Владимиру Филату

Нынешним летом собрался я, наконец, осуществить свою давнюю затею – проехать на автомобиле от дома, в городе Ухте, что в российской Республике Коми, до молдавского города Единец, в окрестностях которого живут мои тесть с тёщей.
 
Два года назад, в 2010 году, я заезжал в эти места – и, признаюсь, легла их красота, неспешный быт и внутренняя основательность тамошнего сельского народа мне на сердце. Правда и боли за обстоятельства жизни людей в Молдове накопилось во мне тогда немало. Я был огорчен за Молдову августом-сентябрем 2010-го... Откликом того времени осталась моя статья (она размещена на моей авторской странице, на www.proza.ru).

Получил я тогда и оценку своей статьи из Молдовы…действительно, «получил», - как говаривали у нас, в моём рязанском дворовом детстве... Однако закончилось всё добром. С моим рецензентом (также автором «proza.ru»), Валерием Ренице, чей путь и видение обстоятельств жизни в Молдове я почитаю, камертоновым, совестливым, мы общаемся до сих пор - надеюсь даже побывать у Валериу в гостях…
   
В июне 2012-го я снова приехал в Молдову, в Единец, в село Шофринканы. Теперь уже «своими колёсами» промеряя землю Молдовы, ставшую для меня такой близкой, наверное, потому, что моя маленькая дочь – Полина – с абсолютным восторгом говорит нам, своим родителям, уже два года подряд: «Поедем летом в Молдавию!!!»
Что же смог я увидеть и почувствовать за короткий июньский период проезда от погранперехода «Могилёв Подольский – Атаки»  до Единца и за десятидневное пребывание в селе Шофринканы, перемежаемое выездами в Единец?

Увидел, что порядка и организации стало побольше. Порядка с поддержанием  районных дорог… а в городе Единце, так, шла замена дорожного полотна. Порядка с пониманием крестьян, как им работать и распоряжаться плодами своего труда на полученных долях земли (всех крестьян  – и лидеров, и дольщиков). Как-то, поспокойнее, чем в 2009-м выглядят сегодня пенсионеры…Полиция корректна, но строга в обеспечении правил движения на дорогах. Интересный появился в Шофринканах примарь (руководитель сельской администрации, с которым я лично не знаком) – он начал потихоньку щебнем отсыпать даже и второстепенные сельские дороги. Вобщем, показалось мне, что за два миновавших года наметился в Молдове некий положительный «нюанс»… Вобщем, администрации всех уровней Молдовы "задвигались" – видимо, начала давать результаты Ваша трёхлетняя работа премьер-министра.…Однако не видно пока  заметного роста достатка в жизни  сельчан. И тут, в этом 2012-м году, видел я умеренно-тревожные настроения многих своих собеседников относительно будущего Молдовы и их личного будущего. 

Премьеру, должно быть особенно понятно, что содержание этой тревоги   есть практический народный вопрос - чем жить будем? Этот молчаливый вопрос от людей к начальникам жизни присутствует и в России, и в Италии, и в Штатах, и в Украине, и в Германии... Этот вопрос был всегда и везде, где сообща живут люди… «Чем живы будем, чем кормиться будем?», - спрашиваем мы  своих лидеров. И те из начальников жизни, кто даёт понятный разумный ответ, получают наше доверие и остаются в истории отцами народов….

Так, чем же будет жить Молдова, Владимир Васильевич? Заверениями Евросоюза в «политической поддержке» (согласен, это тоже немало), или  российским рынком энергоресурсов, товаров и услуг а также многочисленными кровными связями,русских молдаван, украинцев,гагаузов,болгар, нашей культурной спайкой? Надеюсь, об этом также беседовали Вы с руководителем российско-молдавской межправительственной комиссии по торговым и экономическим вопросам, российским вице-премьером Дмитрием Рогозиным в апреле 2012 года.
 
Президент России Владимир Путин не устаёт повторять, что «рынок денег стоит». И это правда. Но, как это принято у русских – между друзьями не всё (оценивается) деньгами.… Видит это и наш президент…
 
Времена нынче неспокойные и видно по всему – дружба четырёх миллионов граждан Молдовы также нужна России, как и самой Молдове, был бы нелишним доступный стосорокамиллионный рынок России.

Над всеми довлеет сегодня вопрос, что день грядущий нам готовит. Конечно, чтобы снизить уровень угроз для своей безопасности, России нужна дружеская рука Молдовы. Но от выбора самой Молдовы  между европейской политкорректностью и реальным российским рынком зависит  всё её историческое будущее  -  судьбы её людей, государственности и культуры...
 


Рецензии
Думаю, что Филату будет очень полезно прочитать это послание. Как ты думаешь, можно его предложить газете "Панорама"(pan.md)или интернет-газете enews.md? Филату, скорее всего, вышеперечисленные издания не нравятся, но о важных, публикуемых в них статьях ему наверняка докладывают. С уважением, Валериу.

Валериу Реницэ   13.07.2012 13:41     Заявить о нарушении
valeriu.renita@gmail.com

Валериу Реницэ   13.07.2012 19:05   Заявить о нарушении
...да, конечно, Валериу, тем более можно, что я подумываю о "Филату-2" - там я собираюсь некоторые страхи молдавской элиты и некоторые слабости российской элиты обозначить, как я их понимаю...может и украинцев коснёмся - а они важны для завершённости наших дружеских бесед "за жизнь" в классической евразийской цивилизационной схеме "на троих"...да - украинцы, а не румыны (как мне кажется) и не итальянцы, и не французы (там "на троих" - непонятный им ментальный скол, не более)...

Юрий Сарычев   13.07.2012 20:26   Заявить о нарушении
Спасибо! Жду Филата-2.

Валериу Реницэ   14.07.2012 13:32   Заявить о нарушении
http://enews.md/blogs/view/1861/ - Опубликовали, наконец-то! Поздравляю!

Валериу Реницэ   19.07.2012 17:09   Заявить о нарушении