Семнадцать мгновений июня. День седьмой

Семнадцать мгновений июня.
Путевые заметки Фотинии.
День седьмой, 19 июня.

 Водители отогнали автобус за ближайший поворот и там пытались отрегулировать замок зажигания, да так, чтобы  не рискуя жизнью сорока трех человек, продолжить паломничество. Кроме этого, еще нужна была какая-то деталь, ее еще предстояло найти и купить.

Этот автобус был меньше первого. Двоим  пассажирам  предстояло ехать без места, на полу, на матрацах. Одного Алла Дмитриевна нашла сразу – это была она сама. А как отнесется к этому еще кто-то? Не один час предстоит провести в автобусе, а 10 дней.  Но, Слава Богу всё разрешилось, и  желающих «на матрасик» - очередь.
Старый маршрут был поломан непредвиденными обстоятельствами.
Новый – предстояло рассчитывать на ходу.
Одно было понятно, чтобы выполнить всю объявленную программу придется ехать без запланированных дней отдыха.
Выдержат ли пожилые люди?
На все воля Божия!
На нее полагаясь, молились все вместе с руководителем  поездки о благополучном исходе мероприятия. Эта – самая длительная поездка из всех, что планировал паломнический отдел Луганской  епархии на 2012 год. Никак нельзя, чтобы она сорвалась.
Господи, помоги!

К древним стенам монастыря в Шамордино автобус, готовый принять на борт пассажиров, подъехал в шесть утра.
Тепло простившись с приютившей нас обителью, относим вещи в багажное отделение, занимаем места в автобусе.
Все вспоминают, как прослезились, услышав напутственные слова матушки, сказанные вчера после литургии, но звучавшие в сердце и сейчас. Она нам сказала, что мы - очень счастливые, что Господь нас Сам посетил, да и не оставит нас до конца. И, что впереди нас ждет великая благодать –
- Сами почувствуете…
  Всех вам благ, матушка и матушки! Спаси  Вас Бог за вашу доброту и молитвы!

Автобус мягко трогается с места. Всю дорогу поем величание преподобному Амвросию Оптинскому, другим старцам Оптиной, убиенным монахам. С песней-молитвой выходим из автобуса. Но тут и замолкаем…
Вот она – Оптина пустынь!!!
Видим твои цветные купола!
Долго мы до тебя добирались, не просто.
Принимай Луганчан… Достойных ли, недостойных ли? Безусловно, грешных, но любящих тебя и любящих Бога!

http://www.optina.ru/history/optina/
 

 

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ОПТИНА

(выдержки с официального сайта монастыря Оптина пустынь)

«В нашем мире, где стенает и мучится вся тварь, где и мы сами, имея начаток Духа ...стенаем, ожидая усыновления (Рим. 8, 22, 23), есть уголки, сохраненные Господом, будто осколки земного рая – как прообраз, живая икона Царствия Небесного. Таким райским местом в России с начала XIX века является всемирно известный монастырь Оптина пустынь. Милость Божия простирается над этим местом неизреченной духовной глубины и святости. Совсем недавно, до своего разрушения, обитель сияла, как немеркнущая лампада непрестанной молитвы, вместилище подлинно христианской любви и средоточия подвижничества.

«О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!.. О, благословенная Оптина!» – так писал замечательный русский духовный писатель С. А. Нилус, проживший при обители 5 лет (с 1907 по 1912 г.) и оставивший бесценные описания как внешней, так и внутренней жизни прославленного монастыря.

Оптина пустынь, без преувеличения, – наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми пред Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ-ХХ вв.

Главной же святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих. Праведники соединяют прошлое и будущее, живых и усопших, земное и небесное. Взгляни на радугу и прославь Сотворившего ее. Прекрасна она в сиянии своем (Сир. 43, 12). Да, воистину, дивен Бог во святых Своих.

Со времени появления старчества в Оптиной пустыни (1829 г.) на нее обильно изливается благодать Святого Духа и вместе с тем "тихий свет" чистейшего пламени Святой Руси. «Саров и Оптина – вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия» (Г. Федотов).

«Всякая душа ищет тепла сердечного, ласки, утешения, безгрешности. В душе русского человека живет бесконечная жажда праведности, чистоты, желание хоть раз в жизни коснуться безгрешности. В самую сущность русскости входит мечта о совершенстве, жажда приблизиться к нему, помысел о «спасении души», вздох о Божием, взыскание Града, готовность преклониться перед праведником хотя бы только перед смертью» (И. Ильин). И шли люди на богомолье в Оптину. Здесь все было проникнуто благодатным врачующим светом. И не обманывалась душа боголюбца и видела своими очами тех, кого жаждала увидеть. Вот впечатления об Оптиной И. В. Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали сами все. Сами служки поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше» (Письмо А. П. Толстому, 10 июля 1850 г.).

Великий старец прп. Гавриил (Зырянов; 24 сент./7 окт. 1915), полагавший начало подвижничества в Оптиной пустыни (в течение 10 лет), впоследствии вспоминал: «Да, мы чувствовали себя так, как в среде святых, и ходили со страхом, как по земле святой... Я присматривался ко всем и видел: хотя были разные степени, но все они по духу были равны между собой: никто не был ни больше, ни меньше, а были все одно: одна душа и одна воля – в Боге». Действительно, все это богособранное братство представляло одну единомысленную семью. И «если бы ты мог отворить двери сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю, – ты упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты, света и блеска их совести» (свт. Иоанн Златоуст).

Прп. Варсонофий Оптинский (1/14 апр. 1913): «Пребывание в Оптиной есть величайшая милость Божия, которую нужно заслужить жизнью, соответствующей заветам великих старцев».

Иван Михайлович Концевич (23 июня/6 июля 1965), известный исследователь русского монашества, старчества, глубокий знаток и почитатель Оптиной пустыни, духовный писатель: «Оптина Пустынь была той золотой чашей, куда сливалось все самое лучшее духовное вино России".

Однажды великий оптинский старец, равноангельный прп. Нектарий (29 апр./12 мая 1928), великий тайновидец судеб Божиих, спросил С. А. Нилуса:

– А известно ли Вам, сколько от сотворения мира и до нынешнего дня было истинных общежитий? Вы лучше не трудитесь думать, я сам Вам отвечу. Три!

– Какие?

– Первое – в раю, второе – в христианской общине во дни апостольские, а третье...

Он приостановился...
– А третье – в Оптиной, при наших великих старцах.
– А Ноев ковчег-то? – возразил Нилус.
– Ну, – засмеялся старец, – какое же это общежитие? Столько лет звал Ной к себе людей, а пришли одни скоты. Какое же это общежитие?»

Прп. Антоний Оптинский (7/ 20 авг. 1865), скитоначальник, получил в свое время указ архиерея о переводе его из скита Оптиной пустыни на должность настоятеля Николаевского Черно-островского монастыря. Старец скорбел неутешно, не желая расставаться с любимой обителью. Тогда ему в видении является сам свт. Митрофан Воронежский с сонмом святых в неописуемом сиянии и говорит: «Ты был в раю, и знаешь его, а теперь трудись, не ленись и молись». Вот оценка, данная великим святителем, небесным, райским посланником: скит Оптиной пустыни – это рай.

И в завершение приведем суждение свящ. Павла Флоренского (25 нояб./8 дек. 1937), творчество которого не бесспорно, но то, что он был знатоком культуры, – несомненно. Кроме того, он лично сам хорошо знал Оптину и многих ее великих старцев. Отец Павел называет Оптину «духовной санаторией» многих израненных душ. «Оптина есть... завязь новой культуры. Она есть узел, не проектируемый только, а живущий вот уже сотню лет, который на самом деле осуществил ту среду, где воспитывается духовная дисциплина, не моральная, не внешне аскетическая, а именно духовная... совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее, вплетая в свое предание и эту нить, непременно и эту, потому что это есть единственная нить, которая, действительно не прерываясь в плане историческом, низводит нас из века в век к глубочайшим напластованиям духовного преемства... Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух, хотя бы потом он раскрывался и в иных, чем собственно-оптинское, направлениях. Оптина, выдаваясь не столько отдельными исключительными лицами, сколько гармоническим сочетанием и взаимодействием духовных сил, всегда была и есть... как целое, могучий возбудитель духовного опыта, я смелюсь сказать, единственный в России, по крайней мере, в таком роде и в такой силе возбудитель духа. Было бы с нашей стороны великим преступлением не перед группою монахов, а перед культурою будущего не употребить всех возможных усилий для охранения Оптиной в ее целом, т. е. не как стен или рукописей, а того невидимого и неосязаемого физического водоворота, который о всяком приблизившемся к нему пробуждает впервые, может быть, острое сознание, что, кроме внешнего отношения к миру, есть еще внутреннее, бесконечно более его важное, дающее ощутить глубины бытия и миры иные. Оптина у подошедшего к ней родит убеждение, что этот новый взгляд на мир не случайное настроение, а доступен развитию, углублению и обогащению, и что он, переходя в постоянный опыт иной действительности и жизнь в ней, подступая к краям нашего сознания, может изливаться оттуда как новое культурное творчество, как новая наука, новая философия, новое искусство, новая общественность и новая государственность. Вот этот-то невидимый, но могучий вихрь иной жизни, уже столько давший, уже питавший русскую культуру... этот вихрь, за который все мы, люди одного устремления, хотя и разных деталей в путях и технике, должны ухватиться как за ценнейшее достояние нашей современности, мы должны отстоять, должны отстоять во что бы то ни стало и каких бы это ни стоило усилий. Ведь, повторяю, тут дело идет о принципе внутреннего постижения жизни, я ошибся, не о принципе, а живом побеге, единственном, доказавшем свою жизненность».

Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось так близко к идеалу христианских отношений, к райскому жительству, к Царствию Небесному уже здесь, на земле. И это царство просуществовало ровно сто лет. Были, конечно, испытания, скорби, ошибки, не все так безоблачно, но такой духовной высоты общество нигде в России не достигало. Нигде святое братство не имело такого обширного освящающего влияния на свой народ.

Оптина имела и великих святых, но, главное, как отметил свящ. Павел Флоренский, – это уникальность, неповторимость и единственность «гармонического сочетания и взаимодействия духовных сил». Появилось действительно новое общество, состоящее из новых людей силою благодати Святого Духа. Евангелие Христово осуществилось на земле в целом братстве на протяжении ста лет. А в братстве, между прочим, было около 300 человек. «Если сходятся слова и жизнь, они становятся памятниками всей философии» (прп. Исидор Пелусиот). Вот и новая философия, о которой писал о. Павел Флоренский. В других монастырях на Святой Руси было немало святых, но были ли святые братства, подобные Оптиной, сказать трудно. По своему устроению к Оптиной приближается лишь Глинская пустынь (Курская губерния) ХIХ-ХХ вв., но влияние ее на русское общество было намного скромнее.

Поэтому «все мы... должны ухватиться... за ценнейшее достояние нашей современности» – духовную историю этой прославленной обители, этого райского уголка. Необходимо самым тщательным образом, «во что бы то ни стало и каких бы то ни стоило усилий», изучить ее уникальный духовный опыт, который дал действительно жизненный побег».

И вот мы на территории монастыря. В его Введенском Богородичном храме уже началась литургия. Тихонько рассредоточиваемся внутри святого храма. Молитвы братии проникают сквозь наши бренные тела, омывают, очищают душу, насыщают ее светлой благодатью! А силища какая! Кажется, что вот-вот очередной волной собьет с ног входящее в нас Божие Слово. Нет, конечно, не собьет. Слава Богу, твердо мы стоим на ногах. В том числе и Дима, который стоять самостоятельно не может. На руках его везде Юра – друг его носит да в коляске возит. Не слабаки приехали, не нытики… Спаси Бог за духовный праздник! Постоять на службе в Оптиной - это ли не предел мечтаний многих из нас? Это ли не свидание со святостью, которая нам, мирянам, недоступна?
На стенах храма лицезрим, читаем имена многих оптинских старцев, заслуживших вечную память своего народа. Тут же картины из святого писания. Не забывай о подвиге Господа Иисуса Христа и Матери его Богородицы, Отроковицей для службы Богу Избранной, такой Крохой в церковь Введенной… И храм этот в честь этого события Иевангельского назван Введенским.

Вот и закончилась служба.
По ходу к кресту прикладываемся к мощам старцев. «Простите нас! Молите Бога о нас, грешных»…

Выходим из храма. Идем в часовню Христова Воскресения. Берем благословение на  служение панихиды у могил трех убиенных иеромонаха Василия, иноков Трофима и Феррапонта. Отец Савватий начинает, мы – подхватываем, где нужно.
После молебна спели Христос Воскресе!  и песни Богородице. Пора и честь знать. Спаси Бог за прием!  После того, как нас провели по монастырю, всё показали, рассказали, нам дополнительно полчаса  дают на осмотр монастыря, посещение книжной лавки…Разбегаемся. У входной арки собираемся. Идем на автобус.

Едем в Клыково поклониться могилке матушки Сепфоры.

Приехав в Клыково, сначала посетили храм Спаса Нерукотворного.
 
Монастырь    Спаса    Нерукотворного    Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области.  Здешние места славятся   своей   необыкновенно   живописной природой   березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена.  Наверное, не случайно именно здесь расположен один из самых  старинных, знаменитых и почитаемых в России монастырей - Свято-Введенская Оптина Пустынь.

Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше.

Там, где сегодня - село Клыково, по высокому берегу реки Серены в  древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша - выдающийся русский просветитель домонгольской поры. Примечательны и события, предшествующие строительству в Клыково храма в честь Hepyкотворного Образа Господня.

Затем нам устроили экскурсию, повели  в дом, где жила, принимала народ прозорливая старица Сепфора. Постучали нас по хребту, по ногам палочкой – частью ее знаменитого исцеляющего посоха, как когда-то это делала сама схимонахиня. Скромно жила матушка Сепфора. Дом, убранство его – все самое обычное, старенькое, неяркое. Ярко горел в этом доме лишь исцеляющий Дар от Бога – Любовь к людям матушки Сепфоры.

После посещения домика нас повели на ее могилку. Там разрешили набрать песка в кулечки, советуя его прикладывать к больным местам.
- Моли Бога о нас, матушка Сепфора!
Там же, стоя на коленях возле могилки пропели   «Со святыми упокой».
 
http://spasovo.ru/orthodoxy/sepfora

Матушка Сепфора: путь схимонахини Сепфоры

«Матушка Сепфора - в миру урожденная Дарья Николаевна Сенякина, появилась на свет 19 марта 1896 года по старому стилю в селе Глухово Тамбовской губернии. Отец - Николай Алексеевич и мать, Матрона Герасимовна, были честными и трудолюбивыми крестьянами. Вера в Бога основательно поселилась в их семье. Детей у них было трое: Дарья, ее братья: Василий и Павел. Первый сложил свою голову на поле брани в войне 1914 года, а второй погиб при раскулачивании в 30-х годах.

В конце своей жизни матушка, прожившая 101 год, вспоминала, что жили они с родителями хорошо, посещали в храм, что монахи были в роду по линии и отца и матери. Дарьин дед Алексей, много ездил по святым местам. Однажды он привез внучке четки. Схимонахиня Сепфора также вспоминала, как ее учили молитве Иисусовой монахини, жившие в Глухове при храме Покрова Божьей Матери, которые обучали девицу шитью и ткачеству.

Через некоторое время стал отходить в мир иной отец Дарьи, которому было всего сорок пять лет. Он, чувствуя, что приближается смерть, зажег свечу и попросил родных поддержать его. Дарье на тот момент исполнилось 20 лет. При своей жизни отец не выдавал дочку замуж, поскольку знал, что она желала принять постриг. Но в суровые предреволюционные годы мать Дарьи благословила дочь на брак, когда после кончины отца к ней посватался молодой односельчанин Дмитрий Шнякин, человек глубоко верующий. Девушка подчинилась без ропота. Она вошла в зажиточную семью.
Жизнь матушки Сепфоры

Свекр имел четверо сыновей и дочь, а также владел большим хозяйством. Поэтому не позволял своим чадам отделяться от него даже после женитьбы. В доме собралось пять молодых снох. Дарья оказалась среди них старшей снохой, и ей по статусу полагалось за всем следить, и распоряжаться. Матушка Сепфора вспоминала, что ей тогда и лапти некогда было снять, не говоря уже о том, чтобы отдохнуть. Она успевала справляться со всеми делами, и ею были довольны. Господь давал силы, так как она постоянно помнила о Нем.

В период с 1917 по 1928 годов у Дарьи родились четыре дочки: Александра, Параскева, Лидия и Иулия.А в зловещем 1933 году будущая схимница пережила страшное раскулачивание, которое сопровождалось убийством ее родных и ссылкой на Соловки. Их дом разобрали по бревнышкам. Семье стало негде жить. Подбиралась зима. Будущую монахиню с детьми приютила бедная вдова Агафья, которая жила на краю села. Муж Дарьи еще до раскулачивания уехал в Болохово Тульской губернии на строительство шахты, чтобы заработать средства для перевоза семьи.

Переехав в Болохово семье особо не стало легче. Была неимоверная скудость в быту - долгое время жили в проходной комнатушке, где вшестером спали на полу так, что соседи перешагивали через них. Отец пробавлялся случайными заработками: то трудился истопником, то на хлебозаводе дрова колол, то щиты от снега на железной дороге сколачивал. Старшие дочери Александра и Параскева тоже помогали - работали, где могли. Вскоре, в Болохово приехала мама Дарьи, которая прожила всего два месяца и скончалась.

Только в 1937 году семье дали отдельную коммунальную комнату, в которой стало немного поудобнее. После войны В 1946 году умер муж и Дарья с дочерьми переехала в Киреевск Тульской области. И уже тогда еще и не будучи монахиней она оставила попечение о земном. Дочери стали взрослыми и могли позаботиться о ней.
Сон будущей монахини

Однажды матушка уединенно молилась, и вдруг появились Ангелы - они стали ходить вокруг нее, совершая какой-то обряд. После того, как небесные гости стали облачать ее в монашеские одежды, женщина догадалась, что это постриг. Вскоре Дарья приехала в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и на исповеди она рассказала о своем чудном пострижении в иночество. Вскоре ее благословили на постриг в мантию. Он состоялся в лавре 20 октября 1967 года. Она была наречена Досифеей. Все произошло очень незаметно, что и дочери монахини не сразу узнали об этом.

Через 22 года зимой митрополит Тульский и Белевский Серапион постриг монахиню Досифею в схиму с именем Сепфора. схимница скорбела, что ей, носительнице великого ангельского образа, придется умереть в миру. Долго она слезно молилась Божией Матери. И вот, однажды, Богородица явилась ночью во сне, в ее келье в Киреевске и сказала: «Ты не умрешь в миру.Ты умрешь в Клыкове, в монастыре». Схимница лишь недоуменно подумала: «А где ж оно такое есть?», как Пречистая ответила: «Не надо тебе знать. Придет время - священники сами к тебе приедут».
Схимонахиня Сепфора в Клыкове

В августе 1995 года схимонахиню Сепфору посетил будущий наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь в Клыково игумен Михаил, тогда еще иеродиакон Феодосий, который послушался над воссозданием обители. Как только она узнала, что он из Клыково, то сразу обрадовалась: «Вот и славно что ты приехал, я ждала! Ты дом строишь?» И, услышав утвердительный ответ, говорит: «Строй быстрее я приеду к вам жить».

На Рождество 1996 года монахиня поселилась в монастыре в Клыково. За тот период, что матушка Сепфора прожила в Клыково - множество людей получили от прозорливицы полезные советы и утешение в скорбях. Схимница почила в Боге 13 мая 1997 года. В настоящее время на ее могиле происходят чудеса исцелений и Божьей помощи».

Далее, едем в Калугу в Свято-Тихоновский монастырь, чтобы поклониться мощам преподобного отца Тихона.
 



Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь

История Монастыря

«Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.

Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону. Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.

В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.

В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту –– в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери».
 
Пропев величание, приложившись к мощам Святого Тихона, покидаем стены храма, чтобы попасть на целебный источник его имени. Там нас ждала выстроенная деревянная купель. Вода в ней – как слеза чистая да прозрачная. Холодная вода – по вере каждого и не холодной казалась вовсе.
Набрали воду с собой. Много увезти не удастся, но уж сколько кто смог.

Пришли из купели, а возле автобуса столы накрытые стоят. Наш чудо-котелок еще от Клыкова сам кашу варил, дежурные салат из свежей капусты и консервированной кукурузы настрогали. Чай в термосах горячий ждет…
Неужели не проголодались?
Добро пожаловать к столу!
Пожалуйста, но сначала помолимся…

День насыщенный получился. Убрав со стола, едем в Серпухов, надеясь, что братия мужского монастыря приютит уставших паломников… По дороге Людмила рассказывала нам о явлении иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». После этого поставили диск с правилом ко причастию, а затем и вечерние молитвы.

Возле ворот Серпуховского Высоцкого мужского монастыря мы оказались в 21-30.
Алла Дмитриевна, ее верная помощница Татьяна и отец Савватий пошли договариваться о ночлеге, но в этом нам было отказано. Нам сказали, что мы опоздали на час. После 21-00 на территорию монастыря никого не пускают. Но в беде нас тоже не оставили. Посоветовали ехать в Введенский женский монастырь. Куда деваться? Послушно разворачиваем оглобли…
Сестры Введенского монастыря радушно приняли поздних гостей. Нас отвели в беленое странное строение с очень горячими полами. Такими горячими, что босой ногой и не встать. Как на огромную русскую печь всех спать уложили, выдав в придачу по два каремата, чтобы не жестко спать на полу было.
Спрашиваем у матушки Оксаны:
- А чего ж так полы раскочегарены?
- Ой, да так получилось. Два дня назад у нас паломники ночевали, холодно было им, мы и включили отопление, а вот выключить, как оказалось, забыли. А вы знаете, нам Вас сам Бог послал!
- Как так?
- Да мы не только отопление, мы еще и храм сегодня забыли запереть на ночь. Не дай Бог, кто позарился бы. Там же столько всего!

На этом все. Поздно. А завтра рано вставать нужно. Программа насыщенная. Мы и не знаем всего, что предстоит. А зачем, когда у нас такие заботливые руководители? Ангела-хранителя на ночь! Сегодня уж точно никто не замерзнет.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Введенский_Владычный_монастырь
 

 
Серпухо;вский Влады;чный Введе;нский же;нский монасты;рь (в церковных кругах принято название Серпуховско;й Влады;чний Введе;нский женский монастырь) расположен в городе Серпухове. Основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием.

По легенде, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»

В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычного монастыря преподобного Варлаама , через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери Неупиваемая Чаша.

К началу XVIII века имел многочисленные вотчины в Московском и Серпуховском уездах. В 1724—1727 годах был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, получил III класс. В 1806 году преобразован в женский монастырь, где в 1861-74 гг. настоятельствовала известная Митрофания (Розен). Упразднен в 1920-е годы.


Рецензии
Оптина пустынь! Это ж надо, сподобилась! Буду тебе , Света, чуть-чуть завидовать! Оттого как давно мечтаю туда попасть!.. Ничего не могу с собою поделать, завидую и все!..

Дмитрий Юдкин   18.08.2012 23:56     Заявить о нарушении
Не бойся в этом завидовать, тут никуда не денешься. Я тоже мечтала и еще хочу там побывать... В общем, собирай деньги на поездку потихоньку, и это станет реальностью. Никак без этих "кесаревых" не обойтись, к сожалению, хотя есть и чудо... Я в этом убедилась.

Светлана Тишкина   19.08.2012 08:32   Заявить о нарушении