростью. Преподавал Василий Петрович татарский язык и «…чтобы приохотить воспитанников семинарии к сему необязательному предмету, он брал с собой на класс татарского языка татарина – апельсинника и невольно оживлял урок и достигал желаемое…По окончании урока он уделял несколько минут воспитанникам, вел с ними оживленные речи, радовался их успехам, болел их скорбями и даже из своих личных средств поощрял деньгами». А ведь преподавал он еще латинский язык в Духовном училище, ветеринарной школе и Епархиальном женском училище. Сколько уходило на это сил, времени и душевного тепла. Постоянно обращались к нему за помощью. Помещал он «в убежище» детей бедных, поскольку был там весьма деятельным членом; хлопотал о пособиях для вдов духовенства из Епархиального попечительства, где опять же состоял членом; как председатель Пермского отделения Епархиального училищного совета помогал молодым учителям и учительницам с определением на службу. Постоянно пребывал в хлопотах и заботах.

Повседневные труды Удинцева не остались незамеченными: 22 августа 1890 года, пятидесятилетний Василий Петрович был назначен «благочинным по г.Перми и определен на протоиерейское место к тому же собору, на место умершего 20 августа протоиерея Петра Ярушина, а 30 августа, священник Удинцев, Его Преосвященством, возведен в сан протоиерея». Так писалось в Пермских епархиальных ведомостях. И тут же указано, что священник Воскресенской церкви Иоанн Серебровский перемещен к Пермскому Петро-Павловскому собору на появившуюся вакансию. Быстро вершил дела Преосвященный Владимир, епископ Пермский и Соликамский. Совершив чин погребения протоиерея Петра Васильевича Ярушина, который священствовал 42 года, подписывает несколько указов. Следовательно, хорошо знал своих подчиненных, их достоинства и недостатки.

В очередной раз удивляюсь обилию должностей, возложенных на протоиерея и с честью им выполняемых. Затрудняюсь в подразделении их на основные и второстепенные. Да и бывают ли такие, если исполнять их с честью? Кроме непосредственных пастырских обязанностей и ранее перечисленных педагогических, состоял он в разные годы: благочинным градо-Пермких церквей и членом Пермского отделения православного миссионерского общества, председателем отделения Епархиального училищного совета, председателем Совета епархиального женского училища  и членом епархиального попечительства, законоучителем нижних чинов жандармской команды и законоучителем технического училища при Уральской железной дороге, директором Пермского губернского тюремного комитета. Это означает бесконечные заседания и погружение в различные, по сути, и значимости проблемы. Так, в ПЕВ за ноябрь 1890 года указано, что слушали « рапорт председателя Пермского отделения, протоиерея Василия Удинцева, о назначении наблюдателей и законоучителей во вновь открытые церковно приходские школы в заводе Добрянском и деревню Шушмане». В декабре этого же года ПЕВ сообщали уже о Расписании, составленном Пермской духовной консисторией на основании указа Святейшего Синода (от 11 сентября 1886 года за №2229) для очередного преподавания слова Божия в Пермском Кафедральном соборе. Согласно оному протоиерей Удинцев 24 февраля 1891 года обязан сказать слово о Мясопустной неделе, а 25 марта о Благовещении Пресвятыя Богородицы и праздновании рождения Великой Княгини Ксении Александровны. Выступления эти надо полагать проходили при большом количестве присутствующих, а в последнем случае и стечении народа. Все это требовало времени на подготовку. К тому же следовало обладать немалым даром слова изустного и проповеднического. Насколько известно публиковал отец Василий статьи  по археологии, истории и этнографии Пермской губернии в Пермских епархиальных ведомостях. Так звучали названия двух из них - «Некоторыя историческия сведения о градо-Пермском Петропавловском соборе и его причте» (1868 год), «К истории Пермскаго кафедральнаго собора» (1884 год). Понимаю, что данные исследования составлялись на основании Церковных летописей и Клировых ведомостей собора, но ведь нужно было отобрать самое существенное, логически обосновать и связать разрозненную информацию воедино. И если сведения о самом храме в историческом аспекте изменялись мало, хотя, несомненно, дополнялись более поздними открытиями, то проследить смену клира было гораздо труднее.

Об этом же красноречиво свидетельствует Адрес-календарь в совокупности с  Памятной Книжкой Пермской губернии на 1895 год, где Василий Петрович как должностное лицо упоминается на 9 страницах. Пожалуй, не отмеченным остались его участие в пермском управлении Российского Общества Красного Креста и Комиссии по разбору и призрению нищих в  Перми.

Согласно трудам получал Василий Петрович и награды. Числились среди них камилавка, ордена Св. Анны 3-й и 2-й ст., золотой наперсный крест Святейшего Синода. Кроме того «за полезную службу по отделению епархиального училищного совета выдана ему от Святейшего Синода Библия». В торжественный день празднования 35-летнего служения Удинцева духовенство и старосты градо-Пермских церквей преподнесли ему «унизанную финифтью св. икону Спасителя в сребропозлащенной ризе», а причт и прихожане собора – «св.крест и св. евангелие».

Наполненной разными полезными делами была жизнь Василия Петровича Удинцева. Рано отошел он в мир иной – в последний летний день - 31 августа 1897 года. О таких людях принято говорить – Светочи.


Иллюстрация: Современный вид Петро-Павловского собора города Перми.


Рецензии
Спасибо Вам, Галина, за прекрасный рассказ о Батюшке!
С уважением к Вам,

Геннадий Обрезков   06.07.2012 20:06     Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо за отклик! Большинство читателей предпочитают занимательные истории и рассказы из жизни людей знаменитых. Однако кто-то должен поведать и о судьбах людей рядовых, из провинции. Тем более мало кого интересует духовное сословие, а напрасно. Входили и в него замечательные люди.

С уважением, Галина.

Галина Магницкая   06.07.2012 22:01   Заявить о нарушении
Галина! Сейчас такие времена, что многих, признаем с горечью, больше интересуют те истории, где о батюшках и о Церкви говорится в негативном ключе... Надо, ведь, как-то оправдаться перед СВОЕЙ совестью, почему так далеки от Бога...

Геннадий Обрезков   06.07.2012 23:38   Заявить о нарушении