Железное небо - отзыв

«Вторжение с тёмной стороны луны!»


Финский кинематограф всегда отличался своеобразным юмором и иронией, которые доходили до прямого сарказма и высмеивания, когда речь шла о политике и глобализме под американским соусом. «Железное небо» — характерное выражение этого взгляда из «медвежьего угла Суоми». В фильме действуют две силы: лунные нацисты — наивные, пафосные и смешные увальни, которые застряли в 1940-х, в эпохе дизельпанка и тоталитаризма. И американская высшая администрация, возглавляемая женщиной-президентом — как и все женщины, самодовольной, самоуверенной и самовлюбленной. Собственно, это, похоже, болезнь всего цивилизованного мира. Комедия, которую разыгрывают эти две силы, то сходясь в очаровательном мезальянсе, то вгрызаясь друг другу в глотку — это ведь и есть большая политика, господа, не так ли? Вспомните отношения СССР и Германии перед войной, пакт Молотова-Риббентропа и т. п.
Помимо политической сатиры, в «Железном небе» хватает чистых комедийных элементов и милых сердцу киномана намеков. Самый яркий из них — отсылка к кубриковскому «Доктору Стрейнджлаву»: когда одного из героев «Железного неба» «превратили» в нациста, он, сидя в кресле-каталке, силится поднять правую руку в нацистском приветствии, пародируя невольный жест доктора Стрейнджлава. Собственно, перепалка в ООН по поводу нападения лунных нацистов — так же отсылка к военному совету из картины Кубрика. Костюм, в котором главнокомандующая американскими космическими силами появляется на мостике своего корабля, пародирует одеяния капитанов «Стар Трека» и «Вавилона-5». Но, в отличие от них, выражается она не иначе как матом и уличной лексикой.
В целом, «Железное небо» — фильм весьма бодрый, яркий и стильный. Если вас не корежит от киноштампов, намеренных или обязательных, если вы не ждете серьезной ностальгии по «Тысячелетнему Рейху», если готовы вместе с финнами посмеяться над претензиями кого бы то ни было на мировое господство и влияние — он наверняка понравится. Ну и любителям Laibach, конечно…


Рецензии