Это можно, а это - нельзя

 Порассуждать о необходимости обучения полезно всем. Осознанная необходимость обучения существует лишь у разума, но примитивная потребность к обучению проявляется у всех высших животных и даже у птиц, как, генетически заложенная функция самосохранения. Учиться выживать - необходимость жизни.
Сохранить себя и своё потомство – главная функция жизни на Земле.
Самосохранение возникло и развивалось уже на клеточном уровне. Метаболизм клетки удовлетворительно работал в процессе ассимиляции и совсем плохо в диссимиляции. Поглощать можно, но удалить отходы питания – настоящая проблема! Для регулирования функций метаболизма возникла специализированная живая клетка – нейрон. Запрет или разрешение, главное её назначение в процессе регулирования жизнедеятельности организма. Но, усложняясь и совершенствуясь миллионы лет эволюции на всех уровнях жизни, организм так и не смог замечательно устроить удаление продуктов распада, сокращая, поэтому, продолжительность жизни. Удивительно, но принцип «это можно, это нельзя» существует уже у рыб. Стая мелких рыбёшек спокойно плывёт косяком в прозрачной воде, выполняя разрешение «это можно». Но вот поступает сигнал запрета «это нельзя» и стая мгновенно исчезает из поля зрения. Сигнал «запрет – разрешение» можно рассматривать, как цифровой код «0 – 1», заложенный природой в основу жизни и «подсмотренный» человеком у природы, чтобы создать цифровую информационную систему. Информация родилась одновременно с жизнью и совершенствовалась в процессе её эволюции.
Самоусовершенствование, как производная самосохранения, наблюдается у всех форм жизни: от растения до человека. У одних видов это происходит медленно, на протяжении тысячелетий. У других - на протяжении десятилетий. А в микромире жизнь может измеряться сутками и часами. Приспосабливаемость к окружающей среде, важнейшая функция сохранения жизни. Многообразие её форм потому и появилось в природе, что условие к сохранению усложнялось средой обитания. Но не только среда обитания диктовала условия. Обеспечение вероятности сохранения, надёжности системы оказывалось обязательным условием. «Сохранить, во что бы то ни стало!» Как бы дорого и трудно не создавались условия сохранения жизни, они принимались природой. Именно обеспечение надёжности сохранения Это привело к появлению видов, а сохранение видов к совершенствованию форм. У высших животных появляется функция самосохранения: не только в том, чтобы подарить жизнь, но и научить детёныша сохранять эту жизнь, приспосабливаясь к среде обитания.
Мать дарит жизнь детёнышу, и, затем, досматривает его, защищает и обучает первым навыкам жизни в окружающей среде. Принцип – « Это можно! Это нельзя!» - становится основой в поведении кормящей матери и детёныша. Так природа заложила важнейшую основу самосохранения и первую «школу обучения», первый закон дидактики: «Это можно, это нельзя». Мать дарила жизнь, и навыки её сохранения. Мать и только мать, подарившая жизнь детёнышу и обучившая его первым навыкам поведения в окружающей среде обитания стала и первым учителем в окружающем нас мире. Первой учительницей, таким образом, стала мать, сохранившая материнский инстинкт от царства зверей. Врождённое материнское чувство включило сознание, а уникальная способность к обучению и превосходная память, сформировали человека. Таким образом, учитель, первая и самая древняя профессия на Земле с тех пор, как произошло расширение функции «Это можно, это нельзя» от матери, к отцу. Отец должен был научить детёныша тому, чему не могла мать в силу своих природных особенностей. Охоте, рыбной ловле, собирательству мать учила свою дочь. Сооружению, работе топором, созданию лука со стрелами, другим навыкам сильного человека мог научить сына – только отец. Физически более слабая мать не могла обучать сына мужским навыкам. Происходит разделение обучающих функций между матерью и отцом. Веками до этого обучающая мать, передаёт часть своих обучающих функций более сильному отцу. Возникает первое разделение обучающих функций. Можно предположить, что именно разделение обучающих функций между родителями положило начало моногамии, парному браку. Это происходило постепенно, на протяжении тысячелетий. Первым учителем, возможно, был изобретатель каменного топора. Сделал топор и научил этому других. Память древних фиксировала зрительные образы и звуки, сопровождавшие явления природы. Каждому событию, явлению соответствовал определённый звук. Так рождалось слово. Первоначально оно произносилось как один несложный, но самый важный звук. Этот звук выражал какие-то самые необходимые действия, связанные с едой, с опасностью и тревогой, с охотой, с другими жизненно важными поступками.
С появлением наскальных рисунков, древние перешли от «фонетики» к «морфологии», стали выражать звуки записью. Рождается письменность и слово начинает управлять поступками людей. «И слово, это Бог!» Если вдуматься, какой великий смысл в этой фразе! С одной стороны, первое слово «Бог», а с другой: Бог, это слово! Да, именно «слово» формирует, развивает и совершенствует человека. Слово управляет людьми, их поступками, их сознанием, их движением. Командное слово управляет массой людей. Ласковое слово пробуждает чувство, любовь. Наблюдения, слово и опыт создали науку, научное знение. Осмысленно заученное слово и число сформировали цивилизацию. Люди жили дикарями, в пещерах, носили шкуры, убитых ими зверей, но учились говорить первые слова, языка общения, главного признака отличия от зверей. Человек, теряющий язык общения, «возвращается» в царство зверей. Древний учитель высекал на камне рисунки, чтобы с их помощью учить детей словам и числам. Первое слово и первое число появились одновременно. Каменная стена пещеры стала первой «классной доской» древнего учителя, его инструментом. Сцены охоты позволяли сосчитать и назвать предметы. Одновременно рождались «число» и «слово». Научить считать и говорить всегда трудно, особенно «бестолковую обезьяну». Сколько же труда стоило древним учителям это преодоление! «Говорящие и думающие обезьяны» превращались в людей. Не труд «превратил обезьяну в человека», трудятся и лошади, а слово! Мысль развивала слово, а слово – мысль. Несравненный подвиг просвещения! Мысль, слово, труд и время выстраивали человека. Медленно, очень медленно пробуждалось сознание, приобретались опыт, умение и навыки. Как из двух чисел «1» и «0» выстроилась цифровая технология и новое Информационное общество, так из двух слов «Это можно, и это нельзя» выстроилась вековая, первая во Вселенной цивилизация людей. Эволюция отдельного человека, проектируется на эволюцию цивилизации. По галактическим измерениям, человечество находится в «подростковом» возрасте. Оно не «доросло» ещё и до «мудрой» юности. Поэтому и не отказалось ещё от войн, как глупых драк, как способа разрешения в политике «детских» противоречий. Оно ещё в стадии «глупости», и, как семиклассники, любит подраться из-за одного барреля нефти! Люди так глупы, что до сих пор не верят в одиночество человечества на огромном пространстве Вселенной и бездумно растрачивают человеческий генофонд. Люди искусственно устраивают болезни и бессмысленный террор, ради денег и власти, ради бестолкового сокращения народонаселения планеты. Люди не предвидят будущего и бессмысленно твердят о «конце света». Свет останется, а человечества может и не быть! Не всегда же будет самая красивая планета Вселенной терпеть безобразия этого бестолкового племени!
Первого врача и первого строителя научил считать, писать и говорить - учитель. Без учителя нет медицины, философии, астрономии, права, математики, физики. Без учителя нет музыки, театра, актёров, поэтов, музыкантов, нет любых профессий. Без учителя нет королей, президентов и власти. Без учителя нет ничего «разумного, доброго, вечного»! Потому, что без разума некому понять вечное, без добра – нет человека, и добрым бывает только разумный человек, воспитанный словом и числом. Но, чтобы научить словам и числам, необходима школа.
Истоки школы. Как начиналась школа, и кто первый начал учить? Несомненно, что впервые всему учила мать, с неё начиналось обучение. Но, преклоняя голову перед великим понятием "мать", полезно вспомнить первого, кто учил уже не ради жизни, а ради мастерства. Первый «кто-то», похожий на обезьяну, прикрепил камень к палке, и это уже стал разумный человек, создавший орудие труда. Нашлась другая особь такой же породы, "подсмотрела" у первого «технологию» и соорудила себе так же палку с привязанным камнем. И это был первый ученик среди людей. Он был гордым и не менее способным, чем Мастер. Он не остановился на том, что постиг сам. Он научил других.
Мысль «научить других» породила цивилизацию. Это была самая гениальная идея сознания. Первый способный ученик, стал и первым учителем среди людей. Где и когда это произошло неизвестно. Забыт во времени изобретатель первого колеса и изобретатель первого хлеба. Это, несомненно, были гениальные люди, и жаль только, что цивилизованное человечество, обязанное всем, этим первым, ещё не воздвигло им памятники, хотя лучшим им памятником служит сама жизнь человека, сохранившегося до сих пор на планете. Среди первых учителей-мастеров был и тот, кто догадался, что делать каменные топоры можно научить сразу нескольких, группу. Так возникла первая школа. С грустью наблюдал первый учитель и первые неудачи. Оказалось, что научить сразу всех одина¬ково хорошо своему мастерству невозможно. Обучаются все неодинаково, понимают также с трудом. Для лучшего понимания пришлось применить первый антипедагогический приём... розги! Чтобы розги не понадобились, не следует забывать о необходимости воспитания с младенческих лет. Что поделать, но за этот «эффективный» приём стыдно перед будущими поколениями. Правда, кое-где на планете ещё и сегодня применяют розги, как педагогическое бессилие и солидарность со слабоумием. Это потому, что в древности, как и где-то сегодня, ничего не знали о правах человека! Странно, а с розгами обучение стало более эффективным, ускорилось, поэтому этот древнейший, псевдопедагогический приём дошёл де наших дней! Тогда же и выяснилось, что обучать группой, хотя бы и с розгами, производительней, чем индивидуально.


Рецензии