Шестеренки механизма - путь вглубь структуры

«Давным-давно, в одной далекой предалекой галактике» один чудак начал собирать чудесные инструменты. Даже отвел под них специальный ящик, разумеется, тоже волшебный. Дело в том, что места в ящике было бесконечно много, а вот инструментов не хватало. Пришла пора сделать еще и разложить их по полкам, - подумал чудак...

В прошлый раз мы мельком взглянули на обратную сторону луны – литературного произведения. В отражении зеркала на ручке, длина которой больше расстояния от Луны до Земли, нам явилась картина изнанки романов, рассказов, повестей и миниатюр. Мы увидели ее в общем и целом, а потому, - чтобы двигаться дальше, нам пока не достает деталей. Вы же не хотите, мои дорогие авторы – читатели, ступить в топкое болото планирования своих произведений, не обучившись, сперва, меткам, по которым должно искать тропу?  Думаю – нет. Значит, пойдем мы в этой статье не дальше, но шире.
Перво –наперво я должен признаться вам кое в чем. Не зря настоящая статья начинается с эпиграфа к знаменитой кино-саге – «Звездные войны». Это прямое следствие вольности, допущенной мной в предыдущем разговоре о структуре литературного произведения. Помните, как мы про себя, в уме, поделили историю на две составляющие – фабулу и сюжет? Такое деление больше присуще не литературе в классическом понимании, а сценаристике. Но, не смотря на этот факт, я продолжаю настаивать на использовании такого разделения, ведь с моей точки зрения оно влияет на методику планирования и написания чисто литературного произведения примерно, как штормовой ливень на почву засушливой степи, - за ночь вырастает нечто большое и зеленое, чтобы затем созреть под солнцем вашего таланта. Добавьте к этому ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ правильное понимание «Идеи Литературного Произведения» и сможете создавать шедевры. Более того я не побоюсь утверждать, что рассмотрение примеров сценариев успешных фильмов только повысит наши писательские навыки, сделав их более разносторонними.
 Теперь представьте, что все мы находимся внутри вавилонской башни, то есть говорим на разных языках. Представили? И что стоим? Давайте-ка вместе зададим оттуда деру!
Цитируя прекрасный труд  Дж. Н. Фрея «Как написать гениальный роман»:
««У мамы-свиньи было три поросенка. Однажды мама-свинья решила, что дети уже взрослые и могут жить самостоятельно. И она отправила их в большой мир, дав каждому сыну немного денег, чтобы он мог построить себе дом. Первый поросенок решил сэкономить на стройматериалах, чтобы купить что-нибудь поинтереснее, и построил дом из соломы. Второй поросенок сделал себе дом из веток и прутьев. Третий поросенок выстроил прочный каменный дом. Когда откуда ни возьмись, появился страшный серый волк, ему было достаточно дунуть, чтобы два хлипких домика развалились. После этого волк преспокойно съел их обитателей. Но третий дом оказался неприступным. Когда волк попытался забраться внутрь через дымоход, находчивый поросенок приготовил котел с кипящей водой. Волк упал в котел и сварился. Умный поросенок ловко избавился от волка, который попал к нему на ужин».
Идея этой истории ( Вспомним что идея – это лаконичная фраза, выражающая то, что случится с главным героем/героями в результате разрешения кульминации) предельно проста: «Глупость ведет к смерти, а мудрость — к счастью».»
Те, кто создает художественную литературу, нередко путают идею с моралью или темой, смутно представляя, чем отличаются эти понятия. Проще всего понять, что такое мораль. Мораль — это то, чему учит данное произведение. Мораль библейских историй нередко сводится к следующему: «Если вы ослушаетесь Господа, вы горько пожалеете». Однако писатель — художник, а не моралист. Мораль большинства детективных романов: «Преступление не окупается», но это не означает, что автор детективного романа читает проповеди о том, что убийство это грех.  Люди покупают детективные романы не ради подобных наставлений. Ни тема, ни идея не должны учить нас нравственности.  Давайте дадим определение каждому из этих понятий. На самом деле совершенно не важно, назовете вы идею идеей, а тему темой или будете называть идею брюквой, а тему морковкой. Для нас важны лишь сами понятия. Дин Кунц в работе «Как написать бестселлер» определяет тему как «одно или несколько взаимосвязанных высказываний, касающихся того или иного аспекта человеческой природы, которая интерпретируется в соответствии с индивидуальными представлениями автора». Подобным образом темой прений может быть инфляция в мировом масштабе. Итак, тема — это предмет, к которому постоянно возвращается повествование. Таким предметом могут быть, например, конфликт сыновней и плотской любви, сущность подлинной смелости, долг по отношению к душевнобольной матери или брату-преступнику, стойкость и мужество перед лицом близкой смерти или неизлечимой болезни. Идею или констатацию того, что произойдет с героями в результате развития сюжета, не следует путать с темой и моралью. Специальной формулы, позволяющей создать идею произведения, не существует. Есть также универсальная формула для идейной разработки: каждая идея должна включать в себя персонаж, который через конфликт приходит к результату.
Понятия фабулы и сюжета мы уже полностью усвоили в прошлой статье. Все предельно ясно и со структурным скелетом нашей истории. Настало время нарастить на нем мяска. 
Любой вид искусства тяготеет к гармонии. Слушая музыку, рассматривая картину, или наблюдая за действием, мы испытываем внутреннее желание ощущения цельности. Различные формы искусства различными способами достигают этой цели. Музыка - ритмами и мелодиями. Иногда какой-либо музыкальный инструмент ведет свою тему - основную тему - через все музыкальное произведение. Музыкальная тема обязательно имеет начало, развитие и кульминацию, часто - повторы музыкальной темы. В живописи такое ощущение цельности всего полотна создается с помощью определенного колорита. В архитектуре - в результате многочисленных повторов оконных проемов и арок, масштабов, соотношения частей и всего здания, пропорций. В искусстве создания художественного произведения также необходимо стремиться к ощущению целостности и гармонии. И достигается это с помощью предсказаний и их свершений, повторяющихся мотивов, повторов и контрастов.
1. ПРЕДСКАЗАНИЕ.
В детективах очень часто используется прием: нам показывают нож, который потом становится орудием убийцы. Это наиболее частое использование предсказания в фильмах. Предсказание - некая информация, данная в диалоге или в визуальном ряду, предсказывающая какое-то последующее действие, которое произойдет в истории фильма. Подробная разработка взаимоотношений между прошедшим временем и настоящим, внимание к деталям - вот чем достигается целостность всей истории. Это приводит нас ко второму типу предсказания, когда информация дается в одном контексте, а совершается в другом. Это вид предсказания, когда информация дается как бы походу, почти случайно, а в результате она становится очень важной и неожиданной. Заметьте, насколько важной оказывается информация о башенных часах в сценарии фильма «Назад в будущее-1».
--- В самом начале фильма в течение разговора Марти и Дженифер о том, как они проведут выходные, проезжающий мимо агитатор дает им листовку, призывающую сохранить городские башенные часы. Он упоминает время и дату, когда часы перестали работать год назад, из-за того, что в них попала молния. Дженифер берет листовку, но меняет ее функцию. Вместо того, чтобы сфокусировать внимание на информации о часах, она пишет на листовке для Марти « Я тебя люблю» и свой номер телефона. Позже когда Марти говорит о том, что ему совершенно необходимо вернуться в настоящее, он использует это любовное послание, как основную причину.
МАРТИ: Но я не могу оставаться в этом времени, Док. Я живу в 1985. Я  должен вернуться. Моя девушка ждет меня, смотри, что она написала...
Он достает записку Дженифер, разворачивает ее и видит, что в этой листовке - информация о том, где и во сколько произойдет молния, разбившая башенные часы, так необходимая им для того, чтобы машина времени начала работать. Так же как и деталь (в данном случае - листовка), диалог тоже может играть роль некоторого предсказания: данный диалог, в общем-то, сделан в проброс и становится очень важным впоследствии: важна дата - 5 ноября 1955 года. ---
Остается уточнить, что повторение – прием использующийся для обогащения действия и сути, а соответственно фабулы И сюжета. Заметьте, в этом сценарии нет случайных элементов, если что-то говорится в начале, обязательно «срабатывает» в конце. Не верите – пересмотрите фильм!
2. ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ МОТИВ.
Повторяющийся мотив - это некий образ, звук или короткое событие использующийся несколько раз на протяжении всей истории и углубляющий, усиливающий впечатление. Для того чтобы мотив работал, он должен быть повторен не менее трех раз. Если мотив применен хорошо, он обязательно направляет зрительское внимание в необходимом направлении. Наиболее часто употребляемый мотив - образ. В романе Дж. Р. Толкиена «Властелин колец» таким образом служит луч света, который раз за разом возникает в безнадежных ситуациях и символизирует надежду.
3. ПОВТОРЕНИЕ И КОНТРАСТ.
Все, что напоминает идею истории или определенный образ, работающий на идею, может быть названо повторением (как тема в музыкальном произведении). Такие повторения могут быть даны с помощью изображения некоего события, определенной черты характера или привычки героя, через диалог. Например, если Вы рассказываете историю об алкоголике, Вам необходимо показать его несколько раз или в состоянии опьянения, или покупающего спиртное. Часто, в сценариях фильмов функцию повторения несет флэшбек - воспоминание о каком-то событии, о том, что двигает поступками героя. Флэшбек можно использовать и при написании истории на бумаге, однако всегда следует помнить о главной опасности этого приема – ОН НЕ ДВИГАЕТ ДЕЙСТВИЕ. Это означает, что динамика вашего повествования провиснет, читатель начнет терять интерес к происходящему. Чтобы избежать подобных неприятностей, поступайте с описаниями флэшбеков как с миниатюрами – сжимайте их в максимально краткую форму, оставляя только суть, остальное же, безжалостно выкидывая.
Контрасты необходимы для сравнения. Они дают возможность полнее и глубже рассмотреть событие, или характер, потому что показывают их с различных или даже прямо противоположных сторон. Во «Властелине Колец» показан отличный пример контраста между размерной мирной жизнью хоббитов и хаосом войны, начавшейся в Средиземье.
Три, описанных выше, приема работают на историю в целом, не затрагивая ее структурные элементы по отдельности. Остается уточнить, что все они используются для обогащения как действия, так и сути, а соответственно фабулы И сюжета, попеременно или совместно. Еще нужно понимать, что в хорошей истории существует главная линия, состоящая из главной линии фабулы и, ложащейся не нее, главной линии сюжета, и второстепенные линии. Они призваны подчеркивать и углублять основную, и строятся по тому же принципу, что и она: фабула и сюжет, нанизанный на нить ее действия. Принято считать, что таких второстепенных линий может быть не более семи, а для интересной и насыщенной истории – необходимо, хотя бы, три. Так, основной линией во, взятом нами за пример романе Дж. Р. Толкиена, является линия Фродо и Кольца. Ее поддерживают: серьезная линия Арагорна и его любви к Арвен, комическая линия Мэри и Пипина, социально – моделирующая линия Гимли и Леголаса (она показывает изменение взаимоотношений между народами гномов и эльфов, как аллегорическое подобие социальных групп людей) и другие линии. Некоторые из них короче, названных выше. Они идут не сначала романа, но заканчиваются вместе с основной, как линия королевы эльфов Галадриэль или вплетаются во время развития и завершаются еще до основной кульминации, как линия Боромира. Важно понять, что не существует жестких правил и ограничений, связанных с использованием всех этих приемов и методов построения структуры литературного произведения. Все они подобны большим и маленьким шестеренкам, из которых искусный часовщик создаст шедевр своего мастерства, а неумелый подмастерье запутается в их многообразии и хитросплетениях взаимосвязей механизма. Поэтому, начинайте с более простых структур, постепенно переходя к более комплексным и интересным.
И так, гармонии мы вроде бы добились. Увы, есть и еще аспекты, без которых вашей истории не выжить, даже при, идеально структурированных, фабуле и сюжете. Подумайте над следующей цепочкой событий:
Джо вскакивает с кровати, одевается, готовит перекусить, прыгает в машину. Он проезжает несколько кварталов, останавливается у дома своей девушки. Она прыгает в машину. Девушку зовут Салли. Они едут на пляж, где валяются на горячем песке весь день. На пляже они обедают, а по дороге домой съедают мороженое.
Является ли изложенная цепь событий фабулой, а причинно – следственные связи поступков героев сюжетом? Большинство читателей интуитивно скажут – нет. Все дело в том, что эти события не стоят вашего внимания. Джо поехал с девушкой на пляж, они там поели — ну, и что дальше?
Нам требуется повторить, закрепить и окончательно понять, ЗАЧЕМ мы ставим в истории конфликт, ЗАЧЕМ наращиваем напряжение? Ответ на этот вопрос заключен в одном слове, которое – суть главная причина, по которой люди читают художественную литературу, -> ДРАМА! В общем представлении драма, - это помещение персонажей в такие условия, и ставя им такие препятствия, преодолевая которые они вызовут СОПЕРЕЖИВАНИЕ читателя и намертво прикуют его к вашей истории. Все чему будут посвящены статьи «Ящика…», начиная с этой самой – искусство создания ДРАМАТИЧЕСКИХ произведений литературы.
Поговорим еще немного о приемах углубляющих и украшающих отдельные части структуры истории, не нарушая гармонии и целостности.


Развитие, а точнее его вторая часть (Условно разделим этот элемент на две неравные части. Первая - кончается достаточно быстро, как только улегся резонанс от первого катализатора, вторая – с началом кульминации.) – наиболее сложная часть в составе вашей истории. Как правило, где-то между первым и вторым поворотными событиями, динамика начинает «буксовать» и начинающий писатель всерьез задумывается о своем безработном будущем. Большинство проблем, возникающих во второй части, как правило, связаны со сложностью переходов и размытости фабульно-сюжетных линий. История перестает развиваться. Попытаемся разобраться почему.
Такие проблемы возникают и растут потому, что история теряет свой «хребет». Возможно, причина в отдельных сценах, которые уводят линию повествования от основного содержания, или персонажи не действуют, а многословно говорят, или история развивается слишком медленно, а иногда и слишком быстро. Последнее тоже плохо, так как вторая часть развития – не место для резкого разгона. Хорошая завязка и динамичное развитие первой части необходимы для ясности происходящего во второй. Первое мощное поворотное событие должно заставить историю развиваться. Но, если принять во внимание длительность второй части развития, то становится ясно, что неплохо бы запастись приемами для повышения читательского интереса, в первую очередь, именно к ней. Хотя это и не отменяет применимости таких писательских хитростей к любому элементу большой структуры.
1. СЮЖЕТНЫЙ ХОД.
Для начала нарисуем новую схему. Она будет похожа на мини-структуру. И так, все элементы структуры истории имеют собственные составные части, назовем их сценами. Сцены соединяются друг с другом с помощью сюжетных ходов (Помните, что это понятие, в пику названию, относится не к сюжету отдельно, а ко всей фабульно-сюжетной вязи истории), -  таких моментов действия, которые влекли бы за собой следующее действие (действие-реакция-следующее действие). Часто такие группы сцен возникают вокруг какой-то одной мини-истории, имеющей свою завязку, развязку и кульминацию, они являются более крупными элементными образованиями в общей структуре истории. Такие мини-истории называются эпизодом. Как правило, эпизод по времени занимает от абзаца до страницы текста. Как правило, все сцены эпизода происходят в один относительно небольшой временной отрезок фабулы и часто объединяются одним местом действия. Конечно же, бывает и так, что эпизод состоит из одной большой сцены. Запомните – эпизод состоит из сцен, а не наоборот. По-идее, все сцены должны лежать в русле событийного ряда, строиться на действии, приводящем к кульминации и развязке. Хотя это и слишком поверхностное описание функции сцен. Одни сцены необходимы для движения фабулы, другие - для развития сюжетных линий или характеров. Конечно, следует стремиться к тому, чтобы каждая сцена будет подталкивать нас к кульминации. В этом случае история будет выглядеть стройной и ритмичной. Давайте попробуем проанализировать переходы от сцены к сцене с точки зрения развития всей истории. И поговорим о развитии характера от сцены к сцене.
В каждой хорошей картине существует точный событийный ряд. Рассмотрим конец первой сценарной части фильма, с участием Харрисона Форда, «Свидетель» (1985 г.) с точки зрения переходов от сцены к сцене:
1) Маленький Самюэль утверждает, что Макфи - убийца.
2) Джон Бук приходит к Полю и говорит ему об этом. Поль просит хранить тайну.
3) Джон возвращается к себе. Его пытается застрелить Макфи. Джон понимает, что Поль замешан в убийстве.
4) Джон везет Рэчел и Самюэля на их ферму. В результате ранения Джон остается на ферме эмишей.
Последняя сцена вводит нас во вторую часть, в течение которой развиваются взаимоотношения Джона и Рэчел, т.е. основная сюжетная линия.
Заметьте, что каждая из перечисленных четырех сцен перерастает в следующую. Переходы абсолютно замотивированны и активно двигают историю. Помните, что логика и построение сюжетных ходов должна быть понятна не только вам, но и зрителю. А вот как вы их будете делать – это зависит от степени вашего таланта.
2. МОМЕНT ДЕЙСТВИЯ
Действие, продвигающее историю, состоит из моментов действия. Момент действия - это драматическое событие, которое влечет за собой определенную реакцию, как правило, двигающую дальнейшее действие. Можно обозначить момент действия, как действие, дающее продолжение развития истории, сюжета, фабулы и т.д. Моменты действия есть во всем повествовании, но они совершенно необходимы во второй части развития, в которой история, как уже говорилось, легко «провисает». Существует несколько типов моментов действия. Мы уже говорили с вами о поворотных событиях - мощных стимулах развития истории, которые также относятся к моментам действия. Кроме них существуют еще:
А. ПРЕПЯТСТВИЕ.
Во многих книгах главный герой для достижения своей цели должен преодолеть массу препятствий, которые заставляют его или изменить тактику, или вынуждают принять какое-то новое решение и т.д. Препятствие – безусловно, момент действия, поскольку оно заставляет героя совершать новые поступки. Заметьте, как препятствие работает. Оно останавливает действие для того, чтобы герой, приняв решение, совершил новый поступок и таким образом продолжил бы действие. История почти не может развиваться без препятствий, хотя она может развиваться без кардинального изменения решения в отношении способа преодоления этого препятствия. Например, я продаю пылесосы, заходя в квартиры людей. Мой товар не нужен за дверью №1 (препятствие) - я стучу в следующую (действие) и так далее. Но по-настоящему мощное развитие действия возникает тогда, когда мощное же препятствие преодолено.
Б. УСЛОЖHEНИЕ.
Усложнение - момент действия, который не дает мгновенного результата. Что-то случилось, но реакция наступит позже. А мы с нетерпением ожидаем этот результат.  Хороший пример усложнения можно увидеть в романе Ф. Кафки «Процесс», оно по сути длится и наращивает напряжение в течении всего повествования, . Йозеф К. был обвинен (в чем - неизвестно) и вызван в суд. Арестом Йозефа была вызвана цепь событий-реакций главного героя, приведшая к результату-казни в конце романа.
В. ПЕРЕВЕРТЫШ.
Наиболее мощным моментом усиления действия является перевертыш, поворачивающий ход событий на 180 градусов, направляющий развитие истории от плюса к минусу и от минуса к плюсу. Перевертыш является даже более мощным стимулом развития истории, чем поворотные события. Он может быть внешними (действенными) и внутренними (эмоциональными). В сценарии фильма «Челюсти -1» жители курортного городка празднуют свое избавление от акулы-убийцы. Но сообщение Мэтта о том, что акула жива, переворачивает и круто меняет настроение жителей. Это пример опционального (внутреннего) перевертыша. Чувство жителей меняются от радости к страху. Перевертыш может служить первым или вторым поворотным событием в истории; в таком случае он является и мощным стимулом дальнейшего развития истории, и хорошим переходом из одного структурного элемента в другой.
Подведем итог. Препятствие дает новое развитие сюжету. Усложнение, хотя и не сразу, но тоже развивает сюжет. Перевертыш же буквально катапультирует всю историю, заставляет ее стремительно развиваться в совершенно ином, неожиданном направлении.
Запомните, что до тех пор, пока ваша история строится на действии, вызывающем реакцию и следующее действие, до тех пор она, развивается – читать ее будет интересно. Для этого Вам не обязательно использовать какие-то грандиозные события – катастрофы или землетрясения, - это могут быть элементарные человеческие поступки. Главное, чтобы история развивалась с помощью физического действия, диалога, эмоционального воздействия. До тех пор пока будет существовать связь между одной сценой и последующей – ваше повествование будет существовать. Он может быть более повествовательным и менее динамичным, но все равно обязательно должен иметь развитие, логичность рассказа и ясность.
Возможно, дорогие мои читатели, вы заметили, что исходя из понятий структуры литературного произведения, рассматривая и анализируя ее составные части, мы неизбежно подошли к тому, что основа истории – действие. От сухого скелета, от скупой на линии схемки мы пришли к полнокровному, дышащему существу, к сложному механизму – работе мастера часовщика. Кто это существо? Что есть этот механизм, суть которого заключается в действии?
Да-да, это именно он, тот кого вы так долго ждали, а он все прятался за напластованиями тканей фабулы и туманными вуалями сюжета. Он – ПЕРСОНАЖ, ГЕРОЙ, - альтер эго писателя. Ждать осталось недолго. Следующая статья ящика – «Герой – аватар действия». Не пропустите, и до встречи!


Рецензии
Замечательная и весьма полезная попытка ещё раз структурировать информацию, касающуюся, творческого процесса. Есть чему учиться. Однако читаешь, например, детективы, и современные и не очень, а там ... ну не бывает такого! И ничего народ читает, значит есть и ещё что-то наверное умение автора "гипнотизировать" читателя.

Виктор Кобеев   18.08.2012 16:47     Заявить о нарушении
Отличное замечание, Виктор. Немного позже, когда я закончу с основой, нужно будет подготовить несколько статей касательно детективного жанра. Там свои, как говорится "фишки", но, повторюсь, если "гипнотизирует", если "народ читает", - значит написано по правилам, хотя бы отчасти. Причем, если - отчасти, значит можно сделать еще лучше. Эти правила - не жесткие инструкции и не указания из разряда "ЧТОПИСАТЬ", они отвечают на вопрос "Как сделать написанное интересным". Читая интересную книгу, не важно какого жанра, вы как правило не обращаете внимание на элементы структуры, на то, как выписаны персонажи, как распределены сцены, эпизоды и моменты действия. Хотите верьте на слово, хотите - проверяйте, но все это там есть =) У вас светлая голова, Виктор. Вы задаете правильные вопросы. Удачи вам в нашем нелегком деле, ведь - писать правду, действительно нелегко.
Искренне ваш, Азулон.

Ящик Инструментов   28.08.2012 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.