И меня за плинтусом

…и из несбыточных грез я снова перенесся в реальность.
Павел  Санаев. «Похороните меня за плинтусом».

Соседки

Мы переехали в этот дом, когда мне был седьмой год, и нужно было готовиться к школе. Дом был старый, трехэтажный с большими толстыми тополями во дворе. Главным местом  мы считали две деревянные  скамьи, стоящие напротив друг друга, которые называли лавочками. На этих лавочках  проходило детство и юность не одного поколения. Повзрослевшие вчерашние дети, переженившись между собой, освобождали место для «мелочи пузатой» и истории повторялись. Я почему- то думала, что так и будет всегда.
Квартиры - «хрущевки» были набиты людьми, получившими отдельную судьбу после «коммуналки» или после комнаты в бараке, как мы.
Я познакомилась со своими соседками напротив. Аля была старше меня на год, а Марина моложе на год, я пришлась как раз посередине. Заехали они со своей мамой тетей Раей, которая сошлась с нашим соседом напротив, хозяином квартиры. Подражая взрослым, мы называли его не дядя Толя, а просто Толя, при этом фыркали и корчили мины, а сами радовались, что наших родителей, несмотря на пьянство отцов и их невероятную неприспособленность к жизни никто так не называет.
Толя был небольшого роста, полный, с короткими руками и ногами, злым взглядом и высоким по-бабьи визгливым голосом. С соседями дружбу не водил, пил дома один или с дружками с работы.
От Толи с завидным постоянством уходили жены. Сколько их было – трудно сказать, но оставались они не долго, не могли вынести пьяных придирок. Тетя Рая с девчонками тоже скоро съехали. От Толи ушли еще примерно три женщины, а потом, в одно воскресное утро, я увидела, что к подъезду подъехал грузовик с вещами. К моему большому удивлению в молоденьких  девушках, поднимающих  узлы и коробки на второй этаж, я узнала Марину и Алю. Как я обрадовалась! Выскочила на площадку и натолкнулась на хмурый взгляд старшенькой. Тетя Рая тоже не веселая, трезвая таскает узлы вместе со всеми, мне едва кивнула. «Видно не от хорошей жизни»- тогда подумала я.
Мы стали подружками с младшей Мариной, она часто рассказывала о своем житье с отчимом.
« Маринка, мой посуду, сучка, а то жрать не получишь. Навязались на мою голову дармоедки. Беги, дрянь, в магазин и без  бутылки не возвращайся»- это уже для старшей падчерицы Али. Однако не тут то было. Девчонки огрызались и жаловались матери. Тетя Рая приходила с работы, и они начинали пить с мужем вместе на кухне, иногда до самого утра. «Девок не тронь!- кричала она - они у меня хорошие! Не то, что твоя ехидина, вся в тебя!» Ехидиной называли Галку, родную дочь Толи, и с этим определением во дворе были все согласны. Бывало, что собутыльники принимались драться или хватались за нож.  Девчонки вмешивались, как могли, разнимали дерущихся, защищая мать. После таких попоек и скандалов сестры спали на уроках.
«Я даже днем выспаться не могу - плачет Маринка - он и днем, гад, дома. На работу не ходит, ставит начальнику бутылки, а тот ему «восьмерки» рисует за это. Продажные все, сволочи!»
«А однажды ночью он так напился, что на ногах стоять не мог, качнулся до меня и сел мне прямо на голову своей грязной мерзкой задницей, а я уже спала. Я его бью, из-под него выбираюсь, а он сидит у меня на голове и ржет».
В минуты откровений старшая Аля тоже плакала: «Тоже мне мать называется. Нашла с кем жить! Сама такая! Мы у бабушки в деревне были, вечером на танцы пришли, подходит один и говорит: «Ну, чё, пошли. Не выё…… хватит из себя целку строить, ты такая же шлюха, как твоя мать». Я, конечно, его послала, а он не отстает, хватает меня за руки и за юбку. Я тогда Маринку себе на колени посадила, она его начала ногами пинать, еле отбились».
Я запомнила тетю Раю, как общительную, веселую женщину. Но иногда она, крепко выпивши, выходила на улицу во двор. И тогда начинался «концерт по заявкам», могла моя соседка петь нецензурные частушки буквально «на бис». А вот любимая припевка, которую она исполняла в начале и в конце выступления имела вполне приличное содержание:
-Мой папаня- Груня,
-И маманя - Груня,
-А я вырасту большая
-Тоже буду Груня!
«Мама, пошли домой!»- с двух сторон под руки подхватывали ее дочери, но Тетя Рая легко вырывалась и пела что-нибудь матершинное. «Вот вам всем, пошли все нах…».
Девчонки тяжело переживали позор и не показывались на улице на следующий день. А ко мне можно заявиться, до меня два шага, можно со мной поделиться, можно пожаловаться или просто поплакать. Я обязательно пойму потому  что, сама имею пьющих родителей и самой мне стыдно.
Но был один рассказ, который меня удивил, если не сказать потряс. В ту пору Але было лет семь, Маринке - пять, и жили они не у нас. Тетя Рая работала товароведом в магазине и «блату» у нее было достаточно. Веселые взрослые собирались дома после работы. В гости приходили со своими детьми, примерно одинаковыми по возрасту, проще говоря, компания детей была не менее дружна, чем компания родителей. Ребятишек закрывали в маленькой комнате, и они играли или пели песни, или целовались, короче говоря, развлекали себя сами. В тот вечер их было четверо, мальчик и три девочки.
Первой начала Маринка:
-А чего это они пьют?
-Водку. Не знаешь что ли.
-Она, наверное, вкусная.
-Ага, сладкая, наверное
-Давай и мы попробуем.
«Уже и не вспомню, кто первый предложил – продолжала подруга - как-то мы коллективно до этого додумались».
-Вы отвлекайте их, а я возьму водку со стола.
-Это будет секрет, кто проболтается, с тем играть не будем.
Они стащили бутылку, в которой осталось немного водки, и унесли в другую комнату, где им отвели под детскую. Детали хмельного застолья Марина уже не помнила, кто, как и по сколько наливал в конечном итоге даже не важно. Каждый из детей сделал по глотку. И тут началось. Кто- то закричал от боли, зажимая рот рукой, мальчика, кажется, вырвало.
«Я помню только, что комната начала сильно качаться, а я хохотала, как ненормальная, бегала от одной стены к другой, ударяясь руками об обои в цветочек. Тоже самое делали и остальные. Старшая сестра догадалась поставить бутылку и стаканы себе под кровать».
Вечером пьяные взрослые забрали своих выпивших детей, и никто ничего не заметил.
На следующий день тетя Рая, вспоминая на работе вчерашнюю вечеринку, смеялась: «А я думала, куда еще одна бутылка девалась. А мы оказывается ее вместе со стаканами девчонкам под кровать зачем- то спрятали. Аккуратно так у стеночки в рядок поставили. Ха – ха – ха!»

Паула.


Рецензии
Вот так и начинается с детства, и продолжается бесконечная русская пьянка

Щеглова Александра   07.01.2013 20:35     Заявить о нарушении