Близок локоток

Россия и Запад. Это как у Киплинга: O, east is east and west is west. And never the twain shall meet. Да, Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда этим близнецам не встретиться… Очень мне нравится это стихотворение, да и всё творчество Редьярда Киплинга. Его называли при «диалектическом материализме» империалистом в поэзии, а он был просто человеком своей эпохи, очень, надо заметить, похожей на ту, в которой привела судьба жить и нас с вами.

Мы – тоже осколки Великой империи, нежданно развалившейся и придавившей всех нас своими бетонными плитами. Помню жуткое ощущение чего-то страшно похожего на эту аллегорию: бетонными плитами. Некогда в далеком уже 1958 году я, тогда юный ученик слесаря-сборщика завода «Ивтекмаш», и мой приятель Вовка в таком же чине нашли потаенную дверь в подвале цеха. Ну, для слесарят подобрать ключи – раз плюнуть, открыли. А это было законсервированное бомбоубежище на случай атомной войны.

Тогда, при Никите, от этой войны мы были на волосок, вот и настроили тайком таких убежищ. В общем, нашарил я на стенке у двери выключатель, и взору предстал предбанник смерти. И представил я тогда, как пересидели вот мы атомную бомбежку, открыли бы снова эту полуметровую дверь с огромным штурвалом… а там плиты бетонные от цеха, одна на одной, и мира нет, осталось только это чудовищное подземелье и кислорода на 2 дня.

Вот и все мы, экс-граждане  «Союза нерушимого», последней империи, так же в ужасе бежим от обломков бывшей цитадели каждый в свои катакомбы, озлобленные на весь остальной мир, которому повезло, и их не задело этим страшным молотом судьбы…

Конечно, империя была, что говорить, странная, как и всё у большевиков. Как говорилось в анекдоте тех времен: «Чем отличается Советский Союз от США? – Тем, что там черный работает на белого, а у нас…». В «братских республиках» метро – подземные Эрмитажи, а у нас в Ивановке до сих пор есть глушь, в которой не знают электричества.

Но империя – так империя, не в словах дело, пусть как хотят называют. Вот некоторые ухари из Прибалтики требуют репараций. Их бы на экскурсию в наш задрипанный, богом забытый район, где как жили в 17-м веке, так и сейчас живут их «ооккуупанты»…

У них злоба на нас, а у нас на всех. Нас-то ни в какой Евросоюз не приглашают, да и пригласили бы, - с чем мы туда пойдем? С голым задом? И вот, у нищего злоба затмевает ум.

Тут аналитический Центр Юрия Левады регулярно проводит опросы по поводу отношения россиян к разным странам мира. Недавно прошла очередная волна такого исследования. Какие страны воспринимаются как дружественные, а какие – как враждебно настроенные по отношению к России? Надо ли, по мнению граждан, укреплять связи с Западом или, напротив, дистанцироваться от него?

А антизападные настроения, надо сказать, исподтишка подогреваются официальной пропагандой. Нет, сами господа правители – люди очень даже не бедные, и на «жутко ненавидимом» ими Западе у них всё: и денежки, здесь наскирдованные, и дворцы, и детки и мечты о будущем. С Россией их связывает примерно то же, что объединяет вора-домушника и обчищаемую им квартиру. Но нас они воспитывают в лучших традициях Отдела пропаганды ЦК КПСС, дескать, там, в жутких Европах, люди все сплошь с песьими головами, спят и видят, как бы против нас сплести интриги. Хотя чего же у нас приватизировать, все уже украдено и переправлено в Лондон этими милыми «воспитателями».

Но народ наш легковерен. В списке государств, которые, по мнению опрошенных Левада-Центром, настроены по отношению к России  наиболее враждебно, на первом месте стоит Грузия, на втором – США, далее следуют страны Балтии: Латвия, Литва и Эстония, а затем – Украина, Польша и Афганистан.  А список стран, которые россияне называют друзьями и союзниками, открывают Белоруссия, Казахстан и… Германия, далее следуют Китай, Украина и Армения. США находятся в этом списке на предпоследнем месте, дальше только Египет.

Но...  По данным того же Левада-Центра, 76% опрошенных полагают, что России сейчас нужно укреплять связи с Западом, и только 13% - что ей следует от него дистанцироваться. Директор Центра Лев Гудков отмечает, что взгляды россиян в этой сфере весьма противоречивы.  «Запад – это такой миф или представление о чем-то сверхважном для россиян. Это совокупность [представлений] о том, чего бы хотели россияне иметь у самих себя – это развитость, это цивилизация, это свободы, технологии. А с другой стороны, именно идеальное представление, которому Россия не соответствует, задает обратным светом идею отсталости России.

Поэтому сама система представлений о Западе довольно сложная для русской идентичности и создает внутреннее очень сильное напряжение. Запад и привлекает, и становится источником угроз, как нечто более сильное, более развитое и травматическое, поскольку при этом всегда сохраняется ощущение своей отсталости, азиатчины, недоразвитости и прочее. С одной стороны россияне хотели бы больше взаимодействовать с западными странами, учиться у них, ездить туда, покупать западные товары, а с другой стороны они боятся, что Запад подчинит русскую культуру своему влиянию и вместе с этим утратится что-то очень важное.
 
Довольно распространенные эти представления, особенно они поддерживаются и задаются и властью, и другими консервативными институтами. Я бы сказал, что примерно 40-45% россиян испытывают довольно сильные антизападные чувства. Это прежде всего, конечно, население провинции глубокой, бедной, депрессивной, дотационной». http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24636967.html
 
Враждебная, агрессивная антиамериканская пропаганда ушатами льется с телеэкранов. Да мифы эти очень живые в массовом сознании, сохраняющиеся из «светлого» прошлого, когда почти полстраны сидели, сознавшись в том, что были американскими шпионами, а фильм «Тайна двух океанов», в котором заокеанские наймиты покушались на нашу невинность, каждый пацан смотрел по нескольку раз, я вот пять. Пропаганда легко на воспоминаниях этих (и на полном идиотизме значительной части нынешнего молодняка, живущего растительной жизнью)  играет, тем самым обеспечивая консолидацию страны, сплочение людей по отношению к мнимой внешней угрозе и тем самым происходит обеспечение поддержки власти. Это очень эффективный механизм, к которому власти периодически прибегают и используют в каких-то трудных ситуациях, будь то, скажем, объяснение кризиса в 2008 году. Кризис наши власти объясняли как влияние западного кризиса, занесенного сюда. Как бы СПИД  - якобы болезнь, занесенная американской разведкой, был такой мотив.
               
Вот мусолится мотив о том, что будто российские политические протесты инспирированы и проплачены Государственным Департаментом США. И сейчас так называемый «парламент» принял закон о Некоммерческих организациях, получающих гранты зарубежные. Теперь они будут регистрироваться как агенты иностранных государств. Дескать, и в США такой закон имеется. Хотя имеется, да не такой. У них говорится об организациях, ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРУЮЩИХСЯ другим государством. Чувствуете разницу?

Хотя потные усилия лиц из «активного резерва» не всегда находят нужный отклик. Вот любопытный поворот темы: один очень хороший социолог провел опрос о ценностных ориентациях студентов по всей стране. И вот что оказалось, что 80% российских студентов выступают за рынок, за демократию. Это очень обнадеживающие данные, которые опровергают идею о том, что русские не хотят демократии, русские разочаровались в Западе и прочее. Это, слава Богу, не так.

Конечно, страна средневековая, феодальная, и остановившаяся в своем развитии по независящим от нее причинам природного свойства, всё это так, ничего не попишешь. Хорошо бы жить как в нормальных странах, но, как говорится, близок локоток, да зуб короток. Однако надежда все же остается. Говорят, она умирает последней, и не один раз умирала: и в 1917 году, и в хрущевскую «оттепель», и вот в нынешнюю «Эру Путина», но всегда возрождалась, и это удерживает от чувства полной безнадёги и обреченности. Севера северами, да и мы не лыком шиты, вдруг прорвемся?

Может, технический прогресс выручит, не раз он выручал. Вспомните хотя бы как говорили, что такую огромную и малонаселенную территорию телефонизировать невозможно? Еще в 80-м году надо мной, жителем частного дома, смеялись, когда я каждый год ходил перемечаться в очереди на телефон. А она, заветная приглашалка в Телеком все же пришла! В 2003-м году. Стали производиться беспроводные системы DECT. А с учетом мобильников теперь телефона нет разве что только у грудного младенца, и то потому, что он говорить не умеет.

Может и против холодрыги нашей что изобретут, и помчится Русь-тройка! Всем на зависть, ведь у них там, в Европах, человек на человеке, а у нас вон тундра какая, всем место найдется, как говаривал товарищ Берия.
 
Валентин Спицин.


Рецензии