Гамлетовский вопрос израиля

               
                АХИЛЕСОВА ПЯТА
                глава третья

   Израиль - страна, где прошлое можно буквально пощупать руками. И в прямом и переносном смысле. Судьбы многих людей здесь, особенно политиков и общественных деятелей,- это еще и непрерывная, передающаяся через них, нить живой памяти и исторических событий. И уже не кажется, что Жаботинский жил давно, или тот же Бен-Гурион, если живы еще многие люди, которые работали с Бен-Гурионом.
  Ну это вообще недавняя история в сравнении с тем, что происходило тысячелетия назад. Однако, когда бы и что ни происходило, продолжает оказывать влияние на день сегодняшний.
  Взять тот же палестино-израильский конфликт, или в более широком смысле -арабо-израильсктй. Исторические события нам не дано изменить. И все-таки, в голову приходит шальная мысль: не "задерись" Агарь с Саррой, не отправь Сарра Агарь с Измаилом из дому, может, отношения евреев и арабов сложились бы иначе?
   Тем более, что пока праотец Авраам был жив, Измаил и Исаак связь явно поддерживали. И вместе отправились хоронить Авраама в пещере Махпела. Да и после этого никаких раздоров между ними, судя по Библии, не было.
   Может быть, все началось позже, и не с ветвью по линии Измаила, а тех шестерых сыновей, которые родились у Авраама после смерти Сарры от новой жены. Всех их праотец отправил на Восток, и, хотя каждому дал наследство, главным наследником назначил Исаака.
   Дележ же наследства - дело тонкое и опасное, довольно часто ведущее к междуусобной вражде и войнам. А если учесть, что у Авраама были еще и сыновья от наложниц, то поводов для выяснения отношений было более, чем достаточно.
   В общем, в исторической перспективе получилась весьма странная картина:Авраама одинаково чтут  и арабы, и евреи, но мира между его потомками как не было, так и нет.
   В двадцатом веке объединенные силы арабов неоднократно пытались "сбросить Израиль в море", но терпели поражение. Однако вряд ли  еще есть в мире страна, кроме Израиля, которая бы свои военные победы в конечном итоге превращала в дипломатические поражения. Да еще спустя десятилетия.
  Сначала Египту был возвращен Синайский полуостров (в 1978 году), потом, в 1993, -палестинцам отдали Иерихон и Вифлеем, а в 1997 - Хеврон. Пока только оправдались уступки Египту, худо-бедно, но мир, заключенный с египтянами (Кем-Дэвидское соглашение), работает. Можно сказать, что в историческом плане египтянка Агарь и еврейка Сарра помирились.
  С палестинцами даже после Ословского Соглашения мир так и не наступил. Чем больше израильтяне уступают, тем тем настойчивее палестинцы требуют все новых и новых территориальных уступок. Они давно нащупали ахилесову пяту израильских политиков и умело пользуются ею. С начала девяностых годов двадцатого столетия каждый израильский политик, какую бы идеологию не проповедовал, особенно перед выборами, став премьером, начинал изображать из себя голубя мира.
   После левого Рабина, заключившего вместе с Шимоном Пересом Ословское соглашение с Арафатом (троица получила за это Нобелевскую премию мира), премьер-министром стал "правый" Беньямин Нетаниягу. Он заключил с Арафатом уже два Соглашения - Хевронское и Уайское (по названию места на восточном побережье штата Мэриленд в США). В них прописано, куда и когда, в какие сроки должны уходить  израильские военные, постепенно освобождая "оккупированную" территорию (если сами палестинцы смогут обеспечить спокойствие на них).
   Поскольку перед выборами  Нетаниягу позицинировал себя как крайне правый политик (никаких уступок палестинцам!), электорат не простил ему крутого виража влево и прокатил на досрочных парламентских выборах. Это случилось в двухтысячном году. Ошеломленный проигрышем Нетаниягу, заявил, что уходит из политики.
   Он действительно ушел, но, спустя время, вернулся, став министром финансов в правительстве Шарона. А через девять лет после памятного проигрыша, президент Шимон Перес именно ему поручил сформировать правительство, а не Ципи Ливни.
   Любопытно, что незадолго перед этим один из журналистов задал Нетаниягу вопрос,  действительно ли тот такой правоэкстремистский ястреб, как нередко пишут о нем СМИ?  И Нетаниягу явно не без гордости ответил:"Я - тот, кто подписал соглашения Уай-Ривер и Хевронское - для дела мира".
  Как при этом не вспомнить его отца Бенциона Нетаниягу. И не подумать о том, что отцы не всегда хорошо знают своих детей. Наверно, еще и потому, что дома слышат от них совсем другие речи, чем те, которые те произносят на публике.
   P.S.Никто в те годы, когда заключались все эти многочисленные и разные соглашения, не мог подумать, что обстановка в мире будет только ухудшаться, а Израиль окажется в кольце арабских революций. В первую очередь, израильтян волнуют события в Египте. Сохранит ли Египет мирный договор с Израилем? Не начнется ли новая арабо-израильская война? Какой будет политика Израиля с учетом новых реалий?
   Пока Нетаниягу занят исключительно внутренними проблемами. И, прежде всего, сохранением своей власти. Правда, прошла информация, что Нетаниягу и Перес послали поздравление новому президенту Египта в связи с его избранием. Но какой была его реакция,  неизвестна. Зато известно, что новый президент Египта собирается отменить изоляцию сектора Газы, которой придерживался прежний президент. И вообще, всячески поддерживать палестинцев.
   Ну а Нетаниягу, как всегда, привычно говорит, что готов возобновить переговоры с палестинцами в любое время и без предварительных условий. Вот только ждет такой же готовности от палестинцев.

                ПЛАТЬЕ ПО МОДЕ
                глава четвертая

   В том, что ястребы становятся голубями и наоборот, ничего удивительного нет. Политики, пришедшие в своих странах к власти, стремятся соответствовать конъюнктуре, царящей на данном этапе в мировой политике. Для них это все равно, что для модниц приобретать платье по моде:меняется сезон, меняется и мода.
  Правда, Ицхак Рабин и Шимон Перес, очевидно, искренне верили, что Соглашение, заключенное с Арафатом, будет работать, поскольку были "левыми", то есть, априори голубями мира.
  Подписание Ословского(или Норвежского) Соглашения происходило в США, 13 сентября 1993 года, на лужайке перед Белым домом, в присутствии недавно избранного президента Билла Клинтона. Тогда же произошло и "историческое рукопожатие" Рабина и Арафата. 
  Считается, что Израиль и США связывают особые отношения. Такое мнение сложилось, очевидно, потому, что США всегда накладывают вето на антиизраильские резолюции в ООН. Однако во внутренних отношениях США ведут себя довольно жестко и безаппелиционно, а часто и просто диктаторски. Это отношение сузерена и вассала. Все проблемы и вопросы Израиля рассматриваются исключительно с одной точки зрения - самих США. Выгодно это США или нет? И поэтому они должны быть решены именно так, как считают США.
  Израилю пришлось отменить выгодный заказ на поставку самолетов Китаю и уплатить многомиллионную неустойку лишь потому, что сделка не понравилась США.
  В США живет самая многочисленная еврейская община мира. Ее численность временами превышает численность еврейского населения Израиля. Как избиратели они важны для любого кандидата в президенты США. Поэтому поведение администрации Белого дома на международной арене в отношении Израиля предсказуемо. Однако внутри страны ситуация иная. Американские евреи - граждане США, и их прежде всего заботят интересы своей страны. И если президент США говорит, что в интересах США Израиль должен поступить так -то и так-то, ему будет обеспечена полная поддержка.
  К тому же, в США и странах Европы за последние десятилетия резко возросло мусульманское население. И оно оказывает на правительства своих стран все больше давление. "Палестинский" вопрос давно и постоянно стал для них давным на повестке дня. В том, что он не решается, все чаще винят только Израиль. Никто не говорит о том, что у председателя Палестинской автономии(или президента, как его иногда называют) Абу Мазена еще в начале 2009 года истекли "президентские" полномочия, а новые выборы постоянно откладываются. Что палестинская автономия разделилась на две части, и у каждой свое правительство, и общего языка они никак не найдут, несмотря на многочисленные попытки со стороны примирить их.
  Столь тяжелое положение в Палестинской автономии сложилось не в последнюю очередь из-за "мирной инициативы" "ястреба Ариеля Шарона. Он решил убрать цветущие еврейские поселения вокруг сектора Газа, после чего власть в Газе захватила группировка ХАМАС, враждующая с ФАТХОМ Абу Мазена.
   Горечь трагедии еще и в том, что когда-то сам Шарон, будучи министром строительства, стал инициатором создания этих поселений, где стали жить многие выходцы из бывшего СССР. И в итоге остались без кола и двора, опустошенные и обездоленные, потому что до сих пор не все еще обрели крышу над головой.
   Начали строить поселения в другом месте, американская администрация - с подачи палестинцев -, а с нею и европейские политики стали требовать прекращения строительства.Иначе Абу Мазен не сядет за стол переговоров.
   И тут вынырнул муж мадам Клинтон - Билл, решивший объяснить миру, кто виноват в том, что на Ближнем Востоке до сих пор нет мира. Оказывается, виноваты ... русские репатрианты. Клинтон даже назвал из "закоренелыми противниками мира". Их "закоренелость", по мнению экс-президента, объясняется тем, что все больше русских служит в ЦАХАЛЕ, что они считают Израиль своим домом и не хотят идти ни на какие уступки, а не хотят потому, что не знают реалий, в которых живут (господин Клинтон знает лучше их).
   Слова Клинтона вызвали целую бурю  в русскоязычной общине Израиля. С одной стороны лестно, что бывший президент столь высоко оценил роль и вклад русских, а, с другой,- а пошел бы ты, Билл, к ... Монике.
 
   
 
   


Рецензии