Обратная связь

                Рассказ о рассказе
     В конце 2008 года я опубликовал рассказ-воспоминание о школьной учительнице английского языка под заголовком «Наша тыча».
     Преимущества сетевой литературы перед бумажной, помимо прочего, заключается в наличии обратной связи. Автор видит, какие его  произведения привлекают большее  внимание, а какие мало кого интересуют. Опять же отзывы коллег-авторов.
     Основная масса читателей идет под рубрикой «неизвестный читатель». Но это для сервера «proza.ru» они неизвестные, т.е. не зарегистрированные в качестве авторов, а для меня лично такой вот «неизвестный читатель» может оказаться очень даже известным, что выясняется из разговоров с друзьями и знакомыми.
     Правда, вот что любопытно. В большинстве случаев я называю своих персонажей их подлинными именами, если это не связано с какими-либо этическими нормами.  И подспудно надеюсь, что кто-нибудь прочтет и откликнется. Взять мои  работы о забытых писателях – ведь наверняка же есть потомки у Юрия Лаптева, Сергея Беляева, Владимира Немцова – почему никто не откликнулся? Может, они не читают сетевую литературу?
         Еще в 2004 году мной был написан рассказ, первоначально предназначавшийся для внутрисемейного употребления; а когда я стал сетевым автором, решил опубликовать, что и сделал в 2008-м. Работа называется «Судья. Рассказ о моем отчиме». Как водится, появились читатели, появились и отклики. И через несколько месяцев получаю на сервере «Одноклассники» письмо от человека, носителя той же редкостной  фамилии, живущего в Таганроге!
     Зовут его Сергей Судья, он выходец из той же Волновахи, почти мой родственник – его прадед приходится двоюродным братом моему отчиму, для такого родства нет даже названия, но тем не менее…
     Позже Сергей побывал в Волновахе, благодаря его стараниям я получил по электронной почте интересные материалы о родственниках, а из локомотивного депо Волноваха прислали материалы о племяннике отчима Михаиле Варуше, известном в Донбассе машинисте, Герое социалистического труда. А еще через некоторое время, подсчитывая количество моих читателей за истекший месяц, я обнаружил заметный всплеск интереса к моей работе. Похоже, вся Волноваха кинулась читать, что же такое написал московский автор об их земляке. 
      Еще один  пример обратной связи –  мой  рассказ 2008 года «Наша тыча».  Решил я отдать экземпляр рассказа в свою бывшую школу.  Нет давно уже даже того здания, оно снесено в 2004 году, и на этом месте построена замечательная современная школа с такими благами, о которых мы не могли и мечтать в далекое послевоенное десятилетие.  Да и номер у школы другой, хотя в нем сохранились три цифры от прежнего.  Поехал я туда;  в частности, оказалось, что попасть в школу едва ли не сложнее, чем на режимное предприятие. Ничего не поделаешь – такое время. Пустили меня охранники в вестибюль, изложил я им свое дело, Решили, что надо просто отдать материал секретарю. Вызвали секретаря, передал я ей бумажный экземпляр рассказа с дарственной надписью – мол, от автора, выпускника 1955 года. А на обороте указал свои координаты – домашний телефон и электронный адрес.
     Отдал, и ладно. Заинтересуются – найдут меня. Прошло полгода или около того – звонок. Не директор, не завуч, а учитель химии Владимир Нодарович Головнер, который, как потом выяснилось, непосредственно занимается историей школы. Пригласил он меня посетить школу, показал, что и как. Действительно, очень впечатляет. И кабинет химии – совсем не то, что было у нас. Передал я ему кое-какие материалы о школе из своего архива. Пообещал опубликовать мой рассказ в их многотиражке – надо же, в школе – и своя многотиражка! Я – пожалуйста, печатайте, и сказал, что у меня есть еще одна работа, где упоминается школа – «По следам послевоенного десятилетия» на том же литературном сервере; возможно, тоже заинтересует.
     Осенью 2011 года школа решила отметить свое 75-летие. (Было ли 50-летие?  Не знаю, а вот 60-летие не отмечали точно,  я еще звонил,  справлялся).  В ноябре получил я приглашение на это празднование.
    Была торжественная часть, потом своеобразный концерт. Даже не концерт в обычном понимании, а своеобразная литературно-музыкальная композиция по истории школы, выполненная на высоком техническом уровне. Дали выступить выпускникам разных лет. Предоставили слово и мне, причем из-за ограниченного времени я не сказал и десятой доли того, что хотел бы.
     Но самое главное, что сделала школа к своему  юбилею – выпустили книгу «Школа в Монетчиках», где было собрано много данных по истории школы, об учителях, работавших  там в разное время, о выпускниках, среди которых был Юрий Михайлович Лужков, в будущем – мэр столицы. То был очень качественный  выпуск 1953 года, там было много неординарных личностей, но Лужкова в ту пору мало кто знал, кроме одноклассников. Множество фотографий, среди которых мелькают вполне узнаваемые лица. Несколько выпускных фотографий; конечно, далеко не все, с 1950 по 1964 год – ни одного снимка выпусков. Кстати, и на портале «Одноклассники»  я уже несколько лет торчу один, как перст. Помещено несколько списков учителей, причем в некоторых случаях искажены их  имена – ничего удивительного, сведения о них сплошь и рядом собирались по слухам. Несколько рассказов, в том числе два  моих – «По следам послевоенного десятилетия»  и «Наша тыча». Первый дали в сокращении, опустив подробности, нежелательные для школьной аудитории; второй разбили на разделы и тоже несколько сократили. Ну и пускай себе. В конце концов, если кто заинтересуется полным текстом, нынешний продвинутый школьник запросто найдет в Интернете. Дали сведения и обо мне, взятые из краткого резюме на той же прозе. ру.
      Но вот что, на мой взгляд, самое примечательное. Про героиню моего рассказа, учительницу английского языка Надежду Леонидовну Спасскую, в школе ходили легенды, но до моего рассказа никто не знал точно ее имени. Даже в каком-то из номеров концерта на праздновании юбилея «тыча» фигурировала. Да, это была поистине неординарная личность; отмечали, что она в тех условиях (занимаясь с классом, где было по 30…40 человек)  могла научить английскому даже тех, кто этого не хотел. Как очевидец, могу подтвердить. И получается, что своим рассказом я дополнил недостающую страничку в истории школы.
     А моя бывшая школа стала неординарной, в чем я убедился,  ознакомившись с ее сайтом. Адрес сайта очень простой – 1259.ru. Углубленное изучение английского и французского языков, преподавание части предметов на иностранном языке, факультативы по изучению второго и третьего иностранных языков …  Вслед за Виссарионом Белинским могу повторить: «Завидую потомкам…».
     В своем выступлении на юбилее школы я постарался воздать должное «наставникам, хранившим юность нашу»; перечислю их и здесь.
     - Учитель начальных классов Ненароков Сергей Михайлович; словесники Зоя Васильевна Серебренникова и Евдокия Ивановна Бессмертная; математик Евгений Васильевич Попов; физик Мирон Львович Букштам; химик Анна Николаевна Мосяйкина; биолог Клавдия Тимофеевна Персикова; историк Анна Ильинична Котлярис; Само собой, «тыча» Надежда Леонидовна Спасская. Вечная им память! Пусть побродят по Всемирной паутине.

Фото –  из книги «Школа в Монетчиках». Н.Л.Спасская и директор школы В.С.Гоппен. 1965 г.

   Июнь 2012.


Рецензии
О, мир тесен! Убеждалась в том много раз.
Это здорово, что Вы записываете свои воспоминания. Прошлое надо помнить, о нем надо напоминать.
А какие славные лица на фотографии - светлые, добрые, теплые. Хотелось бы, чтобы у всех детей были такие вот преподаватели.

Лариса Маркиянова   17.12.2013 19:03     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Рад, что понравилось.
В.Л.

Виктор Ламм   18.12.2013 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.