Калифорнийские мечты...

Эта тема уже интересует не так много людей,
как когда-то…


КАЛИФОРНИЙСКИЕ МЕЧТЫ…

Четыре десятилетия слушая различные музыкальные произведения бит и рок музыки, я всегда обращал внимание на частое упоминание в репертуаре у многих известных групп и не совсем, ссылки то на штат Калифорния, то на Сан-Франциско. Дело дошло даже до того, что в двух самых знаменитых советских рок операх Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» и «Юнона» и «Авось» (правда, это были исторические, а не современные сюжеты, но, тем не ме-нее) идет упоминание о берегах Калифорнии.
Любопытно и то, что все это всеми и всегда почему-то воспринималось и воспринимается как само собой разумеющимся. Даже не возникает по этому поводу никаких вопросов.
И все это, конечно же, не случайно. Но мы опустим все прелести земного рая, якобы имеющие место быть на благодатной земле Американских Соединенных Штатов (на деле выстроившей весь остальной мир на службу своей экономике), и поведем речь о следующем.

Известно, что Сан-Франциско являлся одной из неформальных столиц молодежного движения хиппи в начале второй половины шестидесятых годов прошлого века. Это, во-первых.
Во-вторых, Сан-Франциско – это родина нескольких знаменитых рок групп, объединяемых в т.н. калифорнийскую школу или калифорнийский рок.
Само только их перечисление чего стоит – «Beach Boys», «Grateful Dead» с Джерри Гарсия, «Jefferson Airplane» (позднее «Jefferson Starship») с Грейс Слик, «Big Brother & the Holding Company» с Великой Дженис Джоплин, «Quicksilver»…
И, третье. Сан-Франциско – место рождения и развития психоделического рока, известного также как санфранцисканский саунд, ставший предвестником хард рока, т.е. всех хардроковых групп, пришедшими уже вслед за ними. Из названных выше групп, практически все, за исключением «Beach Boys», и были представителями этой самой психоделии...
Именно тогда, в Сан-Франциско (в Филлморе и Хейт-Эшбюри) во весь голос и заявила о себе новая молодежная протестная субкультура.  Отличие, которой заключалось от внешнего облика (длинные волосы), одежды (разноцветные рубашки навыпуск, расклешенные брюки и т.д.), до образа жизни, что в итоге и стало основой рождения и нового направления в развитии музыки бит и рок, проводни-ками которой и стали т.н. «дети цветов» - хиппи.
При этом, отголоски новой молодежной субкультуры, по крайней мере, внешние, дошли и до нашего провинциального городка Гурьев на Западе Казахстана, каким бы закрытым не называли Советский Союз – цветастые рубашки, длинные, до плеч волосы с цветной повязкой на голове, микровельветовые и слегка расклешенные брюки с бахромой, магнитофонные записи на бобинах вы-шеназванных бит-групп – вот атрибуты моего старшего брата, старшеклассника, поступившего в те годы на учебу в ПТУ... 
Электрические гитары и инструменты, пришедшие на смену обычным гитарам, принесли и новые, не слышанные доселе музыкальные звуки в это популярнейшее средство самовыражения молодежи тех романтических лет. В танцзалах Сан-Франциско молодежные музыкальные коллективы, используя психоделиче-ские световые эффекты, устраивали феерии, воспевавшие культурную револю-цию юности, переворачивая сознание молодых людей…

Здесь, думается, надо остановиться несколько подробнее.
Разумеется, все это не могло возникнуть просто так, кто-то должен был ду-ховно инициировать зарождение новой молодежной субкультуры. Так, если у нас  это были бы, конечно, партия и комсомол, то здесь ими стали Кен Кизи (автор «Пролетая над гнездом кукушки»), Ален Гинсберг, Ричард Алперт, Билл Грехэм, Хантер Томпсон, Стюарт Бранд. Пребывая под воздействием наркотического гал-люциногенного средства ЛСД (что называлось ими Кислотными Тестами), и была в Калифорнии создана идеология бит-хиппи-психоделии. Эти кислотные вечеринки (смешение музыки, ЛСД и световые шоу-эффекты), вначале переросли в трехдневный фестиваль музыки в Лонгшормен Холле, а затем стали проводиться уже на регулярной основе. 
Следующим этапом развития движения стал т.н. Первый Слет или Сбор племен, прошедший в январе 1967 года в Сан-Франциско с участием всех духовных, музыкальных (участвовали все психоделические рок-группы Сан-Франциско) и иных лидеров, собравший более пятидесяти тысяч хиппи.
Мировое наступление бит музыки вместе с движением хиппи нашло свое воплощение в первом поп-фестивале, прошедшем в июне того же 1967 года в Калифорнии в местечке Монтерей под девизом «Музыка, Любовь и Цветы». 
200 тысяч молодых людей стали свидетелями первого рок концерта под открытым небом в истории человечества, ставшими в итоге прелюдией Лета Любви. 
Лето 1967 года стало наивысшим пиком молодежной революции в сознании, стиле, отношениях, музыке, образе жизни, искусстве, моде – что-то невообразимое, необъяснимое, космическое присутствовало во всем этом...    
  Кроме называвшихся выше калифорнийских групп, назовем и остальных, кто прошел через Монтерей и Голден Гейт Парк в Сан-Франциско – Джимми Хен-дрикс, «Битлз», Пит Тауншенд, Рави Шанкар, «the Who», «тhe Mamas and Papas», Eric Burdon & «Animals», Simon & Garfunkel, «Canned Heat»...

Цветы, Любовь и Музыка – вот символы той молодежной революции…
Своеобразным же гимном того короткого периода в человеческой истории, на мой взгляд, явились три композиции.
Первые две – это классика эпохи «Somebody to Love» и потрясающая музыкальная композиция «White Rabbit» выдающейся санфранцисканской психоделической рок группы «Jefferson Airplane» из альбома 1967 года «Surrealistic Pillow» в исполнении автора, знаменитой вокалистки Грейс Слик. (В переводе это звучит так - «Каждому любви» и «Белый кролик» в исполнении рок группы «Самолет Джефферсона» из альбома «Сюрреалистическая подушка»...)
О третьей композиции, символизирующей эпоху хиппи, скажем после того, как доведем до конца начатую тему о Калифорнии в музыке рок...   

Так, касательно музыкальных композиций о Калифорнии и Сан-Франциско только в моей фонотеке получился целый сборник, а представьте, что вообще написано и спето в мире на самом деле...
Безусловно, самой знаменитой и популярной является в этом плане «Cali-fornia Dreamin» в исполнении «Мамаs And Papas», чьи исполнители, к великому сожалению, уже тоже начали свой исход из этой жизни...
Вот они, мои «Калифорнийские мечты», вернее, сборник песен о Сан Франциско, о Калифорнии - «где никогда я не был…»:
1. Оркестр Поля Мориа - «San Francisco»; 2. «Мамаs And Papas» - «California Dreamin»; 3. «Beach Boys» - «California Saga»; 4. «Beach Boys» - «Cali-fornia Dreamin»; 5. «Flowerpot of Men» - «Lets Go To San Francisco»; 6. Janis Joplin - «SanFrancisco Bay Blues»; 7. «Move» - «California Man»; 8. «Led Zeppelin» - «Going To California»; 9. «Shoking Blue» - «California Here I Come»; 10. Manfred Manns Earth Band - «California»; 11. «Sweet» - «California Nights»; 12. Милен Фармер - «Калифорния»; 13. «Animals» - «Ночи Сан-Франциско»; 14. Cher – «Our Lady Of San Francisco»; 15. Kenny Rogers - «San Francisco Mabel Joy»; 16. Мигель Рамос (орган «Хаммонд») - «San Francisco»; 17. Pink - «Gone To California»; 18. Lenny Kravitz - «California»; 19. Скотт Маккензи - «Сан-Франциско»; 20. «Eagles» - «Hotel «California»; 21. Andy Madadian - «Hotel «California»...

Продолжая тему этого сюжета на музыкальную тему, несколько слов скажем и о знаменитой музыкальной композиции группы «Энималс» «The House Of Rising Sun», ставшей мировым хитом в тех же шестидесятых годах ХХ века.
Так, кроме «Энималс», в различных вариациях, аранжировках и интерпретациях можно услышать «Дом восходящего солнца» не только у рок, но и у диско групп и даже у «Ройял филармоник оркестра». К примеру, ее исполняют певец-песенник Боб Дилан, Эрик Бердон и Робби Кригер, Нина Симоне, рок группа «Георди», группы «Вентурес», «Церрони», «Санта Эсмеральда», «Лайтиджи Соул», «Мусэ», «Сикрет Тюне», Лесли Уэст, Джоан Баэз, Дэвид, Шиннед ОКоннор, J.Pink. А в ФРГ даже была создана группа с таким названием - «Хот Ризинг Сан»…
Те же «Энималс», а всего около двадцати (!) знаменитых и не совсем исполнителей, включая инструменталистов и джазовиков, исполняют другую популярную композицию «I Put А Spell On You». Среди них Бонни Тайлер, Джо Коккер, Нина Симоне, Брайан Ферри, Пит Тауншенд и Дэвид Гилмор, Алан Прайс, Скри-мин Джей Хоукинс, Мэрилин Мэнсон и другие, но наибольшую популярность полу-чил, став классической, вариант в исполнении «Криденс Клиэруотер Ривайвл»...    

Исследуя эту довольно интересную тему в творчестве музыкальных групп и исполнителей, быстро и по памяти назовем и тему о России, также звучащую у популярных исполнителей совсем недавнего прошлого.
Начнем с Великой четверки из Ливерпуля «Beatles» - «Снова в СССР».
Далее, Мэтт Монро с песней «С России с любовью» из знаменитого саундтрека Джона Берри об Агенте 007, а рок группа «Холлиз» напомнит нам о «Русской рулетке». Политические коллизии вокруг СССР и его вторжения в Афганистан звучат в композициях «Пинк Флоид» (двойной альбом «Стена») и лидера «новой волны» группы «Клэш» («Комбат рок», 1982 год)... 
Популярные диско группы из ФРГ «Бони М.» и «Чингисхан» заставят танцевать молодежь восьмидесятых годов прошлого века под красивые мелодии «Распутин», «Казачок» и «Москва». Еще одна западногерманская группа «КрафтВерк» в своей компьютерной композиции «Робот» также заговорит на русском: «Я твой слуга, я твой работничек…» Пол Маккартни в 1987 году, в самый эпогей Перестройки, неожиданно удивит всех, выпустив диск под названием «Снова в СССР», и только для СССР…
В новой обработке зазвучат и композиции великого русского композитора Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» в исполнении «Эммерсон, Лейк и Палмера», а «Шабаш ведьм» в исполнении Дэвида Шира мы услышим в «Ночной лихорадке в субботу вечером» - музыкальном диско-фильме с участием Джона Травольты, «Би Джиз» и Оливии Ньютон-Джон…
В нынешнее время даже «хип хоп с классикой» не оставил русскую тему без внимания – это композиция «Принц Игорь» в исполнении «Уоррен и Сиссель»… 

А теперь вновь вернемся в те далекие, светлые и уже безвозвратно ушедшие шестидесятые годы двадцатого столетия. Годы, которые можно только вспоминать, но повторить – никогда. Потому, как невозможно уловить превалировавшие тогда в душах людей  чувства, отношение к реальности, друг к другу. Ведь и в нашей стране, тогда в СССР, в «стране победившего социализма», те годы оста-вили свой особый оттенок, добрый и грустный одновременно...
 
Вера в Будущее, Юность, Любовь, Цветы, Свобода, Гармония и Солнце – вот символы Жизни и Эпохи, музыкальным олицетворением и теперь вечным памятником которой в мировой истории стал легендарный хиппи-рок-мюзикл «Волосы». 
Первый рок-мюзикл, прославляющий образ жизни хиппи - «детей цветов», появился на свет в самом начале 1968 года, т.е. за целых два года до рок-оперы всех Времен «Иисус Христос - Суперзвезда».
Авторами этого прорывного музыкального проекта стали Голт Макдермот (композитор), Жером Раньи и Джеймс Рэйдо (текст и либретто), а одними из первых исполнителей на подмостках Лос-Анджелеса явились Мэт Лоф, Роберт Ротман, Рэд Шэпард и Добби Грэй. Позднее, эта легенда целого поколения, мега раритет будет экранизирован выдающимся режиссером Милошем Форманом, а чис-ло постановок перевалит за две тысячи. В т.ч. и в исполнении Московского театра музыки и драмы Стаса Намина...
Центральной музыкальной темой в ней звучат жизнеутверждающие и по-трясающие композиции «Водолей» и «Пусть светит солнце», в 1969 году объединенные в единую композицию группой «Пятое измерение».
В итоге, именно эта композиция «Водолей» плюс «Пусть светит солнце» из рок-мюзикла «Волосы», придя на смену сюрреалистического и гнетущего душу «Белого кролика» и станет, на мой взгляд, завершающим музыкальным символом эпохи, связанной с ушедшим в историю молодежным движением…
Но это, конечно, мой субъективный взгляд, быть может, у кого-то  есть и другое видение – с удовольствием выслушал бы...
На заре предсказанной астрологами наступления Эры Водолея, которая должна была принести Миру Гармонию во всем, «дети цветов» создают в Центральном парке Нью-Йорка коммуну хиппи, и воспевая такие ценности, как Свобода, Любовь, Счастье и Гармонию с природой бунтуют против материальных ценностей, лжи и лицемерия власти (какой бы она ни была – коммунистической или капиталистической), политического цинизма, насилия, пуританской морали, расо-вой дискриминации, ограничения свобод и войн...
Кроме того, 1968 год войдет в историю человечества восьмидневной пяти-соттысячной (!) демонстрацией протеста молодежи против войны во Вьетнаме, прошедшей в Чикаго, и тем, с какой жестокостью будет оно подавлено властями самой «демократичной» страной в мире... 

Следующий год станет годом рок-фестиваля в Вудстоке – потрясающего Времени в истории развития протестной молодежной музыкальной культуры Запада, прошедшего под девизом «Три дня Мира и Музыки». И чтобы вновь не по-вторять уже называвшихся исполнителей, я назову лишь новые имена – «Crosby Stills Nash & Yang», Carlos Santana, Joe Cocker, Richie Havens, «Creedence Clearwater Revival»... 
Вудсток станет апогеем и движения хиппи...
То, что происходило в течение трех августовских дней 1969 года на молоч-ной ферме в 120 км от Нью-Йорка постепенно уходит в Прошлое, забывается, а вскоре и вовсе исчезнет из Памяти большинства жителей планеты Земля. И лишь Катскиллские горы будут помнить эти Великие Дни музыкального прорыва человечества, потому, как свидетели тех событий - 400 тысяч (!) тогда еще совсем юных людей, сегодня в большинстве своем методично уже уходят из этого мира вслед за своими кумирами - Джэнис Джоплин, Джимми Хендриксом, Джимом Мо-риссоном…   

Все, что произошло в те три года – все было впервые, и поп-фестивали, и рок-мюзикл, и рок-опера, и сама музыка рок в различных стилях развивалась у всех прямо на глазах, отражая именно твои мысли и чувства, и эти многотысячные протестные акции, и жизнь в коммунах тысяч молодых и красивых людей и т.д. - все это было впервые. Вернее в первый и последний раз.
Потому, как однозначно понятно и ясно, что движение хиппи было обречено – невозможно существовать за счет кого-то, предаваясь лишь своим фантасмагориям и т.д., но, тем не менее, это был тоже опыт. Протестный опыт человечества. Как бы кто не оценивал происшедшее, но в любом случае, это был положитель-ный опыт еще в целом молодого человечества (нам ведь еще не так много)...   

Чтобы было не так грустно, вновь вернемся к солнечной теме. Так, в 1974-1975 годы эту тему продолжит прекрасная и красивая композиция под названием «Солнечный сезон» в исполнении Терри Джэка из Канады. «Seasons in the Sun» можно было слушать бесконечно, что мы и делали в Гурьеве-городке на набережной реки Урал из различных т.н. «вражеских» радиоголосов («Голос Аме-рики», «Радио Монте-Карло» и т.д.)
Теплом и добром веет и от «Солнечного реггей» в исполнении «Лейд Бэк» и наоборот, зажигает танцевальные ритмы «Солнце Ямайки», «Солнечно»…
Именно в те годы, в начале семидесятых, появился и такой феномен, как Никки Чинн - Майк Чапмэн, авторы многочисленных хитов и Сюзи Куатро, и лидеров глэм рока Гарри Глиттера, групп «Sweet», «Slade», «Mud»…
Среди их творений, поставленных буквально на конвейер - лучший, опять же, на мой взгляд, альбом Сюзи Куатро «Твоя мама не любит меня», самые популярные хиты группы «Свит» - «Блокбастер», «Акшен», «Блицкриг на танцплощадке», «Охота на лис», а какие «боевики» закручивала четверка под названием «Слейд»!..
Попытку работать сразу с несколькими группами предпринял и Фрэнк Фариан, феерично начав с «Бони М.», а затем, на самом пике популярности вдруг переключившись еще и на «Эрапшен», однако…

Однако, на этом закончим.   
Потому как в этом мире осталось уже не так много людей, которых интересует то, о чем здесь пишется.


Рецензии
Интересует-интересует! С удовольствием осиливал))

Лев Рыжков   07.07.2012 21:33     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отклик и добрые слова! Прошу прощения за поздний ответ... С уважением, Тауфик Каримов

Тауфик Каримов   01.06.2014 10:49   Заявить о нарушении