А Я ТЕБЕ КТО?
Алине 8 лет. Нам предстоит провести три дня вместе.
Для меня ситуация знакомая. Много лет тому назад, вот так же в безысходности, куда девать ребёнка, мне подбрасывали её маму.
Та сама определилась: - «Ты моя третья бабушка. Я знаю, меня тебе подарили на день рождение».
Да, было такое. Подоспела барышня ко дню рождения. Даже имя ей моё собирались дать. Отговорила. Берегла настрой двух законных бабушек.
Если говорить о нашем родстве, то это мои приёмные родственники.
Сложилось так, что в начале педагогической карьеры стала куратором в одной студенческой группе. Был в те годы такой институт кураторов. Функции неопределённые. Главная из них - не допускать со стороны студентов антиобщественных проступков. Проще - борьба с пьянством в студенческой среде.
Мои подопечные оказались «передовиками» в этом деле. Строительный факультет всё-таки… Многие уже прошли армию, стройки.
Нужно было проявить максимум фантазии, чтобы как-то нормализовать положение. На факультете мы, представители общественных кафедр, были чуточку дальше от них, чем предметники - профи. Приходилось вникать во все проблемы специальности – промышленное и гражданское строительство. Посещать места их практики, ближайшие строительные отряды.
Театры, музеи, совместные походы - всё это помогало находить общий язык и и отвлекать от встреч с бутылкой. Но только пока они были под «надзором»…
Пошла на необычный эксперимент – я их всех «усыновила». Хотя по возрасту не все подходили под это определение.
Согласовала с семьёй, и просто ввела их в свой дом. Они приглашались на все домашние праздники. Для необычных гостей готовился специальный напиток – «Мечта куратора». Клюквенный морс.
Надо сказать, что поначалу, уходя, студенты оставляли свои «визитки». Где-нибудь на кухне, в ванной комнате. Сын извлекал оттуда бутылки, торжествуя, заявлял: - «Хе-хе, так и надо назойливым преподам!».
Но шаг за шагом мы всё-таки становились родными. Здесь особое родство, можно считать - уникальное. Прошла с ними все свадьбы, рождение детей, позже даже их юбилеи.
Все дети моих «детей» признавали во мне «бабушку». А вот и новый виток: - «прабабушка»!
Сын–то замешкался, не скоро они присвоят мне такое почётное звание.
- Алюша, а кто я тебе? – Думает. – Знаешь, ты мне подруга. ?????? - С тобой можно обо всём говорить. Ты не задаёшь дурацких вопросов, как другие взрослые.
- А кто я твоей маме?
- Бабушка, наверное.
- А твоей бабушке?
- Ты начинаешь задавать много вопросов. – Так забавно морщит нос. – Я знаю, что ты её учительница. Давай о моём поговорим.
Чувствую «допрос» ребёнку надоел. У подружек бывают свои секреты. Вот ей и не терпится поболтать «о своём, девичьем».
Пару слов о моей визави.
Милейший ребёнок. Потрясающе тёплый, правдивый. С задатками философа. Серьёзно делает записи в своём дневничке. Рисует. Фантазирует. Хороший словарный запас. Чувствует слово.
К себе относится критически, даже излишне. – «Многие девочки красивее меня. Они смелые и не боятся, когда им делают замечание».
Да, она с взрослыми излишне робкая и стеснительная. Но искорки в её на диво прекрасных карих глазках говорят,…. всё ещё впереди. Когда рассказывает о чём-то совсем «секретном», такая милая лукавинка играет.
- Ты только ни кому не рассказывай, что я о мальчиках говорю.
Пообещала. О конкретных…. ни - ни.
А вот удержаться, не рассказать такое её наблюдение - не смогла.
- Они думают, что мы не догадываемся, когда им нравимся. – Начинают делать всё назло. Проходят и кривляются. Или какое-нибудь смешное имя придумают. Или начинают с твоей подружкой шушукаться и тебе рожицы строить. Хотят, чтобы их ревновали.
- И ты иногда ревнуешь?
- Да. И сержусь на подружек. – Я считаю, что они меня предают. – А ты ревновала, когда девочкой была?
- Ой, подружка, как бы это вспомнить и не соврать. – Еле сдерживаю улыбку.- Знаешь, скорее… ревновала. Наверное, когда «мальчик» нравится, то все девочки, все девушки, все женщины ревнуют. Просто некоторые умеют этого не показывать.
- Я тоже не показываю. Больно надо.
Берёт карандаш, забирается глубоко в кресло. Забывает о моём присутствии. Увлечённо рисует.
Немножко всё-таки в эти дни мне приходилось быть взрослой.
И тогда: - «Да, Д.Б.», «Нет, Д,Б.». Переходит на «ВЫ».
Камнем преткновения была кормёжка.
Кормить её - это муки. К столу идёт, как на Голгофу. Мученическое выражение лица. За столом, держа ложку, вилку перпендикулярно тарелке, свершает вращательные движения.
- Всё, Алина, я ухожу. Хочешь, ешь - хочешь, выливай. – Заодно вспомни, что ты мне говорила о законах дружбы. Хрупкое это дело. Раз-два и тю-тю дружба. – Ухожу.
Через какое-то время появляется с ангельски - виноватым выражением лица.
- Я поела. – Почти шепотом: – Правда, всё съела. Сходи, посмотри. – И так почти все три дня.
А в перерывах – полное доверие и её такие милые откровения.
- Почему взрослые не понимают детей? – И очень часто врут.
- Ты сейчас о каких взрослых говоришь?
- Сейчас об учительнице в нашем лагере. Она говорит: - «Кто не хочет есть котлету, пусть подойдёт ко мне, и мы договоримся». – Я подхожу и прошу разрешения не есть эту страшную котлету, а она кричит: – «ЕШЬ!».
- Алюша, ты пересмотри своё отношение к еде. - Для убедительности выкладываю стопку книг: -«Жратва» - А. Левинтова, «Пища любви» - Э.Капеллы, «Еда. Итальянское счастье» - Е.Костюкович.
Чуть- чуть всколыхнула. Ужин прошёл без боя. Но только ужин…
- Нет, а я всё-таки этих взрослых не понимаю. – Домой только зайдёшь, сразу: « Что ела?» - «Что спрашивали?» - «Как другие себя вели?» - «Что учительница говорила? – Ну, вот скажи, как на них отвечать? – Я поняла: никак. Или: не знаю, не помню… Или начинаю задавать им тоже дурацкие вопросы. - А, вот рассказать, что мы новую игру придумали – уже не хочется.
Утром следующего дня - мир, да любовь. Безропотно выпила сок. Ребёнок с удовольствием на спортивной площадке делал зарядку. Так красиво вращалась на турнике. Это - хвала родителям.
Домой возвращались под тут же придуманную сообща песенку:
У нас двенадцать лапок.
Шесть глазок и три рта…тра-та-та…
Мушка первая бежит,
Охраняет и визжит…
Сегодня главная тема – собаки. Сложный у меня сейчас пёсик – патологический однолюб. Никто не может взять эту кроху на руки, погладить. Кусается. Мне разрешается чуточку фамильярничать. Эта милашка обожает лизаться под настроение, а так никого близко не подпускает. С Алиной убедились, что ещё и сильно ревнивый пёсик. Приобниму её - тут же рычит.
Огорчения ребёнка понятны. Смотри и рисуй - и всё.
- А за что ты любишь собак?
- Наверное, Алинушка, прежде всего за их преданность. Они любят своих хозяев и стоят за них горой. Причём преданность и привязанность прочные. – Ни то, что у людей нередко бывает – «понравился – разонравился». Они учат дружить и ценить настоящую дружбу.– Ваши бабушки и дедушки дружили со всеми нашими собаками.- Знаешь они нам очень помогали понимать друг друга. Да и теплее как-то с ними.
- Я хорошо закончила второй класс. У меня много дипломов. – Мама сказала, если хорошо окончу третьей, то мне купят собаку. – Я хочу, чтобы она тоже была, как ты сказала – патологический однолюб. - А это как?
- Чрезмерная любовь к одному человеку. – Занимаюсь своим делом, линия разговора пока прервана. – И вдруг: - «А как её меряют?»
- Кого, Алина?
- Любовь.Ты же сказала: - через… мерная любовь. – Значит, её чем-то меряют? - Я растерялась даже.
- Возможно степенью доверия, верности и искренности. А патологическая любовь к чему-то одному, когда она всех и вся затмевает, обедняет человека. У человека-то должно быть много душевных сил, чтобы понять, что любовь – это не цель, а способ жить.
Явно, напрягла ребёнка.
Приняла она позу роденовского мыслителя, и выдаёт:
- Нет, а я хочу, чтобы моя собачка любила меня пато…логи..чески. – Кокетливо играет новым словом. - Она мне станет дороже всех подруг. - Не предаст. Ну, можно при этом, конечно, и других признавать. А можно и не признавать. Много раз слышала – «Собака - лучший друг человека».
- Это не совсем правильно, девочка. – Цени и люби своих подружек, своих родных. Собака – это друг. Но не вместо, а вместе с другими.
- А у тебя сейчас много подруг?
- Трудный вопрос. – С годами начинаешь понимать: приятелей много не бывает. Друзья - штучные экземпляры. – Смотрю на неё - понимает, о чём я. - И, правда, подружка…
На следующий день, мы с моей «прозарушной» подругой договорились заглянуть в «Мир книг».
Спрашиваю барышню: «Ты останешься дома, или пойдёшь с нами. Мы там долго будем».
Ребёнок с такой радостью воспринял возможность потолкаться на книжном развале. Оказывается, она там с мамой часто бывает. Опять - хвала родителям.
Это, действительно, оказалось чудесной экскурсией по миру книг.
В павильоне ребёнка отпустили на свободу – есть мобильник, звони.
Душа порадовалась – замечательные книги издали наши местные издательства. «Фауст» - Гете. Хорошо иллюстрированный том. Дизайн книги передаёт дух времени. Воспроизведены старинные гравюры.
Очень богато изданы книги - фолианты: - М.Богданович, А.Мицкевич.
Не смогла удержаться, купила: – «Беларусь через фотообъектив немецкого солдата. 1915-1918». Из аннотации: «книга содержит около четырёх с половиной сотен фото открыток периода Первой мировой война. На них – снимки белорусских городов и местечек, повседневной жизни населения, природные и архитектурные пейзажи». Взгляд фотографа очень пристальный, изучающий… Уникальные документы своего времени. Многие опубликованы впервые. А полиграфия – просто наслаждение.
Ната приобрела несколько прекрасных книг из серии – «Мир в картинках».
Ребёнок застыл у одного стенда. Для приобретения выбранного, ей из копилки чуточку не хватило.
- Бери, бери, я добавлю.
- Нет, мама не разрешает у тебя брать деньги. – А личико сияет. – Я ей позвонила. Она уже в Минске, сейчас сюда подъедет. – Заберёт меня и …. купит!
Мы вышли на улицу, присели отдохнуть.
Нам был подарен ещё один милый штришок из нашего сегодня. В соседнем павильоне выставка продукции Юга - Восточных стран. В основном из Индии. В сторонке немолодая женщина рассматривает приобретённое платье. Внимательно, с такой детской непосредственностью крутит и так, и сяк.
Мы с Натой улыбнулись – ну, копия наша Алинка.
Женщина нас заметила, засмущалась, подошла.
- Так приятно было на вас смотреть, разделить вашу радость, - почти одновременно сказали мы.
- Если бы вы знали, как эта радость переплетается с недовольством собой. Кошелёк пуст, но так захотелось… - Улыбнулась. – Рот тоже пуст.
В ней победила женщина. Хочется радости тут и сейчас.
А вот и наша красавица. Счастливая. Мама заехала. Книга в руке. Тоже получила радость – тут и сейчас.
- Спасибо тебе. - Искрится, обнимая меня. - Поцеловались. - Я скоро к тебе приеду. – Поцелуй Мушку. Скажи, что я её очень люблю.
- А меня? - Сморщилась. - Я поняла, это - дурацкий вопрос…
На фото: «внуки» и «правнуки».
Алина у меня на руках. 2003 г.
Варя(мой будущий соавтор) на руках у мамы.
Свидетельство о публикации №212070701451
Люблю рассказы о детях, тем более, такие, как у вас, - очень искренние.
Вижу, что вы из тех, кто любит детей всей бескорыстною душой.
Да и куратор из вас был самый идеальный!
Сколько же надо было терпения! Спасибо вам!
С искренним уважением и теплом,
Элла Лякишева 15.01.2022 20:32 Заявить о нарушении
Было время разбрасывать камни..))
Собираю, и со всеми держу связь.
С уважением,
Дина Иванова 2 16.01.2022 11:09 Заявить о нарушении